Просмотр содержимого документа
«Cборочный чертеж »
Чертеж детали и сборочный чертеж
Учитель технологии Домрачев И.В.
В деревообработке наиболее распространены детали
- призматической формы и детали круглые в поперечном сечении (имеющие ось вращения), такие, как цилиндры и конусы.
- Призматическую форму имеют крышки столов и стульев, стенки ящиков, бруски рамок, царги.
- Цилиндрическую или коническую форму имеют такие детали, как черенки для лопат, ручки для киянок, совков и напильников, круглые ножки столов и стульев и др.).
Работу по созданию изделий начинают
с выполнения эскизов, технических рисунков и чертежей.
Деталь призматической формы на чертеже изображают в трех видах: спереди, сверху, слева
Вид спереди является главным, так как дает наиболее полное представление о детали.
Под ним изображают вид детали сверху, а с правой стороны — вид детали слева.
Чертеж призматической детали: а — главный вид (спереди); б — вид слева; в — вид сверху
На рисунке приведен чертеж основания угольника.
Основание имеет призматическую форму, паз и отверстие 0 12 мм
(0 — условное обозначение диаметра).
Основные размеры детали вначале проставляют на главном виде,
а недостающие — на других видах.
Основными размерами детали являются ее габаритные размеры
- длина,
- ширина,
- высота (толщина),
- а также размеры ее элементов (отверстий, пазов, впадин) и их расположение относительно сторон детали и между собой.
- Если в детали имеются одинаковые отверстия, то на чертеже проставляют размер только на одном из этих отверстий и указывают их общее количество, например 4 отв. 012 мм.
- Детали формы вращения обычно изображают на чертежах одним главным видом.
- Для этого проводят горизонтальную штрихпунктирную осевую линию.
- Затем вычерчивают профиль детали сплошной основной линией симметрично осевой линии.
- Указывают размеры: для цилиндров — диаметр и длину, для конических поверхностей — диаметры основания и вершины конуса и длину.
Детали формы вращения обычно изображают на чертежах одним главным видом.
Для этого проводят горизонтальную
штрихпунктирную осевую линию.
Затем вычерчивают профиль детали
сплошной основной линией
симметрично осевой линии.
Указывают размеры: для цилиндров
— диаметр и длину, для конических
основания и вершины конуса и
Изделие, состоящее из нескольких деталей, изображают на сборочном чертеже
На сборочном чертеже изображают
- только те виды, по которым можно определить конструкцию изделия. Для сборочного чертежа угольника достаточно будет двух видов: главного и вида слева.
- На сборочном чертеже проставляют только те размеры, которые нужно соблюдать при сборке изделия. Для угольника — это габаритные размеры: 150, 200 и 30 мм. Контролировать надо и точность соединения деталей 1 и 2 под углом 90°.
При чтении сборочного чертежа
- сначала изучают содержание основной надписи, название изделия и масштаб изображения. Затем — назначение и принцип действия изделия.
- По спецификации определяют названия деталей и материалы, из которых они изготовлены, находят их на всех видах сборочного чертежа и уясняют форму и конструкцию (устройство) изделия, а также определяют способы соединения деталей и последовательность их сборки.
- На чертеже проставляют истинные размеры в миллиметрах.
Основы конструирования и моделирования изделий из древесины
- Конструирование — это разработка конструкции изделия. ( Конструкция в переводе с латинского означает «построение».) Конструирование является главной частью проектирования и творческого проекта.
- Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей.
Затем подбирают необходимые материалы
- Далее изготовляют опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, устраняют недостатки.
- Этот процесс повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего образца, соответствующего назначению изделия.
Изделие должно быть технологичным, прочным, надежным и экономичным.
- Технологичным считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов.
- Прочным называют изделие, которое выдерживает заданную нагрузку без разрушения.
- Надежноеизделие отличается бесперебойной работой в течение длительного срока.
- Экономичнымсчитают изделие, которое в процессе изготовления и пользования не требует дополнительных затрат.
Одним из приемов конструирования является моделирование изделий.
- Модель — это уменьшенный или увеличенный образец (копия) изделия, который изготовляют, чтобы понять его устройство и принцип действия.
- Модель в переводе с латинского — «мера», «образец», «норма».
- Копия — с латинского — «множество».
План-конспект урока технологии в 6 классе
Форма работы : индивидуальная, групповая.
Тема: «Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертеж. Спецификация составных частей изделия. Технологическая карта — основной документ для изготовления деталей».
