Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

Удобно и быстро высверливать отверстия на сверлильном станке. Сверлильный станок относится к технологическим машинам. Технологические машины предназначены для обработки различных материалов. Как и всякая технологическая машина, сверлильный станок состоит из трех главных частей: двигателя, передаточного механизма и исполнительного механизма (рис. 139).

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

Рис. 139. Сверлильный станок: 1 — основание (станина); 2 — рабочий стол; 3 — сверло; 4 — патрон; 5 — рабочий вал; 6 — рукоятка подачи сверла; 7 — шкала глубины сверления; 8 — шкив с ремнем; 9 — защитный кожух; 10 — электродвигатель; 11 — колонна; 12 — стопор; 13 — пусковые кнопки

Приступая к работе на станке, его осматривают и проверяют исправность. В патрон вставляют и специальным ключом крепят сверло нужного диаметра. Сверло должно быть зажато в патроне прямо, без перекоса. На рабочем столе крепят заготовку, на которой размечен центр будущего отверстия. Кнопкой «Пуск» включают электродвигатель, который посредством ременной передачи вращает рабочий орган (шпиндель с патроном и сверлом). Поворотом рукоятки шпиндель (рабочий вал) со сверлом подается на заготовку. Глубина сверления отсчитывается по шкале с момента начала сверления. После высверливания отверстия сверло поднимают. Станок выключают.

Крупные заготовки при сверлении удерживают левой рукой, а мелкие — в плоскогубцах или тисках.

На предприятиях на сверлильных станках работают сверловщики, или операторы станков ЧПУ (числового программного управления).

Практическая работа № 42
Изучение устройства сверлильного станка и работа на нем

Правила безопасной работы

  • Работайте на станке только в специальной одежде: комбинезоне или халате, а также в головном уборе.
  • Сверлите только в защитных очках.
  • Надежно закрепляйте заготовку.
  • Не отходите от работающего станка.
  • Убирайте стружку щеткой при остановленном станке.

Порядок выполнения работы

  • Изучите конструкцию сверлильного станка.
  • Раскройте принцип его работы.
  • Закрепите сверло в патроне.
  • Разметьте, накерните и закрепите заготовку в тисках.
  • Включите станок и просверлите отверстие.
  • Выключите станок и щеткой соберите стружку в совок.

Новые понятия

Сверлильный станок у технологическая машина, конструкция, части станка (двигатель, передаточный механизм, исполнительный механизм), сверловщик, оператор станка ЧПУ.

В презентации показано устройство сверлильного станка, а также приемы работы и техника безопасности.

Просмотр содержимого документа
«Устройство сверлильного станка»

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

Тема: Устройство и управление сверлильным станком .

Выполнил: Цыбин Алексей Викторович

Курагино, 2016 г.

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

  • образовательная: Создать условия для изучения устройства сверлильного станка и формирования умений по управлению станком.
  • развивающая: Способствовать развитию представления о видах технологических машин и способах обработки материалов резанием.
  • воспитательная : Прививать навыки аккуратности, ответственности, умение работать в коллективе, стремление к соблюдению безопасных приёмов работы .

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

Устройство и управление сверлильным станком .

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

c верлильный станок технологическая машина, предназначенная для выполнения и обработки отверстий .

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

Устройство сверлильного станка

  • Сверлильный станок, как и любая технологическая машина, состоит из следующих составных частей:
  • электродвигателя,
  • передаточного механизма,
  • рабочего органа.

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

Устройство сверлильного станка

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

  • Основным инструментом сверлильного станка является сверло.
  • Для того чтобы сверло резало материал, оно должно вращаться и перемещаться вдоль оси будущего отверстия.

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

  • Центровые сверла
  • Перовые сверла

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

Крепление сверл, сверлильных станках в зависимости от формы хвостовика осуществляют тремя способами: а)Непосредственно в коническом отверстии шпинделя,

б)В переходных конических втулках,

в)В сверлильном патроне.

