Трос для лебедки синтетический выбор

Когда я подбирал себе лебёдку, то оказалось, что лебёдки комплектуются двумя видами тросов: металлическим и синтетическим. В то время я не знал, какая между ними разница – да и откуда было знать, если не пользовался ни тем, ни другим. Поэтому приобрёл лебёдку с металлическим тросом. Он более дешёвый, а выглядит весьма симпатично. Но, к сожалению, симпатичный он только пока ещё ни разу не разматывался с барабана. Потому что намотать его обратно так же аккуратно вряд ли получится.

Но в первое время я не так часто пользовался лебёдкой, поэтому металлический трос меня более-менее устраивал.

Однажды так случилось, что мне потребовался удлинитель для лебёдки (точнее сказать – приспичило себя порадовать чем-либо), и тут уже выбор сократился до единственного варианта. Ну, не металлический же трос с собой возить, им и пользоваться сложно, и в бардачок не уложить. И тогда я расщедрился и для изготовления удлинителя купил синтетический трос из волокна Dyneema, первый раз увидев наглядно, что же это такое.

Трос для лебедки синтетический выбор

Иногда такой трос называют кевларовым, но это неверно. Кевлар плохо пригоден для производства тросов: он не очень хорошо держит нагрузку на разрыв, плохо переносит ультрафиолет, портится при намокании. Тросы же из волокна Dyneema имеют в своей основе полиэтилен, стойкий к воде и умеренно-агрессивным средам, а также ультрафиолету. Именно из такого волокна производятся тросы для лебёдок.

Трос мне так понравился, что я в скором же времени заменил и штатный металлический трос лебёдки на синтетику.

Что же такого особенного в синтетическом тросе? Рассмотрим его плюсы и минусы.

Преимущества синтетического троса

Синтетический трос очень мягкий. Им легко манипулировать, легко наматывать обратно на барабан: не нужно для этого прикладывать усилий. А вот металлический трос жёсткий, трудно укладывается на барабан, при неравномерной намотке (в режиме лебежения) проваливается внутрь, что приводит к закусыванию.

Синтетический трос очень прочный, ни в чём не уступая по прочности стали и даже превосходя её. Трос диаметром 5 мм способен выдержать нагрузку в 2800 кг! При этом он вообще не растягивается и не пружинит.

Синтетический трос не заламывается и не запутывается. Металлический же легко может перекрутиться (заломаться), и его будет невозможно восстановить назад. Место залома в дальнейшем может превратиться в место обрыва. Металлические струны при использовании периодически рвутся, трос становится колючим и цепляющимся за руки.

Синтетический трос абсолютно травмобезопасен, при обрыве не наносит повреждений технике и людям. Металлический же при обрыве очень сильно пружинит и отлетает назад, что может не только разбить технику, но и нанести увечья человеку. Для металлического троса нужно использовать так называемые тросогасители, но разве кто-то этим озабочивается?

Очень легко заплетается. Если вдруг порвался синтетический трос, то его легко заплести в единое целое, для этого не нужны инструменты. Место плетения очень компактное, трос без проблем пройдёт сквозь клюз и намотается обратно на барабан. В случае с металлическим тросом это невозможно.

Недостатки синтетического троса

Может завязаться узлом, если не уследить при раскладке. Если использовать удлинитель троса, нужно внимательно следить, чтобы перед началом работы на нём не было узлов. Хоть синтетика и развязывается довольно легко, всё-таки это потребует определённых сил.

Боится абразивной грязи (песка). Это может привести к разлохмачиванию волокон. Если трос сильно загрязнится в процессе работы, его потом нужно будет промыть.

Боится задиров на барабане и роликах тросоукладчика. Ролики категорически рекомендуется заменить на алюминиевый клюз.

Высокая цена. В несколько раз дороже металлического.

Практика

Трос для лебедки синтетический выборЧто касается эксплуатации, это просто небо и земля! Если раньше для меня работа с лебёдкой была хоть и не пыткой, то делом неприятным, то с синтетикой она превратилась в наслаждение. Я напрочь забыл, что такое закусывание троса, шаманские пляски при размотке, уколы рук от заусенцев. Лёгкость сматывания и укладки синтетического троса просто не сопоставимы с металлическим. Особо досаждало, что металлический трос при неровной намотке проваливался к центру барабана, где его зажимало между другими витками, да так, что иногда руками вытащить было невозможно. Приходилось цеплять лебёдку к дереву и на заднем ходу постепенно выдёргивать трос. И так практически каждый раз. В общем, сплошные мучения. С синтетикой я про это просто забыл.

