Схема зарядного на транзисторе п 210

Категорически приветствую всех читателей!

Написать данную статью меня побудили несколько факторов: борьба с потенциальным алкоголизмом, желание несколько упорядочить «кашу» из накопившейся информации и, конечно, большое желание помочь единомышленникам.

В конечном итоге мы получим зарядное устройство с линейной характеристикой выходного тока. Это означает, что зарядка будет происходить в два этапа — постоянным заданным вручную током до набора заданного напряжения, затем постоянным заданным напряжением. При этом выходной ток будет плавно снижаться вплоть до нуля, когда заряд будет полностью окончен. Это самый правильный способ зарядки.

Также мы добавим режим десульфатации аккумуляторной батареи. Такой функцией обладают некоторые заводские зарядные устройства, например, Кедр-Авто 10. Такой зарядник у меня так же имеется, и его режим работы мне не очень нравится: во-первых, он не производит должным образом зарядку постоянным напряжением, а просто падает в дозарядку малым током. Окончания зарядки придется ждать очень долго; во-вторых, в интересующем нас режиме "Цикл" максимальное напряжение целенаправленно увеличено до 15,5 вольт, чтобы устройство не отключалось. Это в конечном итоге приведёт к перезаряду аккумулятора. Использованная у меня реализация лишена этих недостатков.

Ключевые моменты статьи для удобства восприятия и навигации я выделил полужирным шрифтом.

Лирика: данный текст ориентирован на начинающих радиолюбителей, подобных мне самому. Собственно, я сам почти год назад не держал в руках паяльник, пока не набрёл на статью Андрея Голубева про изготовление лабораторного блока питания из компьютерного БП. Не имея четкого представления, зачем он мне впоследствии пригодится, я поставил себе задачу во что бы то не стало разобраться и сделать себе такое устройство. И это мне удалось. Выражаю огромную человеческую благодарность Андрею и Юрию Вячеславовичу за посильную помощь в моих начинаниях. Много крови я у них выпил. Я не повторяю статью Андрея, но постараюсь ключевые моменты переделки раскрыть более подробно, останавливаясь на моментах, которые вызывали у меня много вопросов. Прошу воспринимать данный материал как отчет о проделанной работе. Чтобы понимать, о чем я вообще говорю, вам необходимо изучить вышеупомянутые статьи.

Многие здесь и сейчас присутствующие знают, что я человек расчетливый, и не ищущий легких путей. И недавно, промывая подкапотку любимого авто от месячной пыли, обнаружил недобро косящийся на меня красный глаз индикатора плотности в банке аккумуляторной батареи. В связи с никак не радующими глаз ценами на аккумуляторы, да и что угодно в наше время, в принципе, решил, что не стоит оставлять без внимания такой важный элемент автомобиля, как аккумуляторная батарея, пробуждающая 6 цилиндров в сибирские морозы. Готовь сани летом, как говорится. А с другой стороны, не кошерно таскать в гараж лабораторный блок питания, в который вложил душу.

А что нам стоит дом построить?

За период создания вышеупомянутого лабораторника у меня скопилось достаточной количество барахла, которое можно превратить в объект обсуждения – аккумуляторное зарядное устройство.
По сути, это тот же лабораторный блок питания, но с некоторыми ограничениями – минимальное напряжение на выходе равно 14,4В, максимальное 16В, блок питания не стартует без подключенного к выходным клеммам аккумулятора и имеет защиту от переполюсовки. В штатном режиме регулятор напряжения всегда в крайнем левом положении, и напряжение на выходе равно 14,4В. Повышенное напряжение используется для "пинка" запущенным аккумуляторам.

Суть зарядного устройства: обеспечить стабилизированное напряжение 14,4 вольта и заданный ограниченный ток. Проще говоря, в начале процесса зарядки ток будет максимальным, заданным реостатом. По мере заряда батареи, собственное напряжение аккумулятора будет расти. В конце концов, когда напряжение аккумулятора станет 14,4 вольта, блок питания перейдет в режим стабилизации напряжения и станет постепенно снижать ток до нуля. В таком состоянии аккумулятор может находиться сколь угодно долго, и ничего плохого с ним не произойдет.

Читайте также:  Лучшие недорогие кофеварки для дома

Мне по вышеупомянутой причине сия поделка обошлась в 0 рублей и 0 копеек, если же все комплектующие покупать поштучно, бюджет может подрасти до 1000 рублей, где большую часть занимают вольтамперметры. От момента задумки до реализации прошла неделя. Делал в основном вечерами, но пару дней посвятил процессу полностью.

На этом описательно-вступительную часть предлагаю считать оконченной и перейти к самому интересному.
Достался в виде трупа блок питания ATX:

Видно следы отвратительного ремонта: силовые ключи и диодные сборки вообще не прикручены к радиаторам. Схема очень схожа с этой:

Здравствуйте ув. читатель блога «Моя лаборатория радиолюбителя».

В сегодняшней статье речь пойдет о давно «заюзаной», но очень полезной схеме тиристорного фазоимпульсного регулятора мощности, которое мы будем использовать как зарядное устройство для свинцовых аккумуляторных батарей.

Начнем с того, что зарядное на КУ202 имеет целый ряд преимуществ:
— Способность выдерживать ток заряда до 10 ампер
— Ток заряда импульсный, что, по мнению многих радиолюбителей, помогает продлить жизнь аккумулятору
— Схема собрана с не дефицитных, недорогих деталей, что делает ее очень доступной в ценовой категории
— И последний плюс- это легкость в повторении, что даст возможность ее повторить, как новичку в радиотехнике, так и просто владельцу автомобиля, вообще не имеющего знания в радиотехнике, которому нужна качественная и простая зарядка.

Со временем попробовал доработанную схему с автоматическим отключением аккумулятора, рекомендую почитать Зарядное для автомобильного аккумулятора
В свое время я собирал эту схему на коленке за 40 минут вместе с травкой платы и подготовкой компонентов схемы. Ну хватит рассказов, давайте рассмотрим схему.

Схема тиристорного зарядного устройства на КУ202

Перечень используемых компонентов в схеме
C1 = 0,47-1 мкФ 63В

R1 = 6,8к — 0,25Вт
R2 = 300 — 0,25Вт
R3 = 3,3к — 0,25Вт
R4 = 110 — 0,25Вт
R5 = 15к — 0,25Вт
R6 = 50 — 0,25Вт
R7 = 150 — 2Вт
FU1 = 10А
VD1 = ток 10А, желательно брать мост с запасом. Ну на 15-25А и обратное напряжение не ниже 50В
VD2 = любой импульсный диод, на обратное напряжение не ниже 50В
VS1 = КУ202, Т-160, Т-250
VT1 = КТ361А, КТ3107, КТ502
VT2 = КТ315А, КТ3102, КТ503

Как было сказано ранее схема является тиристорным фазоимпульсным регулятором мощности с электронным регулятором тока зарядки.
Управление электродом тиристора осуществляется цепью на транзисторах VT1 и VT2. Управляющий ток проходит через VD2, необходимый для защиты схемы от обратных скачков тока тиристора.

Резистором R5 определяется ток зарядки аккумулятора, который должен быть 1/10 от емкости АКБ. К примеру АКБ емкостью 55А надо заряжать током 5.5А. Поэтому на выходе перед клемами зарядного устройства желательно поставить амперметр, для контроля за током зарядки.

По поводу питания, для данной схемы подбираем трансформатор с переменным напряжением 18-22В, желательно по мощности без запаса, ведь используем тиристор в управлении. Если напряжение больше- R7 поднимаем до 200Ом.

Так же не забываем что диодный мост и управляющий тиристор надо ставить на радиаторы через теплопроводящую пасту. Так же если вы используете простые диоды типа как Д242-Д245, КД203, помните что их надо изолировать от корпуса радиатора.

На выход ставим предохранитель на нужные вам токи, если вы не планируете заряжать АКБ током выше 6А, то предохранителя на 6,3А вам хватит с головой.
Так же для защиты вашего аккумулятора и зарядного устройства, рекомендую поставить мою схему защиты от переполюсовки на реле или схему на компараторе, которая помимо защиты от переполюсовки защитит зарядное от подключения дохлых аккумуляторов с напряжением менее 10,5В.
Ну вот в принципе рассмотрели схемку зарядного на КУ202.

Печатная плата тиристорного зарядного устройства на КУ202

В собранном виде от Сергея

Удачи вам с повторением и жду ваших вопросов в комментариях

Для безопасной, качественной и надежной зарядки любых типов аккумуляторов, рекомендую универсальное зарядное устройство

Читайте также:  Как подобрать автоматы по мощности

Что бы не пропустить последние обновления в мастерской, подписывайтесь на обновления в Вконтакте или Одноклассниках, так же можно подписаться на обновления по электронной почте в колонке справа

Не хочется вникать в рутины радиоэлектроники? Рекомендую обратить внимание на предложения наших китайских друзей. За вполне приемлемую цену можно приобрести довольно таки качественные зарядные устройства

Зарядное устройство 12В 1.3А

Простенькое зарядное устройство с светодиодным индикатором зарядки, зеленый батарея заряжается, красный батарея заряжена.