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

Патрон сверлильного станка

Сверло нужного диаметра надежно закрепляют в патроне и, включив

(с разрешения учителя)

станок, проверяют правильность его закрепления.

  • 2. Если же сверло установлено неправильно , ось сверла не будет совпадать с осью патрона, возникает перекос, вершина сверла описывает окружность, происходит его "биение". Станок необходимо выключить и исправить установку сверла.
  • 1. Если сверло установлено правильно, его вершина остается неподвижной.

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

При работе сверлильного станка осуществляется два основных движения:

и его поступательное перемещение в вертикальном направлении.

Вращение шпинделя называют главным движением, или движением резания а его поступательное перемещение – движением подачи.

Читайте также:  Мотоблок без ременной передачи

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

  • Кроме основных движений сверлильный станок имеет вспомогательное движение – это перемещение шпиндельной бабки вдоль колонки для установки нужного расстояния между шпинделем и станиной в соответствии с высотой заготовки.

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

Кинематическая схема – условное изображение подвижных элементов.

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

  • На предприятиях сверлильные станки обслуживают сверловщики.

Они должны знать

  • устройство станка,
  • уметь его налаживать и обслуживать,
  • выбирать правильную скорость сверления, уметь пользоваться различными приспособлениями для сверления,
  • затачивать инструменты,
  • разбираться в чертежах.

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

Правила техники безопасности при сверлении .

1. Работать на станке только с разрешения учителя.

2. Одежду застегнуть на все пуговицы, надеть защитные очки.

3. Проверить надежность крепления патрона на шпинделе, сверла — в патроне, заготовки — в тисках.

4. Не отходить от станка, не выключив его.

5. После окончания сверления не останавливать патрон рукой, не убирать заготовку до полной остановки сверла.

6. В случае отключения электрического тока немедленно нажать кнопку «Стоп».

7. Очищать станок только после его выключения, пользуясь щеткой-сметкой.

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

Инструкция по ПТБ при работе на сверлильном станке. До начала работы

1.Правильно наденьте спецодежду.

2.Проверьте надёжность крепления защитного кожуха ременной передачи.

3. Надежно закрепите сверло в патроне.

4.Проверьте работу станка на холостом ходу.(устранить биение)

5. Прочно закрепите деталь на столе станка в тисках.

6. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

1. Использовать только исправные сверла

2. Сверло к детали подавайте плавно без сильного нажима и рывков

3. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накернить центры отверстий.

4. Особое внимание и осторожность проявляйте в конце сверления.

5. При сверлении металлических и деревянных заготовок на стол под деталь кладите брусок.

6. Во — избежание травм:

а) не наклоняйте голову близко к сверлу.

б) не производите работу в рукавицах.

в) не кладите посторонние предметы на станок.

г) не смазывайте и не охлаждайте сверло с помощью мокрых тряпок.

д) не тормозите руками патрон или сверло.

е) не отходите от станка, не выключив его.

7. Перед остановкой станка отведите сверло от детали

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

После окончания работы:

1.После остановки вращения сверла удалите стружку со станка с помощью щётки. Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается.

2. Отделите сверло от патрона и сдайте станок учителю.

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Модуль: Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения.

Тема урока : Устройство сверлильного станка. ТБ при работе на сверлильном станке.

Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы на сверлильном станке, приспособлениями для сверления.

Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.

Способствовать осознанию основного технологического материала.

Способствовать формированию представления об обработке металла и древесины.

Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

Создать условия для выявления причинно-следственных связей:

— раскрыть причины некачественной работы при сверлении:

— выяснить последствия неправильной работы при сверлении

8. Способствовать пониманию закономерности теории и практики

Создать условия для выявления взаимосвязи между предметами технология, черчения, математики.

Способствовать пониманию зависимости между предметами технология, черчение, математика.

Способствовать развитию речи обучающихся (обогащение и усложнение словарного запаса новыми техническими словами, ее выразительности и оттенков).

Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности обучающихся (учить анализировать свою работу, выделять главное при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с работой друзей по классу, строить аналогии, обобщать и систематизировать успехи в работе, доказывать и опровергать свою правоту, определять и объяснять технологические понятия при выполнении определённых операций, ставить и разрешать проблемы во время урока).

Способность к самооценке своих интеллектуальных способностей для труда в различных сферах.

Способствовать развитию сенсорной сферы обучающихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы).

Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук при разметке и выпиливании, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при работе).

Читайте также:  Можно ли паять без флюса

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к предмету «Технология».

Способствовать овладению всеми видами памяти обучающихся.

Способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающихся на теории и практике.

Способствовать осознанию необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

Способствовать формирования понимания бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам.

Способствовать формированию готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.

Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.

Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

Обобщить у обучающихся знания и сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

Воспитывать уважение к работающему человеку.

Сформировать представление о профессии слесарь, сверловщик.

инструменты, приспособления: чертилка, кернер, сверлильный станок, сверла;

материалы: тонколистовой металл.

учебник: А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко «Технология. Индустриальные технологии» 6 класс Москва: «Вента-Граф, 2012

дополнительная литература (словари, справочники);

мультимедийное приложение к разделу;

учебно-техническая документация (УТД);

технологические карты (ТК), эскиз изделия;

инструкционные карты (ИК), операционная карта:

инструкционно-технологические карты (ИТК);

информационные карты (ИфК), мультимедийное приложение;

образцы объектов труда, готовые изделия;

образцы поузловой обработки изделий, детали изделия;

материалы для контроля знаний учащихся;

карточки-задания: Сверление отверстий на сверлильном станке;

кроссворд: (Рабочая тетрадь)

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практические работы.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум

Словарная работа на уроке: сверлильный станок, сверло, патрон, технологическая машина, ременная передача, Техника Безопасности.

I . Организационная часть

1. Явка обучающихся на занятие.

2. Распределение рабочих мест (если необходимо).

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Проверка знаний ранее изученного материала.

II . Теоретическая часть

1 . Изложение нового материала.

Сверление. Инструменты и приспособления для сверления

Сверлением называется технологическая операция по обработке материалов резанием с помощью сверла. Существуют различные виды сверл. Наиболее распространенные из них — спиральные.

Спиральное сверло. Коническая зенковка.

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

Во время сверления режущая часть сверла врезается в материал изделия и снимает стружку, которая затем отводится через винтовые канавки, расположенные на направляющей части. Ленточка позволяет уменьшить трение сверла о стенки отверстия. Хвостовик с лапкой служит для закрепления сверла во время сверления.

При сверлении часто возникает необходимость расширить верхнюю часть отверстия, чтобы углубить в нее головку болта, винта, шурупа и т. д. Для этого используют сверло большего диаметра или специальный инструмент — зенковку (см. рис).

Операцию по обработке верхней части отверстия зенковкой называют зенкованием. При сверлении изделие закрепляется неподвижно, а сверлу сообщается одновременно два движения:

движение резания — вращательное вокруг оси и движение подачи — поступательное вдоль оси свела.

Сверление. Машинные тиски.

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

Для закрепления заготовки во время сверления обычно используют машинные тиски. На их основании закреплена неподвижная губка, а по направляющей с помощью винта с рукояткой может перемещаться подвижная губка.

Изделие устанавливают между губками и вращением винта рукояткой передвигают подвижную губку и прочно закрепляют изделие в тисках.

Если сверление производится на сверлильном станке, то сами тиски можно закрепить на столе станка для этого в основании тисков сделаны выемки, а на столе станка имеются специальные пазы. Установив в пазы стола и выемки основания тисков болты с гайкой, тиски закрепляют на столе сверлильного станка.

1. Перед установкой машинных тисков тщательно протрите опорные плоскости стола и основания тисков и слегка смажьте их машинным маслом.

Читайте также:  Сверло форстнера для лдсп

2. При сверлении отверстий малого диаметра тиски закреплять необязательно.

Для закрепления сверла во время сверления используют специальное приспособление — сверлильный патрон.

