- Свойства точечной сварки
- Особенности переделки
- Типы сердечников
- Вторичная обмотка
- Выбор параметров
- Схемы обмотки и её размещение
- Схема управления
- Видео
- Из чего состоит споттер и как им пользоваться
- Как сделать споттер своими руками
- Блок питания своими руками
- Споттер своими руками: мотаем трансформатор
- Самодельный обратный молоток
- Конструкция и назначение устройства
- Можно ли изготовить своими руками
- Основные компоненты споттера
- Корпус
- Источник питания
- Кабели питания
- Схема управления
- Сварочный пистолет
- Оснастка
- Схемы
- Принципиальная электрическая
- Простая
- Тиристорная
- Изготовление или подбор питающего трансформатора
- Расчет и изготовление сварочного трансформатора
- Броневой
- Стержневой
- Тороидальный
- Как переделать готовый сварочный трансформатор
- Проверка
- Окончательная сборка
- Заключение
Споттер – это сварочный агрегат, используемый специально для организации точечной сварки, а также позволяющий заниматься работами по рихтовке тонких листовых заготовок. Особо распространен этот вид сварки в мастерских, сотрудники которых занимаются рихтовочными работами, требующими предварительной разборки кузова. Использование споттера позволяет избежать обязательного демонтажа несущих частей автомобиля и выполнять рихтовку поверхностей, обходясь без обратного молотка (рисунок далее по тексту).
В данном случае сварочная процедура применяется с целью точечного закрепления на восстанавливаемой поверхности дополнительного держателя, потянув за который удаётся выправить имеющуюся вмятину.
Свойства точечной сварки
Конструкция этого устройства несколько отличается от типовых агрегатов с непрерывно горящей дугой. Изготовить споттер из сварочного аппарата своими руками можно лишь при условии знания основных принципов формирования рабочего тока. Дело в том, что при контактном методе сваривания разогрев происходит не путём расплавления металла, а путём концентрации тепла в точечной зоне между заготовкой и электродом.
В случае ошибочно выбранного режима контактного сваривания (при недостатке опыта у оператора) нередко наблюдается залипание электрода, что может привести к неприятным последствиям в виде КЗ или даже к поломке агрегата. Именно поэтому точечный сварочный аппарат изготавливается с тем расчётом, чтобы время сваривания было строго ограничено и не превышало секунды.
Помимо этого, такое устройство рассчитывается на небольшие значения действующего напряжения (поскольку розжига дуги в данном случае не требуется) и на значительные по величине рабочие токи. В связи с этим входящий в его состав трансформатор (ТТ) также должен выдерживать большие токовые нагрузки, достаточные для качественного прогрева места сварки.
Особенности переделки
Изготовить аппарат точечной сварки своими руками удаётся без излишних усилий, если воспользоваться вариантом переделки его из ненужного сварочного устройства. При подготовке к работам необходимо будет обратить внимание на следующие моменты:
- Для рядового ТТ напряжение при работе на холостом ходу (х. х.), как правило, выбирается не более 70 Вольт;
- В ситуации с агрегатом для точечной сварки этот показатель не должен превышать 6-ти Вольт;
- Для реализации данного условия потребуется новая вторичная обмотка, рассчитанная на пониженное значение выходного напряжения.
Обратите внимание! Изготовить новую низковольтную катушку можно и путём её намотки поверх имеющейся вторичной обмотки (если место позволяет).
В противном случае лучше размотать прежнюю «вторичку» и воспользоваться её проводом для формирования новой рабочей обмотки.
Перед тем, как сделать точечную сварку с обновлённым трансформатором, желательно ознакомиться с существующими типами этих электротехнических изделий и постараться выбрать наиболее подходящий из них.
Типы сердечников
Сердечники, используемые в сварочных трансформаторах, могут иметь несколько различных исполнений (рисунок ниже).
Среди них особо выделяются следующие типы ТТ:
- С так называемым «Ш-образным» или броневым сердечником;
- Со стержневым основанием (в виде буквы «О»);
- И, наконец, с сердечником, выполненным в виде тора.