Есть защита от короткого замыкания, есть защита от переполюсовки. Отлично подойдет для зарядки Мото АКБ емкостью до 20Ач, АКБ 9Ач зарядит за 7 часов, 20Ач — за 16 часов. Цена на это зарядное всего 403 рубля,доставка бесплатна

Этот тип зарядного способен автоматически заряжать практически любые типы автомобильных и мото аккумуляторов 12В до 80АЧ. Имеет уникальный способ зарядки в три этапа: 1. Зарядка постоянным током, 2. Зарядка постоянным напряжением, 3. Капельная дозарядка до 100%.
На передней панеле два индикатора, первый указывает напряжение и процент зарядки, второй указывает ток зарядки.
Довольно качественный прибор для домашних нужд, цена всего 781,96 руб, доставка бесплатна. На момент написания этих строк количество заказов 1392, оценка 4,8 из 5. При заказе не забудьте указать Евровилку

Зарядное устройство для самых разнообразных типов аккумуляторов 12-24В с током до 10А и пиковым током 12А. Умеет заряжать Гелиевые АКБ и САСА. Технология зарядки как и у предыдущего в три этапа. Зарядное устройство способно заряжать как в автоматическом режиме, так и в ручном. На панеле есть ЖК индикатор указывающий напряжение, ток заряда и процент зарядки.

Хороший прибор если вам надо заряжать все возможные типы АКБ любых емкостей, аж до 150Ач

Цена на это чудо 1 625 рублей, доставка бесплатна. На момент написания этих строк количество заказов 23, оценка 4,7 из 5. При заказе не забудьте указать Евровилку

Если какой то товар стал недоступен, пожалуйста напишите в комментарий внизу страницы.
С ув .Admin-чек

Обратные ссылки
  • URL обратной ссылки
  • Подробнее про обратные ссылки
  • Закладки & Поделиться
  • Отправить тему форума в Digg!
  • Добавить тему форума в del.icio.us
  • Разместить в Technorati
  • Разместить в ВКонтакте
  • разместить в Facebook
  • Разместить в MySpace
  • Разместить в Twitter
  • Разместить в ЖЖ
  • Разместить в Google
  • Разместить в Yahoo
  • Разместить в Яндекс.Закладках
  • Разместить в Ссылки@Mail.Ru
  • Reddit!
  • Опции темы

    1П 210 А в блоке зарядки 12вольт

    Дома стоит большой блок зарядки для аккумуляторов собранный радиолюбителями в 90х годах. Недавно он перегорел в связи с чем у меня вопрос ( посмотрите схему собрана на транзисторах 1П 210 А и одном диоде N4161М все обозначения даны в Омах )
    Посоветуйте :
    1) Схему для этого блока питания и описание ( может быть у кого есть)
    2) Сейчас столкнулся с проблемой маркировки транзистора 1П210 А в справочниках инета такого нет, может он по другому уже завётся (комб П210 ГТ210 я знаю) Меня интересует чертёж выводов
    или скажите что у него в центре Вывод 2 см рисунок

    • Поделиться
      • Поделиться этим сообщением через
      • Digg
      • Del.icio.us
      • Technorati
      • Разместить в ВКонтакте
      • Разместить в Facebook
      • Разместить в MySpace
      • Разместить в Twitter
      • Разместить в ЖЖ
      • Разместить в Google
      • Разместить в Yahoo
      • Разместить в Яндекс.Закладках
      • Разместить в Ссылки@Mail.Ru
      • Reddit!
      • 1П210 и П210 это один и тот же транзистор 1 в обозначении означает что это германиевый транзистор. Обозначением 1П210
        маркировались отобранные транзисторы для применения в военной
        технике.

        А выводы найти не сложно и самому:
        Коллектор соединён с массой. Остальные выводы можно найти проверив сопротивление между электродами. Относительно базы
        и коллектор и эммиттер звонися как 2 диода.

        п.с.
        Кстати на схеме видно что база 1 транзистора 1П210
        соеденена с движком регулировочного переменного резистора.

        Коллектор на массе, база известна. Вот вам и вся цоколёвка..

        Последний раз редактировалось df9fxk; 06.05.2006 в 18:17 .

        • Поделиться
        • Поделиться этим сообщением через
        • Digg
        • Del.icio.us
        • Technorati
        • Разместить в ВКонтакте
        • Разместить в Facebook
        • Разместить в MySpace
        • Разместить в Twitter
        • Разместить в ЖЖ
        • Разместить в Google
        • Разместить в Yahoo
        • Разместить в Яндекс.Закладках
        • Разместить в Ссылки@Mail.Ru
        • Reddit!
        Читайте также:  Станок для выпрессовки сайлентблоков

        схема довольно-таки несуразная, большой ток зарядки обеспечить не сможет.
        Вам лучше не восстанавливать зарядник, а на основе трансформатора от этого зарядника собрать новый.

