Проверка генератора с помощью дрели

Автомобильный генератор является главным источником энергии в бортовой сети и при неполадках или выходе из строя на одном аккумуляторе долго не проедешь, именно поэтому так важно контролировать работоспособность генератора. В большинстве случаев проверить генератор автомобиля своими руками не составит труда, поскольку на каком бы авто вы не проверяли, принцип один и тот же. Но все же, многие автовладельцы, часто задаются вопросом: как проверить генератор автомобиля при помощи мультиметра и подручных средств.

▶Что нужно проверять?

Первым делом стоит убедиться, что ремень генератора хорошо натянут, а подшипники не разбиты.
Посторонние шумы и сильно горячий генератор говорят об износе подшипников.
Затем проверить напряжение аккумулятора (в состоянии покоя и на работающем двигателе), — напряжение должно быть в пределах 12.5-12.8 В в состоянии покоя и 13.5-14.5 В на 2 тыс. оборотах двигателя. Исправный генератор должен соответствовать таким измерениям.

Категорически запрещено допускать работу генератора при отключенных потребителях.

Когда же эти данные отличаются нужно демонтировать генератор с авто и начинать проверять работу все его элементов по отдельности.
В полный комплекс проверок генератора входит:
▪Проверка щеток и колец;
▪Проверка диодного моста;
▪Проверка регулятора напряжения;
▪Проверка статора;
▪Проверка ротора.

Далее разберем по подробнее как проверить генератор автомобиля в гаражных условиях без специальных стендов, которые используются на сто. Будем проверять исправность отдельных узлов генератора при помощи мультиметра и лампочки.

▶Процесс проверки щеток и контактных колец

Для начала кольца и щётки визуально осматриваются и оценивается их состояние. К примеру измеряется минимальный остаток (мин. высота токосъемных щеток не мене 4,5 мм, а мин диаметр колец 12,8 мм). Кроме этого смотрят на наличие выработок и борозд.

▶Проверка моста диодов генератора

Проверка диодов производится методом замера сопротивления и выявления проводимости. Поскольку диодный мост состоит из двух пластин, то проверяем сразу одну, а затем другую. Тестер должен показывать проводимость диодов лишь в одном направлении. Теперь немного подробнее: Одним щупом тестера держим на клемме «+», а другим поочередно проверяем выводы диодов, а потом меняем местами щупы (в одном случае должно быть большое сопротивление, а другом нет). Затем точно таким же образом поступаем и с другой частью моста.
Следует заметить, что сопротивление не должно быть нулевым, так как это говорит что диод пробитый. Пробитый диод моста и тогда, когда нет сопротивления в обеих сторонах.

Хотя бы один негодный диод приводит к выходу из строя всего диодного моста и дает недозаряд АКБ.

▶Как проверять регулятор напряжения

Регулятор проверяется в случае недозаряда или перезарядки аккумулятора. Замер напряжения производится на оборотах оно должно находится в пределах 14,4 – 15В. Кроме этого можно проверить сопротивление конденсатора регулятора (в момент подсоединения щупов тестера оно должно уменьшаться до стремления к бесконечности). Сообщество сам себе автомеханик. На снятом регуляторе напряжения генератора осматривают состояние щеток и производят проверку исправности при помощи лампочки 12В и постоянного напряжения. То есть к щёткам нужно подключить лампочку, а на плюсовую клемму и массу регулятора подать 12В (лампочка должна гореть, а при увеличении напряжения свыше 15В потухнуть).

▶Проверка статора генератора авто

Сопротивление обмотки статора проверяется без диодного моста и меж выводами должно быть около 0,2 Ом, а помеж нулевым проводом и обмоткой до 0,3. Сильное гудение генератора во время работы говорит о замыкании обмотки статора или моста. Кроме такой проверки нужно осмотреть наличие выработок в статоре и на роторе.

