Транспортир как правильно пользоваться

Как пользоваться транспортиром

Транспортир как правильно пользоватьсяКак пользоваться транспортиром

Условно выделим в транспортире две части — «линейку», называемую также прямолинейной шкалой (нижняя часть на рисунке), и полукруга, называемого также угломерной шкалой. На полукруге находятся метки градусов от 0° до 180°. Назовем разделение на градусы «градусной сеткой».

Транспортиры бывают разного вида, но использование их сводится к следующему. У транспортира есть центральная метка. На рисунке выше это маленький кружок с отверстием в центре. Однако центральная метка может обозначаться просто черточкой. Эту метку нужно совместить с вершиной угла. При этом одна из сторон угла должна пройти через метку с числом 0 на полукруге транспортира.

На транспортире может быть две «нулевых» метки: справа и слева. Понятно, что следует смотреть на ту, через которую проходит сторона угла. Но самое главное, понять на какую градусную сетку смотреть при измерении величины угла: верхнюю или нижнюю. Если сторона угла прошла через 0, который находятся с внешней стороны, то в дальнейшем мы пользуемся внешней градусной сеткой. Если же сторона угла прошла через «внутренний» 0, то в дальнейшем пользуемся внутренней градусной сеткой транспортира (на внешнюю не обращаем внимания).

Итак, одна сторона угла должна пройти через метку 0, а вторая сторона угла должна оказаться со стороны полукруга (угломерной шкалы), то есть как бы пересекать его.

По тому месту, где вторая сторона угла пересекает угломерную шкалу транспортира, определяется величина угла.

Транспортир как правильно пользоватьсяИзмерение угла транспортиром

  1. Оцените, к какому типу относится интересующий вас угол. Углы можно разделить на три класса: острые, тупые и прямые.

Острые углы относительно узки (менее 90 градусов), тупые углы шире (более 90 градусов), а величина прямых углов составляет 90 градусов (их стороны перпендикулярны друг другу). Оцените на глаз, к какому типу принадлежит тот угол, который вы собираетесь измерить. Предварительная оценка поможет вам определить необходимый диапазон и правильно выбрать шкалу транспортира.
На первый взгляд мы можем сказать, что выше изображен острый угол, то есть его величина меньше 90 градусов.

  • Приложите центр транспортира к вершине измеряемого угла. В середине транспортира есть небольшое отверстие. Приложите транспортир к углу так, чтобы это отверстие совпало с вершиной угла.
  • Поверните транспортир так, чтобы одна из сторон угла совпала с основанием инструмента. Не спеша поворачивайте транспортир и следите за тем, чтобы вершина угла оставалась в центре. В результате одна из сторон угла должна совместиться с основанием транспортира.
    При этом вторая сторона угла должна пересекать дугу транспортира (его округлую часть).
  • Проследите за второй стороной угла, которая пересекает дугу транспортира. Если вторая сторона не доходит до дуги инструмента, продлите ее. Можно также приложить к этой стороне угла лист бумаги, который доходил бы до дуги транспортира. Пересекаемое число покажет вам величину угла в градусах.
  • В приведенном выше примере величина угла составляет 70 градусов.
  • транспортир с линейкой

    При этом мы пользуемся меньшей шкалой, так как определили ранее, что имеем дело с острым углом, то есть его величина не превышает 90 градусов. Для тупых углов следует использовать более крупную шкалу со значениями больше 90 градусов.

  • На первых порах можно путаться со шкалой. Большинство транспортиров имеют две шкалы, одну на внутренней и вторую на внешней стороне округлой части. Это сделано для того, чтобы было удобно измерять углы как левой, так и правой ориентации.
  • Как сделать угол 45 градусов

    Транспортир как правильно пользоваться

    Достаточно взять обычные школьные принадлежности – карандаш и бумагу, линейку, транспортир и циркуль – и можно начертить любую геометрическую фигуру, будь то квадрат, овал, треугольник. Однако бывают случаи, когда чертежных инструментов под рукой нет совсем или их количество ограничено, но даже в этом случае можно сделать нужный чертеж.

    Вам понадобится

    • — линейка;
    • — карандаш;
    • — бумага;
    • — циркуль;
    • — транспортир;
    • — прямоугольные треугольники

    Инструкция

    • Если под рукой нет ничего кроме листа бумаги и карандаша, то можно обойтись даже этими принадлежностями. Для этого очень аккуратно сверните лист бумаги вчетверо, при этом хорошо заглаживая сгибы. В результате на месте двойного сгиба получите прямой угол, который имеет 90°. Сложите угол еще раз пополам, и получится искомый угол в 45°. Правда в этом случае проявится небольшая погрешность в виде потери нескольких градусов. Для более точного рисунка обведите прямой угол карандашом на чистый лист бумаги, аккуратно вырежьте его и сложите пополам – это даст угол в 45°.
    • Можно начертить угол с помощью прямоугольных треугольников, которые могут быть разными – с углами 90°, 45°, 45° и 90°, 60°, 30°. Возьмите треугольник (с углами 90°, 45°, 45°) и обведите на листе бумаги острый угол в 45°. Если имеется только треугольник с углами 90°, 60°, 30°, то на другом листе бумаги обведите прямой угол, вырежьте его, сложите пополам и обведите на нужном чертеже. Это и будет угол в 45°.
    • Самым точным будет вариант построения, при котором используется транспортир. Начертите на листе бумаги линию, отметьте на ней угловую точку, приложите транспортир и отметьте точкой 45° , после чего соедините их между собой.
    • Интересно, что даже с помощью циркуля можно также изобразить угол в 45° . Для этого достаточно иметь перед собой изображенный угол в 90° (например, с помощью прямоугольного треугольника или путем сгибания бумаги вчетверо). Затем от угловой точки циркулем проведите окружность.

    Как правильно пользоваться угломером?

    В месте пересечения окружности и сторон прямого угла отметьте точки. Теперь от каждой из двух точек тем же раствором циркуля сделайте еще две окружности. В месте их пересечения получится точка, которую соедините с угловой, в результате чего получится два угла по 45° .

    Транспортир Автор: Валерия Терентьева 7 “ Г ” класс ГБОУ СОШ №1220 г. Москва . .

    Н.Е. Жуковский В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.

    Что такое транспортир? Транспорти́р — инструмент для построения и измерения углов. Транспортир состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделённого на градусы от 0 до 180°.

    презентация по теме "Транспортир", история и правила пользования

    В некоторых моделях — от 0 до 360°. .

    Из чего делают транспортиры? Транспортиры изготавливаются из стали,пластмассы,дерева и других материалов. .

    История транспортира История не сохранила имя ученого, который изобрел транспортир – возможно в древности этот инструмент имел совсем другое название. Современное название происходит от французского слова ”ТRANSPORTER”, что означает “переносить”. Предположительно, транспортир изобрели в древнем Вавилоне. .

    Разновидности транспортиров Полукруговые (180 градусов) — наиболее простые и древние транспортиры. Круговые (360 градусов). Геодезические, которые бывают двух типов: ТГ-А — для построения и измерения углов на планах и картах; ТГ-Б — для нанесения точек на чертежной основе по известным углам и расстояниям. Цена деления угломерной шкалы — 0,5°, прямолинейной — 1 миллиметр. Улучшенные типы транспортиров, которые необходимы для более точных построений и измерений. Например, существуют специальные транспортиры с прозрачной линейкой с угломерным нониусом, которая вращается вокруг центра. .

    Для чего нужен транспортир? Транспортир — инструмент, широко используемый в геометрии. При этом обойтись без этого инструмента достаточно трудно как школьникам, решающим свои первые задачи, так и инженерам, выполняющим сложные геометрические построения. Чаще всего транспортир используется для получения градусной меры угла.Без транспортира мы не сможем измерить угол. .