Из всех перечисленных вариантов самым подходящим для рассматриваемых целей является трансформатор с тороидальным сердечником, имеющий небольшие габариты и сравнительно малый вес (смотрите рисунок далее по тексту).
Дополнительная информация. Сечение такой жилы в любом трансформаторе будет определяться предполагаемым током сварки.
Чтобы точечная сварка своими руками работала нормально, выходной ток агрегата должен быть не менее 1000 Ампер. Последнее означает, что в выходной обмотке ТТ должен использоваться достаточно толстый провод. Данному требованию полностью удовлетворяет выбранный вариант тороидального сердечника, поскольку места для размещения выходной обмотки в нём имеется предостаточно.
Вторичная обмотка
Выбор параметров
При переделке ТТ основное внимание следует уделить параметрам вторичной обмотки, определяющим выходные характеристика аппарата (его нагрузочный ток, в частности). При этом важно подобрать такое сечение шины, которое бы обеспечивало плотность тока порядка 8 А/мм² (при площади сечения около 120 мм²). Поскольку при намотке на тор обращаться с такой толстой шиной очень трудно, чаще всего ограничиваются значением в 80 мм².
Обратите внимание! Указанное сечение удаётся получить, если сложить вместе несколько проводов чуть меньшей толщины.
Для облегчения условий переделки ТТ под точечный агрегат желательно предварительно рассчитать требуемое для его перемотки количество провода. После этого можно будет (исходя из занимаемого обмоткой места) определиться с тем, войдет ли она в оставшееся на торе свободное пространство или нет.
Важно! В том случае, когда новая намотка не вмещается в тор, старую вторичную катушку придется полностью разобрать (демонтировать).
Для удобства обращения с новыми проводами в процессе намотки их рекомендуется обмотать изоляционной лентой на основе ткани. Для определения точного числа витков, влияющих на величину выходного напряжения, советуем воспользоваться методом пробной намотки проводом небольшого сечения в изоляции.
Поскольку обмотка в этом случае не подключается к нагрузке, сечение пробного провода большого значения не имеет. Опыт показал, что при прикидочных испытаниях достаточно использовать не более 10-ти витков. После их намотки трансформатор следует включить в сеть и измерить выдаваемое пробной катушкой напряжение, после чего оно делится на число витков. В результате получается цифра, показывающая количество витков, необходимых для получения на выходе одного вольта.
Так как в данном случае необходимо получить 6 Вольт, умножив полученное по итогам пробного подключения число на 6, получим требуемое количество витков.
Для того чтобы изготовить новый аппарат своими руками, предварительно следует рассчитать нужное для перемотки ТТ количество провода. После этого можно будет (исходя из занимаемого шинной обмоткой места) определяться с тем, войдет ли она в оставшееся на торе свободное пространство.
Схемы обмотки и её размещение
Схема включения и порядок размещения «вторички» зависят от типа выбранного сердечника. При заявленном нами тороидальном основании ТТ её удобнее разделить на две половинные обмотки, включаемые последовательно (по 3 Вольта каждая).
С целью повышения нагрузочной способности (увеличения сварочного тока) можно сделать две обмотки по 6 Вольт каждая и соединить их параллельно. Выходное напряжение в этом случае не изменится, а нагрузочный ток может быть увеличен вдвое. Такой вариант исполнения позволяет решить вопрос большого сечения вторичной шины, которое после этого может быть уменьшено наполовину.
Различные виды соединений таких обмоток показаны на картинке, размещённой ниже по тексту.
Порядок их подключения очень важен для получения требуемых выходных параметров, а допущенные при этом ошибки могут привести к совсем другим показателям. Так, в частности, если ошибиться при монтаже и включить две обмотки встречно, в результате они окажутся замкнутыми одна на другую и на выходе выдадут нулевое напряжение, что равнозначно КЗ.
На концах уже готовых вторичных обмоток следует обустроить методом обжима специальные наконечники.
Схема управления
Для управления сварочным процессом используются короткие импульсы, формируемые в специальной электронной схеме. При изготовлении споттера на основе старого агрегата также необходимо предусмотреть блок управления, позволяющий коммутировать значительный по величине выходной ток.