Читайте также:  Двухклавишный выключатель schneider electric схема подключения

Однако мне потребовалось сделать две вещи: во-первых, заменить роликовые направляющие на клюз (это дополнительные расходы), во-вторых, отполировать барабан мелкозернистой шкуркой. Но это скорее удовольствие, потому что я вообще люблю поработать руками.

Я купил недорогой синтетический трос диаметром 5 мм по 90 рублей за метр (15 метров на лебёдку и 15 метров на удлинитель). Это оказался вполне качественный российский трос Коломенского производства, однозначно стоящий своих денег. Помимо низкой цены, у него есть и ещё одно важное преимущество: трос официально сертифицирован! То есть, разрывная нагрузка 2800 кг подтверждена испытаниями. Кроме того, в отличие от сравнимых по цене китайских тросов, этот трос очень стоек к распушиванию. У меня в ходе многочисленных применений он хоть и полинял, но форму свою сохранил полностью, при том, что я никак особенно за ним не ухаживал и ни разу не стирал. Правда, я всегда старался, чтобы он не попадал в грязь при разматывании.

Трос я заплетал самостоятельно, купив предварительно коуши. К сожалению, я не догадался задокументировать процесс плетения на фото, но в Интернете есть много хороших статей на тему «Как заплести синтетический трос».

Вообще, синтетический трос, как я уже писал выше, относительно нежный. Поэтому нужно избегать контакта троса с задирающими поверхностями. И для этого при лебежении правильно применять корозащитную стропу. Она убережёт и дерево от передавливания коры (хотя по практике могу сказать, что кора, особенно дубовая, абсолютно не повреждается, у квадрика вес маловат), и трос – от перетирания. Вот как должно проводиться правильное лебежение:

Трос для лебедки синтетический выбор

А вот так делать неправильно:

Трос для лебедки синтетический выбор

Правда, иногда мне было лень доставать корозащитную стропу. В принципе, кора-то всё равно не повреждается, и трос тоже. Но как-то это неправильно. И я исправляюсь :).

Подводя итоги, я просто хочу сказать, что синтетический трос – это однозначно стоящее своих денег приобретение, и рекомендую его всем!

Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.

Лебедка – тяговое приспособление, применяемое для горизонтального или наклонного перемещения грузов. Эти устройства бывают ручными и электрическими. Но, независимо от типа оборудования, важную роль для эффективной работы играет правильно выбранный трос. При выборе лучшего троса для грузовой лебедки учитывают – материал, из которого он изготовлен, необходимый диаметр, длину, грузоподъемность.

Виды тросов по материалу изготовления

Материал, используемый в производстве этой продукции, во много определяют ее технические характеристики. Производители предлагают стальные и синтетические изделия.

Стальные тросы для грузовой лебедки

Трос для лебедки синтетический выбор

Центральная часть представляет собой гладкий органический сердечник, придающий изделию гибкость. Оплетка изготавливается из проволоки двойной свивки. В различных слоях прядей диаметр стальной проволоки может быть одинаковым или разным. Оплетка придает канату высокую прочность. Стальные тросы часто являются элементами стандартной комплектации автомобильных тяговых устройств.

Многослойная конструкция обеспечивает:

  • высокую стойкость изделия к различного рода нагрузкам, воздействию агрессивных сред, истиранию, температурным перепадам;
  • минимальный риск разрыва при сильном натяжении троса лебедки;
  • отсутствие сплющивания в процессе эксплуатации;
  • длительный эксплуатационный период.

Минусы – значительная масса погонного метра, травмоопасность при разрыве стальных прядей, слабая устойчивость к коррозионным процессам.

Читайте также:  Приспособы для сварки своими руками

Синтетические изделия

В производстве этой продукции используются композитные материалы, в которых комбинируются синтетические нити разного типа. Наиболее популярны кевларовые канаты. Готовая продукция сочетает высокую прочность, не уступающую прочности стальных канатов, с меньшим удельным весом. Синтетические изделия часто используются в комплектации тяговых устройств, выпускаемых зарубежными производителями.

