Сварной шов в лодочку

Вы здесь

При выполнении угловых швов наклонным электродом (рис. 30, а) жидкий металл под действием гравитационной силы стремится стекать на нижнюю плоскость. Поэтому выполнение этих швов лучше производить «в лодочку» (рис. 30, б) электродами, которые позволяют вести сварку опиранием покрытия на свариваемые кромки изделия.

Сварной шов в лодочку

Рис. 30. Положение и движения электрода при выполнении угловых швов

Сварка «в лодочку»

Сварка «в лодочку» угловых швов для листов толщиной до 14 мм возможна без скоса кромок (двусторонняя сварка) или с частичной разделкой кромок и увеличенным размером притупления. Зазор между свариваемыми элементами не должен превышать 10% толщины листа. Режимы сварки «в лодочку» с опиранием электрода даны в табл. 8.

Таблица 8. Режимы сварки угловых швов «в лодочку» с опиранием электрода

Толщина свариваемых листов, мм

Примечание. Максимальные значения тока должны уточняться по данным паспорта электродов.

Сварка наклонным электродом

Однако не всегда можно установить сварное изделие для сварки «в лодочку»; тогда угловые швы выполняют наклонным электродом. В этом случае возможен непровар корня шва и кромки нижнего листа. Тщательный прогрев кромок свариваемых частей достигается правильным движением электрода, который следует держать под углом 45 к поверхности листов и производить поперечные движения треугольником без задержек или с задержками в корне шва. В процессе сварки электрод следует наклонять то к одной, то к другой плоскости листов.

Угловые швы в нижнем положении с катетами до 10 мм выполняют сваркой в один слой электродами диаметром до 5 мм, иногда без поперечных движений.

Угловые швы без скоса кромок с катетами более 10 мм могут выполняться в один слой, но с поперечными движениями электрода треугольником, причем лучший провар корня шва обеспечивается с задержкой электрода в корне шва.

Швы со скосом кромок

Угловые швы с односторонним или двусторонним скосом кромок применяют при изготовлении особо ответственных изделий.

Скос кромок у стенки тавра делают под углом (50 ± 5)°. При толщине стенки до 4 мм шов со скосом кромки выполняют в один слой; при большей толщине сварка ведется в несколько слоев и проходов. При выполнении многослойных тавровых швов наклонным электродом швы обычно получаются с неравными катетами на полке и стенке. Поэтому при проектировании сварных изделий допускаются угловые швы с неравными катетами. Примерные режимы сварки тавровых соединений со скосом кромок даны в табл. 9.

Таблица 9. Примерные режимы ручной дуговой сварки угловых швов со скосом кромок

Очень часто при проведении сварочных мероприятий необходимо осуществить сложные технические работы, среди которых не последнее место занимает сварка угловых односторонних швов без скоса кромок. Отметим сразу, неопытному мастеру такая задача не под силу, сварка угловых швов требует практической внимательности, базовых знаний и достаточного опыта работы в данном сегменте. Только большой и достаточный опыт работы в данной сфере, позволяет определить методы и задачи проведения техники сварки угловых швов.

Категории и особенности соединений Сварной шов в лодочку

Согласно общей терминологии, можно найти достаточное объяснение и обозначение углового сварного шва на чертеже, который является обязательным атрибутом серьёзной работы сварщика. Принципиального значение углового сварного шва, это соединение двух пластин или двух профильных труб, угол которых меньше чем 180 градусов, то есть не развёрнутый вид профиля. Очень часть в работе сварщика можно увидеть, что угловое сварное соединение выполнено под углом 90 градусов, как это принято во многих чертежах. Данные требования позволяют обеспечить необходимый уровень устойчивости конструкции и соблюдать минимальные требования прочности и жёсткости конструкционных деталей. Сами угловые швы используются в сварных соединениях, и согласно регламентным положениям, такие углы бывают следующих видов:

  • С примыкающими краями в местах одного соединения.
  • С прикладкой для одного края в местах тавровой ровной плоскости.
  • Нахлёстанное исполнение.
  • С режимом разделки кромок или без таковых.
Читайте также:  Изделия изготовленные на лазерном станке

Сварной шов в лодочку

Примечательно, что ГОСТ сварки угловых швов предусматривает выполнение работ в различной плоскости и в любом положении, как горизонтальное, так и вертикальное. В качестве примера приведём тавровые конструкции, которые иногда имеют расположение кверху ногами. В данном случае необходимо виртуозно проводить сварку вертикального углового шва. Сам процесс сварки предусматривает вариант прерывистости и сплошной подход обеспечения высокого качества работы. Есть различие по длине проведения сварочных работ, при длине до 250 мм, такой метод называют коротким, при длине до 1000 мм — средний, а свыше — высокий метод проведения сварки угловых швов в нижнем положении.

Трудности проведения сварки угловых швов Сварной шов в лодочку

Как и для любых сварочных мероприятий есть определённые трудности, которые выделяют сварку угловых швов в вертикальном положении по определенным критериям:

  • Неравномерные режимы нанесения наплавляемого металла на фактические стороны расположения металла. Есть определенная характеристика металла под воздействием электродов, кромка железа во время сварки всегда будет тянуться вниз. Большая часть шовного соединения окажется внизу рабочей пластины. Верхняя кромка катета углового сварного шва всего лишь слегка оплавится, при определённой нагрузочной массе, такая кромка легко распадётся.
  • Подрезы. Электрическая дуга имеет свойство выгрызать небольшие участки обрабатываемой поверхности изделия. Ультразвуковой контроль угловых сварных соединений в нижнем положении позволяет вести условный контроль процесса, возможно задержание электрода в данном положении во время проведения технологических операций. Электродом можно осуществлять дополнительную наплавку вспомогательного материала на повреждённый участок обрабатываемой поверхности. Но есть определенная сложность углового сварочного шва, загнать естественные капли раскалённого готового металла на боковую часть очень сложно. В данном случае обработка происходит при помощи выемки с одной стороны изделия.
  • Непровар корневого участка. Чаще всего по неопытности, сварщики начинают концами электрода хаотично манипулировать по сторонам. Таким образом, пытаются заполнить зону стыка наплавленным металлом. Это приведёт лишь к тому, что сварка угловых швов в лодочку осуществиться или не полностью, или будут видны явные нарушения технологического процесса работы. Возможно появление дефекта непровара, а это в свою очередь снижает техническую сторону конструкции.
  • Неправильное расположение катета. В данном случае, катет углового шва это участок, от которого зависит общий принцип стыкового соединения сваркой. Здесь вам потребуется опытным путём подбирать необходимую скорость перемещения электрода, а также адаптировать работу сварочного устройства, согласно общим принципам управления. Слабые показатели тока, приведут к выпуклости подгонки угловых стыков сварных соединений, что прямо указывает на плохую сторону проплавления основных составляющих металлического соединения. Сильные, чрезмерно высокие показатели силы тока, наоборот, приведут к вогнутости толщины угловых сварных швов, или появится отрицательный угол катета. С одной стороны, высокий ток создаёт полную схему сварки углового соединения, которое визуально кажется идеальным и качественным, но на самом деле высокие нагрузки приведут к разрушению стыка, а это в свою очередь чревато тяжёлыми последствиями.
  • Неправильный параметр угла соединения. Сварочные конструкции редко имеют отклонения в одну или другую сторону. Чтобы минимизировать эти явления, сварка угловых швов полуавтоматом осуществляется исключительно по заданным чертежам, где не допускается каких-либо отклонений, если не предусмотрено произвольного угла конструкции соединения. Эта проблема чаще всего характерна для конструкций, где предусмотрены чёткие углы соединений под 90,45, 135 градусов.
Читайте также:  Марки стали для ножей характеристики таблица

Сварной шов в лодочку

Вышеперечисленные дефекты являются самыми распространёнными для сварки под флюсом угловых швов. Встречаются также такие нехарактерные недостатки, как лунки и пустоты в металлоконструкции, наличие твёрдых включений, появление трещин на границе основного и посадочного материала, имеет место смешиваемых характеристик формового исполнения шва.

Подготовительные работы Сварной шов в лодочку

Здесь необходимо своевременно подготовить материалы и инструменты для проведения сварочных операций. Если пластина имеет размер до 5 мм, то нет надобности проводить подготовительные операции для обеспечения контроля угловых сварных соединений. Для всех остальных случаев, подготовка в обязательном порядке.

Если металлическое изделие имеет эффекты в виде ржавчины, загрязнения, достаточно почистить их специальной щёткой.»

Далее устанавливаем рабочую разметку, монтаж и проводим установку сварного шва У4. Такой вариант также применим и в случае проведения сварки внахлёст.

Если толщина каждой кромки выше 5 мм, то потребуется задача односторонней разделки кромки. Устанавливаем скос под 45 градусов на имеющейся приставной пластине. Это позволит обеспечить необходимое затекание объёма расплавленного металла и обеспечить высокие параметры прочности изделия. Для металла, с толщиной свыше 10 мм, необходимо заточка с двух сторон металлического изделия. Это обеспечит двухстороннее затекание расплавленного металла. Конус обрабатываемой пластины желательно оставить тупым, это увеличивает жёсткость конструкции в целом при проведении основных сварочных работ.

Сварку осуществляют поэтапно с каждой стороны, используя рабочие моменты прихватки. Таким образом, можно обеспечить высокие параметры жёсткости изделия. Прихватки помогут избавиться от перекосов, и прочих негативных явлений, которые характерны для угловых сварных соединений. Правильно выбираем метод сварки, который представлен лимбо «лодочкой», либо в нижнем положении.

Видео: сварка угловых швов на практике Сварной шов в лодочку

Сварной шов в лодочкуТавровое соединение — это соединение двух деталей, расположенных под углом друг к другу, т.е. торец одной детали прилегает к боковой поверхности другой под углом 90 градусов. Простыми словами — к горизонтально лежащей детали приваривается вертикальная, образуя букву «Т». Такие соединения могут быть без разделки кромок, с односторонней и двусторонней разделкой. Тавровые соединения используются при дуговой сварке, свариваются очень удобно в горизонтальном и вертикальном положении, удобнее всего в наклонном (в лодочку).

Где применяется

Сварной шов в лодочку

Двустороннее с разделкой кромок

Применение таврового соединения весьма широкое: в автомобилестроении, в строительных конструкциях (фермы, опоры, колонны, стойки), металлическая мебель (лавки-скамейки, столы, этажерки), мосты и путепроводы, газопроводы, нефтепроводы, системы водоснабжения, теплоснабжения зданий и сооружений.

Преимущества и недостатки

Тавровое соединение самое распространенное, одно из самых прочных. Данное соединение позволяет получать изделия и конструкции сложной формы. Расположение деталей буквой «Т» обеспечивает дополнительную жесткость конструкции. Качественно выполненная работа гарантирует практичность и надежность.

Недостатком такого соединения могут являться дефекты:

Сварной шов в лодочку

Дефект сварки — кратер

кратеры — это углубление в сварном шве возникающее при обрыве дуги;

  • поры — это следствие скопления газов в шве, причина такого дефекта кроется в некачественной подготовке метала;
  • непровары — это локальное несплавление основного метала с электродным, причина: большая скорость сварки, а так же прожоги , трещины и прочее.
  • Такие дефекты зависят от качества выполнения работы. Низкая квалификация рабочего непосредственно станет причиной дефектов, но не мало важно и оборудование, расходные материалы (сварочные аппараты, проволока, электроды, защитный газ). Сам процесс является опасным, вы должны соблюдать все правила техники безопасности без исключения.

    Техника выполнения, особенности

    Для всех сварных соединений техника выполнения будет стандартная, важно учесть способ сварки. Тавровое соединение удобное, легко формировать шов, контролировать размер катета и внешний вид шва.

    Перед началом работы производится технологическая подготовка поверхности, иначе наличие загрязнений и ржавчины снизит производительность сварочного процесса и приведет к дефектам. При сварке таврового шва электрод располагают в плоскости под углом 30-40 градусов относительно нижней пластины, сделав сборку деталей и прихватив — так соединение не поведет.

    Читайте также:  Тигель для плавки стали

    Сварной шов в лодочку

    Одностороннее с разделкой шва в нижнем положении

    Нужно проконтролировать угол между деталями и правильность расположения, если все правильно выполнено, то можно приступать непосредственно к сварке. Возбуждаем электрическую дугу и наклонив электрод немного к себе ведем его в одном положении, двигаться следует аккуратно ванной назад, совершая колебательные движения вдоль оси шва для расплавления кромок. Это нужно для того, что бы избежать непровара угла и одной из сторон детали. Можно нанести метку над углом на верхней пластине за границы которой электрод не должен будет выходить, так получится более ровный шов.

    Техники сварки таврового соединения в различных положениях несколько отличаются друг от друга.

    После выполнения сварки зачищается шлак и обрабатывается поверхность металлической щеткой или другими приспособлениями.

    Рекомендации

    Если сваривать тавровым соединением тонкую и толстую пластину, то угол наклона электрода относительно толстой пластины будет примерно 60 градусов. Чтобы больше металла «стягивать» с толстой части на тонкую.

    Также желательно просушить свариваемые поверхности для лучшего качества сварного шва.

    Сварка труб

    Опираясь на ГОСТ16037-80, который распространяется на сварные соединения трубопроводов из сталей и устанавливает основные типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений труб с трубами и арматурой, правильно будет сказать, что в нем таврового соединение нет. Все швы, которые называют тавровыми, относятся к угловым. Однако, когда к торцу трубы приваривается заглушка из пластины или фланец, это будет являться тавровым соединением. По большому счету, что бы не спорить по этому поводу, необходимо понимать, что тавровое соединение деталей труб или любого другого металлопроката выполняется угловым швом и техника сварки трубопроводов сводится к технике сварке угловых швов.

    Сварной шов в лодочку

    Прежде всего нужно остановиться на подготовке труб перед сваркой таврового соединения. Трубы должны соответствовать всем требованиям и не иметь дефектов, загрязнения и ржавчины, после чего можно выполнять сварку.

    Следует выполнить прихватки, для труб диаметром до 300 мм хватит 4 равномерно расположенных прихваток . Для более широких труб прихватки выполняются с одинаковым интервалом по всему диаметру. Торец одной трубы необходимо выкроить определенным образом что бы он плотно прилегал к боковой поверхности другой трубы. Для труб с небольшим диаметром сделать это не очень сложно при помощи нескольких манипуляций болгаркой. Другое дело, когда предстоит работа с трубами больших диаметров. В данном случае, как правило, при разметке применяются различные шаблоны и развертки.

    Видео

    Полезные ролик о том, как можно резать трубы для приваривания их торцом к боковине.

    Далее выполняется сборка деталей на прихватки или в сборочно-сварочном приспособлении. Сварка соединения труб может выполняться как в поворотном положении (есть возможность вращения стыка вокруг своей оси) так и в неповоротном (нет возможности вращения стыка вокруг своей оси). Сваривая трубы, сварной шов приходиться выполнять по криволинейной поверхности, что несколько усложняет процесс. Необходимо стык разделить на участки и выполнять сварку за несколько приемов.

    Сварной шов в зависимости от толщины стенки трубы выполняется за один или несколько проходов. Следует обратить внимание на состав труб и подобрать подходящие электроды. Сварной шов на трубах должен быть идеальный, в обязательном порядке проверяется наличие дефектов. Если дефекты имеются, то их исправляют.

    Профильные трубы используются для ограждений, каркасов, различных металлических конструкций.

    При тавровом соединении профильных труб так же выполняются прихватки. Электрод ведется под углом колебательными движениями снизу вверх. После сварки зачищается шлак.