Расшифровка цветов проводов на схемах

Содержание
  1. Особенности обжима проводника из 8 и 4 жил
  2. Схемы обжимки наконечников сетевого кабеля
  3. Прямая и перекрестная конфигурация
  4. Предназначение той или иной схемы
  5. Пошаговая инструкция обжима сетевого кабеля
  6. Шаг #1 — подготовка кабеля
  7. Шаг #2 — обрезка изоляции
  8. Шаг #3 — подготовка жил под загрузку вилки
  9. Шаг #4 — обжим контактных площадок
  10. Шаг #5 — тестирование качества пресса
  11. Применение нестандартных способов прессовки
  12. Выводы и полезное видео по теме
  13. Почему полезно разбираться в автоэлектрике
  14. Электросхемы? — разберется даже школьник!
  15. Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
  16. Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
  17. Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
  18. Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
  19. Стандартные цепи питания и соединение элементов
  20. Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы
  21. Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)
  22. Обозначение предохранителей на электросхемах
  23. Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
  24. Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
  25. Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем
  26. Автоэлектрика? Проще простого!
  27. Особенности расцветки жил
  28. Заземление
  29. Как определить назначение провода — нейтраль или заземление?
  30. Что делать, если все жилы в кабеле имеют изоляцию одного цвета
  31. Как разметить провод с двумя жилами
  32. Как разметить провод с тремя жилами

Первый столбец — сокращение (или возможные сокращения), второй — полное название цвета, третий — перевод на русский язык.

О (ORANGE) Оранжевый

Br (BROWN) Коричневый

G (GREEN) Зеленый

Dg (DARK GREY) Темно-серый

V (VIOLET) Фиолетовый

Lg (LIGHT GREEN) Светло-зеленый

Y (YELLOW) Желтый

Tr (TRANSPARENT) Прозрачный

Обозначение на электросхемах Филдера мест автомобиля.

АА Переднее правое крыло

АВ Чашка левой стойки

СЕ Левая передняя часть блока цилиндров

CF Левая задняя часть блока цилиндров

CG Левая нижняя часть блока цилиндров

СН Левая верхняя часть блока цилиндров

DI Переднее левое крыло

FL Правая защитная панель

FM Кронштейн приборной панели

FN Кронштейн приборной панели

FO Кронштейн приборной панели

LP Правая задняя четверть кузова

LQ Левая задняя четверть кузова

СС Левая передняя часть блока цилиндров

CD Левая задняя часть блока цилиндров

СЕ Левая передняя часть блока цилиндров

CF Левая задняя часть блока цилиндров

CG Левая нижняя часть блока цилиндров

СН Левая верхняя часть блока цилиндров

DI Переднее левое крыло

EK Блок цилиндров

FL Правая защитная панель

FM Кронштейн приборной панели

FN Кронштейн приборной панели

FO Кронштейн приборной панели

LP Правая задняя четверть кузова

LQ Левая задняя четверть кузова

LR Левая задняя четверть кузова

LS Нижняя задняя панель

ОТ Задняя дверь

PU Правая задняя четверть кузова

Для монтажа или ремонта электрической сети требуется принципиальная схема. Несведущему человеку сложно понять смысл условных обозначений, которыми насыщен план подключения оборудования. Разобраться в предназначении проводов поможет обозначение фазы и нуля на английском языке.

Назначение проводов в разводке

От источника питания к потребителю электричество передаётся по многожильным проводам. Приборы и механизмы обеспечиваются энергией посредством не менее трёх линий. По кабелям фазы и нуля подаётся напряжение. Заземляющая жила защищает человека от поражения электрическим током.

Каждая линия на монтажных схемах обозначается определённым образом. Кабели, отмеченные буквами n и l, в электрике предназначены для передачи тока. «Земля» отмечается аббревиатурой PE, которая расшифровывается как Protective Earth и переводится как «защитное заземление».

