Установка шпонки на вал

Правильная сборка соединений со шпонками в значительной мере обеспечивает ра­ботоспособность и надежность работы узла.

Устанавливая в паз шпонки больших размеров с натягом, необходимо применять пресс или струбцины и не следует пользоваться молотком или другими ударными при­способлениями.

Если шпонку устанавливают с натягом в паз обхватывающей детали, то эту опера­цию удобно производить на прессе с использованием специального приспособления (рисунок 6).

В условиях крупносерийного и массового производств призматические и сегментные шпонки обычно не пригоняют в процессе самой сборки. В единичном и мелкосерийном производствах такие работы допускаются, особенно когда к шпоночным соединениям предъявляют особые требования в отношении точности.

Последовательность сборки узлов со шпонками определяется их конструкцией. Так, для призматических шпонок, посаженных на валу (рисунок 7), последовательность сборки следующая.

1. Установить вал 1 в приспособление, закрепить.

2. Посадить шпонку 2 в шпоночный паз вала.

3. Проверить плотность посадки шпонки.

4. Проверить правильность положения шпонки относительно собираемой детали по специальному кольцу 3 на краску.

Сборку шпонок с буртиками, устанавливаемых в паз охватывающей детали (рисунок 8), осуществляют в следующей последовательности.

1. Установить деталь 3 в приспособление, закрепить.

2. Наживить шпонку 1 в шпоночном отверстии детали 3.

3. Установить приспособление изапрессовывать шпонку / в шпоночное отверстие и в паз до упора.

4. Вынуть приспособление.

Установка шпонки на вал

5. Проверить посадку шпонки 1 в пазу детали 3 по специальной контрольной оправке 2 на краску.

Рисунок 6 – Установка шпонки с натягом в охватывающую деталь

Установка шпонки на валУстановка шпонки на вал

Рисунок 7 – Установка призматической шпонки на валу

Рисунок 8 – Установка шпонки с буртиком в охватывающую деталь

Сборку соединений с сегментными шпонками (рисунок 9 а) производят следующим образом.

1. Установить деталь 2 в приспособление, закрепить.

2. Посадить в шпоночный паз детали 2 сегментную шпонку / до упора.

3. Проверить посадку шпонки 1 в пазу детали 2 по специальному кольцу 3 на краску.

Наиболее трудоемкой является сборка соединений с механическим креплением шпонок (рисунок 9 б).

Она осуществляется в следующем порядке.

1. Установить деталь 2 в приспособление, закрепить.

2. Посадить шпонку / в шпоночный паз детали 2.

3. Сверлить отверстия в детали 2 на глубину / через отверстия шпонки /, очистить отверстия от стружки.

4. Нарезать в отверстиях резьбу, очистить отверстия от стружки.

Читайте также:  Контроль уровня жидкости в емкости

5. Ввернуть два винта.

Установка шпонки на вал

6.

а)

Проверить посадку шпонки 1 в пазу охватывающей детали по специальным кольцам 3 на краску.

б)

Установка шпонки на вал

Рисунок 9 –а)Установка сегментной шпонки на валу;

б) Установка шпонки с механическим креплением

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8623 — Установка шпонки на вал | 7077 — Установка шпонки на вал или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Обработка дерева и металла

Шпонки применяют для закрепления на валах или осях механизмов и машин таких деталей, как маховик, зубчатое колесо, шкив. На рис. 1 показаны клиновые, направляющие, призматические, сегментные и тангенциальные шпонки. Для установки шпонок на деталях делают углубления – шпоночные канавки по формам и размерам шпонок.

Шпоночные соединения бывают напряженными (создаваемые клиновыми шпонками и способные передавать крутящий момент и осевую силу) и ненапряженными (создаваемые призматическими и сегментными шпонками и передающие только крутящий момент). Шпонки изготовляют го углеродистой конструкционной стали.

Клиновые шпонки представляют собой клин с уклоном 1:100, который запрессовывается между валом и ступицей. Клиновые шпонки применяют при сборке сборочных единиц, не требующих высокой точности, так как они смещают ось ступицы по отношению к оси вала и при короткой ступице могут вызвать перекос.

Слесарную пригонку клиновых шпонок выполняют слесари высокой квалификации, так как это сложная и трудоемкая операция. Сложность пригонки состоит в том, что угол наклона паза насаженной на вал детали должен совпадать с углом наклона шпонки. Пригоняют шпонки припиливанием и приша-бриванием по краске.

Установка шпонки на вал

Призматические шпонки обеспечивают лучшее центрирование вала с сопрягаемой деталью и позволяют осуществлять как неподвижные, так и подвижные соединения. Призматические шпонки закладывают в шпоночные канавки так, чтобы между верхней гранью шпонки и дном канавки верхней детали был зазор. Крутящий момент передается боковыми гранями шпонки, поэтому призматические шпонки должны иметь гарантированный натяг по боковым сторонам в шпоночной канавке.