▶Как проверить ротор автомобильного генератора

Первым шагом будет прозвонка обмотки возбуждения. Для этого на мультиметре устанавливаем режим на проверку сопротивления и измеряем его между контактными кольцами – сопротивления обмотки должно находится в пределах 2,3-5,1 Ом. Когда оно свыше – то или обрыв или же просто плохой контакт между кольцами и выводами обмотки. Малое – говорит об межвитковом замыкании. При помощи режима амперметра на мультиметре также можно проверить потребляемый обмоткой ток. Нужно подать 12В на контактные кольца и в разрыве цепи замерить – обмотка возбуждения не должна потреблять более 3-4,5 Ам. К полному комплексу можно еще добавить и проверку сопротивления изоляции ротора. И чтобы это сделать понадобится 40-ка ватная лампочка и провода (один провод от розетки на кольцо, а другой через лампочку на корпус – если все в норме то лампочка не загорится, если же нить едва накаливается значит происходит утечка тока на массу).

Придерживаясь всех рекомендаций и последовательности проверки, в большинстве случаев, вам без проблем удастся проверить генератор автомобиля и его работоспособность своими силами, имея в своем распоряжении только один мультиметр. А вот чтобы его отремонтировать, определив неисправный узел — заменить вышедшую из строя деталь. Контролируйте натяжение ремня, состояние контактов, следите за лампочкой генератора на приборной панели и генератор прослужит вам дольше.

Всем привет парни.
Эта запись для тех, кто опасается электрических машин постоянного тока.

Мы с парнями их не боимся, разбираем на молекулы и заставляем работать т.к в силу нашего образование они для нас на сложнее гвоздя по устройству.
Но есть граждане, которым не хватает уверенности в общении с этими агрегатами.
Мы сняли фильм где простым языком рассказали как оперативно проверить исправность генератора под нагрузкой (лампой от туманки).
Суть проверки — убедится в исправности генератора при вращении его с помощью дрели.
Когда генератор вращается — лампочка нагрузки обязана светить.
Исправно работающий генератор вырабатывает 14.3 вольта (от14.1-14.5 максимум).
При этом напряжение должно быть стабильным.
Чего делать то?
Мы берем, снимаем гену, зажимаем его в тиски и подключаем к нему батарейку.
Тут при подключении генератора нужно быть осторожным, потому как можно легко упалить генератор перепутав контакты или замкнув ножки. Вас конечно током не убьет, но гена может обидеться и пустить дымок.
Генераторы бывают разными по подключению. Бывают с двумя, тремя, четырьмя контактами в разъеме.
На нашем генераторе их было 4 штуки

Читайте также:  Формула расчета потребления электроэнергии по мощности

S Постоянный плюс
IG Плюс от замка зажигания
L Контрольная лампа
M Контакт уходящий в ЭБУ

Берем АКБ, подключаем + от нее к контактам генератора IG и S
К контакту нагрузки подключаем лампу мощностью 50 Вт и подаем на нее напряжение.

Ну а дальше начинаем крутить дрелью генератор.
Если лампочка засветила ярче и напряжение на генераторе в пределах нормы — ура — он запустился и с точностью на 95% можно сказать что он исправен.

Во всяком случае генератор будет 100% заряжать АКБ.
При этом вы ощутите руками увеличение крутящего момента на дрели.
Поэтому чем больше у Вас включено потребителей электричества в виде мощных ламп — тем больше мотор будет кушать топлива.

Далее отсоединив АКБ от лампы смотрим и видим, что лампа светится и работает от генератора.
Правда при этом будет плохо работать стабилизатор напряжения.
Именно поэтому нельзя отсоединять АКБ на работающем автомобиле!
Можете упалить и генератор и электронные блоки автомобиля. Поэтому осторожно и с пониманием процесса подходите к отключению клемм АКБ. Только с остановленным мотором и выключенным зажиганием можно их отключать безопасно.
Видео про проверку

Как то так.
Всем мир.

Комментарии 66

спасибо, получается лампочку надо подключить между B+ и маленьким контактом возбуждения на генераторе?

