Техника для вывозки леса

Лесозаготовительная техника – комплекс машин и агрегатов, используемых при заготовке, трелевке и транспортировке леса, а также при удалении сучьев и разделении заготовленной древесины на сортаменты, измельчении отходов производства и удалении пней срубленных деревьев.

Техника для вывозки леса

Лесозаготовки – один из наиболее трудоемких видов производственной деятельности, связанный с опасностью для жизни человека и к надежности техники, используемой при заготовке леса, предъявляются самые высокие требования.

Виды лесозаготовительных машин

В зависимости от характера выполняемых операций лесозаготовительные механизмы и агрегаты разделяют на три основные вида:

  1. Форвардеры – самоходная техника для заготовки, сбора и транспортировки леса до складских площадок или дорог с возможностью его транспортировки. В состав форвардерных механизированных комплексов входят манипулятор для погрузки заготовленного леса и платформа для транспортировки древесины. Работающие в условиях бездорожья агрегаты этого вида отличаются высокой проходимостью и мощностью.
  2. Харвестеры – многофункциональные самоходные комплексы для валки леса и его первичной обработки непосредственно на лесосеке. Основными операциями, выполняемыми этими агрегатами, являются спил деревьев, их очистка от сучьев и разделение бревен на заготовки необходимого размера. Основной рабочий орган харвестерных машин – рабочая головка, оснащенная механизмами захвата, валки и обработки стволов деревьев.
  3. Лесовозы – имеющие П-образную конструкцию грузовой платформы транспортные механизмы, применяемые для транспортировки заготовленной древесины в места ее переработки.

Производство многофункциональных лесозаготовительных комплексов на протяжении многих лет является одним из успешных направлений деятельности мирового лидера тракторостроения – торгового бренда BELARUS.

Линейка моделей лесозаготовительной техники МТЗ-Холдинга

В состав актуального на начало 2016 года модельного ряда лесозаготовительных комплексов производства МТЗ входят:

  • Тракторные трелевщики ТТР-401М, ТТР-411 и ТТР-411.1;
  • Лесопогрузочные транспортные агрегаты МПТ-461.1, МЛ-131, МЛПТ-344, МПТ-471;
  • Харвестер МЛХ-1046;
  • Лесохозяйственные тракторы Л82.2, Л1221 и Л1221.1.

Белорусское предприятие также осуществляет выпуск контейнерного полуприцепа ПК-12, устройство для лесотранспортного прицепа BELARUS ОПЛ.М, трелевочного оборудования ПТ-50 и лесохозяйственного уборочного оборудования ОУЛ-24.

Трелевочный трактор BELARUS ТТР-401М

Основным направление использования разработанного на базе МТЗ-82.2 трелевочного комплекса ТТР-401М является сбор и складирование сортиментов заготовленной древесины, а также хлыстов и деревьев при санитарных лесных вырубках.

Производимая входящим в состав МТЗ-Холдинга «Мозырским машиностроительным заводом» модель оснащена 81 сильным четырехтактным двигателем серии Д-243, рассчитанным на потребление дизельного горючего.

Снабженный механическим ступенчатым трансмиссионным блоком полноприводный агрегат двигается в 16 диапазонах скоростей вперед и в 4 задом, развивая максимальную транспортировочную скорость до 20 км в час.

Оснащенный передним ведущим мостом с зафиксированной балкой, усиленными колесами и днищем, а также металлическими защитными ограждениями рабочего места оператора трактор выполняет трелевочные работы по перемещению древесины на расстояние 150 метров с производительностью 5 куб. метров в час.

Впереди машины установлен толкатель шириной 1,75 метра с предельной высотой подъема 1,225 метра.

В состав трелевочного оборудования модели входят:

  • трелевочное приспособление, рассчитанное на работу с пятью цепными чокерами;
  • приводимая в действие задним устройством отбора мощности трактора однобарабанная лебедка с 12 миллиметровым тросом длиной 50 метров с диапазоном скорости навивки каната от 0,5 до 1,2 метра в секунду.
Эксплуатационно-технические характеристики ТТР-401М
Предельная рабочая скорость (км. в час)8
Устройство отбора мощностизадний двухскоростной ВОМ со скоростью вращения 540 и 1000 оборотов в минуту
Размеры (ДхШхВ в метрах)5,450х2,150х2,950
Эксплуатационный вес (тонн)4,980

Трелевочные комплексы ТТР-411 и ТТР-411.1

Более мощные модели трелевочных комплексов, оснащенные 130 сильными четырехтактными рассчитанными на использование дизельного горючего силовыми агрегатами серии Д-260.2 и 260.2С с системой турбонаддува.

Эксплуатационно-технические характеристики ТТР-411/411.1
Модельный индексТТР-411ТТР-411.1
Мощность двигателя (л.с)130130
Передние/задние передачи16/816/8
Предельная транспортная/ рабочая скорость (км в час)30/830/8
Размеры (ДхШхВ в метрах)5,970х2,462х3,0066,380х2,710х3,005
Толкатель
Ширина (м)1,82,092
Высота подъема (м)1,21,195
Заглубление (м)0,20,53
Трелевочное устройство
Тип лебедкиРаботающий от заднего ВОМ TAJFUN EGV 60Работающее от заднего ВОМ
Длина/диаметр каната (м/мм)110/12140/12
Число цепных чокеров44
Объем трелюемой пачки (куб. метры)55

Харвестер МЛХ-1046

Механизированный комплекс МЛХ-1046 – компактный агрегат производства «Мозырского машиностроительного завода», предназначенный для валки леса и проведения санитарных вырубок.

Компактный и легкий комплекс во время работы не повреждает растущий лес и корневую систему деревьев.

Агрегат смонтирован на шарнирно-сочлененном основании с перемещающимися горизонтально и вертикально полурамами. В передней части машины размещены манипулятор Foresteri 671H, трансмиссионный блок и кабина оператора. На задней полураме смонтированы силовая установка, обеспечивающие работу гидравлики насосы и баки для горючего и масла.

Пятидесятиградусный угол поворота шарнира и точно повторяющие траекторию движения переднего моста задние колеса позволяют агрегату без проблем передвигаться в лесных зарослях и приближаться на минимальное расстояние к спиливаемым деревьям.

Оснащенная трехшланговой гидравликой и шиной CAN с быстросъемными соединителями головка Keto-55 спиливает стволы деревьев диаметром до 0,37 метра, очищает их от сучьев и производит раскряжевку заготовленной древесины на сортименты необходимых размеров.

Невысоко расположенный манипулятор не закрывает обзор оператору и позволяет производить валку стволов, расположенных на расстоянии до 7,13 метра от агрегата.

Эксплуатационно-технические характеристики МЛХ-1046
Мощность силовой установки (л.с.)100
Размеры (ДхШхВ в метрах)4,900х2,300х3,100
Первый диапазон скорости (км в час)0-4
Второй диапазон скорости (км в час)0-19
Эксплуатационный вес (тонн)10

Лесной погрузочно-транспортный комплекс МПТ-471

Транспортно-погрузочная машина МПТ-471 — наиболее мощная из используемых для транспортировки леса моделей производства МТЗ-Холдинг.

В состав предназначенного для сбора и транспортировки заготовленной древесины комплекса вошли оснащенный 130 сильным двигателем серии Д-260.2 лесохозяйственный BELARUS Л1221-02 и многофункциональный десятитонный полуприцеп ПМ-10.

Адаптированная к условиям климата постсоветских стран машина используется на лесосеках и делянках с высотой пней до 0,4 метра.

Техника для вывозки лесаПроектные и конструкторские организации, опираясь на научные исследования, создают новые модели для автоматизации и механизации лесозаготовительных работ. Созданная на машиностроительных предприятиях техника лесозаготовки увеличивает производительность труда и облегчает работу человека при вырубке деревьев, первичной обработке бревен и их перевозке.

Виды механизации

На лесосеках используют оборудование для повышения производительности:

  • валить деревья помогают валочно-трелевочные, пакетирующие, сучкорезно-раскряжевочные машины;
  • трелевка древесины осуществляется с помощью оборудования для бесчокерной и чокерной трелевки;
  • в условиях горной местности работает транспортно-погрузочная и трелевочно-канатная техника для леса;
  • обрезка сучьев ведется раскряжевочными и сучкорезными самоходными установками;
  • погрузка леса производится стреловыми и челюстными гидроманипуляторами и погрузчиками;
  • для вывозки бревен используют автомобили и прицепы — сортиментовозы, автомобильные тягачи и прицепы-роспуски, узкоколейные тепловозы и щеповозы.

Работы на лесосеках

Этот этап включает в себя все операции по заготовке непосредственно на месте вырубки:

  • валка стволов;
  • обрубка веток и сучьев;
  • трелевка бревен к пунктам погрузки;
  • раскряжевка хлыстов;
  • складирование в штабеля и погрузка материала на лесовозы.

Валка деревьев

Техника для вывозки лесаВалка леса производится на лесосеках, разбиваемых для улучшения контроля на делянки (площадь от 5 до 8 га), а сучкорезные работы ведутся на пасеках (полосах шириной 27−47 м вдоль трелевочного волока). Такие полосы возникают при однократном прохождении валочно-трелевочных, пакетирующих или валочных машин.

Каждый рабочий-вальщик работает с пилой на бензиновом моторе, в комплекте к которой используют крючья для подтасовывания и измеряющую рулетку. Применяют пилы одиночного управления с цепным пильным агрегатом консольного действия, чаще используют пилу «Дружба» мощностью 2,8−3,7 кВт с массой в рабочем состоянии 13,65 кг. Работы ведутся бензомоторной пилой «Урал» с аналогичным весом и мощностью агрегата 4 кВт, для нее характерна повышенная скорость и встроенное устройство автоматической смазки.

Зарубежный инструмент этого типа представлен на рынке сверхлегкими и легкими пилами 5−10 кг, среднетяжелыми и тяжелыми экземплярами 14 и выше килограмм. Используют для валки деревьев валочно-трелевочные агрегаты.

Читайте также:  Фильтр циклон своими руками чертежи

Техника для вывозки лесаДеление бревен на стандартные части в соответствии с ГОСТом (раскряжевка) делается на выбранном месте по технологической карте работ. Чтобы уменьшить трудоемкость процесса используют автоматические высокопроизводительные раскряжевочные установки стационарного типа, которые обустраивают на нижнем или верхнем складе. Для раскряжевки применяют переносные моторные инструменты, но их применение для этой операции отличается низкой производительностью, поэтому в работу вводят многооперационные агрегаты на колесном или гусеничном ходу.

Техника с набором операций

Техника для вывозки лесаХарвестер является лесозаготовительной мобильной техникой для срезки и валки стволов, очистки от веток и порезки бревен на отрезки в условиях лесосеки. Наименование машины используется для определения валочно-сучкорезочно-раскряжевочных агрегатов. Большинство машин работают по принципу протаскивания беспрерывного действия, их механизм работает в виде приводных вальцов, гусениц или их комбинации. Харвестеры выпускают для работы в непрерывной или циклической последовательности, способ компоновки рабочих узлов делит их на двухстадийные и одностадийные устройства:

  • Одностадийные харвестеры в конструкции имеют головку, расположенную на манипуляторе, для наведения на ствол дерева. Затем дерево срезается, валится, ствол тянется через сучкорезные ножи для очистки от веток и сучьев, делается разметка, порезка на технологические части.
  • Двухстадийные агрегаты отличаются сразу двумя рабочими устройствами. Одно для захвата и срезки дерева расположено на манипуляторе, другое полает ствол в сучкорезное и раскряжевочное отделение, располагается на раме машины.

Фарвардер представляет собой машину-манипулятор для сборки, погрузки и перевозки бревен, распиленных на части, это наименование часто аналогично использованию термина «сортаментовоз». Транспорт для сборки стволов и их перевозки выпускают в двух модификациях:

Техника для вывозки лесаИх производство полностью укомплектовано узлами и деталями российского и белорусского выпуска. Машина соответствует экологическим и технологическим требованиям, рассчитана для транспортировки участков бревен от 2,5 до 6 м, за один рейс перевозит 11 куб. м, при этом на кубометр расходуется 1−1,2 л топлива. На расстояние до половины километра перевозит 46−60 куб. м за смену, используется не только для трелевки распиленных бревен с участка лесосеки, но и вывозит части стволов с верхнего склада.

Трелевка бревен

Техника для вывозки лесаТрелевка — это перемещение срезанных стволов из области валки до погрузочного пункта. Лесозаготовочный транспорт и узкоколейные автомобили не могут взять деревья с лесосеки, их следует предварительно собрать с места валки. Транспортная операция отличается от других перемещений тем, что ведется в условиях бездорожья. Так как машины работают на большой территории в короткий период, то подъездные пути и проезды для них не делают. В зависимости от вида транспорта различают способы трелевки:

  • тракторами на гусеничном ходу;
  • тракторами на колесном ходу;
  • канатными устройствами;
  • перемещение с помощью вертолетов;
  • в редких случаях привлекают лошадей.

Техника для вывозки лесаВ нашей стране основной трелевочной техникой для леса на заготовках выступает трактор на гусеничном ходу. Его применение допускается в гористой местности с крутизной склонов не больше 25˚ при благоприятной погоде, зимой этот показатель уменьшается до 15˚, в других случаях используется канатная установка. Основным требованием к трелевочным агрегатам выступает хорошая проходимость, обеспечивающая работу на участках с валунами, уплотнениями валежника, пнями, болотами и другими препятствиями.

Лесопогрузка

Эта операция включает перегрузку стволов с трелевочных агрегатов на лесовозы, часто совмещаемую с другими работами. Технологические карты разработки предусматривают создание погрузочных пунктов с функциями:

  • площадки для перегрузки с использованием челюстных погрузчиков;
  • участки со складированием распиленных частей для последующей погрузки челюстными механизмами;
  • площадки для отгрузки автомобильным транспортом с манипулятором;
  • места для крупнопакетных отгрузок древесины;
  • участки установки сучкорезных машин и последующей погрузки.

Техника для вывозки лесаЛесопогрузчики челюстного типа представляют собой самоходные агрегаты, включающие в конструкции навесное оборудование. Технологические узлы и агрегаты монтируются на колесном или гусеничном тракторе и по способу поворота различают поворотный, фронтальный и перекидной тип. Лесопогрузчик Л. Т. — 65 смонтирована на базе трактора ТТ — 4 с гидравликой, лебедкой и щитком. Оборудование включает механизмы для захвата леса, подъема, и гидравлической системы.

Стреловые подъемные краны различают в зависимости от характера передвижения стрелы, они включают в конструкцию базовый агрегат (трактор, автомобиль, ж. д. платформу). Предусмотрено оборудование крана (подъемный и опускной механизм, поворотная площадка, система управления, привод, опоры, поворотный механизм стрелы).

Техника для вывозки лесаАвтопоезда для транспортировки леса с функцией самопогрузки включают составной автопоезд и погрузочное технологическое оборудование навесного типа для подъема и отгрузки леса. Это оборудование выпускается двух видов: канатный тип и гидроманипулятор. Канатное устройство ставится на автомобильной или прицепной раме, в некоторых случаях на автомобиле роспуска. В конструкцию входит коники, лебедка, система из канатов и блоков или стационарное управление. Загрузка автопоезда ведется с верхних складов или с пасек (полос, рядом расположенных с делянкой).

Современные способы механизации предусматривают использование многооперационных машин, например, тех, что одновременно делают валку, обрезку, распил, трелевку и отгрузку. К таким технологичным агрегатам относят форвардеры и харвестеры.

Перевозка сырья

Транспортировка и вывозка леса объединяет между собой заготовительную функцию в технологическом процессе и складирование с последующей обработкой на сырьевых биржах. Специфические черты груза (бревна, хлысты, круглые сортаменты лесоматериала) определяют необходимость применения подвижного состава специального назначения, что не всегда приводит к использованию полной грузоподъемности.

Техника для вывозки лесаПеревозка леса обеспечивается по сухопутным дорогам или морскими путями, последний способ распространен в районах, удаленных от железных дорог. При водной транспортировке учитывается способность древесины держаться на воде. Сухопутный транспорт играет роль для недалеких перевозок в районах и областях, выполняет другие задачи.

В зависимости от вида подвижного состава, работающего на лесовозных дорогах, его подразделяют на автомобильный, рельсовый, конный транспорт. Для перевозки используют автомобили МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ со сложными составными прицепами. Для вывозки распиленных кусков из нижнего склада часто делают рельсовые пути и в качестве прицепа применяют платформы к дизелю грузоподъемностью до 20 т, а полногабаритные стволы везут в вагонах от 23−25 т.

Нижний склад

Рабочие процессы на нижнем складе отличаются большим числом операций по подъему и перемещению груза. Установки подъемно-транспортного назначения выбирают с учетом соответствия виду леса, технологическому перебазированию в условиях площадки и отгрузки для дальнейшей перевозки. В зависимости от траектории перебазирования механику делят на виды:

Техника для вывозки лесаК таким установкам относят мостовые, кабельные, козловые и стреловые краны, погрузчики на колесах или гусеницах, канатно-блочные лебедки, бревносвалы, другое оборудование, основным требованием к которому является способность перемещать пачки в горизонтальном направлении и с поворотом подъемного приспособления.

На площадке нижнего склада также используют сучкорезные установки, так как условия позволяют сделать это с наибольшей производительностью по сравнению с делянками. Применяют передвижные, переносные, стационарные сучкорезы. Переносные модели облегчают рабочий труд, но повышение производительности относительно небольшое, так как пильщик обрезает каждую ветку в отдельности. Стационарные и передвижные машины для групповой и поштучной обрезки сучьев дают значительное ускорение работы.

Техника для вывозки лесаПоперечный распил бревен относится к первичной обработке. В условиях нижнего склада применяются переносные цепные пилы, с электрическим приводом или работающие на бензине. Сортировка сортаментов леса и компоновка их с целью складирования проводится лесотранспортерами. Это машины беспрерывного действия, оснащенные тяговым устройством замкнутого типа в форме цепи или стального каната с траверсами. Траверс представляет собой опорно-захватное приспособление.

Штабелевка продукции осуществляется в условиях склада с целью создания некоторых запасов для обеспечения равномерности отгрузки. Для складирования лесоматериалов по высоте обычно используют те же механизмы и машины, что и в случае погрузки на подвижной состав. Это могут быть автомобильные погрузчики или козловые и консольные краны. Если требуется образование значительных запасов, то используются движущиеся мост-кабельные и кабельные краны.

Погрузка бревен на железнодорожные платформы проводится с использованием козловых, консольных, автомобильных, башенных, стреловых, железнодорожных. Отгрузка на речные и морские баржи и другие плавучие средства ведется башенными и стреловыми подъемными кранами, иногда используют судовые погрузочные манипуляторы и другое установленное на них оборудование.

Читайте также:  Липучка для наждачной бумаги на самозацепляющийся основе

Техника для вывозки леса

С самых древних времен лес являлся надежным источником пищи и дополнительных материалов для человека, а древесина – одним из самых ценных и по сей день незаменимых как в частной жизни, так и в промышленности ресурсом. Учитывая масштабы заготовки, неудивительно, что вопросы организации эффективных лесозаготовок с максимальной выгодой и минимальными потерями ресурсов и вредом для окружающей среды являются одними из самых важных.

В конце 2017 года в Москве состоялась встреча представителей органов власти и бизнеса «Повышение эффективности лесного хозяйства за счет внедрения модели интенсификации использования и воспроизводства лесов». Согласно озвученному на мероприятии прогнозу, при внедрении интенсивной модели лесопользования текущие объемы заготовок в стране можно увеличить на 30% всего за пять лет, при этом параллельно повысив уровень восстановления древостоя. Само собой, все это по мановению волшебной палочки не произойдет, ведь без труда, как известно, не вытащишь и рыбку из пруда. Вот и чиновники вновь пообещали предпринимателям ускорить процесс перехода на новые методы хозяйствования, которые в свою очередь отметили, что прогресс невозможен без финансовых вложений в отрасль, помощи со стороны власти, а также переподготовки профильных специалистов.

По сообщениям экспертов, уже сейчас в России на протяжении семи лет отмечается стабильная положительная динамика производства необработанной древесины. Так, согласно данным анализа лесной промышленности, проведенным компанией Global Research Consulting, только в 2016 году было произведено порядка 129 млн м 3 древесины, рост объемов по отношению к предыдущему году составил 8 %. Большинство специалистов едины во мнении, что динамика может сохраниться, впрочем, только если решить проблему с высоким уровнем транспортных издержек в области лесозаготовок. Напрашивается закономерный вывод о неизбежном росте спроса на высокоэффективные и вместе с тем экологичные решения для заготовки и перевозки древесины, и, как следствие, возрастающие требования непосредственно к производителям техники. Но обо всем по порядку.

Техника для вывозки леса

Сортиментная или хлыстовая – вот в чем вопрос?

Одной из ключевых проблем, возникающих вследствие интенсификации лесопользования, становится обезлесение. И причина заключается не только в многочисленных лесных пожарах и незаконных рубок. Активное движение специального лесного транспорта наносит значительный вред почве, значительно отличающейся от тех же сельскохозяйственных полей. Во-первых, земля в лесу неоднородна, в ней встречаются камни, корни, шишки, ветки.

Как показала практика, а также исследования, наибольший ущерб наносится поверхности при трелевке хлыстов и вывозе сортиментов, а также при погрузке лесоматериалов на лесовозный транспорт. Поэтому вопрос получения мощных тяговых усилий при движении лесного транспорта, который не наносил бы вред лесным почвенным покровам и поверхности лесных дорог, является наиболее актуальным.

Необходимость повышения эффективности лесозаготовки, снижения ее себестоимости, улучшение условий труда и безопасности работников лесозаготовительной сферы заставляет внедрять новые методы заготовки, использовать европейский опыт. В зависимости от выбранной технологии, обеспечивающей работу по организации вырубки лесных ресурсов, выбирают соответствующее оборудование и технику для заготовки.

В настоящее время большинство технологических процессов лесозаготовительных работ основывается на применении систем машин, классификация которых может быть выполнена по следующим основным признакам: по виду получаемой продукции, перечню и последовательности операций, технологическим, эксплуатационным и нагрузочным режимам, по энергоемкости, удельным затратам заготовки 1 м 3 древесины, типу машин, конструктивным особенностям и параметрам машин, в том числе лесотехнологического оборудования, по требованиям экологического равновесия окружающей среды.
Из наиболее распространенных способов лесозаготовки сегодня выделяют три, для каждой из которых свойственно применение особой техники:

  • Сортиментная. Это скандинавский механизированный метод, подразумевающий использование при заготовке дуэт харвестер+форвардер либо представляющего себя симбиоз двух машин харвардера. Харвестерная головка, установленная на харвестер, выполняет несколько функций: валка дерева, обрезка сучьев и распил на сортименты. Также возможно применением ручной валки деревьев, обрезки сучьев и раскряжевки. Разработанный в Финляндии и Швеции метод сейчас является превалирующим и в России.
  • Хлыстовая. В основе данного способа лежит следующая технологическая цепочка: валка дерева, обрезка сучьев на месте (сучкорезная машина, либо бензопила) и трелевка хлыстов к месту погрузки в лесовозный транспорт. Данный способ особенно удобен для крупных стволов, т.к. от размера ствола зависит производительность трелевки.
  • Заготовка целыми деревьями. Ее главное отличие заключается в месте обрезки сучьев. Валочно-пакетирующая машина формирует пачки из поваленных деревьев, которые затем с помощью трелевочного трактора трелюют к месту обрезки сучьев, раскряжевки и погрузки для дальнейшей транспортировки к месту переработки.

Техника для вывозки леса

Теперь поподробнее поговорим о самих машинах. Харвестер – это многооперационная лесосечная машина, выполняющая при проведении сплошных и выборочных рубок, а также рубок ухода целый комплекс работ: валку, обрезку сучьев, раскряжевку, а также пакетирование сортиментов.

Форвардер – самозагружающаюся машина, используемая для трелевки материалов. Конструктивно форвардер состоит из двух модулей: погрузочного в виде манипулятора, и грузового, представляющего собой тележку. В сортиментной технологии задачей форвардера является сбор, подсортировка, доставка сортиментов от места заготовки до лесовозной дороги или склада, а также штабелевка сортиментов.

Средняя производительность форвардера, обрабатывающего «продукцию» харвестера, –12 куб. м/ч, таким образом, комплекс «харвестер + форвардер» способен заменить до 80 рабочих, раньше трудившихся на лесосеке при традиционном, устаревшем подходе.

В хлыстовой технологии существует несколько схем заготовки леса. По одним на лесосеке выполняется минимум операций, сваленные деревья просто вывозятся трелевочными тракторами-скиддерами на лесопромышленные склады, где уже и обрабатываются на стационарном мощном оборудовании.

Метод высокопроизводительный, хотя и минусов хватает. Во-первых, при трелевке сучки транспортируемых деревьев повреждают те деревья, что остаются на корню. Во-вторых, необработанные стволы не позволяют оптимально использовать, с точки зрения грузоподъемности, лесовозный транспорт. В-третьих, современные исследования рекомендуют оставлять порубочные остатки на лесосеке, поскольку, вывозя необработанное дерево, заготовители обедняют лесную почву.

По другим схемам часть операций по очистке ствола от сучков производится в лесу. Эти методы, с одной стороны, улучшают состояние лесных почв за счет остающихся порубочных остатков, которыми укрепляют трелевочные волоки, а с другой – у заготовителей возрастают расходы за счет дополнительных операций, выполняемых в лесу, также добавляются затраты на последующую очистку территории лесосеки.

В современных условиях для эффективной работы при хлыстовом методе необходим комплекс оборудования из трех машин. Прежде всего, нужна валочно-пакетирующая машина (ВПМ), гусеничная либо колесная, служащая для валки стволов и формирования пачек.

Затем, для сбора и транспортировки срубленных деревьев и хлыстов непосредственно от места рубки к месту хранения, нужен трелевочный трактор-скиддер. А также для очистки стволов от сучьев и раскряжевки материала на определенные сортименты необходим гусеничный или колесный процессор.

Безусловно, использование скандинавской технологии выглядит очень привлекательно. К тому же достигаемая производительность просто поражает. Ежегодно в небольших, по сравнению с Россией, Финляндии и Швеции суммарно заготавливается 140…160 млн куб. м лесоматериалов, тогда как в РФ – не более 150–200 млн куб. м.

Однако скандинавская технология далеко не идеальна. При раскряжевке на лесосеке теряется значительная доля ценной древесины. Раскрой, выполняемый харвестерами, далек от оптимального, и последний рез обычно просто остается в лесу. При очистке деревьев от сучьев и раскряжевке на стационарных установках в нижних складах расходуется значительно меньше энергии, чем тратится харвестерами и процессорами при обработке деревьев в лесу.

Техника для вывозки леса

Но наиболее тревожным фактором, связанным с распространением скандинавской технологии, является ущерб, наносимый почвам большегрузными форвардерами. Трелевочный трактор, с такими же эксплуатационными параметрами, что и форвардер, транспортируя хлысты, наносит куда меньший ущерб с точки зрения экологии. До 75% лесного фонда РФ – это средняя или тяжелая глина, и эти почвогрунты при вывозе сортиментов с делянок травмируются крайне серьезно.

Вообще же в процессе организации лесозаготовок крайне важно подобрать оптимальный комплекс лесозаготовительных машин, который будет функционировать наиболее продуктивно в конкретных условиях. Сейчас на рынке предлагается большая номенклатура специализированной и универсальной лесозаготовительной техники, и что позволяет представителям лесной отрасли выбирать машины в комплекте с лесотехнологическим оборудованием для реализации различных технологий заготовки древесины с учетом региональных особенностей лесозаготовительных районов, а также собственных финансовых возможностей и уровня подготовки персонала.

Читайте также:  Электронный ключ для автомобиля

Главные лесоходы

В настоящее время большая часть машин, занятых в отрасли лесозаготовках в России – иностранного производства. Да, зарубежная техника традиционно дороже российской, но при этом в большинстве случае качественнее, надежнее, производительнее и экологичнее нее.

Среди ведущих поставщиков можно выделить несколько компаний. Так, канадская компания Tigercat предлагает порядка 30 моделей различных лесных машин, оптимально подходящих для российских климатических условий и особенностей ландшафтов. В Канаде, как и в России, предпочитают сплошную рубку, причем основной объем заготавливается и вывозится в зимний период, когда стоят морозы до -45°С, а снежный покров превышает 1,5 м. В Канаде, как и в России, широко используется хлыстовой метод, поэтому значительная часть оборудования Tigercat предназначена для работы именно по этой технологии. В то же время компания предлагает более десяти моделей лесной техники, успешно используемой для сортиментной заготовки.

Российские лесозаготовители ценят ВПМ Tigercat за высочайшую надежность. Это мод. 822с, 845с, 860с на гусеничном ходу, а в мод. 870с, L822с положение кабины можно менять, поднимая/опуская на определенный угол. Форвардеры, лесные погрузчики, харвестеры – все эти виды оборудования на гусеничных движителях Tigercat поставляет в Россию. Для работы на склонах в машинах имеется штатная опция поддерживания горизонтального уровня кабины.

Американская компания John Deer в Россию поставляет 46 моделей оборудования для лесозаготовок. В машинах используются моторы PowerTech, собственная разработка JD. Это двигатели приемистые, очень надежные, со сниженным уровнем вредных выбросов в выхлопных газах, а главное – чрезвычайно экономичные.

Наиболее многочисленный модельный ряд – это ВПМ, компания реализует в России 16 моделей. Колесные харвестеры мод.1170E и 1270E используются для выполнения любых лесозаготовительных операций – при прореживании, сплошных рубках и т.д. Они комплектуются харвестерными головками H754, H412, H414, в которых конструктора JD постарались совместить точность действий, скорость выполнения рабочих движений, легкость в управлении и минимальные требования по ТО.

Свыше 30 моделей лесных машин выпускает компания Caterpillar. Визитная карточка компании – ВПМ, но не менее популярны и харвестеры, гусеничные и колесные, созданные на базе экскаваторов. Покупателям в Caterpillar могут предложить несколько моделей скиддеров, колесных и гусеничных, ассортимент компании включает также и форвардеры с колесной формулой 4х4, 6х6, 8х8.

Универсальные машины Caterpillar не имеют аналогов. При установке определенных навесных агрегатов машина может превращаться в харвестер, процессор либо просто работать в качестве погрузчика.

Международная Группа Компаний Komatsu Forest представлена на нашем рынке линейкой форвардеров из 7 моделей массой 10,5–19,1 т. Мощность главных дизельных приводов от 107 до 170 кВт. Успешно продаются в лесных регионах России 5 моделей разной мощности гусеничных ВПМ. Кроме того, в Komatsu разработали и успешно реализуют на российском рынке 11 моделей харвестеров как на колесной, так и на гусеничной базе. Для превращения экскаватора в харвестер в Komatsu сконструировали свыше десятка харвестерных головок массой 0,76–1,85 т.

Техника для вывозки леса

Австрийская компания MHT осуществляет поставки лесных машин по всему свету. Для российского рынка предлагаются харвестеры массой 9–24 т. Благодаря системе позиционирования кабины, модели массой от 18 т могут преодолевать уклоны до 30⁰.

Корейские производители уже давно рассматривают российский рынок как один из наиболее перспективных. Рынок лесозаготовительных машин не стал исключением. Один из крупнейших в Корее производителей спецмашин, компания Doosan, предлагает лесопогрузчики мод. Solar 225LL, 300LL. В сотрудничестве с известной финской компанией AFM, Doosan производит 4 мод. харвестеров, а также 2 мод. процессоров. В этих машинах базовыми являются экскаваторные шасси Doosan.

На нашем рынке также активно предлагает продукцию финская компания Ponsse. Модели харвестеров и форвардеров названы как животные – медведь, лиса, слон, буйвол и т.д., что дает покупателю понять, технику с какими характеристиками он приобретает. Кроме зоохарвестеров и форвардеров компания Ponsse получила известность как поставщик универсальных машин, которые можно использовать после минимальной настройки как в качестве форвардера, так и в роли процессора.

Компания HSM – самый крупный производитель лесопромышленной техники в Германии. На нашем рынке компания реализует 24 модели специальных машин и тракторов для лесозаготовки. Универсальные конструкции инженеров HSM позволяют установить на машину любую марку манипулятора, серийно же устанавливаются манипуляторы фирмы Loglift. Скидеры, харвестеры, форвардеры собираются, как правило, под конкретного заказчика. Предварительно представитель HSM может выезжать на будущее место работы проектируемой техники для того, чтобы созданная машина полностью соответствовала требованиям заказчика и условиям эксплуатации.

Для небольших европейских компаний тоже находится место на нашем, готовом всех принять, рынке. Это, как правило, предприятия Швеции, Финляндии. Отличную продукцию предлагают финские производители – Logset, Sampo-Rosenlev, Harvy Foresteri. От них не отстают по качеству, а где-то даже превосходят шведские компании Gremo, Eco Log, Vimek, Rottne,

Как показывает многолетняя практика лесозаготовительных работ в России, техника известных иностранных брендов способна в интенсивном режиме в течение 15–25 лет, тогда как отечественные машины обычно служат в среднем шесть – максимум 10 лет, поэтому пока в лесах преобладают иностранцы.

В чем же причины превалирования импортной лесозаготовительной техники в структуре российского рынка? В первую очередь в том, что на данный момент отсутствует отечественное производство техники широкой номенклатуры для сортиментной заготовки древесины, в том числе на колесных шасси. В то же время эксперты отмечают стабильное увеличение числа за рубежом разработок и выпуска как колесной специализированной, так и универсальной лесозаготовительной техники, создаваемой на базе бульдозеров Caterpillar и экскаваторов Caterpillar, John Deere, Kobelсo, Hitachi, MHT для различных методов заготовки древесины.

Во-вторых, доля отечественной лесозаготовительной техники очень ограничена по массомощностным параметрам из-за пробелов в модельном ряду. Из-за сложившегося кризисного положения в отечественном сегменте машиностроения, связанного все с теми же санкциями, ограничившими доступ к импортным технологиям и ресурсам, затормозились работы по разработке техники нового поколения.

Существующие сейчас машины отечественного производства преимущественно предназначены для хлыстового метода заготовки древесины и созданы на базе гусеничных тракторов Алтайского и Онежского тракторных заводов. На данный момент есть примеры создания моделей харвестеров для сортиментной заготовки путем замены штатного захватно-срезающего устройства гусеничных валочно-пакетирующих машин на харвестерные головки зарубежного производства, но насколько экономически конкуренты и выносливы данные образцы, пока сложно ответить.

Возникает закономерный вопрос: а есть ли вообще вариант развития событий, при котором ситуация на рынке изменится, и наши машины вытеснят иностранцев из лесов? По словам специалистов, не все так безнадежно. Для того, чтобы создавать в России высокотехнологичные лесозаготовительные машины, обладающие высоким уровнем конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, необходимо разработать систему технологий и машин для комплексной механизации лесозаготовительного производства для региональных особенностей по природно-производственным условиям: ограничения по объемным группам лесонасаждений и запасам древесины, почвенно-грунтовые и климатические условия, методы заготовки древесины.

Как отмечают эксперты лесной промышленности, комплексное решение этих вопросов позволит российскому потребителю использовать на лесозаготовках технику с оптимальными геометрическими и массомощностными параметрами, что в свою очередь станет зеленым светом для реализации ее высокой производительности при выполнении различных технологических операций лесозаготовительного процесса. В итоге оправдаются затраты при эксплуатации и будет обеспечено минимальное воздействие на природную среду, словом, получится рабочая модель эффективной и экологичной лесодобычи, устраивающая всех. Дело за малым – подготовить законодательную базу и привести механизм в действие.