Провода, предназначенные для фазы, нуля и заземления, обладают специфической окраской и маркировкой.

Различие во внешнем виде облегчает сборку сети и предотвращает ошибки электрика, приводящие к несчастному случаю или поломке прибора.

Работу сети переменного тока формируют два компонента — рабочая фаза и нулевая составляющая. Рабочая фаза, или просто фаза, является основным проводом в многожильном кабеле. По этой линии на прибор поступает электрическая энергия.

В электротехнической документации фазовый канал обозначается латинской буквой L. Допускается употребление строчной литеры l. Условному сокращению профессионалы придают разные значения. Предпочтительными вариантами считаются Lead, Live или Line. С английского языка слова переводятся соответственно как «подводящий провод», «напряжение» или «линия».

Если в цепи предусмотрено использование нескольких фазовых кабелей, то к букве добавляется номер фазы. По европейским стандартам, не допускающим изменения колеровки, фазовые провода окрашены в конкретные цвета:

  • L 1 — коричневый.
  • L 2 — чёрный.
  • L 3 — серый.

В бытовой проводке на 220 вольт используются 3 линии, предназначенные для присоединения нуля, заземления и напряжения. Поэтому единственная фазовая шина покрыта изоляцией коричневого цвета. Использование кабелей другого колера считается грубым нарушением технологических норм.

В цепи переменного тока нулевая линия необходима для создания замкнутого контура падения напряжения на контактах электрического прибора. Вместе с рабочей фазой «нуль» является основным компонентом сети.

На принципиальных схемах нулевая фаза обозначается буквами латинского алфавита N или n. Сокращённое обозначение подразумевает понятия Null или Neutral. Словари дают переводы «Нуль» и «Нейтраль».

В зависимости от гибкости кабеля, окраска нейтрального проводника представлена вариантами синего цвета. Жёсткая одножильная шина имеет насыщенный оттенок ультрамарина. Изолирующий слой многожильного провода окрашен в светло-голубой колер.

Самодеятельные мастера иногда соединяют нейтраль и заземление, ошибочно считая, что это одно и то же. Опасное заблуждение приводит к печальным последствиям. Нулевая фаза и земельная шина выполняют отличные друг от друга функции.

Различается и окраска. Защитный провод имеет жёлто-зелёный цвет. Подключение шин различного назначения в одну линию категорически запрещено техникой безопасности.

Правильная электропроводка выполняется по регламенту IEC 60445, принятому законодательством Европы в 2010 году. Нормы российского ГОСТа 50462−2009, которые соответствуют международным правилам, указывают цвет проводов «фаза», «ноль» и «земля».

Иногда электрикам приходится работать с сетями, которые смонтированы много лет назад, а план разводки утерян. Отсутствие принципиальной схемы делает бесполезным знание того, как обозначаются ноль и фаза. Задача электрика усложнится, если в цепи использованы провода с цветом изоляции, которая не соответствует ГОСТу.

До начала работ монтажник обязан определить назначение каждой линии с помощью контрольной лампы, индикаторной отвёртки или мультиметра. При прозванивании электрических цепей необходимо соблюдение элементарных правил техники безопасности:

  • манипуляции с индикаторной отвёрткой выполняются одной рукой;
  • свободной рукой нельзя прикасаться к металлическим конструкциям или стенам;
  • работа проводится в присутствии квалифицированного ассистента.

Выяснив, какой провод для чего предназначен, опытный специалист маркирует линии. Для этого используются специальные бирки на клеевой основе или полихлорвиниловые насадки. На поверхность маркировочного материала наносятся условные обозначения на английском языке — n, l или PE. Только после окончания определительных работ приступают к монтажу или ремонту электрического оборудования.

Понимание того, какой смысл имеют на схеме латинские буквы l и n, помогает электрику проводить монтаж и ремонт сети быстрее и качественнее. Кроме того, буквенное обозначение фазы и нуля на схеме, а также цветовая маркировка чётко определяют назначение провода, с которым работает мастер. Это предотвращает несчастные случаи на рабочем месте.