Прошу совета как спеца в генераторах, не могу найти реле зарядки для генератора 104210-1060 с обозначением
L-FR-COM но их полно с обозначением L-FR-C .
Вопрос COM и C, это не одно и тоже

Вы меня переоцениваете 🙂
Я не спец в генераторах — так. знаю базовые принципы.
Однако по своему опыту (скромному) предположу что Вы правильно думаете. СОМ и С одно и тоже

Какие симптомы были у "Гены" на машине?
Что показало вскрытие?
Окрылённый вашим видео о том что гена выдаёт "конское" физическое сопротивление. Полетел к "генераторщикам" тестить своего гену. Описав ситуацию (D+Тормоз + все энерго-потребители кроме кондея двигатель "колбасится" но не просидает ниже нормы в 550 оборотов) "специалисту" мы прошли к машине, он замерил тестером сколько выдаёт гена и сказал что гену снимать нет смысла он нормально работает. теперь данный недуг можно записать в "фишку" машины так как побывал уже у 4-х специалистов (диагност, моторист, коробочник, генераторщик) и никто не знает от чего такой расколбас =)))

Это решит нормальный диагност… Все просто.
Первое — нужно быть уверенным в исправной дроссельной заслонке. Она должна быть чистой.
далее проверяем и вычисляем что неисправно.
Если при включении "D"мотор работает ровно — значит с механической нагрузкой коррекция справляется.
Если пи включении печки или фар обороты плывут — разбираться с генератором.
Все…
Если же и при включении D или потребителей эл.энергии обороты плывут — смотрим дроссельную заслонку.

Ставил другую дроссельную (вымытую до блеска) + другие катушки зажигания (от ТОЧНО такого же винограда но без проблемы).
При включении D обороты проседают. это нормально. при дальнейшем включении электро нагрузки обороты проседают сильнее. и двигатель начинает выдавать больше вибрации.

Да.
Помыт до блеска и обучен.
P.S.
Вы так и не ответили есть ли информация как "ваш" "гена" себя вёл на машине почему хозяин его решил менять?

Какие симптомы были у "Гены" на машине?
Что показало вскрытие?
Окрылённый вашим видео о том что гена выдаёт "конское" физическое сопротивление. Полетел к "генераторщикам" тестить своего гену. Описав ситуацию (D+Тормоз + все энерго-потребители кроме кондея двигатель "колбасится" но не просидает ниже нормы в 550 оборотов) "специалисту" мы прошли к машине, он замерил тестером сколько выдаёт гена и сказал что гену снимать нет смысла он нормально работает. теперь данный недуг можно записать в "фишку" машины так как побывал уже у 4-х специалистов (диагност, моторист, коробочник, генераторщик) и никто не знает от чего такой расколбас =)))

Бензин залей нормальный и 95 — бывает расколбас проходит, фишки(разъемы на датчики и пр.) все доступные прощелкай почисти

что я только не лил и 95 и раз попробовал 98 но она его не переварила))

К тому же странная взаимосвязь между просадкой оборотов из за топлива и нагрузкой на электро сеть.

привет! подскажи, пожалуйста, как узнать мощность (максимальный ток) генератора, если на нём никаких обозначений нет.

Как узнать? Элементарно!
.Берем генератор и начинаем его нагружать нагрузкой.
При этом контролируем потребляем. Как только из генератора пойдет дым или произойдет пробой моста — вот оно!
Фиксируем значение (например 100А). От 100А вычитаем 25% получаем 75А
Итого наш генератор был рассчитан на номинальную нагрузку 75А
🙂
Но это шутка… Без маркировки никак не определишь с 100% уверенностью.

А кстати, чем не проверка гены просто замерить напряжение на работающем двигателе? Меньше 13в — гна н работает. Больше 13- гена работает. Можно и нагрузку в виде фар включить — сразу будет роверка под нагрузкой.

Ну в общем то да — верно все.
Но мы его вытащили, т.к были уверены что он не работает и показали более наглядно разницу.
Плюс по нагрузке на дрель отлично видно сколько генератор создает нагрузки на мотор.

Читайте также:  Как сделать самодельный паяльник в домашних условиях

Подскажите, есть такая проблемка. Когда зажигание выключено, и естественно машина заглушена. то шкив на генераторе крутится от руки легко. Но вот только я включаю зажигание и завожу машину то шкив начинает с большой силой крутится. потому как ремень натянут как положено на нем, и он свестит и проскальзывает, по прибору видно что идет не до заряд в это время. После чего я ремень натягиваю просто очень сильно, так не должно быть. и тогда он перестает свистеть, и заряд идет. Скажу еще вот что, ремень новый ставил, шкив на генераторе без повреждений и в отличном состоянии.
А и еще. когда включаеца вентилятор охлаждения радиатора то обороты на холостых сильно просаживаюца, почти как машинка глохнет, но через буквально сикунду они востанавливаются. Клапан холостого и дросель в норме. думаю это все из за генератора.
если можите подскажите. спосибо.