Для решения этой задачи сформированные вручную импульсы подаются на первичную обмотку ТТ (простейшая управляющая схема изображена на рисунке ниже).
К недостаткам такого управления следует отнести:
- Посредством приведённой на рисунке кнопки коммутируется сетевое напряжение, что крайне опасно;
- При размыкании механических контактов происходит сильное искрообразование;
- Даже если заменить включатель сети тяговым реле от стартера, управляемым кнопочным механизмом, то такая схема, несмотря на усовершенствование, всё равно будет недоработанной.
Обратите внимание! Для реализации тягового принципа допускается использование комбинации «мощный пускатель плюс автомобильное реле» (причем последнее может быть любой марки).
При выборе этого сочетания реле срабатывает при подаче напряжения 12 Вольт, а его переключение вызывает срабатывание силового контактора. Однако и данный вариант управления не лишён недостатков, поскольку в этом случае не удаётся точно задавить интервал воздействия (ширину импульса).
Для тех, кто владеет азами электроники и умеет обращаться с паяльником, подойдёт более сложная в исполнении, но зато надёжная в эксплуатации электронная схема управления (смотрите фото ниже).
Здесь на входную обмотку ТТ рабочие импульсы поступают с электронного прибора – тиристора, открываемого при воздействии напряжением на его управляющий электрод. Включённый в его цепь конденсатор (С1) при разомкнутом кнопочном контакте заряжается через элементы V1-V4 диодного моста. При нажатии кнопки емкость разряжается через резистор R1 и непосредственно через цепь управляющего электрода тиристора, что приводит к его включению.
Находиться во включённом состоянии электронный прибор будет до тех пор, пока конденсатор полностью не разрядится (этот интервал можно подстроить переменным резистором R1). Для последующей операции запуска кнопку нужно сначала отпустить, а затем опять нажать (её выдержкой и определяется сварочный интервал).
Трансформатор T1 может быть любого типа (с напряжением на вторичной обмотке 12 Вольт). Параметры тиристора должны удовлетворять условиям эксплуатации, то есть допускать его работу при напряжениях до 400 Вольт и токах не менее 50 Ампер. Для этих целей вполне подойдёт электронное изделие марки Т132-50.
В заключительной части обзора напомним, что сварочное оборудование типа «споттер» чаще всего востребовано при кузовном ремонте и подобных ему работах с листовым металлом. В связи с этим при выборе выходной мощности самодельного агрегата обязателен учёт толщины листового материала, с которым преимущественно предстоит работать.
Видео
Понятие spotter, его русское название споттер, спотер, спот, с английского переводится как «указатель цели» или от основы слова – «точка». Это оборудование, которое относится к одному из видов сварочных аппаратов и по смыслу полностью отвечает своему наименованию. Споттер – аппарат для односторонней точечной сварки, действующий по принципу токового сопротивления. Работа системы споттера заключается в выделении определенного количества тепловой энергии в зоне соприкосновения со свариваемым материалом во время прохождения тока.
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Делятся споттеры на два вида: трансформаторы и инвертора. Трансформаторный споттер своими руками изготовить можно, а вот инверторный собирается только в промышленном производстве. Spotter используется для процесса кузовных работ авто, где действия полуавтомата или ручных инструментов не принесут желаемых результатов. Споттером удаляются вмятины, путем вытягивания.
Из чего состоит споттер и как им пользоваться
Споттеры визуально представляют собой аппарат, который состоит из коробки, кабеля, пистолета (стаддера) и острого прута (электрода). В коробке находится вся система сварочного аппарата, в том числе трансформаторы или инвертора. Сам процесс точечной сварки для кузовных работ авто выглядит так: на месте поврежденного металла приваривается крепеж, к которому закрепляется споттер и с помощью дополнительных механизмов или вручную вытягивается вмятина. Этот способ удобен тогда, когда выровнять поверхность кузова изнутри неудобно или невозможно. При этом существует много преимуществ работы с таким специализированным оборудованием – минимум сил, быстро и без рисков нанести больший ущерб.