Компьютерные сети – традиционная действительность современных цифровых технологий. Подобные структурные элементы используются повсеместно и в широких масштабах. Между тем конструкции сетей предполагают массовое применение специального кабеля, посредством которого соединяются между собой отдельные точки (узлы) компьютерных сетей.

Такой кабель технологически видится стандартным исполнением продуктов подобного типа, а своеобразной особенностью изделия является витая пара – два проводника. Эти проводники скручены один с другим по всей длине, будучи изолированными. При этом соблюдается определенный шаг скрутки.

Кабели оснащаются наконечниками, где применяется обжим витой пары для организации надежного контакта. Классическое исполнение кабеля: 4-х жильное (2-х парный) и 8-ми жильное (4-х парный).

Особенности обжима проводника из 8 и 4 жил

Прежде чем рассматривать технологию обжима медных проводников, составляющих внутреннее содержимое сетевого кабеля, логично ознакомиться с вариантами схем подключения наконечников.

Схемы обжимки наконечников сетевого кабеля

Наконечник – пластмассовая вилка стандартного исполнения соединителя серии 8P8C. Такой соединитель (вилка + розетка) нередко классифицируется «знатоками» компьютерных сетей, как разъем RJ45.

Однако подобная классификация является некорректной. Но это так – для общей информации.

Внешний вид наконечников (восьмерок) сетевого кабеля, контакты которых подлежат процедуре обжима, когда используются впервые. Однажды обжатые наконечники не применяются для вторичного применения

Как видно из обозначения серии (8P8C), пластмассовая вилка и розетка тоже являются 8-контактными. Эти восемь контактов могут соединяться в разном схематичном виде, в зависимости от типа кабельного соединения.

Собственно, существуют два стандарта разводки проводников вилки Т568А и Т568В и два варианта их обжима:

Для удобства разводки проводников и последующего обжима, каждая жила маркирована определённым цветом. Причем жилы одной пары близки по расцветке.

Например, классическая расцветка первой пары для стандарта Т568А под прямую обжимку первой витой пары: 1 — зелено-белый; 2 — зеленый.

Стандарт расцветки жил сетевого восьмижильного кабеля: верхний рисунок – стандарт Т568А; нижний рисунок – стандарт Т568B. Как видно из картинок, различие в стандартах отмечается по цветовому обозначению некоторых парных жил. 1 и 8 — номера жил

Прямая и перекрестная конфигурация

Чем различается прямая и перекрестная схемы обжима медных жил проводников, должно быть очевидным. Прямая конфигурация предусматривает схемное решение, когда по двум противоположным концам сетевого кабеля номера жил (расцветка) совпадают.

Перекрестная конфигурация, соответственно, предусматривает схемное решение, когда на противоположных концах сетевого кабеля отмечается несколько изменённая схема соответствия проводников по номерам (расцветке) относительно друг друга.

В частности, меняются местами 1,2,3 и 6 проводники.

Конфигурация перекрестного обжима для применения в условиях скорости передачи 100 Мбит/с: 1 — бело-оранжевый / бело-зеленый; 2 — оранжевый / зеленый; 3 — бело-зеленый / бело-оранжевый; 4 – зеленый / оранжевый

Обе схемы обжима предусматривают расположение проводников на противоположных концевых вилках с учётом соответствия нумерации, когда первый провод располагается напротив восьмого и наоборот – восьмой провод располагается напротив первого.

Кроме этих двух схем существует ещё одна, именуемая «консольной». В этом случае проводники по концевым вилкам располагаются в порядке обратно перевернутом.

То есть, первый проводник одной вилки соответствует первому проводнику другой вилки и, соответственно, восьмой провод на одном конце соответствует восьмому проводу на противоположном конце.