Может ремень на перекос стоит?

нет, с ремнем все норм.

Подскажите, есть такая проблемка. Когда зажигание выключено, и естественно машина заглушена. то шкив на генераторе крутится от руки легко. Но вот только я включаю зажигание и завожу машину то шкив начинает с большой силой крутится. потому как ремень натянут как положено на нем, и он свестит и проскальзывает, по прибору видно что идет не до заряд в это время. После чего я ремень натягиваю просто очень сильно, так не должно быть. и тогда он перестает свистеть, и заряд идет. Скажу еще вот что, ремень новый ставил, шкив на генераторе без повреждений и в отличном состоянии.
А и еще. когда включаеца вентилятор охлаждения радиатора то обороты на холостых сильно просаживаюца, почти как машинка глохнет, но через буквально сикунду они востанавливаются. Клапан холостого и дросель в норме. думаю это все из за генератора.
если можите подскажите. спосибо.

Мое почтение Александр! Привет от Якутских колхозников 😉
Что сказать?
1 ЧУДЕС НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ 😉
Поэтому нужно осмотреть шкив коленвала.
Возможно он изношен и проскальзывание идет на нем.
Плавающие обороты ХХ при включении электро потребителей возможны из за неисправности генератора.
Но тут нужен сканер.
Необходимо проверить идут ли данные от генератора в ЭБУ.
Но опять же сперва посмотрите какие контакты у Вас имеются на генераторе.
Кроме этого — проверяйте исправность работы генератора измеряя напряжение на ХХ с включенным ближним светом. Исправный гена выдает при этом от 41.1 до 14.3 V. Если увеличить обороты, то напряжение не должно подниматься выше 14.5 V. Если напруга поднимается выше 15V — это очень плохо для АКБ и электронных систем автомобиля

Генератор является источником, который отвечает за подзарядку аккумулятора во время движения. Если генератор неправильно либо нестабильно работает, то аккумуляторная батарея слишком быстро разряжается и требует постоянной подзарядки от электрической сети. Так как проверить генератор можно и в домашних условиях, то при проблеме быстрой разрядки аккумулятора необязательно ехать на СТО для проведения диагностики.

При подозрении в нарушении работы генератора владелец авто первым делом стремится выявить поломку самостоятельно. Существует несколько способов проверки, которые предполагают измерение как на снятом, так и на недемонтированном устройстве. Проверка в обоих случаях будет достоверной. Помимо того, что нужно знать, как проверить генератор, необходимо выяснить причины, по которым он может выйти из строя. Хоть генератор и является достаточно надёжным устройством, но неправильная или небрежная эксплуатация автомобиля может вывести его преждевременно из строя.

По какой причине генератор может выйти из строя

Так как признак неисправности генератора практически всегда одинаков, то сразу выявить причины, по которым он вышел из строя, без специального оборудования невозможно. Существует 4 основных поломки, из-за которых генератор может потерять работоспособность.

  1. Заклинивание подшипников. Во время эксплуатации машины в генераторе происходит постоянное движение элементов, которое приводит к исчезновению смазки и дальнейшему подклиниванию либо полному заклиниванию запчастей. Так как подшипники имеют большую плотность, то в первую очередь в основном рвётся ремень, который отвечает за их вращение. Если ремень порвался, то стоит задуматься о замене либо переборке генератора.
  2. Прогорание обмотки. Сгоревшая обмотка может возникать по разным причинам. Наиболее распространённой является попадание химикатов и соли, которыми посыпают зимой дороги. После того, как проводка перегорела или просто потеряла свою целостность, прекращается генерация тока.
  3. Износ либо заедание щёток. Проблемы в щёточном узле возникают из-за того, что износились графитовые стержни. Это достаточно частая проблема, так как многие автолюбители забывают своевременно заменять щётки.
  4. Поломка реле регулятора. Данная деталь предупреждает перезарядку аккумуляторной батареи и приводит напряжение в заданные параметры.