    Как пользоваться транспортиром? Для измерения угла необходимо поместить его вершину в точку начала отсчета, обозначенную на линейке транспортира. Затем необходимо обратить внимание на то, чтобы сторона угла, направленная на угломерную шкалу, пересекала ее. В случае, если длина этой стороны оказывается недостаточной, следует продлить ее до пересечения угломерной шкалы. После этого нужно посмотреть, на каком значении сторона угла пересекает указанную шкалу. В случае, если измерению подвергается острый угол, искомое значение будет меньше 90°, а при измерении тупого угла следует пользоваться той частью шкалы, которая содержит деления, превышающие 90°. Аналогичным образом осуществляется построение углов при помощи транспортира. Сначала следует провести линию, которая будет представлять собой одну из сторон, а ее окончание, которое станет вершиной, поместить в точку отсчета. Затем на угломерной шкале точкой нужно отметить нужную величину угла, который может быть как острым, так и тупым. После этого, убрав транспортир, соедините вершину будущего угла с проставленной точкой: в результате вы получите искомый угол. .

    Класс: 5

    Презентация к уроку

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

    • Образовательные:
    • познакомить учащихся с единицей измерения углов, с прибором для измерения углов;
    • научить пользоваться транспортиром.
  • Развивающие:
    • развивать внимание, мышление учащихся;
    • развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные ситуации, творческие задания;
    • развивать познавательный интерес к предмету.
    • Воспитательные:
      • воспитывать чувство взаимоуважения;
      • воспитывать у учащихся навыки учебного труда.
      • I. Организационный момент

        II. Вступительное слово учителя

        Мы познакомимся с измерительным прибором (как он называется, вы узнаете немного позже), научимся с его помощью измерять, а затем и строить углы. Вы покажите свои знания, докажите насколько внимательны.
        Будем учиться не только математике, но и умению общаться, уважению друг к другу.
        Для того чтобы достичь наших целей, вы должны быть волевыми, настойчивыми, целеустремленными, поэтому эпиграфом нашего урока будут слова:

        Читайте также:  Как расплавить серебро в домашних условиях видео
        «Усердие все превозмогает»

        III. Устная работа

        Какие из углов, изображенных на рисунке, являются:

        а) острыми;
        б) тупыми;
        в) есть ли среди этих углов прямые?

        Транспортир как правильно пользоваться

        О каком угле мы с вами еще не вспомнили? [О развернутом]
        Какой угол называется развернутым? Острым? Прямым? Тупым?

        Мы знаем, что два угла можно сравнивать друг с другом.
        Какой способ для этого мы использовали? [Наложение]

        Но углы, также как и отрезки, можно сравнивать не только наложением, но и с помощью измерения.

        IV. Изучение нового материала

        Для построения и измерения углов используют специальный прибор. Как он называется, вы узнаете, отгадав кроссворд.

        Транспортир как правильно пользоваться

        1. Результат деления.
        2. Лучи образующие угол.
        3. Точка, из которой выходят лучи образующие угол.
        4. Угол, который образуют два дополнительных друг другу луча.
        5. Результат сложения.
        6. Угол, который составляет половину развернутого угла.
        7. Инструмент, который используют для построения прямого угла.
        8. Угол, меньше прямого.
        9. Угол, больше прямого, но меньше развернутого.
        10. Результат умножения.
        11. Результат вычитания.

        Учитель демонстрирует учащимся транспортир или показывает на плакате:

        – Для измерения углов применяют транспортир. Положите перед собой транспортиры. Вы видите, какие они разные, но у всех есть нечто общее, о чем мы сейчас будем говорить.

        Слайд 5. Итак, шкала транспортира. Она расположена на полуокружности и пронумерована
        от 0 до 180. Бывают шкалы двойные: нумерация идет слева направо и справа налево.

        Транспортир как правильно пользоваться

        Слайд 6. Также есть круглые транспортиры, шкала идет по кругу от 0 до 360, но она также разделена на две полуокружности.

        Транспортир как правильно пользоваться

        Центр этой полуокружности отмечен на транспортире точкой или черточкой. Найдите на своем транспортире центр и покажите его.

        Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на 180 равных частей. Лучи, проведенные из центра полуокружности через эти штрихи, образуют 180 углов, каждый из которых равен Транспортир как правильно пользоватьсядоле развернутого угла. Такие углы называют градусами.

        Читайте также:  Маска сварщика профессиональная хамелеон nwt 3

        Слайд 7. Итак, градусом называют Транспортир как правильно пользоватьсядолю развернутого угла. Градусы обозначают знаком °. Каждое деление шкалы транспортира равно 1°.

        Историческая справка

        Слово «градус» – латинское, означает «шаг», «ступень». Измерение углов в градусах появилось более 3 тыс. лет назад в Вавилоне. В расчетах там использовались шестидесятеричная система счисления, шестидесятеричные дроби.
        С этим связано, что вавилонские математики и астрономы, а вслед за ними греческие и индийские, полный оборот (окружность) делили на 360 частей – градусов (шесть раз по шестьдесят), каждый градус – на 60 минут, а минуту – на 60 секунд:

        Транспортир как правильно пользоваться

        Объяснение учителя (с демонстрацией на доске), как с помощью транспортира можно измерить угол.

        – Как измеряют углы с помощью транспортира?

        1) Нужно вершину угла совместить с центром транспортира.
        2) Одна сторона угла должна проходить через нулевую отметку (0° по шкале).
        3) Вторая сторона угла должна пересекать шкалу. Нужно посмотреть, через какую
        отметку проходит вторая сторона угла. Это и есть величина этого угла.

        Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль которой проходит одна из сторон угла.

        V. Практическая работа

        Каждому ученику выдается набор углов: острый, прямой, тупой и развернутый.

        Транспортир как правильно пользоваться

        Задания

        • Выберите из предложенных вам углов острый, тупой, прямой, развернутый.
        • Измерьте их градусную меру и запишите в тетрадях эти данные.
        • Сделайте вывод о градусной мере:

        а) развернутого угла;
        б) прямого угла;
        в) острого угла;
        г) тупого угла.

        Вывод:

        развернутый угол равен 180°;
        прямой угол равен 90° (половина развернутого угла);
        острый угол меньше 90°;
        тупой угол больше 90°, но меньше 180°.

        VI. Физкультурная пауза

        • Покажите руками угол 90°, 180°.
        • Покажите руками острый угол, тупой угол.
        • Покажите рукой, где вокруг нас есть прямые углы.
        • Повернитесь на 180°. А теперь на 90°.
        Читайте также:  Уголок 90х6 вес 1 метра

        Задание: Начертите в тетради угол любой величины. Предложите соседу по парте его измерить.

        VII. Работа по карточкам

        У всех учеников карточки с одинаковым заданием.

        Задание: Измерьте углы и запишите результаты измерений в тетрадях.

        Транспортир как правильно пользоваться

        Задание: Выполняется устно с использованием модели часов.

        Какой угол образуют часовая и минутная стрелки часов:

        а) в 3 ч; в) в 10 ч; д) в 2 ч 30 мин;
        б) в 5 ч; г) в 6 ч; е) в 5 ч 30 мин?

        Задача №1652

        Луч ОС лежит внутри угла АОВ, причем Транспортир как правильно пользоватьсяАОС = 37°, Транспортир как правильно пользоватьсяВОС = 19°?.

        Ответ

        Транспортир как правильно пользоваться

        Пошаговое объяснение:

        Для начала надо иметь в руках транспортир, примерно такой, как на фото. Этот почти антиквариат — из СССР — 8 копеек стоит.

        Действие первое — нужно иметь изображение угла, который мы хотим измерить. Угол — это два луча исходящие из одной точки.

        При обозначении угла из трех букв обозначение вершины — это центральная буква. Например,∠АОС — вершина О и два луча ОА и ОС.

        Действие второе: Совместить вершину угла О с центром транспортира, а его развернутый угол с одним из лучей.

        Действие третье, самое сложное: Определить значение самого угла. Находим показание транспортира — место где второй луч пересекает шкалу транспортира. Возможно для этого понадобится продлить луч до пересечения со шкалой. На шкале транспортира две шкалы, одна на увеличение — от 0° до 180°, другая — на уменьшение — от 180° до 0°.

        На рисунке это и +140° и -40°. Думаем: какое показание взять за результат. Просто думаем.

        В приложении и второй рисунок: 20°, 25° и 70°.