Консольная схема обжима медных жил сетевого кабеля. Отличается тем, что концевые вилки располагаются относительно одна другой обратно перевернутым положением, когда провод 1 = 1; провод 8 = 8

Предназначение той или иной схемы

Конкретное применение рассмотренных схем определяется вариантами подключения компьютерного оборудования. Как правило, прямая конфигурация используется под соединение сетевой карты и коммутатора (концентратора).

Перекрестная конфигурация обычно применяется, когда существует необходимость соединить между собой две сетевых платы персональных компьютеров. Эта же схема применялась для коммуникаций устаревших моделей коммуникаторов (концентраторов).

Стоит отметить важную деталь: на современном этапе развития цифровой техники перекрестная конфигурация практически утратила свою значимость. Связано это с разработкой и внедрением технологии автоматического определения сигнальных цепей сетевых терминалов.

Конфигурация кабеля с обжимом «консольного» назначения традиционно используется для служебных целей. Например, через такую схему выполняется настройка коммуникатора (маршрутизатора) посредством персонального компьютера

Пошаговая инструкция обжима сетевого кабеля

Учитывая, что кабельные соединения используются довольно часто в самых разных условиях, включая бытовые, вопрос как обжать кабельную витую пару на 8 жил является достаточно актуальным.

Тем более, если в расчет берутся не специалисты, а обычные пользователи – владельцы персональных компьютеров.

Рассмотрим этот несложный технологический процесс, чтобы облегчить задачу потенциальным создателям домашних сетевых схем.

Под выполнение работ по обжиму потребуется специальный инструмент:

Первые два инструмента с экзотическими названиями – это специальный пресс, напоминающий по исполнению обычные плоскогубцы электрика и резак для съёма кабельной изоляции.

По сути, резак – это есть обычный нож, с той лишь разницей, что оснащается дополнительно выемками съёма изоляционного покрытия.

Пресс профессионального исполнения, используемый под обжим медных жил сетевого кабеля. Эта конфигурация инструмента позволяет работать с вилками разъёмов серии 8P8C и 6P6C

Шаг #1 — подготовка кабеля

Здесь потребуется выбрать нужный вариант по числу жил и нужной длины. Для домашнего применения нередко требуется обжим 4 жильной медной витой пары, то есть нужен кусок кабеля на четыре провода.

В принципе, не исключается также использование восьмижильного кабельного исполнения. В этом случае незадействованные пары попросту не используются. Другой вопрос – экономия, потому как цена четырехпарных изделий выше двухпарных.

Фрагмент сетевого кабеля, где под оболочкой размещены восемь медных жил – четыре витых пары. Такой вариант часто подходит для решения задач соединений в бытовых условиях

Шаг #2 — обрезка изоляции

Подготовив кусок требуемой длины, необходимо аккуратно выполнить съем изоляции на коротких концевых участках сетевого кабеля. Достаточно отступить от границы торцевого среза 40-50 мм, затем легким круговым проходом надрезать кабельную оболочку.

Подрезка оболочки сетевого кабеля при помощи специально созданного для таких целей форменного резака. Как видно по картинке, инструмент наделен разными форменными вырезами, дающими лучшее качество реза

Рекомендуется аккуратно выполнять это действие, чтобы не задеть изоляцию внутренних проводников. Обычно надрезают оболочку не на полную глубину, а лишь частично. Затем плавным движением рук сгибают кабель в области надреза, благодаря чему оболочка разрывается по кругу.

Достаточно удобно и качественно снимать кабельную оболочку с помощью стриппера. Однако прежде придётся затратить некоторое время на овладение этим инструментом. С первого захода редко удаётся выполнить качественный съем стриппером даже профессионалам.

Шаг #3 — подготовка жил под загрузку вилки

Открывшиеся, свитые в пару проводники на участке, освобожденном от изолирующей кабельной оболочки, следует расплести (раскрутить) и разгладить. Медные проводники в тонкой изоляции достаточно мягкие, поэтому выполнить такие действия несложно.