Так как проверить генератор на машине не всегда бывает удобно в полевых условиях, то стоит заранее проводить плановое обслуживание и не пренебрегать симптомами скорого выхода из строя.

Особенности проверки

Нужно знать, как проверить работу генератора на автомобиле правильно, иначе можно столкнуться с тем, что исправная деталь будет полностью выведена из строя. Соблюдая всего несколько простых правил, можно избежать непредвиденной поломки.

  1. Проверка должна осуществляться при помощи мультиметра.
  2. При диагностике состояния вентилей ток должен иметь напряжение не выше 12 В.
  3. При необходимости замены проводки нужно подобрать провода идентичного сечения с исходными.
  4. Прежде, чем приступить к проверке генератора, нужно убедиться в правильности подключения всех креплений и в качестве натяжения ремня (читайте подробнее о натяжном ролике ремня генератора). При необходимости соединения доводятся до работоспособного состояния, а ремень подтягивается либо ослабляется.

Главным условием, при котором возможна проверка генератора в домашних условиях, является сохранение его работоспособного состояния. Если прибор находится в разобранном состоянии либо получил повреждения, которые мешают ему функционировать, то диагностика не позволит выяснить пригодность аппарата для дальнейшей работы.

Читайте также:  Светильники с галогенными лампами

Также советуем прочитать статью нашего эксперта, в которой рассказывается о том, как снять генератор на Приоре.

Возможно, вас также заинтересует статья нашего специалиста, посвящённая тому, как снять генератор на ВАЗ-2114.

Рекомендуем дополнительно прочитать статью нашего эксперта, в которой он рассказывает о том, как ремонтировать генератор ВАЗ-2106.

Существует список действий, которые категорически нельзя выполнять при проверке:

  • проверка работоспособности не должна выполняться при помощи короткого замыкания или другими словами «на искру»;
  • соединять клеммы разных конфигураций между собой, а также подключать клемму 30 или В+ к массе;
  • диагностика и работа генератора не должна начинаться без подключения потребителей. Особенно важно соблюдать этот пункт при отсоединённой аккумуляторной батарее;

Как проверить генератор на работоспособность в домашних условиях

Существует два основных метода проверки. Один из них, хоть и очень старый, но достоверно позволяет понять работоспособность прибора. Второй работает более тонко и способен реагировать на мелкие недостатки системы. При помощи второго метода можно выявить малейшие отклонения в работе каждого элемента.

Как проверить генератор на машине, не снимая и не имея нужного инструмента

Существует древний способ выявления неисправности генератора. Он очень прост, но результат может состоять только из двух пунктов:

  • работает исправно;
  • есть сбои в работе.

Так как проверить генератор автомобиля в домашних условиях этим способом может каждый желающий, то его популярность вполне оправдана. Необходимо запустить мотор и включить ближний свет. С рабочего движка нужно снять минусовую клемму. Если фары горят ровно, а такт двигателя не сбился, то генератор работает исправно. При неуверенной работе ДВС или изменении яркости фар необходимо выполнить более глубокую диагностику, так как аппарат находится в неисправном состоянии.

Как проверить генератор мультиметром

Измерение спецприбором позволит выявить даже небольшой сбой. Существует ряд показателей, которые считаются оптимальными для всех видов машин. Аккумулятор без нагрузки имеет напряжение в пределах 12,5 — 12,7 В. Так как при запуске мотора на аккумулятор накладывается нагрузка, то нормальными показателями являются 13,8 — 14,8 В. После получения максимальной нагрузки показатель напряжения должен снизиться до отметки 13,8. Если этого не произошло или напряжение опустилось ещё ниже, то потребуется проверка генератора.

Так как прозвонить генератор правильно могут не все автолюбители, то при выявлении неисправности, но при отсутствии возможности провести диагностику самостоятельно, лучше обратиться в сервисный центр. Опытные мастера смогут подсказать причины возникновения поломки и объяснят, почему не получилось выполнить исследование самостоятельно.