Образовательные — систематизировать и расширить кругозор по предмету «Технология»,
ознакомить учащихся с технологической картой, научить составлению технологической карты.
Развивающие — развитие логического мышления, развитие речи, умения использовать в речи специальных терминов, развитие у учащихся умения читать и составлять технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали; развивать у учащихся аккуратность, точность, графическую грамотность;
Воспитательные – воспитание культуры поведения, воспитывать уверенность в себе, умение работать в группе.
Личностные – научиться анализировать, сравнивать, обобщать, использовать фантазии, воображения при выполнении учебных действий; формирование желания выполнять учебные действия.
Регулятивные – организовать свое рабочее место под куроводством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем, связанных с технологией.
Коммуникативные – участвовать в диалоге, на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Познавательные – научиться использовать знаков – символические средства; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.
Предметные – знать правила этикета, сформулировать у учащихся знания о графическом изображении деталей
Личностные – проявление познавательных интересов и активности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; готовность к рациональному ведению хозяйства.
Метапредметные – умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать).
Основные понятия: Основная надпись, сборочный чертеж, габаритные размеры, технологическая карта.
Оборудования: рабочие тетради, учебники, образцы древесины, линейка, карандаш, угольник.
Типа урока: комбинированный урок
Методы проведения занятия: проблемные вопросы, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, индивидуальной работы, контроля и самоконтроля в обучении.
Организационный момент (2 мин.)
Сообщение темы и целей урока (3 мин.)
Изложение нового материала (63мин.)
Практическая работа (15 мин.)
Подведение итогов, анализ работ (5 мин.)
Домашнее задание (2 мин.)
1. Организационный момент.(2 мин)
Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста. Проверим посещаемость. Кого нет?
2. Сообщение темы и целей урока.(3 мин)
Наш урок сегодня посвящен изучению основ черчения. Умение читать чертежи и чертить их очень важно для последующей вашей деятельности. Оно потребуется и в швейном деле, иногда даже в кулинарии, в производстве самых различных товаров, механизмов. Сможете ли собрать мебель по инструкции самостоятельно или построить выкройку, если не умеете ориентироваться в чертеж? Вряд ли. Поэтому давайте учиться выполнять чертежи и читать их
3.Изложение нового материала.(63мин.)
Работу по изготовлению и изделий начинают с выполнения эскизов, технических рисунков и чертежей.
Эскиз является условным изображением детали, выполненным от руки, но с обязательным соблюдением пропорций элементов деталей.
Технический рисунок представляет собой наглядное с трех сторон изображение изделия. Технический рисунок является первичной формой отражения творческих идей при изготовлении изделия.
Деталь призматической формы на чертеже изображают следующими видами: спереди, сверху, слева (рис. 12).
Вид спереди является главным, так как дает наиболее полное представление о детали. Под ним изображают вид детали сверху, а с правой стороны изображают вид детали слева.
В качестве примера на рис. 12 приведен чертеж основания угольника. Основание имеет призматическую форму, паз и отверстие диаметром Ø 12 мм (Ø — знак диаметра).
Как видно из чертежа, для полной наглядности детали достаточно двух ее изображений: главного вида и вида сверху. Вид слева можно не изображать, проставив необходимые размеры детали на главном
Размеры детали вначале проставляют на главном виде. И если их нельзя проставить на этом виде, то недостающие размеры проставляют на других видах.
Основными размерами детали являются ее габаритные размеры: длина, ширина, высота (толщина), а также размеры ее элементов (отверстий, пазов, впадин) и их расположение относительно сторон детали и между собой.
Если в детали имеются одинаковые отверстия, то на чертеже проставляют размер только на одном из этих отверстий и указывают их общее количество, например: 4 отв. Ø 12.
Детали, имеющие ось вращения, изображают на чертежах обычно одним главным видом (рис. 13).
Для этого проводят горизонтальную штрихпунктир ную осевую линию. Затем вычерчивают профиль детали сплошной основной линией симметрично относительно осевой линии. Указывают размеры: для цилиндров — диаметр и длину; для конических поверхностей — диаметры основания и вершины конуса и длину.
Многие изделия из древесины состоят из соединенных между собой нескольких деталей и представляют сборочную единицу, например киянка, стульчик, столик, полиса, откидной столик (рис. 14).
Изделие, состоящее из нескольких деталей, изображают на сборочном чертеже.
Соединяемые детали скрепляют неподвижно или подвижно.
Неподвижно крепят деревянные детали с помощью гвоздей, шурупов, шипов, клея.
