- Опубликовано admin 02.08.2018
- Лекция: Выявите зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых региона России или материка.
- Ответы:
- Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых
- Содержимое разработки
- Ответы на билеты ГИА по географии
Опубликовано admin 02.08.2018
Для ответа на этот вопрос, внимательно рассмотрите карту строения земной коры (тектоническую карту России), физическую карту мира (или России), сравните их и определите какой тектонической структуре соответствует определённая форма ирельефа и характерный набор полезных ископаемых.
Для древних платформ (Русская, Сибирская, Китайско-Корейская, Индийская, Африкано-Аравийская, Североамериканская, Южноамериканская, Австралийская, Антарктическаяи др.), покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья) с преобладанием полезных ископаемых осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные.
Для щитов древних платформ, т.е. выхода кристаллического фундамента на поверхность (Воронежский массив, Балтийский, Алданский, Анабарский, Лабрадорский и др.), характерны возвышенности или платформенные горы (обычно низкие по высоте) и преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения.
Для молодых платформ (Западно-Сибирская плита, Скифская, Печорская, Северо-Сибирская и др.) характерны равнины (обычно низменности) со значительным преобладанием осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).
Для областей краевых прогибов (например, Предуралье и Предкавказье) характерны предгорные равнины со значительным преобладанием осадочных полезных ископаемых (нефть, природный газ, уголь, соли).
Для областей древней складчатости (байкальской, каледонской, герцинской) типичны низкие сильно разрушенные горы (Уральские, Аппалачи, Большой Водораздельный хребет) с большим разнообразием рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения. В то же время, если на территории древней складчатости мы видим средние или высокие горы, то такие горы относятся к возрождённым глыбовым горам (Алтай, Саяны, Тянь-Шань).
Для областей средней складчатости (мезозойской) характерны обычно средневысотные горы (Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь) или в сочетании с новой складчатостью — высокие горы (Кордильеры). Здесь преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения.
Для областей новой, молодой складчатости (кайнозойской, альпийской или тихоокеанской) характерны высокие горы (Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды, Антарктический полуостров) с активнейшим вулканизмом и сейсмичностью, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения.
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 427 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…
Лекция: Выявите зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых региона России или материка.
Для ответа на этот вопрос, внимательно рассмотрите карту строения земной коры (тектоническую карту России), физическую карту мира (или России), сравните их и определите какой тектонической структуре соответствует определённая форма ирельефа и характерный набор полезных ископаемых.
Для древних платформ (Русская, Сибирская, Китайско-Корейская, Индийская, Африкано-Аравийская, Североамериканская, Южноамериканская, Австралийская, Антарктическаяи др.), покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья) с преобладанием полезных ископаемых осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные.
Для щитов древних платформ, т.е.
выхода кристаллического фундамента на поверхность (Воронежский массив, Балтийский, Алданский, Анабарский, Лабрадорский и др.), характерны возвышенности или платформенные горы (обычно низкие по высоте) и преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения.
Для молодых платформ (Западно-Сибирская плита, Скифская, Печорская, Северо-Сибирская и др.) характерны равнины (обычно низменности) со значительным преобладанием осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).
Для областей краевых прогибов (например, Предуралье и Предкавказье) характерны предгорные равнины со значительным преобладанием осадочных полезных ископаемых (нефть, природный газ, уголь, соли).
Для областей древней складчатости (байкальской, каледонской, герцинской) типичны низкие сильно разрушенные горы (Уральские, Аппалачи, Большой Водораздельный хребет) с большим разнообразием рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения.
В то же время, если на территории древней складчатости мы видим средние или высокие горы, то такие горы относятся к возрождённым глыбовым горам (Алтай, Саяны, Тянь-Шань).
Для областей средней складчатости (мезозойской) характерны обычно средневысотные горы (Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь) или в сочетании с новой складчатостью — высокие горы (Кордильеры). Здесь преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения.
Для областей новой, молодой складчатости (кайнозойской, альпийской или тихоокеанской) характерны высокие горы (Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды, Антарктический полуостров) с активнейшим вулканизмом и сейсмичностью, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения.
1.) Какая зависимость стоит между рельефом Земли и строением литосферы? 2.) Почему ??ельеф земли очень разнообразный?
3.) Каковы закономерности расположения температура воздуха на Земле? 4.) Почему атмосферное осадки на земле распределяются очень неравномерно ?
5.) Какая зависимость существует между осадками ,температурами ,пояса ми атмосферного давления,рельефом и господствующими ветрами? 6.)Какие типы воздушных масс имеются на нашей планете и чем обусловлена их образование?
7.) Назовите главную причину ,от которой зависит распределение температуры воды ,солености, живых организмов в поверхностном слое дна океана? 8.) Какую роль играют океанические течение во взаимодействия дна и суши? 9.)Как вы понимаете утверждение: «Солнце — вот что движет воды океана»? 10.) Что называется географической оболочкой ? Чем она отличается от других оболочек земли? 11.) Каким образом осуществляется взаимосвязь и взаимопроникновение компонентов географической оболочки друг в друга ?
12.) Какова роль живых организмов географической оболочки ? 13.) Что такое природный комплекс ? 14.) Почему важно изучать природные комплексы ? 15.) В чем заключается сущность закона географической зональности? 16.) Чем отличается Широтная зональность от высотный поясности ? 17.) Назовите главные области расселение человека ? 18.) Как происходило освоение земли человеком ? Какое влияние это оказало на природу земли? Очень кратко,пожалуйста:)
Ответы:
1литосфера — твердая оболочка земли — охватывает земную кору и верхнюю часть мантии , а рельеф напрямую зависит от мантии 2 Движение веществ мантии приводят к движению литосфераные плиты и являются причиной внедрения вещества мантии в земную кору и его излияния на земную поверхность 4 из-за давления 6 экваториальные, тропические , умеренные , арктические .
Это зависит от попадание солнечных лучей на землю 10 основными компонентами , свойствами 11с помощи непрерывного круговорота веществ и энергии 12животные и растения после отмирания разлагаются , которых затем поглощает корневая система растений 13 участок земной поверх , который отличается своими особенностями дальше отвечать лень
8 класс. Практическая работа по географии
«Определение зависимости между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми территории России»
Цель: научиться устанавливать взаимосвязь между тектоническими структурами, формами рельефа и ПИ страны; продолжить формировать навыки работы с физической и тектонической картами.Задание 1. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и Полезными ископаемыми на отдельных территориях России и заполните таблицу.
Тектонические структуры Формы рельефа, соответствующие этим структурам Типичные полезные ископаемые
Восточно-Европейская платформа Сибирская платформа Западно — Сибирская платформа Скифская плита Балтийский щит Алданский щит Области байкальской
складчатости Области герцинской
складчатости Области мезозойской
складчатости Области кайнозойской
складчатости Задание 2.
Сделайте вывод о закономерностях размещения ПИ.
Вариант заполнения таблицы для проверки учителем
Тектонические структуры Формы рельефа, соответствующие этим структурам Типичные полезные ископаемые
Восточно-Европейская платформа Восточно-Европейская равнина
Для древних платформ покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья) Преобладают полезные ископаемые осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные.
богатейшие залежи железных руд (Курская магнитная аномалия) .
С осадочным чехлом платформы связаны месторождения каменного угля (восточная часть Донбасса, Подмосковный бассейн) , нефти и газа в палеозойских и мезозойских отложениях (Урало-Волжский бассейн) , горючих сланцев (близ Сызрани) . Широко распространены строительные материалы (песни, гравий, глины, известняки) . С осадочным чехлом связаны также бурые железняки (близ Липецка) , бокситы (у Тихвина) , фосфориты (в ряде районов) и соли (Прикаспий).
Сибирская платформа Среднесибирское плоскогорье
(древняя платформа) Крупные угольные бассейны: Ленский угольный бассейн, Тунгусский угольный бассейн, Иркутский угольный бассейн.
Нефть, газ.
Западно — Сибирская платформа Западно-Сибирская равнина (молодая платформа) Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).
Скифская плита Равнинный Крым (молодая платформа) Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).
Балтийский щит Возвышенности и платформенные горы Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения
Алданский щит Алданское нагорье Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения
Области байкальской , каледонской
складчатости Древняя складчатость, низкие сильно разрушенные горы.
Енисейский кряж, Восточный Саян, Хамар-Дабан, Байкальский хребет, Патомское нагорье, Тиманский кряж
Большое разнообразие рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения .C каледонским тектогенезом связаны месторождения руд железа, титана, золота и отчасти молибдена, асбеста, талька, магнезита и хрома, платины, титаномагнетитов, никеля и самородной меди
Области герцинской
складчатости Урал, Аппалачи, Алтай медь, свинец, цинк, олово, HYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BC» o «Вольфрам» вольфрам,золото, серебро, уранОбласти мезозойской
складчатости Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь,) Преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения.
Железные руды, руды цветных металлов, вольфрам, молибден, золото и др. С осадочными отложениями связаны месторождения каменных и бурых углей, газа, нефти и т. д.
Области кайнозойской
складчатости Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды, Активнейший вулканизм и сейсмичность, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения.
Нефть, газ, железные и марганцевые руды, кам.уголь, бокситы, фосфориты, строительные материалы.
Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых
1.Восточно-Европейская равнина и т.д.
Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении.
Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы.
7.
Ребусы
Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы использую для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания.
Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время.
Задания, используемые мною во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей обучающихся.
Литературная география
1. Кто, по мнению матушки недоросля Митрофанушки, призван компенсировать дворянам незнание географии?
"География? Не дворянская наука. Случись ехать куда-то, так извозчики-то на что ж? Не учись ей, Митрофанушка". Сынок, конечно, её послушался.)
2.Назовите реки, протекающие в нашей стране, от названия которых происходят фамилии трёх героев известных произведений русской литературы.
(Онега — Онегин, Лена — Ленский, Печора — Печорин.)
3. Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России?
(Илья Муромец, на Курильских островах.)
4.Вспомните А.С.
Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта?(Лукоморье)
Особое место среди внеурочных организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности. Например, организованная экскурсия на озеро подготовила учащихся к выполнению интегрированного отчета в форме презентации, фотомонтажа, репортажа.
Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:
- познавательные навыки и способность к самообразованию;
- способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
- целеустремленность и настойчивость;
- способность взять на себя инициативу и ответственность;
- критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;
- коммуникабельность.
Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии.
Проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной мотивации.
Учащиеся с удовольствием посещают уроки географии, внеурочные занятия.
Проведение мониторинга позволило получить объективные данные.
Для определения результативности опыта были выделены критерии:
- уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);
- отношение учащихся к изучению географии;
- уровень мотивации учения;
- уровень познавательной активности.
Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников с 2009 по 2012 год. Анализ результатов мониторинга учащихся свидетельствует в целом о положительной динамике качества знаний и умений обучающихся.
Так при стопроцентной успеваемости качество знаний в классах выглядит следующим образом:
Таблица 1.Мониторинг качества знаний по географии
Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на формирование положительной мотивации учения, воспитание социально адаптированной личности, обеспечение успешного обучения школьников географии на основе применения активных форм обучения, создание условий для самореализации школьников в учебной деятельности.
На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:
– мотивация учения обучающихся на уроках географии в течение трех лет изменяется, что объясняется превращением ученика из объекта учебного процесса в его субъект посредством применения активных форм обучения в процессе изучения географии;
— формирование мотивации обучения способствует повышению качества образования.
Об эффективности работы по реализации опыта свидетельствуют результаты внеурочной деятельности учащихся.
Заключение.
Формирование мотивации – это не закладка готовых мотивов и целей в голову учащегося, а помещение его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где мотивация и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта самого ученика.
Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика.
Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации, может достичь более высоких результатов в учебе, так как стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика, недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут быть незначительными, даже несмотря на его способности. Мотивация учения может выступить, к тому же, хорошим показателем уровня психического благополучия учащегося, а также показателем уровня его развития.
Огромная роль в формировании мотивации учения у школьников отводится учителю.
Ему предоставляется право самостоятельного выбора технологий и приёмов обучения. Учителю необходимо реализовать соединение традиционных и новых методов обучения. Критерием успешной работы должен служить ученик, обладающий ключевыми компетенциями.
4. Литература
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении?- М.: Просвещение, 1997.-204с.
Этапы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.
География в кроссвордах/ авт-сост. С.Н. Труднева. – 2-е изд., стереотип.
– М.: Дрофа,2006. – 79с.
Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с.
Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя/О.В. Крылова. – 3-е изд.
– М.: Просвещение, 2003. – 95с.
Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.
Митрофанов И.В. Тематические игры по географии (методика проведения игр, вопросы, задания, ключи). – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.
Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979
Мухина В.С. Возрастная психология.
Учителям и подросткам о психологии подростка Под. ред. Аракелова Г.Г.– М.: Высшая школа, 1990
Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.
Приложение 1
«Исследование мотивации к изучению предмета»
Анкета для учащихся
Инструкция: «Внимательно прочитай высказывание и оцени каждое из них по пятибалльной системе.
Поставь «+» или галочку в соответствующей колонке индивидуального бланка ответов».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по географии:
1Программа курса «География» 5-9 класс Е.М. Домагацкий Руское слово 2015
2.Рабочая программа Н. В. Болотникова, С. В. Банников "География. 8класс.
3.Методические рекомендации «География 8 класс» С.В.Банников, Д.В.Молодцов, А.Б. Эртель.
4.Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Физическая география России» 8 класс А.Б. Эртель
Содержимое разработки
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по географии:
1Программа курса «География» 5-9 класс Е.М. Домагацкий Руское слово 2015
2.Рабочая программа Н. В. Болотникова, С. В. Банников "География. 8класс.
3.Методические рекомендации «География 8 класс» С.В.Банников, Д.В.Молодцов, А.Б. Эртель.
4.Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Физическая география России» 8 класс А.Б. Эртель
Практическая работа № 8
«Определение зависимости между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми территории России»
Цель: научиться устанавливать взаимосвязь между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми страны; продолжить формировать навыки работы с физической и тектонической картами.
Задание 1. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и Полезными ископаемыми на отдельных территориях России и заполните таблицу.
Сделайте вывод о закономерностях размещения ПИ.
Вариант заполнения таблицы для проверки учителем
Для древних платформ покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья)
Преобладают полезные ископаемые осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные. богатейшие залежи железных руд (Курская магнитная аномалия) . С осадочным чехлом платформы связаны месторождения каменного угля (восточная часть Донбасса, Подмосковный бассейн) , нефти и газа в палеозойских и мезозойских отложениях (Урало-Волжский бассейн) , горючих сланцев (близ Сызрани) . Широко распространены строительные материалы (песни, гравий, глины, известняки) . С осадочным чехлом связаны также бурые железняки (близ Липецка) , бокситы (у Тихвина) , фосфориты (в ряде районов) и соли (Прикаспий).
Крупные угольные бассейны: Ленский угольный бассейн, Тунгусский угольный бассейн, Иркутский угольный бассейн. Нефть, газ.
Западно — Сибирская платформа
Западно-Сибирская равнина (молодая платформа)
Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).
Равнинный Крым (молодая платформа)
Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).
Возвышенности и платформенные горы
Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения
Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения
Области байкальской , каледонской
Древняя складчатость,
низкие сильно разрушенные горы. Енисейский кряж, Восточный Саян,Хамар-Дабан, Байкальский хребет, Патомское нагорье, Тиманский кряж
Большое разнообразие рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения .
C каледонским тектогенезом связаны месторождения руд железа, титана, золота и отчасти молибдена,асбеста, талька, магнезита и хрома, платины, титаномагнетитов, никеля и самородной меди
Урал, Аппалачи, Алтай
медь, свинец, цинк, олово, вольфрам,золото, серебро, уран
Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь,)
Преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения.
Железные руды, руды цветных металлов, вольфрам, молибден, золото и др. С осадочными отложениями связаны месторождения каменных и бурых углей, газа, нефти и т. д.
Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды,
Активнейший вулканизм и сейсмичность, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения.
Нефть, газ, железные и марганцевые руды, кам.уголь, бокситы, фосфориты, строительные материалы.
Ответы на билеты ГИА по географии
Для ответа на этот вопрос, внимательно рассмотрите карту строения земной коры (тектоническую карту России), физическую карту мира (или России), сравните их и определите какой тектонической структуре соответствует определённая форма и рельефа и характерный набор полезных ископаемых.
Для древних платформ (Русская, Сибирская, Китайско-Корейская, Индийская, Африкано-Аравийская, Североамериканская, Южноамериканская, Австралийская, Антарктическая и др.), покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья) с преобладанием полезных ископаемых осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные.
Для щитов древних платформ, т.е. выхода кристаллического фундамента на поверхность (Воронежский массив, Балтийский, Алданский, Анабарский, Лабрадорский и др.), характерны возвышенности или платформенные горы (обычно низкие по высоте) и преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения.
Для молодых платформ (Западно-Сибирская плита, Скифская, Печорская, Северо-Сибирская и др.) характерны равнины (обычно низменности) со значительным преобладанием осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).
Для областей краевых прогибов (например, Предуралье и Предкавказье) характерны предгорные равнины со значительным преобладанием осадочных полезных ископаемых (нефть, природный газ, уголь, соли).
Для областей древней складчатости (байкальской, каледонской, герцинской) типичны низкие сильно разрушенные горы (Уральские, Аппалачи, Большой Водораздельный хребет) с большим разнообразием рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения. В то же время, если на территории древней складчатости мы видим средние или высокие горы, то такие горы относятся к возрождённым глыбовым горам (Алтай, Саяны, Тянь-Шань).
Для областей средней складчатости (мезозойской) характерны обычно средневысотные горы (Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь) или в сочетании с новой складчатостью — высокие горы (Кордильеры). Здесь преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения.
Для областей новой, молодой складчатости (кайнозойской, альпийской или тихоокеанской) характерны высокие горы (Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды, Антарктический полуостров) с активнейшим вулканизмом и сейсмичностью, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения.