Жидкая смазка для подшипников

Содержание

К счастью, в практике современного автомобилиста потребность в покупке пластичных смазок возникает редко – все подшипники поставляются с собственными упаковками, объем которых достаточен для сборки. Идея регулярно менять смазку, чтобы отсрочить кончину какого-либо узла, осталась в советских временах дефицита, когда даже промывка масляных фильтров была обычным делом.

Однако все же есть случаи, когда потребность в замене смазки возникает. К примеру, на многих автомобилях тормозные диски и барабаны конструктивно являются одним целым со ступицей: при необходимости демонтажа конический подшипник придется снимать, так что и смазку обновлять все равно придется. В северных районах штатная смазка, рассчитанная на среднестатистические условия эксплуатации, может оказаться слишком густой – придется заложить специальную, даже если подшипник закрытый и смазан еще на заводе. Ну и, наконец, есть определенный смысл в замене заводской смазки в дешевых подшипниках: качество металла этим не улучшить, но износ можно снизить.

Отдельная категория потребителей пластичных смазок – это мотоциклисты и велосипедисты: у них потребность что-то смазать возникает постоянно, особенно у любителей внедорожной езды: после пары грязевых купаний колесные подшипники приходится промывать и заново смазывать.

Основные характеристики смазок и их классификация

В первую очередь при выборе хорошей смазки для подшипников нужно ориентироваться на ее вязкость: она определяет и скоростной, и температурный диапазон работы. При расчете подобных механизмов применяется понятие скоростного фактора, на основе которого выбирается необходимый класс смазки по NLGI. Для подшипников актуальны три из них – от первого (наименьшей вязкости) до третьего (наивысшей). Большинство подшипниковых смазок общего применения относятся ко второму классу, первый имеет смысл использовать в низкооборотных механизмах при отрицательных температурах, третий – в высокооборотных при большом нагреве.

Также стандартами NLGI определены классы смазок и по их применяемости:

  1. GA – малонагруженные подшипники, эксплуатируемые в диапазоне температур 20…70° С. Такие смазки пригодны для мототехники, автомобилей А-класса и меньше.
  2. GB – смазки для средних нагрузок в температурном диапазоне 40…120 °С. Применимы для большинства автомобилей, не эксплуатируемых в жестком режиме (агрессивная езда, горные серпантины и так далее).
  3. GC – смазки для грузовых автомобилей, спортивной техники, где температура ступичного подшипника может доходить до 160 °С.

Увы, эта удобная классификация в Европе не прижилась, в отличие от также пришедшей из Америки классификации API. Обычно производители пластичных смазок указывают только вязкость при 40 градусах – для колесных подшипников «среднестатистической» является 150 сСт, что сопоставимо с NLGI GB.

И ресурс, и антифрикционные свойства смазки определяют ее основа и тип загустителя. Для подшипников применяются в основном два типа смазок:

  • Мыльные смазки производятся на основе солей жирных кислот и продуктов переработки нефти (минеральная основа). Так, на солях лития выпускаются литиевые смазки (простейший пример – «Литол-24»), на солях кальция – кальциевые (солидол), и так далее. Кальциевые смазки неприменимы при высоких температурах из-за термического распада уже на 80 °С. Поэтому этот класс смазок сейчас представлен только комплексными литиевыми смазками, имеющими широкий рабочий диапазон температур при низкой себестоимости, неплохие антифрикционные свойства.
  • Органические смазки выпускаются на всех видах основ – от минеральной до синтетической, выбор загустителей также велик – от соединений мочевины до сложных органических комплексов. Поэтому указать на какие-либо их общие свойства достаточно трудно.
  • Полностью синтетические смазки на различной основе (чаще – перфторалкилполиэфиры PFPE, полиальфаолефины PAO), обеспечивают великолепные антифрикционные свойства, выдерживая при этом нагрев до температур, достижимых лишь при крайне жесткой эксплуатации. Обратная сторона – высокая цена, вынуждающая использовать такие материалы только по крайней необходимости.