Подвижно, с взаимным перемещением, соединены детали в мерной вилке (рис. 3, а), в откидном столе (рис. 14, г), в рейсмусе (рис. 17, б).
В качестве примера рассмотрим сборочный чертеж изделия — угольника (рис. 15).
Угольник состоит из линейки 1 и основания 2, неподвижно склеенных между собой клеем 3 точно под углом 90°. Основание угольника 2 имеет на торце паз, в который вставляется и вклеивается линейка 1.
На сборочном чертеже изображают только те виды, по которым можно определить конструкцию изделия. Для сборочного чертежа угольника достаточно будет двух видов: главного вида (рис. 15, а) и вида слева (рис. 15, б).
В правом нижнем углу сборочного чертежа располагают основную надпись (рис. 15, г). В ней указывают название изделия или сборочной единицы и масштаб изображения.
На сборочном чертеже проставляют только те размеры, которые нужно контролировать при сборке изделия. Для угольника — это габаритные размеры: 150, 200 и 30 мм. (Слово «габарит» в переводе с французского означает «наибольшая величина очертания».) Контролировать надо и точность соединения деталей 1 и 2 под углом 90°.
Над основной надписью или на отдельных листах размещают спецификацию к сборочному чертежу (рис. 15, в). Ее оформляют в виде таблицы. В ней перечисляют все детали изделия, указывают наименование, количество и материал деталей. (Слово «специ фикация» произошло от двух латинских слов — «раз новидность» и «делаю».)
При чтении сборочного чертежа сначала изучают содержание основной надписи, название изделия и масштаб изображения. Затем изучают назначение и принцип действия изделия.
По спецификации определяют названия деталей и материалы, из которых они изготовлены, находят их на всех видах сборочного чертежа и уясняют форму и конструкцию (устройство) изделия. Наконец определяют способы соединения деталей и последовательность их сборки.
4.Практическая работа(15 мин.)
Изучите содержание выданной учителем технологической карты изготовления ручки напильника.
Разработайте чертеж выданной учителем детали ручки напильника.
Определите размеры заготовки для изготовления изделия по вашему чертежу.
Составьте технологическую карту с записью переходов, изображением рисунков, простановкой размеров и перечнем необходимых инструментов и приспособлений.
Учащимся раздаются учебные технологические карты и изделия из древесины (ручки напильника, молотка, киянки и др.). После изучения технологической карты определяют размеры и выполняют чертеж нужной детали. Определяют размер заготовки для изготовления детали.
5.Подведение итогов, анализ работ (5 мин.)
1. Оценка практической работы учащихся, разбор допущенных ошибок.
2. В заключение предложить учащимся следующие вопросы:
Что такое спецификация?
Для чего служит основная надпись?
Какие размеры ставят на сборочном чертеже?
(Выслушиваются ответы учащихся, выставляются оценки за урок)
Домашнее задание (2 мин.)
Выучить конспект урока, выполнить задание: разработать технологическую карту изготовления детали.
Ученики убирают инструмент, который был необходим для проведения практических работ по своим местам. Всем спасибо за урок. До свидания.
Содержание сборочного чертежа и нанесение размеров. Количество сборочных чертежей должно быть минимальным, но достаточным для рациональной организации производства (сборки и контроля) изделия. При необходимости на сборочных чертежах приводят данные о работе изделия и взаимодействии его частей.
Сборочный чертеж изделия (сборочной единицы) должен содержать:
- а) изображения изделия (сборочной единицы), дающие представление о расположении и взаимной связи составных частей, соединяемых по данному чертежу, и обеспечивающие возможность сборки и контроля;
- б) размеры, предельные отклонения и другие параметры и требования, которые выполняют и контролируют по данному чертежу; можно указывать в качестве справочных размеры деталей, определяющие характер сопряжения;
- в) указания о характере сопряжения и методах его осуществления, если точность сопряжения обеспечивают не заданными предельными отклонениями размеров, а подбором, пригонкой и т.п., а также указания о выполнении неразъемных соединений (сварных, паяных и др.);
- г) номера позиций составных частей, входящих в изделие (сборочную единицу);
- д) габаритные размеры;
- е) установочные, присоединительные и другие необходимые справочные размеры;
- ж) техническую характеристику (при необходимости);
- з) координаты центра масс (при необходимости).
При указании установочных и присоединительных размеров наносят: координаты расположения, размеры с предельными отклонениями элементов, предназначенных для соединения с сопрягаемыми изделиями; другие параметры, например для зубчатых колес, служащих элементами внешней связи, — модуль, количество и направление зубьев.