Для того чтобы максимально быстро и четко произвести кузовные работы авто нужно соблюдать определенный порядок и технологию процесса, а также учесть небольшие нюансы:
- Поверхность, которая была деформирована, сначала нужно зачистить от любого вида покрытий (лака, краски, ржавчина). Этот этап работы очень важен, потому что от качества соединения двух металлов будет зависеть и результат всего процесса.
- К поверхности, которая будет корректироваться, нужно присоединить контакт заземления.
- На уже очищенную поверхность поврежденного места металла следует приварить крепеж, через который будет присоединен споттер.
- К приваренному крепежу производится захват пистолетом споттера, после чего вмятину вытягивают. Для коррекции поверхности используется обратный молоток, гидроцилиндры, стапели и так далее. Учитывая толщину металла, нужно определить каким именно приспособлением лучше рихтовать вмятину, чтобы не навредить кузову. Допустим, обратный молоток нельзя использовать для алюминия, и оцинкованный кузов возьмет не каждый споттер.
- После завершения рихтовки кузова приваренная деталь скручивается, а контактное место зачищается шлифовальной машинкой.
Как сделать споттер своими руками
Зная устройство сварочного аппарата, можно смело решиться сделать споттер своими руками. Самодельный Spoter будет состоять из подручных деталей, купить нужно только то, чего дома, обычно, не бывает (если желающий собрать споттер не мастер-ремонтник). Суть устройства такова: блок управления передает на стаддер ток, который доходит до электрода, на котором перемещается обратный молоток (металлическая болванка). С помощью обратного молотка корректируется деформированный участок поверхности кузова авто.
Купить сварочный аппарат такого типа не всегда может быть целесообразно, тем более что стоимость качественного оборудования не так уже и мала. Потому рассмотрим устройство аппарата, чертежи и разберемся как быстро и из чего сделать самодельный споттер. Разберем по схеме блок управления, трансформатор и пистолет.
Блок питания своими руками
Блок питания состоит из трансформатора и диодного моста, который собирается на диодах Д226Б. Они необходимы для зарядки емкости С1. В свою очередь конденсатор открывает тиристор V9, после нажатия кнопки S3. Тиристор помещается в диагональ моста, от которого питается обмотка (первичная) трансформатора Т2. Когда тиристор открыт – происходит процесс сварки, а после того, как емкость исчерпает свой заряд, происходит закрытие тиристора, и, соответственно, работа устройства прекращается. После отпуска кнопки S3 конденсатор C1 снова начинает заряжаться. Длительность импульса регулируется резистором переменным R1. Трансформатор обязательно должен быть мощным.
Тиристор ПТЛ 50 можно поменять на ТЧ 40, а также на ТЧ 80. Можно составить другую схему, в которой вместо ПТЛ 50, питающего обмотку трансформатора, использовать симистор. Управляется симистор оптопарой, а диодный мост заменить на стабилизатор по микросхеме LM317. Как стабилизатор, можно использовать любой блок питания, который даст хотя бы 10 Вольт. Переменный резистор RP1 устанавливается в цепи провода микросхемы и им можно корректировать напряжение для зарядки конденсатора. Этой манипуляцией регулируется продолжительность импульса для сварки. В случае короткой длительности сварки, следует увеличить емкость С4.
Споттер своими руками: мотаем трансформатор
В процессе создания споттера своими руками, самой трудоемкой работой считается изготовление трансформатора. Обмотка занимает длительное время, но без этого этапа результата не будет (разве что в наличие есть лишний трансформатор). Мотать можно на Ш-образном и кольцевом железе. Провод для второй обмотки можно брать медный или алюминиевый. Изоляцию между мотками нужно делать хорошую из лакоткани или бумаги трансформаторной в несколько слоев (5-6). Бумагу можно, для надежности, пропитать парафином.
Самодельный обратный молоток
Обратный молоток нужен для рихтовки кузовной поверхности. Сначала нужно собрать пистолет и присоединить его к блоку управления. Для этого берется толстый кабель, который присоединяется к электроду, а на кнопку нужно вывести три провода. Длина электрода должна быть в пределах 40-45 см, а в диаметре 12-16 мм. На электрод одевается тяжелая болванка. Она и будет обратным молотком, перемещаться должна свободно. На конец электрода нужно приварить острый наконечник, которым и производится контакт с поверхностью кузова при рихтовке авто.