        • Поделиться
        • Поделиться этим сообщением через
        • Digg
        • Del.icio.us
        • Technorati
        • Разместить в ВКонтакте
        • Разместить в Facebook
        • Разместить в MySpace
        • Разместить в Twitter
        • Разместить в ЖЖ
        • Разместить в Google
        • Разместить в Yahoo
        • Разместить в Яндекс.Закладках
        • Разместить в Ссылки@Mail.Ru
        • Reddit!

        Я готов построить новое.
        Я знаю что сейчас можно сделать на импортных компонентах хорошее, стабильное устройство , но у меня стоит дома этот блок с грамадным траансом радиатором и прочем , рука выбросить его не поднимаеться
        Вот я и хочу сделать некий HI -END зарядник из "Деревянных" ,но доступных и простых компонентов.
        Посмотрите схему может она лучше

        • Поделиться
        • Поделиться этим сообщением через
        • Digg
        • Del.icio.us
        • Technorati
        • Разместить в ВКонтакте
        • Разместить в Facebook
        • Разместить в MySpace
        • Разместить в Twitter
        • Разместить в ЖЖ
        • Разместить в Google
        • Разместить в Yahoo
        • Разместить в Яндекс.Закладках
        • Разместить в Ссылки@Mail.Ru
        • Reddit!

        нормальная схема, вот только паралельное включение диодов без токовыравнивающих резисторов вызывает некоторое сомнение.
        может попробовать включить один мощный диод ампер на 10 ?

        • Поделиться
        • Поделиться этим сообщением через
        • Digg
        • Del.icio.us
        • Technorati
        • Разместить в ВКонтакте
        • Разместить в Facebook
        • Разместить в MySpace
        • Разместить в Twitter
        • Разместить в ЖЖ
        • Разместить в Google
        • Разместить в Yahoo
        • Разместить в Яндекс.Закладках
        • Разместить в Ссылки@Mail.Ru
        • Reddit!

        Это Вы, батенька, спутали.

        Перавая цифра 1, 2 или 3 действительно обозначала военную приемку и материал, из которого изготовлен прибор, – германий, кремний или арсенид галлия (для широпотребовских ставятся соответственно буквы Г, К и А). 2Т301 – КТ301

        П210 – название транзисторов по системе, существовавшей вначале (были и кремниевые П101 и т. д.).

        Откуда появилась 1 у автора исходного письма, непонятно. Это обычный П210 со всеми вытекающими последствиями.

        • Поделиться
        • Поделиться этим сообщением через
        • Digg
        • Del.icio.us
        • Technorati
        • Разместить в ВКонтакте
        • Разместить в Facebook
        • Разместить в MySpace
        • Разместить в Twitter
        • Разместить в ЖЖ
        • Разместить в Google
        • Разместить в Yahoo
        • Разместить в Яндекс.Закладках
        • Разместить в Ссылки@Mail.Ru
        • Reddit!

        так как цифра 1,2 или 3 ставилась у транзисторов ВМЕСТО буквы Г,Т или А ,то у п210 действительно не могло быть цифры для обозначения военной приёмки.
        но очень часто попадались транзисторы у которых на корпусе была звёздочка и я всё время считал что это военная приёмка..
        и ещё, вот СВЧ диоды, к примеру (боюсь соврать 3А10***) до сих пор маркируют цифрой , хотя что она обозначает сейчас ?

        • Поделиться
        • Поделиться этим сообщением через
        • Digg
        • Del.icio.us
        • Technorati
        • Разместить в ВКонтакте
        • Разместить в Facebook
        • Разместить в MySpace
        • Разместить в Twitter
        • Разместить в ЖЖ
        • Разместить в Google
        • Разместить в Yahoo
        • Разместить в Яндекс.Закладках
        • Разместить в Ссылки@Mail.Ru
        • Reddit!

        Есть схема вжурнале Р-хобби кажется №5 1999г стр 45 там Крен12А с обвязкой на мощном транзисторе собрал 5 экземпляров, все работали с первого раза.
        П210 имеет смысл применять при напряжениях около 5 вольт или когда надо сохранить максимальный кпд .без всяких помех от источника питания.
        Хочу обратить Ваше внимание , что при больших сроках хранения подложка крристалла припаяная к корпусу транзистора теряет свою однородность и такой транзистор не сможет выдержать максимальные параметры по мощности.Примерно после 15 -20 лет 25%процентов площади кристалла у транзисторов меняют свою структуру.( место пайки становится каким-то рыхлым)