Перемещающиеся части на сборочном чертеже можно изображать в крайнем или промежуточном положении с соответствующими размерами. Если при изображении перемещающихся частей затрудняется чтение чертежа, то эти части можно изображать на дополнительных видах с надписями, например:
Крайнее положение каретки поз. 5.
На сборочном чертеже изделия можно помещать изображение пограничных (соседних) изделий («обстановки») и размеры, определяющие их взаимное расположение (рис. 8.6).
Рис. 8.Б
Составные части изделия, расположенные за «обстановкой», изображают как видимые. При необходимости можно изображать их как невидимые.
Предметы обстановки выполняют упрощенно и приводят необходимые данные для определения места установки, метода крепления и присоединения соседнего изделия. В разрезах и сечениях «обстановку» можно не штриховать. Если необходимо указать наименование или обозначение изделий, составляющих «обстановку», или их элементов, то эти указания помещают непосредственно на изображение «обстановки» или на полке линии-выноски, проведенной от соответствующего изображения, например:
Патрубок маслоохладителя. и т.п.
На сборочном чертеже изделия вспомогательного производства (например, штампа, кондуктора и т.п.) можно помещать в правом верхнем углу операционный эскиз.
Сборочные чертежи выполняют, как правило, с упрощениями, соответствующими требованиям стандартов ЕСКД, излагаемым ниже.
На сборочных чертежах можно не показывать:
- а) фаски, скруглений, проточки, углубления, выступы, накатки, насечки, оплетки и другие мелкие элементы;
- б) зазоры между стержнем и отверстием;
- в) крышки, щиты, кожухи, перегородки и т.п., если необходимо показать закрытые или составные части изделия; при этом над изображением делают соответствующую надпись, например:
Крышка поз. 3 не показана;
- г) видимые составные части изделия и их элементы, расположенные за сеткой, а также частично закрытые впереди расположенными составными частями;
- д) надписи на табличках, фирменных планках, шкалах и других подобных деталях, изображая только их контур.
Изделия из прозрачного материала изображают как непрозрачные. Можно на сборочных чертежах составные части изделий и их элементы, расположенные за прозрачными предметами, показывать как видимые, например шкалы, стрелки приборов.
Изделия, расположенные за винтовой пружиной, изображенной лишь сечениями витков, показывают до зоны, условно закрывающей эти изделия и определяемой осевыми линиями сечений витков (рис. 8.7).
На сборочных чертежах применяют способы упрощенного изображения составных частей изделий:
- а) на разрезах изображают нерассеченными составные части, на которые оформлены сборочные чертежи (рис. 8.8);
- б) типовые, покупные и другие широко применяемые изделия изображают упрощенными внешними очертаниями (рис. 8.9, а, б), не показывая мелких выступов, впадин и т.п.
На сборочных чертежах, включающих несколько одинаковых составных частей (колес, опорных катков и др.), допускается изображать одну составную часть, а остальные части показывать упрощенно в виде внешних очертаний.
Сварное, паяное, клеевое и другие изделия из однородного материала в сборе с другими изделиями в разрезах и сечениях штрихуют в одну сторону, изображая границы между деталями изделия сплошными основными линиями (рис. 8.9, в). Можно не показывать границы между деталями, т.е. изображать конструкцию как монолитное тело.
Если необходимо указать положение центра масс изделия, то на чертеже приводят соответствующие размеры и на полке линии- выноски помещают надпись Ц.М. Линии центров масс составных частей изделия наносят штрихпунктирной тонкой линией, а на полке линии-выноски делают надпись Линия Ц.М.
Пример сборочного чертежа вентилятора приведен на рис. 8.10.
Номера позиции. На сборочных чертежах номера позиций на поле чертежа наносят в соответствии с порядком записи составных частей в спецификации. Номера позиций присваивают всем составным частям изделия, т.е. сборочным единицам, деталям, стандартным изделиям и материалам. Нанесение номеров позиций выполняют по принципу сквозной нумерации. Порядок нумерации составных частей изделия следующий: вначале обозначают сборочные единицы изделия, затем — его детали, далее — стандартные изделия и в последнюю очередь — материалы.