Силовой соединяющий кабель должен иметь сечение равное или большее, чем шина вторичной обмотки трансформатора. Рекомендуемая длина проводов не должна превышать 2,5 м. На этом, подведем итоги: изготовить споттер своими руками реально.
Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка — Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.
- Абсолютно легально (статья 12.2);
- Скрывает от фото-видеофиксации;
- Подходит для всех автомобилей;
- Работает через разъем прикуривателя;
- Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.
Чтобы собрать своими руками трансформатор для споттера, не требуется глубоких знаний в сфере высоких технологий и радиоэлектронике. Для этого необходимо ознакомиться со схемой оборудования и приготовить основные комплектующие, которые достать не трудно. Данная статья поможет разобраться в особенностях споттера и станет помощником начинающему конструктору.
Конструкция и назначение устройства
Споттер представляет собой аппарат, который используется для точечной сварки. Состоит конструкция из таких деталей, как:
- магнитопровода;
- заточенного электрода;
- изолированной первичной обмотки;
- вторичной обмотки;
- охлаждающего вентилятора.
Пользуется популярностью у авторемонтников для кузовного ремонта. Применяется для выравнивания различных вмятин на металлическом корпусе.
В процессе действий агрегатом выдаётся разряд нагревающий металл. В местах касания осуществляется сварка.
Процесс нагревания и остывания осуществляется очень быстро. Это позволяет избежать окисления и вступления в реакцию металла. После проведения сварочных работ, следов не остается. Они выравниваются при помощи болгарки. Не требуется использование специальных материалов – сварочных электродов, проволоки и т. д.
Проводить демонтаж двери или крыла машины не требуется. Действия могут осуществляться на внешней части обшивки. Дополнительное преимущество – удобство работы в местах со сложным доступом.
Можно ли изготовить своими руками
При желании, соорудить агрегат можно из:
- микроволновки;
- системного блока;
- лампового телевизора;
- сварочного устройства;
- аккумулятора.
Основные компоненты споттера
Главные комплектующими оборудования являются:
- пуллер;
- диодный мост;
- реле – на 30 А;
- инопуллер (обратный молоток);
- трансформатор – 1500 А;
- контактор – 220 В;
- блок управления с тиристором – 200 В.
Корпус
Устройство должно отличаться функциональностью и удобством. Размер выбирается индивидуально. Необходимо правильно разместить управляющие элементы. Желательно сделать обработку поверхности диэлектрическим материалом.
Корпус может изготавливаться из таких материалов, как: пластик, металл, дерево. Можно использовать:
- Короб из металла старого оборудования, который подходит по габаритам.
- Оцинкованный тонкий жестяной лист или с порошковой окраской.
- Системный блок для ПК. Отличается удобством, поскольку доступно для установки кулеры и микросхемы. В целях защиты можно применять короб из дерева, имеющий откидную крышку.
Для крепежа используют заклепки и саморезы.
Внимание! К деталям управления должен быть обеспечен постоянный доступ.
Источник питания
Трансформатор с диодным мостом, собирающимся на диодах Д226Б – главные составляющие блока питания. Они заряжают конденсатор(С1), способствующий открытию тиристора, который расположен в диагональной части моста. Регулировка длительности напряжения происходит резистором (R1).
Любой блок питания способный дать 10 В, можно использовать для агрегата.
Кабели питания
Выбор кабелей делается с учетом правильно подобранного сечения. Схема расчета: на 1 мм2 – 10 А. Длина для массы не должна быть больше 1,5 м, для рабочей – 2,5 м. Если не учитывать указанные параметры, то сварочные действия будут выполнены не качественно.
Кончики проводов закрепляются соединительными элементами. Для этого могут применяться клеммы, используемые в резьбовых соединениях. А также специальные устройства, обеспечивающие скорость соединения на агрегате и пистолете, например, крокодил.