  • сочетание прочности и небольшой массы погонного метра;
  • безопасность для пользователя;
  • в развернутом состоянии – отсутствие перекручивания;
  • удобное пользование – работать с таким изделием можно без перчаток.

Минусы – высокая стоимость, неудобство пользования при отрицательных температурах, быстрая потеря прочности при высоких температурах. Влажный синтетический канат, намотанный на барабан, превращается на морозе в монолитный кусок льда. Новый кевларовый трос обладает большей прочностью, по сравнению со стальным канатом такого же диаметра. Но синтетическая продукция изнашивается гораздо быстрее, чем металлическая. Еще одна трудность при использовании синтетики – необходимость постоянной защиты от ультрафиолетового излучения, вызывающего ее быстрое старение.

Выбор геометрических размеров и грузоподъемности троса

От диаметра изделия напрямую зависит его грузоподъемность. Нагрузка может быть номинальной и критической, превышающей номинальную в несколько раз.

Трос для лебедки синтетический выбор

Таблица зависимости грузоподъемности стальных тросов от диаметра

Диаметр, мм

Рабочая грузоподъемность, кг

Критическая грузоподъемность, кг

Трос для лебедки синтетический выбор

Трос для лебедки синтетический выборТросы из кевлара в лебёдках, в частности, для авто повышенной проходимости, для квадроциклов, вездеходов и прочих внедорожников – в первую очередь, возможность автолюбителям испробовать своё детище в экстремальных ралли по отечественному бездорожью. Однако практические возможности кевларовых тросов значительно шире.

Что такое кевлар?

Кевлар представляет собой высокопрочное полимерное волокно на основе полипарафенилен-терефталамида, которое впервые было произведено в середине 70-х годов прошлого века американским химическим концерном DuPont. Первоначально такое волокно предназначалось для военных целей в качестве сырья для производства касок и защитных бронежилетов (и действительно там широко применяется). Однако эксплуатационные возможности кевлара (и модификации ассортимента этого волокна) позволяют существенно расширять область его применения. В частности, кевларовый трос для лебёдки (и не только автомобильной) может решить множество проблем, которые возникают при повседневной эксплуатации разнообразных подъёмно-транспортных механизмов.

Физико-механические свойства кевлара следующие:

  1. Предел прочности в условиях одноосного растяжения — до 3500 МПа (что в 2,5…3 раза превышает аналогичный показатель для средне- и высокоуглеродистых сталей).
  2. Относительное удлинение до момента появления шейки в поперечном сечении — не более 1…1,5%.
  3. Температуростойкость материала — до 320ºС.
  4. Водопроницаемость – не более 1%.
  5. Плотность – 0,97…2,52 г/см 3 (зависит от состава армирующего волокна; максимальный показатель соответствует стекловолокну, а минимальный – полиэтиленовому).

Трос для лебедки синтетический выбор

Впечатляют и эксплатационные свойства кевларовых волокон (в дальнейшем под этим будем понимать синтетик с любым видом наполнителя). Так, кевларовый трос для лебёдки может сплетаться как с использованием сердечника, так и без него. При этом такие тросы существенно легче и безопаснее металлических. Используя такие тросы, можно работать без перчаток, а в случае разрыва подобного кевларового изделия его остатки не будут, разлетаясь во все стороны, травмировать окружающих.

Для увеличения допустимого значения разрывного усилия кевларовый трос для лебёдки изготавливается методами многорядного плетения (обычное число прядей — 12). При прочностных испытаниях усилие разрыва зависит от диаметра троса, и составляет:

  • При диаметре 9 мм – не менее 47 кН;
  • При диаметре 10 мм – не менее 58 кН;
  • При диаметре 11 мм – не менее 78 кН;
  • При диаметре 12 мм – не менее 98 кН.

По условиям безопасной эксплуатации грузоподъёмных устройств коэффициент запаса по усилию должен составлять не менее 3,5 (а при использовании лебёдок для подъёма людей – до 9). Таким образом, предельные усилия для безопасного нагружения кевларовых тросов составляют от 52…108 кг – при использовании на работах, связанных с подъёмом людей, до 130…280 кг – для иных видов грузоподъёмных операций в строительстве.

Трос для лебедки синтетический выбор

Кевларовый трос или стальной?

Квадроциклы Stels atv китайского производства комплектуются тросами из кевлара с 2007 года. Его надёжность, в сравнении с обычными стальными тросами такова, что в последнее время к участию в соревнованиях по экстремальному вождению допускаются техника, укомплектованная исключительно кевларовыми тросами.

Читайте также:  Какие цвета проводов обозначают фазу и ноль

Преимущества такой синтетики перед стальными тросами очевидны:

  1. Поскольку кевлар легче стали, то нагрузка на переднюю ось машины существенно снижается.
  2. Кевларовый трос не утонет в водной преграде.
  3. Применение синтетики не связано с обязательным использованием рукавиц или перчаток.
  4. Остаточная деформация кевларового троса меньше, что повышает безопасность при его длительном применении (текучесть стали гораздо менее заметна, поэтому длину стального троса б/у перед каждыми соревнованиями необходимо тщательно измерять).
  5. На поверхности кевлара никогда не образуются заусенцы, появление которых на стальном, часто эксплуатируемом тросе происходит часто. Такие заусенцы перекашивают трос при его намотке, и повреждают пользователю руки.
  6. В случае разрыва оплётки повреждённую часть кевларового троса для лебёдки можно вновь сплести, при этом показатели разрывной прочности не снижаются.
  7. Процесс наматывания синтетического троса на барабан, в сравнении со стальным, происходит значительно легче, поскольку меньшая гибкость стали вынуждает время от времени поправлять наматываемое изделие (для того, чтобы избежать нежелательного перехлёста витков). Правда, в этом имеется и ограничение: намотку кевлара всегда необходимо выполнять с некоторым преднатяжением.

Трос для лебедки синтетический выбор

Все перечисленные преимущества применимы также и для строительной грузоподъёмной техники. В любом случае за приспособлением нужен постоянный уход, а крепление скоб отличаться надёжностью, обычной для такого рода устройств.

Ограничивает широкое применение кевлара в строительных лебёдках высокая стоимость данного синтетического материала. Например, цена кевларовых тросов от торговой марки Warn колеблется в пределах 6000…10000 руб., в то время как стальной трос для тех же целей эксплуатации можно приобрести за 4000…6500 руб. Отечественные тросы производства ОАО «Канат» (г. Коломна) дешевле на 35…40%.

Впрочем, у кевлара есть и другие ограничения, речь о которых пойдёт далее.

Уход за тросами из кевлара

Высокая прочность и надёжность кевларового троса для лебёдки проявляется лишь при определённых условиях его эксплуатации. В частности, здесь особое внимание необходимо уделять чистоте сматываемого изделия. Конечно, производитель кое-что в этом направлении предусматривает, например, поверхностную обработку троса защитными веществами, предотвращающими попадание различных загрязнений в зазоры между витками. Однако такая защита малоэффективна в условиях пониженных температур внешнего воздуха, поскольку на поверхности троса может образоваться ледяная корка, которую придётся удалять вручную. Опасность повреждения синтетика в этом случае гораздо больше, чем стали в металлическом тросе. В продаже имеются кевларовые тросы с термостойким покрытием, но, во-первых, их способность не накапливать тепло при вращении барабана необходимо ещё проверить экспериментально, а. во-вторых, стоимость таких тросов будет выше.

Трос для лебедки синтетический выбор

Таким образом, кевларовый трос для лебёдки нуждается в соответствующих условиях хранения, а также в более тщательном обслуживании.

Несколько слов о восстановлении повреждённого изделия. Для продления жизни кевларовому тросу необходимо правильно выполнять восстановление повреждённого участка. Для этого участок, который будет охватывать коуш, плотно, виток к витку обматывают капроновой нитью. Для более плотной укладки трос в месте соединения ставится «на изгиб», и под него укладывается термопрокладка (можно использовать полиамидное или стекловолокно). Затем с противоположной стороны производится вплетание свободного конца кевларового троса в основной участок. Концевые участки вплетания также обматываются капроновой нитью. Длина возобновляемого участка троса не должна быть менее 250 мм, но перед окончанием работ стоит убедиться в том, что восстановленный участок не мешает плотной и равномерной намотке троса на барабан лебёдки.

При эксплуатации кевларовых тросов необходимо помнить, что они неустойчивы к воздействию ультрафиолетового излучения, а надёжность эксплуатации зависит от температуры: при низкой температуре кевлар теряет свою гибкость, а при высокой — имеет тенденцию плавиться.