Выполнение отдельных видов сборочных чертежей. В ГОСТ 2.119
изложен ряд правил на оформление сборочных чертежей изделий, включающих детали, на которые не существует рабочих чертежей. В частности, на поле сборочного чертежа можно размещать отдельные изображения нескольких деталей, на которые допускается не выпускать рабочие чертежи, при условии сохранения ясности чертежа. Над изображением детали наносят надпись, содержащую номер позиции и масштаб изображения, если он отличается от масштаба, указанного в основной надписи чертежа.
Если деталь больших размеров и сложной конфигурации соединяют запрессовкой, пайкой, сваркой, клепкой или другими подобными способами с деталью менее сложной и меньших размеров (1 . 3 шт.), то допускается на сборочных чертежах изделий помещать все размеры и другие данные, необходимые для изготовления и контроля основной детали, и выпускать чертежи только на менее сложные детали.
Спецификация (рис. 8.11) определяет состав сборочной единицы — комплекса и комплекта — и необходима для изготовления, комплектования конструкторских документов и планирования запуска в производство указанных изделий.
Спецификации в общем случае состоят из разделов, которые располагают в такой последовательности: документация; комплексы; сборочные единицы; детали; стандартные изделия; прочие изделия, материалы; комплекты. Наличие тех или иных разделов определяется составом специфицируемого изделия. Заголовок раздела записывают в графе «Наименование» и подчеркивают.
В раздел Документация вносят основной комплект конструкторских документов специфицируемого изделия (кроме его спецификации ведомостей по эксплуатации и ремонту), а также документы основного комплекта записываемых в спецификацию неспецифици- руемых составных частей (деталей), кроме их рабочих чертежей. Внутри раздела документы записывают в такой последовательности: на специфицируемое изделие; на неспецифицируемые составные части.
В разделы Комплексы, Сборочные единицы и Детали изделия записывают в алфавитном порядке сочетания начальных знаков (букв) индексов организаций разработчиков и в порядке возрастания цифр, входящих в обозначение.
В раздел Стандартные изделия записывают изделия, применяемые по государственным, республиканским и отраслевым стандартам, а также стандартам предприятия (для изделий вспомогательного производства). В пределах каждой категории стандартов запись приводят по группам изделий одного функционального назначения (например, подшипники, крепежные изделия, электротехнические изделия, изделия электронной техники и т.п.); в пределах каждой группы — в алфавитном порядке наименований изделий; в пределах каждого наименования — в порядке возрастания обозначений стандартов; в пределах каждого обозначения стандарта — в порядке возрастания основных параметров или размеров изделия, например:
Шайба 3 Шайба 4
В раздел Прочие изделия вносят изделия, применяемые по основным конструкторским документам (по техническим условиям), за исключением стандартных.
В раздел Материалы вносят все материалы, непосредственно входящие в специфицируемое изделие. Материалы записывают по видам в такой последовательности:
- • металлы черные;
- • металлы магнитоэлектрические и ферромагнитные;
- • металлы цветные, благородные и редкие;
- • кабели, провода, шнуры;
- • пластмассы и пресс-материалы;
- • бумажные и текстильные материалы;
- • резиновые и кожевенные материалы;
- • минеральные, керамические и стеклянные материалы;
- • лаки, краски, нефтепродукты, химикаты;
- • прочие материалы.
В пределах каждого вида материалы записывают в алфавитном порядке наименований, а в пределах каждого наименования — по возрастанию размеров или других технических параметров.
Не записывают те материалы, количество которых определяет не конструктор, а технолог (лаки, краски, клей, замазки, электроды, припои). Указание об их применении записывают в технических требованиях на поле чертежа.
В раздел Комплекты вносят ведомости по эксплуатации и ремонту, комплекты монтажных, сменных и запасных частей, инструмента и принадлежностей, укладочных средств, прочие комплекты.
Графы спецификации заполняют следующим образом. В графе «Формат» («Форм.») указывают форматы документов, обозначения которых записывают в графу «Обозначение». Если документ выполнен на нескольких листах различных форматов, то в графе «Формат» ставят звездочку, а в графе «Примечание» знак звездочки повторяют и перечисляют все форматы в порядке их увеличения. Для документов, записанных в разделах «Стандартные изделия», «Прочие изделия» и «Материалы», графу «Формат» не заполняют. Для деталей, на которые не выпущены чертежи, в этой графе указывают БЧ.
В графе «Зона» указывают обозначение зоны, в которой находится номер позиции записываемой составной части (при разбивке поля чертежа на зоны.
В графе «Позиция» («Поз.») указывают порядковые номера составных частей, непосредственно входящих в специфицируемое изделие, в последовательности записи их в спецификации. Для разделов