Схема управления
Чтобы правильно осуществить сборку аппарата, следует ознакомиться со схемой агрегата:
- при подключении, на устройство подается напряжение;
- ток, преобразовываясь, направляется на диодный мост;
- далее попадает на конденсатор и заряжает;
- изменяется положение переключателя;
- отключается от зарядного устройства конденсатор;
- напряжение переходит на цепь тиристора и способствует открытию;
- электрический импульс поступает на аппарат;
- образуется сильное напряжение с помощью вторичной обработки;
- после окончательно разряжения конденсатора, тиристор закрывается;
- магнитная цепь агрегата возвращается в первоначальное состояние.
Для повторного заряжения конденсатора, требуется изменение положения переключателя.
Сварочный пистолет
Считается главным приспособлением споттера. Должен обладать конструкцией, позволяющей без разборки осуществить замену электрода. Последний желательно изготовить из меди, имеющий диаметр 8-10 мм.
Чтобы самостоятельным образом изготовить пистолет, следует воспользоваться следующими устройствами:
- неработающая дрель, с удаленной внутренней частью;
- полуавтоматическое сварочное оборудование (рабочая часть);
- клеевой пистолет для монтажных работ.
В качестве дополнительных оснащений применяют штангу и утяжелитель.
Для подключения к агрегату, применяется комбинация из 5-жильного провода с соответствующим сечением.
Внимание! Если оборудование предназначается для активного применения, желательно приобрести готовый вариант. Для небольших работ можно использовать самодельный образец.
Оснастка
Чтобы изготовить споттер, понадобятся следующие материалы:
- зажим;
- крепеж;
- кабель(3 м);
- лист из металла;
- уголок 20*20 каркаса;
- кабель питания;
- резистор переменный (100 Ом);
- текстолитовая плата (6 мм);
- рукоятка для пистолета;
- кабели для обмотки (от 70 мм2) – возможна замена на шины из меди или алюминия с необходимым сечением;
- стержень из латуни (диаметр 16 мм, длина 250-300 мм);
- заготовка из латуни (диаметр 60 мм, длина 100 мм).
Схемы
Агрегат имеет не очень сложную схему, главный узел которого сварочное оборудование с запитанной от сети первичной обмоткой. При изготовлении споттера, можно использовать следующие схемы распределения энергии.
Принципиальная электрическая
Состоит из питающего оборудования, где сила напряжения на вторичной обмотке бывает 12В. Для контролирования тока, оснащается дополнительной обмоткой.
Простая
Простейшая схема исключает применение тиристорного коммутатора. Подача тока происходит в результате замыкания, которое происходит в цепи первичной обмотки. Среди минусов — подача высокого напряжения на рукоятку пистолета, что является небезопасным.
Тиристорная
Для настройки силы тока используется фазовый сдвиг. Подходят для настройки напряжения в электрических цепях, имеющих переменный характер. Чтобы осуществлялась работа однофазной сети, требуется 2 тиристора, которые включены друг другу навстречу. Настройка должна отличаться симметричностью и синхронностью. Агрегаты, созданные с использованием данного типа тиристоров (полупроводников) имеют жесткую статическую характеристику.
Изготовление или подбор питающего трансформатора
Если готовый аппарат, с необходимым напряжением найти трудно, то можно сделать самостоятельным образом. Сила напряжения должна соответствовать необходимому значению – до 1500 А. Для этого выбирается магнитопровод, с длиной не превышающей 400 мм². Расчет габаритов проводят с учётом распределения обмотки.
Ш-образный сердечник, должен иметь первичную обмотку (200 витков) из провода, сечение которого 2,5 мм² и возможностью подсоединения концов к электрической цепи. Вторичная (7витков) – 50 мм², с учетом подключения к клеммам.
Внимание! Размер проводов влияет на эффективность работы устройств. Короткая длина и широкий объем увеличивают функциональность.
Вторичная обмотка аккуратно убирается при помощи зубила или стамески. Необходимо избежать повреждения изоляции первичной обмотки. Затем наматывают кабель из семи витков, с сечением 50 мм². При наличии провода, имеющего меньшее сечение (30 мм²), на вторичной обмотке понадобится увеличить численность витков (до 10).