Затем все провода следует выровнять относительно друг друга и срезать точно перпендикулярно, отступив от конца 2-3 мм. Эту операцию удобно выполнять обычными ножницами по бумаге. В результате должен образоваться ровный торцевой ряд из четырех (или восьми) медных изолированных жил.

Выстроенный ряд проводников перед загрузкой в тело пластмассовой вилки следует обязательно подрезать для получения ровной торцевой линии всего ряда. Подрезку удобно делать обычными ножницами

Далее будет использоваться пластмассовая новая вилка на восемь контактов (8P), на которой будет выполняться обжим — контактное крепление медных жил.

Стоит учесть, что вилок на 4 контакта для компьютерных сетей не существует. Поэтому в любом случае используется вилка на 8 контактов.

Шаг #4 — обжим контактных площадок

Задняя часть штекерной вилки (8P) технически является входным шлюзом для загрузки медных жил. Своеобразный шлюз содержит восемь прямоугольных ячеек, куда и загружаются соответствующие по цвету проводники.

Загрузка медных жил сетевого кабеля в «шлюз» контактной вилки осуществляется без съема изоляции. Провода попросту вставляются в каналы до упора.

Затем применяется стандартный пресс под разъемы 8P8C. Колодка пресса накладывается на пластмассовую вилку, после чего рукоятки инструмента сжимают до момента характерного щелчка.

Момент обжима контактов пластмассовой концевой вилки посредством специального инструмента – кримпера. Рекомендуется свободной рукой прижимать кабель в сторону вилки до завершения процесса

Шаг #5 — тестирование качества пресса

После обжимки пресс снимается, соединение проверяют на прочность, путём попытки физического вытягивания проводников из вилки.

Если всё сделано точно по технологии, прочность обжима не позволит извлечь жилы из впрессованных слотов. На этом процедура обжима считается завершенной. Аналогичный процесс проводится на противоположном концевом участке кабеля.

Окончание обжимки двух концов кабеля обычно сопровождается последующим электрическим тестом. Для этого применяется специальный тестер, включающий передатчик и приемник тестового сигнала.

Обработанный кабель включается в устройство и по контрольным светодиодам тестируется на целостность связей.

Прибор специализированного теста на качество электрической связи обжатых проводников. Используется обычно на профессиональном уровне. В условиях быта можно применить простую методику кабельной прозвонки

Применение нестандартных способов прессовки

Учитывая, что приобретение специального инструмента (того же кримпера) требует денег, некоторые умельцы практикуют нестандартный метод обжима проводов. Используют обычную отвертку электрика с плоским жалом подходящей ширины и толщины.

Такой отверткой делают прессовку контактных стержней, последовательно по одному вдавливая внутрь тела вилки.

Способ с отверткой, нужно заметить «варварский», но работает. Правда, не всегда получается хорошее качество прессовки, в результате чего отмечается нестабильность работы сетевого кабеля

Выводы и полезное видео по теме

Видеоролик ниже демонстрирует бытовой вариант работы с кабельным обжимом, применение специального инструмента и пошаговый процесс.

Это видео, пусть не совсем корректное в техническом плане, поможет понять суть процесса более полно.

Процедура обжима медных жил сетевого кабеля может быть изучена теоретически без особого труда. Между тем, даже при наличии теоретических знаний, обязательно требуется практический навык.

По сути, этот навык нарабатывается достаточно быстро даже тогда, когда приходится столкнуться с работой впервые. Правда, без того, чтобы не испортить пару-тройку пластмассовых вилок, начинающему мастеру не обойтись — придется сначала потренироваться. Таков закон практики.

Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!

Почему полезно разбираться в автоэлектрике

Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах — замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту «карусель» значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное — уметь их читать и понимать.

Электросхемы? — разберется даже школьник!

Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов — стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях — обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.

Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.

Пример принципиальной электрической схемы автомобиля


На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.

Схематическое расположение электрических компонентов на кузове


Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.

Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля

Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.

Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля

Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).

Цепь 30 — идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 — от аккумулятора через замок зажигания — «Зажигание 1» Цепь под номером 31 — заземление

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):


Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы

Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.

Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.

Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют «фишками», в гугле по поводу такой «этимологии» никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.

Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)

Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.

В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

Обозначение предохранителей на электросхемах

Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем

Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор

Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.

  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ — только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.

  1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
  2. Октан-корректор
  3. Электромотор (в данном случае — бензонасос)
  4. Датчик концентрации кислорода

На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.

  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости

На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.

  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля

На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

Автоэлектрика? Проще простого!

Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!

Отдельные провода-жилы, из которых состоят электрические кабели, имеют изоляцию определенных расцветок. Регламентирует окрас изоляции ГОСТ Р 50462-2009, в этом документе приведены особенности n и l маркировки в электрике с целью упрощения работы мастеров на крупных объектах и обеспечения безопасности в процессе ремонта. Тем, кто решается на самостоятельную починку электроприборов или другие подобные работы, также стоит знать, какого цвета провода заземления, фазы и нуля.

Особенности расцветки жил

Во избежание ошибок требования ПУЭ описывают цвета всех основных электропроводов. Если пуско-наладочными работами занимался опытный электрик, следующий правилам ПУЭ и соответствующим ГОСТам, при самостоятельном ремонте не понадобится ни индикаторная отвертка, ни иные устройства, определяющие назначение той или иной жилы.

Цветовая маркировка в электрике по ГОСТ

Заземление

Желто-зеленый провод — это заземление. В принципиальных схемах жилы зануления маркируются буквами PE. В некоторых домах старой застройки встречаются PEN-провода, в которых заземление объединено с нулевой жилой. Если кабель протягивался по правилам, выбирались провода с синей изоляцией, а желто-зелеными были только концы и места скруток (на них надевались термотрубки). Толщина «нуля» и заземления может быть разной. Нередко толщина этих двух жил меньше, чем толщина фазной жилы, такое встречается при подключении переносных приборов.

Если речь идет о прокладке электропроводки в многоэтажных домах и в промышленных помещениях, вступают в силу нормы ПУЭ и ГОСТ 18714-81, предписывающие обязательное обустройство защитного заземления. Заземление должно иметь минимальное сопротивление, чтобы компенсировать последствия неисправностей на линии и не допускать вреда для здоровья людей. То есть, соблюдение стандартов цветовой маркировки проводов ПУЭ имеет первостепенное значение.

Какого цвета нейтральный провод? Электрические стандарты предписывают, что его изоляция может иметь цвет: синий, синей с белой полосой или голубой. Такая маркировка будет присутствовать в кабеле с любым количеством жил. В принципиальных схемах «ноль» помечается буквой N, на него замыкается цепь. Иногда его называют «минусом», а фазный — «плюсом».

Цвет фазы — то, что имеет для электрика первостепенное значение: обращение с токопроводящими жилами требует осторожности и знаний. Малейшее касание фазы может привести к травмам. Цветов у фазных проводов, имеющих маркировку в виде буквы L, в электропроводке много, запрет распространяется только на использование синего, желтого и зеленого цветов. Если кабель трехфазный, к букве L добавляется порядковый номер жилы.

Когда однофазная цепь отделяется от трехфазной, электрики пользуются кабелями со строго одинаковой расцветкой, следя за цветом фазы и нуля в проводе. Перед тем, как начать работу, они определяют для себя, как будут соединяться разные жилы, и в дальнейшем следуют выбранной расцветке. Иногда на них наплавляются термокембрики или наматывается несколько витков цветной соответствующей изоленты.