При сборке соединений призматические шпонки пригоняют сначала по шпоночному пазу на валу, а затем легкими ударами медного молотка или давлением пресса ставят на место. После запрессовки шпонки напрессовывают шкив или зубчатое колесо. После сборки контролируют величину радиального зазора между шпонкой и дном шпоночного паза ступицы.

Читайте также:  Шнек из пружины своими руками

Направляющие шпонки применяют в тех случаях, когда детали должны свободно перемещаться вдоль вала, например кулачковая муфта, скользящие зубчатые колеса, ступицы конусных, дисковых муфт и т. д. Направляющие шпонки крепят на валу винтами.

Сегментные шпонки работают так же, как и призматические, но применяют их только для неподвижных соединений. Крутящий момент передается через боковые грани шпонок и пазов. Основным преимуществом соединения сегментными шпонками является простота и дешевизна изготовления шпонок и шпоночных пазов.

Тангенциальныешпонки, как и клиновые, состоят из двух клиньев с уклоном 1:100. Широкая грань тангенциальной шпонки направлена по касательной к цилиндрической поверхности вала. Затяжка осуществляется ударами молотка по торцу широкой части одного из клиньев. Такие шпонки ставят при диаметрах вала более 100 мм.

Установка — шпонка

Установка шпонки или штифта непосредственно в силумин вызывает при больших нагрузках деформацию втулки шпонкой или штифтом. [1]

Установка шпонки с другой стороны допустима только в том случае, если вал снабжен заплечиком, в который упирается втулка. [2]

Установку шпонки в паз втулки удобно производить на прессе в приспособлении, показанном на фиг. В отверстии плиты / укреплен палец 2, на котором центрируется монтируемая деталь. При нажатии штока 4 пресса пуансон 3 опускается и вследствие косого среза создается радиальное усилие, запрессовывающее шпонку в паз. [3]

После установки шпонки проверяют отсутствие бокового зазора щупом. Затем насаживают охватывающую деталь; точность пригонки определяют по радиальному зазору. [4]

Для установки шпонки в паз вала рекомендуют переходную посадку P9 / h9, а в паз отверстия Н9 / Н9 или Js9 / h9 — посадки с зазором. Сборка соединения без смятия рабочих поверхностей возможна, если перекос шпонки А относительно пазов ступицы и вала на длине соединения / р не превышает величину зазора в сопряжении. Относительный поворот у Ac / d ступицы и вала компенсирует смещение Ас шпоночного паза относительно осей ртверстия и вала, но приводит к несовпадению рабочих поверхностей. Для снижения неравномерности распределения напряжений по длине и высоте шпонки, а также свободной сборки соединения устанавливают допуск на перекос 6П 0 55Ш и на смещение 6С 25Ш, где 5Ш — допуск на ширину шпоночного паза. [6]

Читайте также:  Смазка для керамических подшипников

После установки шпонки щупом проверяется отсутствие зазора с обеих сторон ступицы. Наличие зазора возможно в том случае, когда уклоны ступицы и шпонки не совпадают. [7]

Для установки шпонки в паз вала рекомендуют переходную посадку P9 / h9, а в паз отверстия H9 / h9 или Js9 / h9 — посадки с зазором. Сборка соединения без смятия рабочих поверхностей возможна, если перекос шпонки Дп относительно пазов ступицы и вала на длине соединения / р не превышает величину зазора в сопряжении. Относительный поворот у Ac / d ступицы и вала компенсирует смещение Лс шпоночного паза относительно осей отверстия и вала, но приводит к несовпадению рабочих поверхностей. Для снижения неравномерности распределения напряжений по длине и высоте шпонки, а также свободной сборки соединения устанавливают допуск на перекос 8 0 55Ш и на смещение бс 25Ш, где 5Ш — допуск на ширину шпоночного паза. [9]

При установке шпонок возможны следующие основные погрешности: перекос оси шпонки по отношению к оси вала; ненормальная высота шпонки; неодинаковая высота выступающей части шпонки по ее длине; нессиметричное расположение шпонки. [10]

При установке шпонки в паз с натягом создается соединение, которое может передавать и осевую силу. При установке клиновой шпонки в соединении возникают распорные радиальные силы, которые нарушают центровку деталей на валу вследствие односторонней выборки посадочного зазора, поэтому клиновые шпонки применяют в передачах с малыми скоростями. [12]

При установке шпонки шкива вентилятора необходимо пользоваться упором под консольный конец вала. [13]

Перед установкой шпонки зачищают и смазывают шпоночные канавки и шпонку. Установка прокладок под шпонку не допускается. Сила допускаемого удара при забивании шпонок весьма ограничена во избежание образования трещин в ступице. [15]