Сверлильный патрон Сверлильный станок

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

В нем можно устанавливать сверло с цилиндрическими хвостовиками разного диаметра. Сверло закрепляется в патроне с помощью ключа.

Устройство сверлильного станка и работа на нем

Рассмотрим устройство сверлильного станка на примере широко применяемого в школьных учебных мастерских настольного вертикально-сверлильного станка. На этом станке можно сверлить отверстия диаметром до 12 мм.

Включают станок с помощью пусковых кнопок. Вращение от электродвигателя через ременную передачу, закрытую ограждением, передается шпинделю станка. В нижней части шпинделя устанавливается сверлильный патрон — в нем закрепляют сверло или другой режущий инструмент. Поворотом рукоятки осуществляется подача сверла при сверлении. На столе станка, с помощью тисков или других приспособлений, закрепляют обрабатываемые за готовки.

Приступая к работе на станке, осматривают его, проверяют исправность. Нажимают на кнопку «Пуск» и убеждаются, что станок работает. Нажатием на кнопку «Стоп» выключают станок.

Устанавливают в шпинделе станка сверлильный патрон для этого хвостовик патрона осторожно вводят в отверстие шпинделя и коротким толчком вверх закрепляют патрон.

Установка патрона в шпинделе сверлильного станка

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

Подбирают сверло нужного диаметра. Вставляют в сверлильный патрон специальный ключ. Вращением ключа против часовой стрелки разводят кулачки патрона. Устанавливают в патрон сверло. Вращением ключа по часовой стрелке надежно закрепляют сверло в патроне и убирают ключ на место его хранения.

Закрепление сверла в патроне

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

Сверло должно быть зажато в патроне прямо, без перекоса. Перекос можно обнаружить по неровному вращению или так называемому биению сверла. Заготовку с предварительно размеченным и накерненным центром будущего отверстия размещают и закрепляют на столе станка в машинных тисках. При сверлении отверстий малого диаметра заготовки можно закреплять с помщью ручных тисков или струбцин.

Включают станок и осторожно подводят сверло к заготовке. Вершина сверла должна точно попасть в накерненную метку центра отверстия. Постепенно усиливал нажим на ручку подачи, сверлят отверстие.

Работать надо очень внимательно. Перед окончанием сверления и выходом сверла из сквозного отверстия необходимо уменьшить подачу, так как в это время может произойти так называемый подхват сверла и оно может сломаться.

По окончании сверления вращением рукоятки подачи в обратную сторону осторожно выводят сверло из отверстия и кнопкой «Стоп» останавливают станок.

С помощью ключа вынимают сверло из патрона и затем, используя специальный клин, снимают сам патрон.

Снятие патрона со станка

Устройство настольного сверлильного станка 5 класс

Вставляют узкий конец клина в выбивное отверстие шпинделя и, слегка нажимая на широкий конец клина, вводят его в глубь отверстия. При этом клин нажмет на лапку хвостовика патрона и вытолкнет его из шпинделя. Патрон поддерживают левой рукой, чтобы он не упал на стол станка. Если хвостовик патрона держится в шпинделе очень туго, то допускается снимать патрон, слегка ударяя по торцу клина молотком. В этом случае, чтобы не повредить патрон и поверхность стола, на стол станка кладут деревянную дощечку.

Правила Техники Безопасности.

1. Перед сверлением всегда проверяйте правильность установки инструмента.

2. Чтобы сверло не испортило тиски или поверхность стола, под заготовку подкладывайте деревянные брусочки или дощечки.

2. Закрепление материала путем беседы с обучающимися по изложенному материалу.

1. Объяснение порядка выполнения учебно-трудового задания.

2. Приемы самоконтроля во время работы и ее результат.

III. Практическая работа

1. Самостоятельная работа обучающихся по выполнению полученного задания.

2. Текущее инструктирование и контроль.

IV . Итоговая часть урока.

1. Прием выполненных обучающимися работ.

2. Заключительный инструктаж — итоги практической работы.

3. Анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы.