Станок для изготовления ковров

Ковер – это не только утеплитель для пола. Еще они являются ярким акцентом в интерьере и своеобразным показателем вкуса и достатка владельца дома. Точная дата зарождения искусства ковроткачества сокрыта в глубине веков, однако есть реликвия, сохранившаяся и по сей день – ковер, созданный 2500 лет назад.

Сегодня производство ковровых покрытий и ковров стало массовым, и продукция выпускается в промышленных масштабах. Но в некоторых регионах их ткут по старинке так, как это делали предки.

Сырье

Любое производство ковров начинается с выбора сырья. И если раньше выбор материалов ограничивался шерстью и шелком, то сегодня можно найти тканое полотно и из натуральных волокон, и из их синтетических аналогов.

Итак, ковры производят из следующих видов волокон:

  1. Натуральные, которые делятся на белковые и целлюлозные.
  2. Искусственные: целлюлозные и минеральные.
  3. Синтетические.

Белковое натуральное сырье – это шерсть и шелк. Изделия ручной работы делают только из этих традиционных материалов, так как любая синтетика обесценит многочасовой труд.

Шерсть – мягкий, долговечный, упругий и теплый материал. Но такой ковер может съесть моль, к тому же он может служить источником аллергии.

Ковер из шелка – красивое, мягкое, блестящее и прочное полотно, которое будет передаваться из поколения в поколение благодаря высокой износостойкости. Но цена такого изделия выходит за все разумные пределы, и его не может себе позволить купить даже семья со средним достатком.

Из целлюлозного натурального сырья (хлопка и джута) часто изготавливают безворсовые ковры.

Искусственные целлюлозные волокна – это нитки из натурального сырья, но сделанные с применением современных технологий. Ковер из вискозы – это хороший аналог шелкового ковра, гораздо более доступный по цене.

Искусственные минеральные волокна делают из асбеста. Многие настороженно относятся к данному материалу, но необходимо отметить, что он не горит. Поэтому возле камина и прочих потенциально опасных источников возгорания можно стелить только асбестовые коврики.

Синтетические изделия производят из полипропилена, полиэтилена, полиэфира, полиамида и полиакрилонитрила. У каждого из этих материалов свои показатели по износостойкости, водостойкости и прочим характеристикам. Но вся синтетика плавится от огня.

Виды ковров

Реально определить, сколько существует видов ковров, невозможно. Они все подразделяются в зависимости от типа плетения, внешнего вида, материалов, технологии изготовления и еще по множеству других признаков.

Даже в пределах одного предприятия по производству ковров выпускаются десятки видов продукции. Если же говорить о ручном ковроделии, то здесь ситуация более запутанная: даже в одной деревне мастера, живущие по соседству, ткут разные изделия.

Но если не углубляться в детали, то все ковры можно классифицировать по нескольким признакам.

По технологии изготовления:

По типу сырья: натуральные, искусственные, синтетические и смешанные.

По наличию ворса: ворсовые и безворсовые.

  • одноуровневые
  • многоуровневые;
  • велюровые;
  • саксони;
  • фризе;
  • комбинированные.

Отдельно стоит упомянуть о нетканых коврах: тафтинговых, иглопробивных, трикотажных, флокированных, вязально-прошивных и изделиях в технике ручного валяния. Промышленное производство ковров этих видов распространено по всему миру. Некоторые специалисты относят данные изделия к напольным покрытиям, так как у них нет основы.

Машинное производство

Производство коров в промышленных масштабах сделало цену на эти изделия доступной для всех слоев населения. Сегодня нетканые напольные покрытия изготавливают только на специальных станках. Также производят и тканые ковры следующих видов:

  1. Двухполотные жаккардовые – двухслойная каркасная структура, между каркасами находятся нити ворса, в конце технологического цикла они разрезаются, и получаются сразу два изделия – из верхней и нижней половины.
  2. Прутковые жаккардовые – ворсовое полотно вплетается нитями утка в коренную основу.
  3. Аксминстерские – пучки ворса механически внедряются в основу. Подразделяются на трубчатые и жаккардовые.

Ковры ручной работы

Кустарное производство ковров на продажу распространено не только в восточных странах вроде Индии, Пакистана и Ирана, но и в некоторых субъектах нашей страны, к примеру в Дагестане.

Ковер ручной работы – это дорогостоящая эксклюзивная вещь. Даже если мастер раз за разом делает вещь по одному шаблону, она получает характерные отличительные черты – разница в мелких деталях рисунка, узелки, тон окрашенных волокон и т. д.

Стоят такие изделия дорого. Но при покупке следует понимать, что это штучный товар ручной работы – на изготовление одного полотна у мастера может уйти от полугода до трех лет.

Как делают ковер из шерсти ручной работы: технология

  1. Прежде всего, подбирается рисунок. Иногда готовый наработанный годами шаблон. Но порой мастера придумывают что-то новое – комбинируют интересные орнаменты с уже опробованных рисунков, играют с цветом и общим дизайном. С развитием современных технологий данный процесс осуществляется в специальных компьютерных программах.
  2. Ковровое производство любых масштабов начинается с подготовки сырья. Шерсть вычесывают, удаляя из нее всю грязь. Затем прядут, то есть скручивают в нити во влажном виде.
  3. Следующий этап – окрашивание. Это очень ответственная процедура, так как нити должны быть окрашены в нужный цвет и равномерно.
  4. Плетение. Оно заключается в завязывании огромного числа узелков на основе. А основа – это прочные параллельные нити, натянутые на станине.
  5. Мойка – чтобы освежить изделия после рук мастера.
  6. Растягивание. Помогает сохранить форму при просушке.
  7. Стрижка. Деликатная процедура, во время которой ворс подравнивается до одной длины.

Русское ковроделие

Ковры российского производства не так известны, как индийские или иранские. Однако в нашей стране ковроткачество в крупных масштабах было еще до появления первых фабрик и мануфактур. Полотно ткали при монастырях и крупных поместьях – и это были настоящие шедевры, созданные руками русских мастериц. Особенно поражали воображение восхитительные шитые ковры, вручную расшитые золотом, серебром и цветным шелком. Такие изделия преподносились в качестве дара посольствам разных стран, а в темные времена увозились как часть дани.

Ковры – это тот предмет промышленного производства, сущность которого принципиально зависит от того, каким образом он был сделан. В XX веке для изготовления ковров стали широко применяться машины, но ручная работа по прежнему остается в цене. Даже более того, приобретает особую ценность.

Почему узелковый ковер ручной работы при том же качестве пряжи может стоить в десять раз больше своего собрата, сотканного машиной? Не только потому, что он несет тепло человеческих рук. Дело в том, что узелки, связанные руками, имеют уникальную форму и отличаются друг от друга. Помимо того, существует несколько типов узелков для ковров ("гордиев узел" и пр.). Двух одинаковых ковров ручной работы просто не существует, даже если эскиз рисунка использовался один и тот же. Именно за счет узелков немного неровной, неправильной формы ковры ручной работы и приобретают очарование, которое едва ли можно передать словами. Машина же, напротив, делает как узелки, так и ковры абсолютно идентичными. К тому же ворс настоящего ковра фиксируется на нитях основы узелком, и делают это человеческие пальцы. Машина же не умеет завязывать узелки. Ворс ковра машинной работы просто воткнут между основой и утком. Безворсовые ковры ручной работы более прочны и долговечны.

Но и в машинном производстве есть различные градации. Существуют его три основных типа: тканый, тафтинговый (от английского tuft – растить пучками) и иглопробивной. Это различные способы закрепления пряжи на основе. Иглопробивное и тафтиноговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые, в том числе еще и потому, что в них используется преимущественно синтетическое волокно. Процесс изготовления тканых ковров значительно более медленный и сложный. Собственно, он-то единственный и имитирует традиционную ручную работу. Поэтому тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. К тому же в них используется преимущественно натуральная пряжа. Этот фактор еще более дистанцирует друг от друга описанные семейства машинных ковров.

Тканые машинные ковры ткут на станках (аксминстерские ковры или станки – по месту изобретения станков, г. Аксминстер, Англия) – это все бельгийские, молдавские ковры.

При тканом способе основа и ворс ковра ткутся вместе и одновременно. Процесс производства таких покрытий весьма медленный и сложный по отношению к производству ковролинов, отсюда относительно высокая цена по отношению к ковролинам. Вес ворса тканых покрытий не может быть меньше 900 гр/м2, тогда как плотность ковролинов может колебаться от 280 до 3000 гр/м2.

  • Ткется основа из переплетенных нитей джута, льна или хлопка, т.е. делают решетку
  • В решетку петлеобразно вплетают ворсовую нить, с тыльной стороны получаются узелки, с лицевой — петли
  • Петли разрезают на лицевой стороне, в результате получаются две ворсинки-хвостика на каждый узелок.
  • Отрезанные остатки ворса удаляют (поэтому первое время после покупки от ковра может отделяться подшерсток)
  • Основу с узелками пропитывают латексом для лучшей прочности (латекс – клеевой раствор на натуральной основе). – поэтому не рекомендуется моющий пылесос, размокнет латекс.
  • Края готового ковра обрабатывают – оверлок.

Большое значение имеет также и способ окраски ковров. Наилучший из них – окрашивание волокна в своей массе во время его производства. В этом случае волокно претерпевает глубокую пропитку красителями. После чего цвет ворса уже не изменяется при эксплуатации изделия и его чистке, не выгорает на солнце.

Но есть и другие способы. Например, ворс (или даже готовый ковер целиком!) погружают в большие емкости. Дело нехитрое. Но и окраска получается более поверхностной, менее стойкой. Еще дешевле обходится цветная печать на ковре. Но этот метод и вовсе не имеет ничего общего с традиционным производством высокого уровня. Конечно, штамповать изображение намного проще, чем соткать узор из волокон нескольких десятков или даже сотен цветов. Но и художественная ценность штампов невелика. И не только художественная, но и утилитарная. Со временем напечатанный рисунок начнет стираться и блекнуть. Чтобы определить, каким образом был получен узор (или другое изображение) на ковре, раздвиньте ворс пальцами и осмотрите основания волокон. Если они другого цвета – подобно тому, как это бывает у человека через некоторое время после покраски волос – значит, рисунок был нанесен уже после изготовления ковра.

Имеет значение и тип самих красителей. Лучшие красители – натуральные – растительного или минерального происхождения. Как правило, продавцы ковров, окрашенных природными красителями, не стесняются об этом рассказывать, подчеркивая тем самым бесспорное достоинство своего товара. В качестве более дешевой замены используются синтетические краски.

И, наконец, несколько слов о специальных методах обработки ковров. Поинтересуйтесь, обработан ли понравившися вам ковер антистатической и грязеоотталкивающей пропиткой. Благодаря такой защите он будет более практичен в эксплуатации и дольше сохранит свои первоначальные свойства.

. RCE02 — это последнее поколение двухрядных рапирных ковроткацких станков для ковроткачества лицом к лицу для резки ворса при высокой производительности производства. Эргономичный ковроткацкий станок с большим количеством электроники и .

. Основные преимущества Пряжа со встроенной ворсовой пряжей не двигается Чистая спина Пряжа с меньшим содержанием волокон Высокая эффективность плетения Производительность на 50% больше, чем при 3-х пулевом переплетении на рапирах с двойной .

Оцените статью
ТехПорт