Видео: Смазка закрытых подшипников

В узлах, испытывающих длительный нагрев (для ступичных подшипников это условие подходит как нельзя лучше), необходимо учитывать и так называемую температуру каплепадения. Она должна как минимум в несколько раз превышать максимальную температуру нагрева узла, в противном случае смазка будет быстро вытекать из зоны трения, что ускорит износ подшипника на порядок. Даже на закрытых подшипниках низкокачественную смазку с малой температурой каплепадения сразу видно – она выползает из-под крышек, тонким слоем растекаясь по близлежащим поверхностям.

Выбор смазки

Итак, для большинства применений оптимальной будет смазка NLGI GB второго класса. Если производитель игнорирует в технической документации американскую классификацию (этим грешат в первую очередь производители автохимии – фирмы наподобие SKF, специализирующиеся на подшипниках и смазках для них, классы NLGI указывают всегда), то критерии для выбора будут такими:

  • легкий городской автомобиль, обычное движение в потоке: средевязкие смазки (130-170 сСт), нет особых требований к составу – применимо большинство литиевых.
  • тяжелый автомобиль, легкий коммерческий транспорт, агрессивная езда или горная местность: загущенные смазки (160-190 сСт), крайне желательно наличие антифрикционных и антизадирных присадок. Обратите внимание на синтетические смазки с содержанием тефлона.
  • спортивная техника, крайне жаркий климат: высоковязкие (до 220 сСт) смазки с обязательным содержанием комплекса присадок. Как минимум полусинтетическая основа, в идеале — PFPE.
  • внедорожная техника, дождливые регионы и прочие условия, когда велика вероятность попадания воды в подшипник: вязкость подбирается от нагрузки, дисульфид молибдена противопоказан.

Видео:Штатная смазка в китайских подшипниках

Лучшие представители

Литиевые смазки общего применения

Castrol LMX Li-Komplexfett 2

Смазка используется на заводском конвейере Mercedes-Benz, что уже неплохо ее рекомендует. Несмотря на любовь немецких концернов к переусложнению всего и вся в угоду маркетингу, смазку это обошло: она производится на классической минеральной основе с комплексным литиевым загустителем, но, тем не менее, получила богатый пакет присадок и в результате может работать в условиях высоких нагрузок и при перегреве.

Читайте также:  Как самому сделать трубогиб для профильной трубы

В холодном климате малоприменима – вязкость в стандартных условиях составляет 200 сСт.

Liqui Moly LM 50 Litho HT

Комплексная литиевая смазка, соответствующая второму классу NLGI. В среднем климатическом поясе она оптимальна для большинства применений: имея вязкость 150 сСт в стандартных условиях, она за счет сложного состава загустителя демонстрирует температуру каплепадения 290 ?С.

Однако в жарком климате или на холоде использовать ее не стоит: температура замерзания в минус 24 градуса обеспечит зимой практически сухое трение до момента прогрева, а с учетом падения вязкости до 13 сСт уже при ста градусах применение также ограничено. И, если антифрикционный пакет присадок еще позволит смазке работать при излишнем разжижении, то от вытекания это ее не спасет – по вязкости смазка в этот момент аналогична обычному моторному маслу 5W40 при комнатной температуре. Особенно это актуально для тяжелых автомобилей с коническими подшипниками колес: уплотнения у них малоэффективны и рассчитаны именно на густую смазку.

PFPE смазки для высоких температур и нагруженных узлов

Total STATERMIC NR

Эта смазка подойдет не только для спортивных автомобилей: малоэффективными и быстро перегревающимися тормозами «грешат» и многие люкс-внедорожники. Вязкость этой смазки – 375 сСт, и применение ее оптимально именно в постоянно нагретых узлах. Зато она может работать при постоянном нагреве до 250 градусов и пиковом – до 300. Кажется избыточным? Не забывайте, что для гоночного трека или серпантина в южных горах это не так и много.

Арктические смазки

HUSKEY HTL-500 GREASE

Смазка на полностью синтетической основе также имеет и политетрафторэтилен (тефлон) в своем составе. Как результат производителю удалось достичь нижней планки применимости в -60 градусов при соответствии второму классу NLGI и высоких антифрикционных свойствах. В теплом климате эта смазка подойдет только для малонагруженных подшипников: вязкость 47 сСт в стандартных условиях на это явно указывает.

Благодаря дотошности производителя к вопросам сертификации известно не только о совместимости смазки со всеми видами резин (кроме этилен-пропиленовых каучуков) и пластиков, применяемых в автомобильной промышленности, но и о ее кошерности. Учитывая сугубо северное применение, это даже выглядит забавным.

Смазки для подшипников обеспечивают длительную эксплуатацию и увеличивают скорость и плавность вращения трущихся элементов. У них различная консистенция и температурные режимы использования. Одни рассчитаны как на сильные отрицательные показатели термометра, так и на работу в жарких условиях. Другие могут функционировать только в среднем температурном диапазоне. Различаются они по антифрикционным свойствам и возможности обеспечивать работу оборудования под определенным весом нагрузки. Если смазать втулку автомобиля или высокооборотного станка неподходящим составом, то это приведет к преждевременному износу делателей. Смазывая велосипед или подшипники моторов от слабо мощных агрегатов дорогими смесями, можно не ощутить их качество и переплатить. Прочтение этой статьи дает четкое представление об антифрикционных свойствах смазок и научит различать куда и какой состав лучше использовать.

Смазку для подшипников какой фирмы выбрать

Мировой рынок изобилует смазочными материалами, которые выпускают известные компании и начинающие производства.

Наибольшего успеха в этом добились следующие холдинги:

1. Castrol Limited

3. British Petroleum

У первой компании широкий ассортимент синтетических и традиционных материалов с хорошими смазочными свойствами, которые рассчитаны на автомобили, мотоциклы и различные прицепы. Их продукцию отличает дух новаторства, ориентированный на потребности клиентов. Инженеры фирмы постоянно ищут новые решения в области смазки.

Luqui Moly относится к немецкому бренду и известна многим своими маслами, присадками и другой автохимией. Функционируя с 1957 года и получив мировое признание, компания является лидером в этой области на территории Европы. Два ее крупнейших завода расположены в Ульем и Саарлуис.

British Petroleum – это британский холдинг, существующий с 1909 года. Правление ориентирует деятельность огромной структуры на добычу нефти и газа, а сопутствующими продуктами производства являются смазочные материалы.

Valvoline является одним из старейших производителей автомобильных масел и вязких смесей для подшипников. Ее начало приходится на 1866 год. Сейчас штаб-квартира находится в Лондоне. Продукция отличается био разработками, оказывающими наименьшее влияние на природу.

Mobil – это американский бренд, специализирующийся на горюче-смазочных материалах. В одних лишь Штатах компания имеет более 400 магазинов.

Лучшие смазки для подшипников под общие нагрузки

Такие смеси предназначены для трущихся узлов велосипедов, мопедов или электромоторов с низкими оборотами. Их можно заталкивать в станки на производстве или применять в крутящихся приспособлениях в частных мастерских. Хороши они и в сельскохозяйственной технике.

Вещества в их составе рассчитаны на невысокие температуры и нагрузку. Вот лучшие смазки общего назначения по версии пользователей.

BP Energrease LS-EP 2 – для станков

Этот продукт от British Petroleum создан на основе высокоочищенных масел с ингибиторами окисления и антифрикционными компонентами. Универсальную смазку можно применять везде, но лучше всего она подойдет для станков любого назначения (токарных, фрезерных), а также конвейерных механизмов. Производители рекомендуют ее ко всему оборудованию текстильной, деревообрабатывающей, бумажной и пластмассовой продукции.

Смазка отличается хорошей прокачиваемостью и показывает устойчивость при сдвигах или вибрации на подшипниках. Средство имеет неплохую вязкость, а его распад на масло и присадки начинается только спустя 18 часов непрерывной работы при температуре 40 градусов. А вот каплепадение начинается уже на отметке термометра 195 градусов, поэтому максимальный температурный предел у смазки 140.

Достоинства:

  • универсальность средства;
  • легко прокачивается;
  • не выпадает при сдвигах;
  • устойчивая к распаду.

Недостатки:

  • небольшой диапазон температур;
  • минимальный объем расфасовки 15 кг.

Luqui Moly LM 50 – лучшая для ступиц

Немецкие разработчики создали консистентную смазку на основе литиевого комплекса, обладающую хорошими противозадирными свойствами. Этот продукт применим в различных системах, включая центральные распределительные, но лучше всего его использовать для смазки ступиц. Состав устойчив к воде, что актуально для колес. Продукт не быстро становится мягким и надолго остается в подшипнике.

Антикоррозийные свойства защищают металл на крутящихся элементах ступиц. Диапазон температур варьирует от -30 до +160, что хорошо подходит для колес. Средство содействует высокой нагрузке на вращающиеся части с обеспечением минимального износа от трения и давления. Эта немецкая смазка сохраняет все свои свойства длительное время, когда другие подобные вещества стареют. Распад на масло происходит спустя 18 часов работы. Вязкость соответствует DIN 51562.

Достоинства:

  • густая;
  • надежно защищает от коррозии;
  • не вытекает из подшипников;
  • отталкивает воду;
  • пригодна для работы в условиях повышенных нагрузок.

Недостатки:

  • не очень большой температурный диапазон;
  • очень дорогая.

Castrol LMX Li-Komplexfett – хороша для инструмента

У смазки пластичная гелиевая структура, что позволяет быстро заталкивать ее в подшипник. Производители использовали загустители литиевого комплекса в сочетании с основой, состоящей из минерального масла. Дополнительно были внедрены несколько присадок, чьи пропорции строго сбалансированы. Это дало отличный продукт для подшипников электроинструмента: болгарок, отрезных станков, перфораторов.

Читайте также:  Переделать шуруповерт на 220 видео

Механическая стабильность смазывающего вещества позволяет работать инструментами целый день. Даже при нагреве металла, смазка не вытекает. Средство рассчитано на поддержание работы при высоких скоростях. Стойкость к затвердеванию увеличивает полезный срок эксплуатации. Смазка обладает высокой адгезией к металлическим компонентам, поэтому не вымывается и не вытряхивается.

Достоинства:

  • экологичный состав;
  • применима как для техники, так и для инструмента;
  • доступная цена;
  • поддерживает работу подшипника на больших скоростях.

Недостатки:

Лучшие смазки для подшипников под особенные нагрузки

Такие смазывающие вещества отличаются меньшей кинематической вязкостью, что дает им возможность лучше проникать между трущимися элементами, поддерживая скольжение и препятствуя износу. Производители добавляют в их состав специальные присадки, повышающие их качество. Это нашло свое применение в строительной технике и оборудовании, а также у гоночных транспортных средств.

Mobil Mobilgrease Special – для строительной техники

Этот американский продукт создан для применения в подшипниках, подвергающихся постоянной вибрации. Часто такие нагрузки испытывают экскаваторы и крановые установки на стройке или горнодобывающее оборудование. В ее составе разработчики задействовали дисульфид молибдена, благодаря чему износ деталей становится минимальным. Чтобы смесь не вытекала из вращающихся узлов, использовали гидроксистеарат лития. Густая консистенция позволяет средству надежно удерживаться внутри подшипника.

Благодаря продуманному составу, средство хорошо защищает металлические элементы от коррозии, а также износа во время поступательных или колебательных движений. Оптимальное применение – это подшипники и ступицы у шасси грузовой техники. Но эта смазка вытечет, если температура металла поднимется выше 130 градусов. Поэтому требуется регулярный контроль и дозаправка средства.

Достоинства:

  • хорошо защищает от коррозии, если в узел попала влага;
  • загуститель на основе лития;
  • рассчитана на вибрацию и колебания;
  • консистенция удобна для прокачивания.

Недостатки:

  • невысокий температурный диапазон (от -20 до +130);
  • быстрый расход;
  • цена.

Fuchs Titan Renolit Duraplex EP2 – для высоких температур

Эта смазка сочетает в себе отборные масла и загустители на основе литиевого мыла. Разработчики внедрили в нее дополнительный пакет присадок, который придает смеси стабильность и устойчивость при экстремальных для работы температурах, возникающих из-за высоких оборотов и сильного трения веса конструкция, вращающейся на подшипниках. Такая смазка лучше всего подойдет для воздуходувок с подачей горячего воздуха и электромоторов от крупных промышленных станков.

Хорошие у нее и антикоррозионные свойства. Водостойкость не позволяет вымыть смазку при чистке оборудования струей воды под напором. Смесь обладает хорошей коллоидной стабильностью при температуре 80 градусов на протяжении 18 часов.

Обычно ее можно использовать в диапазоне -30 до +160. При кратковременных превышениях до 200 градусов ничего не случится, поскольку каплепадение вещества начинается от 250. Упаковка может быть по 400 и 500 грамм или 25 и 180 кг для оптовых закупок крупными предприятиями.

Достоинства:

  • дополнительный пакет присадок;
  • работа при температуре до 200 градусов;
  • коллоидная стабильность в 18 часов;
  • водостойкая;
  • большой выбор величины упаковки.

Недостатки:

  • в качестве загустителя – мыло;
  • тюбик не очень удобен для забивки смазки в подшипник.

VALVOLINE MOLY FORTIFIED MP GREASE – там, где очень влажно

Продукция от нидерландских разработчиков получила EP-комплекс присадок, снижающих трения, а за основу был взят дисульфид молибдена. Самым главным ее достоинством оказалась высокая устойчивость к воде. Она не окисляется при мойке под напором, не выбивается из узлов и надежно преграждает доступ коррозии. Хорошо показала себя такая смазка и при ударных нагрузках. Ее полезные механические свойства сохраняются длительное время.

Такой состав позволяет использовать ее в подшипниках промышленного оборудования, сельскохозяйственной техники и автомобилях, эксплуатация которых осуществляется в условиях увеличенной влажности.

Производители смогли добиться и рекордных температурных показателей для этого средства, составляющих от -150 до +1200 градусов. Черно-серое вещество легко забить в подшипник.

Достоинства:

  • высокие температурные показатели;
  • предназначена для повышенной влажности;
  • содействует перенесению ударных нагрузок;
  • широкое применение в технике;
  • противозадирные свойства;
  • дешевая;
  • разнообразие расфасовки.

Недостатки:

  • несмотря на водоустойчивость, требуют обязательного наличия пыльника.

Какую смазку для подшипников купить

Чтобы правильно выбрать смазку, необходимо определиться с местом ее использования и температурным режимом данного узла. Немаловажную роль играет количество попадающей влаги и ударные нагрузки.

Поэтому можно подытожить выбор смазки следующим образом:

1. Для строительной техники, чьи подшипники подвергаются сильной вибрации и перегрузкам, лучше всего подойдет Mobil Mobilgrease Special.

2. Там, где высокие температуры, например, в воздуходувках и различных калориферах, на их подшипники стоит наносить Fuchs Titan Renolit Duraplex EP2.

3. Для промышленных станков достаточно будет BP Energrease LS-EP 2, которая не выпадет, а одной упаковки хватит надолго.

4. В ступицы машин стоит использовать дорогую, но проверенную временем Luqui Moly LM 50.

5. В очень влажных условиях, например для оборудования в автомойках или техники, которую часто моют, подойдет VALVOLINE MOLY FORTIFIED MP GREASE.

6. Для строительного инструмента, где часты вибрации и давление, надежным окажется Castrol LMX Li-Komplexfett.

Друзьям это тоже будет интересно

Хочешь получать актуальные рейтинги и советы по выбору? Подпишись на наш Telegram.

В автомобиле работает огромное количество вращающихся узлов и деталей. Все они оснащены подшипниками, для снижения трения и продления ресурса узла, а смазка для подшипников позволяет продлить срок службы самих подшипников.

Вне зависимости от того, какой тип используется (трения или качения), они требуют постоянного смазывания. В некоторых случаях, жидкое масло находится внутри узла, и постоянно омывает подшипник.

Например, в картере коробки передач. Но чаще всего, смазка для подшипников закладывается в его корпус при сборке. Обычно это происходит на заводе, и тогда сепаратор с шариками или роликами закрывается специальными манжетами (сальниками).

Если корпус открытый, тогда консистентная смазка закладывается при установке подшипника в узел автомобиля (например, в ступицу). При таком исполнении ее можно (и нужно) своевременно менять.

Что собой представляет высокотемпературная смазка для подшипников?

Сразу оговоримся: в этом разделе не будет предпочтений по составу или производителю. Постараемся разобраться, чем эти смазки отличаются от традиционных.

Как правило, подшипники не имеют возможности охлаждаться принудительно. Значит, в зоне максимальной нагрузки (пусть даже трения качения), температура непропорционально выше, чем в остальной части агрегата.

Если смазка при нагреве существенно меняет свойства, ситуация будет ухудшаться в арифметической прогрессии.

  • нагрев провоцирует снижение смазывающих свойств;
  • возрастает трение: температура продолжает повышаться;
  • стремительный износ приводит к выходу детали из строя.

Значит, основной характеристикой смазки для подшипников является температурная стойкость. То есть, речь идет не о банальном разжижении состава, базовые свойства должны или не меняться вообще, или хотя бы не выходить за рамки допустимых отклонений.

Читайте также:  Btb16 600bw схема включения

Голубая высокотемпературная смазка для подшипников — видео

Диапазон рабочих температур должен составлять от -40°C, до +180°C. При этом масло без труда выдерживает непродолжительный нагрев до +350°C. Это почти на 100°C больше, чем для обычных консистентных составов.

Еще один важный момент – пролонгированное использование. Замена смазки в подшипниках, достаточно сложный процесс. Выполнять регламентные работы слишком часто невозможно: простой техники, дополнительные затраты.

В качестве компромисса применяются специальные масленки для нагнетания смазки: например, в крестовины карданного вала. Там трудятся игольчатые подшипники, конструкция неразборная.

Это означает, что базовые характеристики смазки должны сохраняться в течение более долгого времени, нежели в традиционных маслах.

  1. Малая испаряемость. При сохранении рабочих свойств в течение длительного времени, масло в подшипниках не должно уменьшаться в объеме.
    Потребительские характеристики
  2. Учитывая ответственность узлов, смазка для подшипников должна обладать высокой окислительной стабильностью. Мы уже знаем, что обработанные детали служат долго, коррозия им ни к чему.
  3. Требуется водостойкость и способность вытеснять жидкости. При интенсивном вращении внутри подшипника, даже мизерное количество влаги может привести к образованию эмульсии. Сальники не всегда достаточно герметичны, поэтому часть «ответственности» возлагается на смазку.
  4. Способность выдерживать сильные и внезапно развивающиеся нагрузки. Например, при резком трогании с места или торможении. Пятно контакта не должно вытесняться сжатыми деталями.
  5. Некоторые производители добавляют в масло для подшипников не просто порошковые составы на основе металлов, а специально подобранные химические элементы, способствующие восстановлению изношенных поверхностей.


И, разумеется, высокотемпературная смазка для подшипников должна иметь высокий коэффициент вязкости. По консистенции она напоминает обычный солидол (перед использованием, пока она новая). В процессе эксплуатации консистенция может меняться, не выходя за пределы допуска.

Состав смазок, предназначенных для закладки в подшипники

Так называемые мыльные составы

Созданы на основе кальция или натрия. Получили распространение благодаря невысокой стоимости производства. Активно применялись в оборонной промышленности: что говорит об их высоких эксплуатационных характеристиках.

Популярный тип «униол» имеет нефтяную основу, загущенную малом kCa жирных синтетических кислот. Разумеется, это не имеет отношения к тому, что лежит у вас в раковине или ванной комнате. Мыло kCa – это чисто химический термин.

Термически устойчивые смазки на основе натрия имеют почти столетнюю историю, встречаются крайне редко. Серьезный недостаток этого химического состава: натриевые и кальциевые смазки не могут противостоять коррозии. Они не отталкивают воду, а при создании благоприятных условий, еще и впитывают влагу.

Компромиссный вариант состава на основе мыла, содержит дисульфид молибдена. Это снижает коррозийные риски, но контакт с водой все равно противопоказан. Поэтому применение «мыльных» смазок допускается лишь в закрытой среде, где имеется защита от образования конденсата.

Молибденовые составы имеют серьезное преимущество: среди недорогих смазок, они лучше многих прилипают к металлам, то есть обладают хорошей адгезией. Даже при смещении деталей трения и вращения, на рабочей поверхности остается тончайший слой масла. Для обработки подшипников выпускается в виде пластичной смазки.

Если интересен химический состав – дисульфид молибдена состоит из двух атомов серы и одного молибдена. Благодаря чему «прилипание» к металлам происходит на «атомном» уровне. При трении рабочих областей между собой, возникает взаимное движение атомов материала. В результате чего, металлические детали не касаются друг друга.

Соответственно, меньше задиров на поверхностях. Неплохо ведут себя в подшипниках трения: снижают износ материала и предотвращают перегрев при длительной работе.

Литиевые составы

Тоже недорогой в производстве вариант. Нефтяная остаточная основа, очищенная от парафинов. Низкая цена обусловлена происхождением сырья: фактически, это остатки после производства высокотехнологичных нефтепродуктов. В соответствии со стандартами выпуска, в состав литиевых составов добавляется минеральное масло.

И, наконец, главный компонент: 12-гидроксистерат лития. Он составляет не менее 10% от объема. Пластичные смазки могут содержать до 15% этого элемента. Конкурентные преимущества таких масел – высокая адгезия и водоотталкивающие свойства.

Мало того, что сам материал отлично противостоит окислению, на обработанный металл не попадает влага.

Есть и недостатки: консистентная смазка, имеющая в составе литиевые соединения, как магнит, притягивает абразивную пыль. Подшипники, смазанные этим веществом, должны иметь надежные пыльники (манжеты), или размещаться в закрытом корпусе.

Еще одна «проблема»: несмотря на жаростойкость, литиевая смазка при нагреве снижает вязкость. Интересно, что остальные свойства при этом не меняются, а после остывания характеристики восстанавливаются. Однако приходится принимать меры, предотвращающие вытекание.

Пигментные смазки

Пусть вас не смущает ассоциация с лакокрасочными составами. Название действительно соответствует сути: эти смазки для подшипников имеют характерные цвета. Однако красители (изовиатлон, индантрен, фталоцианин меди) выполняют роль химических стабилизаторов, а не украшения состава. Хотя смазка действительно выглядит привлекательно.

Высокая химическая и коллоидная стабильность позволяет сохранять рабочие характеристики при максимальных температурах выше +300°C. Причем это не пиковые значения. Смазка работает в таких условиях достаточно долго.

Основу составляют качественные синтетические масла. Это безусловно удорожает производство, но высокое качество того стоит. Пигментные смазки можно применять в самых высоконагруженных узлах, не опасаясь ускоренного износа или коррозии. Состав отлично вытесняет влагу и обладает хорошей адгезией.

Это одна из немногих смазок, которая не склонная к капле образованию. Интересное противоречие в свойствах: этот состав сохраняет свойства в лютые морозы: до -80°C. По крайней мере, она остается пластичной.

Благодаря таким свойствам, пигментная смазка для подшипников не так требовательна к герметичности корпуса.

Твердые смазки

В некоторых случаях, подшипники качения нельзя смазывать пластичными составами. Например, при экстремальных температурах (от -80°C до +500°C). Или в условиях вакуума, когда консистентные составы могут выдавиться из корпуса подшипника. Тут потребуются твердые составы, не уступающие по характеристика традиционной консистенции.

Твердая смазка создается на основе графита с добавлением дисульфида молибдена. Пластинчатая структура материала снижает коэффициент трения до минимума. Смазка как бы скользит сама по своему слою, не давая соприкасаться трущимся деталям. При этом, нанесенный состав не отделяется от рабочей поверхности.

Высший класс твердых смазок для подшипников – фторопласты и металлокерамика с дисульфидом вольфрама. Толщина нанесения 5-20 мкм.

Заключение

Как видите, смазки для подшипников доступны в различных ценовых категориях. Их выбор обусловлен только условиями работы узлов. Никаких предпочтений по химическому составу нет, как и нет универсальной смазки.

Универсальная смазка для подшипников под заказ — видео