  • фазные провода черного цвета, применяются в силовых цепях, работающих с постоянным и переменным током;
  • красный цвет — используются в цепях управления, рассчитанных на переменный ток;
  • с оранжевый цвет — встречаются с цепях управления блокировкой, запитанных от внешних источников.

Как определить назначение провода — нейтраль или заземление?

L N маркировка в электрике не всегда бывает соблюдена в зданиях старой застройки, поэтому возникает вопрос самостоятельного различения нулевого провода и заземляющего. Когда цепь замкнута, по «нулю» проходит электрический ток. Заземляющий же провод несет только защитную функцию, и в «штатном» режиме ток по нему не протекает.

Узнать, «ноль» ли это или «земля», можно так:

  • Воспользоваться омметром, предварительно отключив напряжение между точками измерения. На заземляющем проводе сопротивление не превысит 4 Ом.
  • Воспользоваться вольтметром и последовательно измерить напряжение между «фазой» и другими проводами (способ подходит для трехжильных кабелей). Заземляющий провод даст наибольшее значение.
  • Если цвета проводов «фазы», «нуля» и «земли» неизвестны, и нужно узнать напряжение между заземляющим проводом и каким-нибудь заведомо заземленным предметом (например, радиатором отопления), также пригодится вольтметр. Правда, при соединении «земли» и заземленного предмета он ничего не покажет. Но небольшое напряжение отразится на его индикаторе, если подобным образом поступить с «нулевым» проводом.

В двужильном кабеле всегда будет присутствовать только фазный и нулевой провод.

Что делать, если все жилы в кабеле имеют изоляцию одного цвета

Вопрос о маркировке проводов по цветам не имеет смысла, когда приходится работать с одноцветными жилами — например, при починке проводки в старых домах. Для таких случаев существуют наборы, дающие возможность промаркировать жилы. Участки для закрепления маркировочных приспособлений предписываются требованиями ГОСТ, обычно их фиксируют рядом с местом подключения к шине.

Как разметить провод с двумя жилами

Если все провода в кабеле имеют одинаковую изоляцию, а электроприбор уже подключен к сети, мастера пользуются индикаторными отвертками. Последние светятся, когда металлическая часть касается фазного провода. Для маркировки двужильного кабеля кроме такой отвертки понадобятся термокембрики или разноцветная изолента. Обозначение цветов будет производиться только в местах стыков — не обязательно обматывать жилу цветными трубками или изолентой по всей длине.

Фазные провода можно отмечать любыми цветами, кроме синего, желтого и зеленого. Если двужильный кабель подключен к однофазной сети, фазный провод негласно принято маркировать красным цветом.

Как разметить провод с тремя жилами

Какой цвет провода заземления в трехжильном проводе? Если ответ на вопрос сходу не определить, вся изоляция на жилах одинакового цвета, выручит мультиметр. Устройство выставляется на переменный ток, и мастер последовательно касается обоими щупами сначала фазного провода, затем остальных проводов, запоминая показатели. Касание фазы и нуля даст большее напряжение, чем касание фазы и заземления.

Какого цвета провод заземления? У него желто-зеленый цвет. Именно такой термокембрик или изоленту и нужно применять для маркировки «земли» в трехжильном кабеле. На «нулевой» — следует намотать синюю ленту, на фазу — не синий и не желто-зеленый термокембрик.

Буквенное обозначение фазы, нуля и заземления

Использование разных цветов проводов в электропроводке — удобная и логичная мера, упрощающая ремонтные и монтажные работы. Если в доме проложены провода с разноцветными жилами, во время ремонта не придется тратить время на «прозвон» каждой из них, и, например, обрыв фазной жилы обнаружится быстро. Наличие буквенного обозначения фазы и нуля тоже имеет значение, но работа с буквами и цифрами все равно более долгая, чем с цветом: достаточно посмотреть на кабель — и сразу становится ясно назначение жил.

Оцените статью
ТехПорт