Хомуты обжимные или червячные предназначены для крепления эластичных труб, шлангов и патрубков, а также обеспечения герметичности трубы в случаи ее прорыва.
Хомуты сантехнические обжимные характеризуются двумя величинами: минимальный и максимальный диаметр трубы, на которые они применимы: 10-16, 50-70, 200-220.
Ширина ленты хомута обусловлена рабочими диаметрами. Например, крепления из оцинкованной стали, предназначенные для труб до 90 мм, изготовляют из 9-мм ленты; свыше 90 мм — как из 9 мм, так и 12 мм, 13 мм.
Для хомутов из нержавеющей стали ширина ленты может соответствовать другим рабочим диаметрам. Данный параметр может быть указан или в типоразмере, или в полном наименовании крепления.
Также в название выносится наличие бабочки — элемента, с помощью которого фиксируется хомут.
С хомутами червячного типа каждый автолюбитель имеет дело постоянно. Соединение удобное, практичное, можно сказать, универсальное. Для авто самый ходовой размер — 32-40. Однако возникают ситуации, когда срочно требуются иная конфигурация, а мы даже не знаем, какие вообще размерные линейки существуют в природе.
Ниже приведены таблички, в которых указаны наиболее востребованные размеры червячного хомута.
Для крепления воздуховодов и гибких труб, пожалуй, лучшего приспособления еще не придумали.
Затяжка получается качественная, соответственно герметизация — стопроцентная.
Итак, хомут червячный — размеры
С такими УД выпускается большинство креплений. Как видно, диаметр изделия увязан с шириной ленты.
Однако УД могут зависеть еще от конфигурации и материала. Например, хомуты оцинкованные из углеродистой стали могут иметь размеры:
Из нержавейки с бабочкой:
К сожалению, с отмиранием СССР уходят потихоньку в небытие и прославленные ГОСТы, сейчас трудности со стандартизацией, посему геометрия может «плавать». Издержки времени.
Теперь немного отвлечемся от размеров червячных хомутов и слегка затронем тему качества.
Не секрет, что некоторые производители даже не маркируют толком свои изделия. Но владельцу машины или слесарю СТО необходимо знать следующее.
- Хомут со сквозными просечками обладает самой низкой прочностью, может порваться при затяжке. Кроме того, через сквозные просечки может продавливаться сам шланг.
- Червячный хомут с 2-х сторонними выступами внутрь и наружу имеет большую прочность, но так же может повредить шланг.
- Изделие с гладкой поверхностью внутри и односторонними зубьями наружу — самый оптимальный вариант. Это марки NORMA TORRO SUPER или ABA NOVA, допустим.
Многофункциональные червячные хомуты для шлангов NORMA серии TORRO идеально подходят для разнообразных условий эксплуатации при воздействии больших механических нагрузок. Благодаря своей прочности на растяжение, большому моменту на разрыв и равномерному распределению усилия натяжения, они являются стандартом современных хомутов для шлангов.
В продаже представлен весь размерный ряд червячных хомутов, начиная от миниатюрного 1/2" (8-12мм.) и заканчивая 9" (220-240 мм.)
Хомуты червячные изготовлены из высококачественной стали. Все элементы хомута защищены цинко-алюминиевым гальваническим покрытием (W1), что препятствует возникновению коррозии и обеспечивает длительный срок службы изделия.
Также все размеры червячных хомутов NORMA серии TORRO выпускаются и из высококачественной химически стойкой нержавеющей стали (W2).
Хомуты отличаются ассиметричным расположением червячного соединения и резьбы. Смещение червячного соединения положительно влияет на долговечность хомута.
Гладкая внутренняя поверхность и отбортованные кромки ленты предохраняет поверхность закрепляемых шлангов и патрубков при стягивании и работе скобы от повреждений.
Толщина ленты хомута с покрытием = 0,8 мм.
Толщина ленты хомута из нержавеющей стали = 0,7 мм.
Конструкция червячного узла обеспечивает стабильный зазор и оптимальный угол резьбы в паре винт-лента, что в сочетании с высокоточным исполнением, использованием специальной стали и гальванического покрытия, обеспечивает равномерное усилие сжатия по периметру, большой предельный момент при затяжке, высокую вибростойкость и наработку на отказ.
Легко вращающийся винт в замке хомута, надежно фиксирует соединяемые узлы и позволяет при затяжке ленты использовать гаечный ключ, а также шлицевую и крестовую отвертки.
Важнейшим показателем качества хомута является так называемый момент затяжки.
По требованиям шведского стандарта SS2298E, рекомендуемый момент затяжки для ленты хомута шириной 7 мм. и диаметром 15-24 мм. составляет 3-4 Нм. Тесты, проведенные с хомутами , показали, что они легко выдерживают момент затяжки 4,5-5 Нм.
В случае отсутствия герметичности соединения причину надо искать в другом (неправильный подбор по диаметру соединяемых узлов, порезы патрубка, и т.д.)
Хомуты выпускаются по германскому стандарту DIN 3017.1, производство сертифицировано по ISO 9000, 9001, 9002; ISO 14001.
Хомуты должны допускать многократное использование для рукавов одного и того же диаметра и обеспечивать герметичность соединения.
Области применения червячных хомутов для шлангов:
магистрали охлаждающей воды, топливопроводы под давлением и без давления,вентиляционные линии, нефтепроводы, воздуховоды пониженного и повышенного давления (например, наддува воздуха)
Червячные хомуты NORMA серии TORRO соответствуют самым жестким требованиям и нормам к этому виду продукции, и будут надежно служить Вам и Вашему автомобилю.
Пример условного обозначения:
Хомут TORRO S W1 C7 (16-27мм) NORMA
Хомут TORRO S — обозначение червячного хомута
W1 — обозначение марки стали — оцинкованная сталь
C7 — ширина силовой ленты (мм)
(16-27мм) — рабочий размер (мм)
NORMA — производитель