Схема регулятора оборотов двигателя 12 вольт

Посл. ред. 06 Февр. 12, 22:07 от Stu-pin

Ребят,интересует схемка регулятора скорости вращения коллекторного электродвигателя.А именно моторчика от дворников на 1224 вольт.Желательно чтобы попроще,но чтоб и крутящий момент сильно не падал.Буду признателен.
Если подобная тема есть,прошу перенести.
Stu-pin, 06 Февр. 12, 22:04

Посл. ред. 06 Февр. 12, 23:58 от Alex2x

прошу помощи. похожий вопрос.
моторчик 12в постоянка (коллекторный? с щетками в общем). пиковый ток до 14 А. работа под нагрузкой потребляет от 3 до 5 А, выше врятли будет.
во вяком случает сейчас от блока питания больше не берет.
на всякий случай с запасом схемку ШИМ регулятора до 10 ампер. не шибко сложную и с не дефицитными-дорогими компонентами.
обязательно с печаткой (под перенос утюгом) ибо по схемам сам сделать не смогу.

up.
вот нашел. но по какой лучше сделать? подскажите други.

Посл. ред. 08 Марта 12, 19:27 от ванечка

Собирай второй вариант. только обязательно нужно поставить быстродействующий защитный диод – паралельно транзистору.
например КД213А или КД2997А – по избежание пробоя транзистора.
у обеих схем основной недостаток – нет обратной связи по частоте вращения.
поэтому – частота вращения будет плавать под нагрузкой в некоторых пределах.

Даже эсли поставишь транзистор со "встроенным диодом" – все равно ставь внешний, более быстрый.
Поскольку встроенный диод – это паразитный элемент схемы, издержки технологии производства.
и такие диоды весьма медленные.

Посл. ред. 08 Марта 12, 20:59 от Zapal

Ребят,интересует схемка регулятора скорости вращения коллекторного электродвигателя.А именно моторчика от дворников на 1224 вольт.Желательно чтобы попроще,но чтоб и крутящий момент сильно не падал.Буду признателен.
Если подобная тема есть,прошу перенести. Stu-pin, 06 Февр. 12, 22:04

Zapal правильно я тебя понял?
на схемке нарисовал расположение и полярность. красненьким обвел.

Tataff ну да. и в чипдип-е вроде есть TA7291P и стоит недорого.
но куда там вертелку притулить чтоб обороты тудой-сюдой менять непонятно.

Читайте также:  Самодельный лазер для резки металла

спаять то спаяю. и платку протравлю. не проблема. только в электронике дуб дубом.
как в детском саде можешь объяснить? с картинками. куда там чего припаять.
чтоб я пришел в лабаз радио и сказал, насыпте мне в пакетик вот такие детальки.

Zapal правильно я тебя понял?на схемке нарисовал расположение и полярность. красненьким обвел. ванечка, 08 Марта 12, 23:22

Посл. ред. 09 Марта 12, 00:54 от Zapal

Zapal спасибо дружищще.
а то блок питания здоровенный, лабораторный сейчас. хочу покомпактней что то.

кстати там в магазине вроде VT1 в разных корпусах есть. может небольшой радиатор есть смысл поставить?

Посл. ред. 09 Марта 12, 01:17 от ванечка

Посл. ред. 15 Марта 12, 21:40 от Zapal

Посл. ред. 15 Марта 12, 21:46 от Zapal

Посл. ред. 21 Марта 12, 20:23 от Stu-pin

думаю что простыми способами нельзя

Совершенно нет времени за радиодеталями съездить.Попросил мужика знакомого собрать регулятор по-быстрому,из того что у него есть.Сказал про ШИМ ему,а он отбрехался мол нафиг он не нужен.Собрал мне макет на тиристоре КУ221а.Сегодня попробовал -работает.Моторчик от дворников уверенно регулируется,под нагрузкой пока не гонял.Подскажите минусы,если они есть,в сравнении с ШИМом тиристорного регулятора.
З.Ы.Вбил в яндексе "тиристорный регулятор",по одной из ссылок встретил там коллегу. Zapal ,приятно удивился.

По просьбе коллег схемку накидал.Если что не так прошу гуру электроники подсказать и поправить,мог ошибиться в марке транзистора с пятном.Собирал не сам.Не разобрал номинала переменного резистора.На днях на макетку перенесу.А так работает нормально.Ну и фото собственно.
З.Ы.2:Извиняюсь за корявость,от руки рисовать совершенно не умею,как и писать. ::)
З.Ы.3:В выходные попрошу автора изделия схемку с номиналами накатать.Если получиться выложу.

Производить регулировку скорости вращения вала коллекторного электродвигателя, имеющего малую мощность, можно подсоединяя последовательно в электроцепь его питания резистор. Но данный вариант создает очень низкий КПД, и к тому же отсутствует возможность осуществлять плавное изменение скорости вращения.

Читайте также:  Лампа дневного света 36w

Основное, что этот способ временами приводит к полной остановке электродвигателя при низком напряжении питания. Регулятор оборотов электродвигателя постоянного тока, описанные в данной статье, не имеют эти недостатки. Данные схемы можно с успехом применять и для изменения яркости свечения ламп накаливания на 12 вольт.

Описание 4 схем регуляторов оборотов электродвигателя

Первая схема

На транзисторе VT1 (однопереходном) реализован генератор пилообразного напряжения (частота 150 Гц). Операционный усилитель DA1 играет роль компаратора, создающего ШИМ на базе транзистора VT2. В результате получается ШИМ регулятор оборотов двигателя.

Изменяют скорость вращения переменным резистором R5, который меняет длительность импульсов. Так как, амплитуда ШИМ импульсов постоянна и равна напряжению питания электродвигателя, то он никогда не останавливается даже при очень малой скорости вращения.

Вторая схема

Она схожа с предыдущей, но в роли задающего генератора применен операционный усилитель DA1 (К140УД7).

Этот ОУ функционирует как генератор напряжения вырабатывающий импульсы треугольной формы и имеющий частоту 500 Гц. Переменным резистором R7 выставляют частоту вращения электродвигателя.

Третья схема

Она своеобразная, построена на она на популярном таймере NE555. Задающий генератор действует с частотой 500 Гц. Ширина импульсов, а следовательно, и частоту вращения двигателя возможно изменять от 2 % до 98 %.

Слабым местом во всех вышеприведенных схемах является, то что в них нет элемента стабилизации частоты вращения при увеличении или уменьшении нагрузки на валу двигателя постоянного тока. Разрешить эту проблему можно с помощью следующей схемы:

Как и большинство похожих регуляторов, схема этого регулятора имеет задающий генератор напряжения, вырабатывающий импульсы треугольной формы, частота которых 2 кГц. Вся специфика схемы — присутствие положительной обратной связи (ПОС) сквозь элементы R12,R11,VD1,C2, DA1.4, стабилизирующей частоту вращения вала электродвигателя при увеличении или уменьшении нагрузки.

При налаживании схемы с определенным двигателем, сопротивлением R12 выбирают такую глубину ПОС, при которой еще не случаются автоколебания частоты вращения при изменении нагрузки.

Читайте также:  Формула сечения провода по току

Детали регуляторов вращения электродвигателей

В данных схемах возможно применить следующие замены радиодеталей: транзистор КТ817Б — КТ815, КТ805; КТ117А возможно поменять КТ117Б-Г или 2N2646; Операционный усилитель К140УД7 на К140УД6, КР544УД1, ТL071, TL081; таймер NE555 — С555, КР1006ВИ1; микросхему TL074 — TL064, TL084, LM324.

При использовании более мощной нагрузки, ключевой транзистор КТ817 возможно поменять мощным полевым транзистором, например, IRF3905 или ему подобный.

Схема регулятора основанного на широтно-импульсной модуляции или просто ШИМ, может быть использована для изменения оборотов двигателя постоянного тока на 12 вольт. Регулирование частоты вращения вала при помощи ШИМ дает большую производительность, чем при использовании простого изменения постоянного напряжения подаваемого на двигатель.

Шим регулятор оборотов двигателя

Двигатель подключен к полевому транзистору VT1, который управляется ШИМ мультивибратором, построенным на популярном таймере NE555. Из-за применения таймера NE555 схема регулирования оборотов получилась достаточно простой.

Как уже было сказано выше, шим регулятор оборотов двигателя выполнен с помощью простого генератора импульсов вырабатываемого нестабильным мультивибратором с частотой 50 Гц выполненного на таймере NE555. Сигналы с выхода мультивибратора обеспечивают смещение на затворе MOSFET транзистора.

Длительность положительного импульса можно регулировать переменным резистором R2. Чем больше ширина положительного импульса поступающего на затвор MOSFET транзистора, тем больше мощность поступает на двигатель постоянного тока. И наоборот чем уже ширина его, тем меньше мощности передается и как следствие понижаются обороты двигателя. Данная схема может работать от источника питания в 12 вольт.

Характеристики транзистора VT1 ( BUZ11):

  • Тип транзистора: MOSFET
  • Полярность: N
  • Максимальная рассеиваемая мощность (Вт): 75
  • Предельно допустимое напряжение сток-исток (В): 50
  • Предельно допустимое напряжение затвор-исток (В): 20
  • Максимально допустимый постоянный ток стока (А): 30
  • Сопротивление сток-исток открытого транзистора (мОм) : 40