В качестве питающего оборудования подойдет аппарат из полуавтомата (проводятся вышеуказанные действия), а также инвертор. Сила напряжения последнего – наилучший выбор. Для этого узел трансформатора помещается в схему на место Т2, а другие элементы собираются с учетом параметров цепи.
Расчет и изготовление сварочного трансформатора
Принцип расчета агрегата отличается специфичностью, поскольку часто стандартная методика и схема не подходит. В процессе изготовления, размеры комплектующих должны подстраиваться под материалы, которые имеются – чаще под магнитопровод.
Сердечник различается по типу обмотки:
- Дисковый. Между первичной и вторичной обмоткой расстояние бывает удаленное. Значительное количество магнитного потока первичной обмотки свободно от вторичной. Характеризуется сильным электромагнитным излучением.
- Цилиндрический. Одна обмотка наматывается поверх другой. Происходит сцепление магнитного потока витков первичной обмотки со вторичной, поскольку между ними незначительное расстояние. Такой агрегат отличается жёсткой характеристикой.
Также сердечник трансформатора делится по форме на следующие разновидности: броневой, стержневой, тороидальный.
Броневой
Имеет Ш-образную форму, с наличием на центральном стержне обмоток. Броневой тип сложнее в использовании. Если изготавливается оборудование идентичное промышленным вариантам, рассчитать схему можно будет по стандартной методике.
Стержневой
По форме напоминает букву П. Отличается более высоким КПД. Возможна большая плотность токов в обмотках. Поэтому агрегат часто бывает стержневого тика.
Тороидальный
Обладает наилучшими характеристиками. Имеет форму кольца с прямоугольным сечением. Сердечник оснащается двумя или несколькими обмотками, которые наматываются непосредственно на него. Имеет небольшой размер и малый вес. Отличается удобством установки и подключения.
Как переделать готовый сварочный трансформатор
Часто споттер изготавливают из инверторного сварочного оборудования, внутри которого уже имеется необходимая «начинка». Сила напряжения также соответствует нужному значению. Понадобится только замена вторичной обмотки. Делают из одного-двух витков. Применяется самый толстый провод или медная шина.
Если необходимо повысить силу тока, то осуществляют перемотку агрегата самостоятельно. Процесс отличается трудоемкостью. Для перемотки выбирают провод, изготовленный из меди или алюминия.
Затем в цепи первичной обмотки устанавливают реле (замыкатель), которое управляется клавишей «Пуск». Остается подсоединить пистолет, готовый или собранный самостоятельно.
Внимание. При наличии во вторичной обмотке дополнительного места, новую можно поместить поверх имеющейся, без удаления. Такой вариант применяется для дуговой сварки.
Для соблюдения мер безопасности, изолируют первичную и вторичную обмотки друг от друга. Для этого используется бумага из нескольких слоев, которую пропитывают парафином или лакоткань.
Помимо аппарата, потребуется модификация системы управления разрядом.
Проверка
Перед использованием, необходимо предварительно проверить технику на безопасность работы. Для этого проводят профилактический осмотр:
- чистят все элементы;
- проверяют правильность изолирования проводов;
- зачищают деформированную поверхность;
- осматривают надежность крепежа всех деталей;
- заземляют аппарат.
Только после проведения вышеуказанных действий, можно приступать к использованию агрегата.
Внимание! Если не соблюдать правила безопасности, можно получить сильный удар током.
Окончательная сборка
Чтобы разорвать контакты первичной сети, необходимо правильно подсоединить перемычки. Для этого в блок управления на кнопку пуска заводят кабели и переключатели. Затем их выводят на корпусное основание. Если необходимо, то применяются кулеры.
Под конец желательно использовать шеллак, для пропитки полученного агрегата.
Заключение
Ознакомившись с устройством оборудования, можно приступать к самостоятельному изготовлению. Это даст возможность без потери производительности сэкономить средства. Собранный аппарат будет отличаться надежностью и безопасностью, а также сможет работать без электросети.