Для начала найдем парные вывода их должно быть две пары, как это сделать. Сейчас для этих целей множество приборов тестеры, омметры и т.п. Берем любой вывод обмотки и подключаем к нему любой из двух щупов прибора, а вторым щупом ищем ему пару.
Если прибор показал вам какое-то значение, например сопротивление 11 Ом то это и есть второй вывод обмотки, запишем показания прибора, отмечаем пару.
Следовательно, оставшиеся два вывода будут второй парой, но нам необходимо определить какая из них пусковая и рабочая обмотка, делаем замер, прибор показал 30 Ом.
Теперь ясно, где пусковая и рабочая обмотка, у пусковой обмотки сопротивление должно быть больше, чем у рабочей обмотки.

После того, как разобрались с выводами обмоток, можно собрать пробную схему для запуска двигателя.
На рисунке изображено:
ОВ – рабочая, обмотка возбуждения, основного вращающего магнитного поля.
ПО – пусковая обмотка необходима для создания начального крутящегося момента в определенном направлении.
SB — кнопка для кратковременного включения пусковой обмотки к сети 220В.
Для того чтобы изменить направление вращение вала двигателя достаточно поменять вывода пусковой обмотки местами и направление при запуске изменится.
Во время экспериментов с двигателем не забудьте закрепить его, чтобы он во время пуска не ускакал и не собрал все провода в кучу.

Реле времени задает временной режим с выдержкой на отключение электродвигателя. Токовое реле служит для запуска двигателя, для кратковременного включения пусковой обмотки к сети 220В.
Реле выполнено в пластиковом корпусе, имеется три контактных вывода X1, X2, X3. На крышке показана правильная установка реле, большая стрелка с надписью "верх", реле должно располагаться так чтобы стрелка всегда указывала вверх.
Для чего это необходимо, вы поймете, если поспорите устройство и принцип работы реле.

Реле состоит из [1] – подвижного сердечника; [2] – токовой обмотки; [3] – подвижного нормально разомкнутого контакта; [4] – витки из нихрома; [5] – биметаллическая пластинка; [6] – нормально замкнутый контакт;
Подключение реле:
Подаем напряжение 220В на вывод «Х3» токового реле, фазу или ноль без разницы, а второй сетевой провод 220В напрямую подключаем к рабочей обмотке двигателя.
Вывод «Х1» — «ОВ» подключается ко второму свободному выводу, рабочей обмотке. Вывод «Х2» — «ПО» подключается к выводу пусковой обмотке.
При запуске двигателя, пусковой ток больше, чем рабочий. При прохождении пускового тока через катушку — [2] токового реле в катушке наводится магнитное поле, которое втягивает [1] — подвижный стальной сердечник, он приподнимается и поднимает подвижный контакт — [3].
Замыкается электрическая цепочка, которая подключает пусковую обмотку электродвигателя. Двигатель запускается и развивает номинальные обороты.
Поскольку двигатель вошел в рабочий режим ток в реле уменьшился, ослабло магнитное поле в катушке реле, которое удерживало стальной сердечник – [1] в верхнем положении. Сердечник под своим весом падает в низ и тянет за собой [3] — контакт, пусковая обмотка — ПО отключается от сети 220В.
Витки из нихрома — [4] выполняют тепловую защиту двигателя. При перегрузе, заклинивание или междувиткового замыкания обмоток двигателя, нихром разогревается и своим теплом подогревает [5] — биметаллическую пластину, она при нагревании деформируется, прогибается и размыкает контакт — [6], отключает двигатель от сети 220В на время остывания биметаллической пластинки.
После остывания пластины контакт снова замкнется, и реле будет пытаться снова включить двигатель.


На рисунке приведен пример, схема запуска двигателя от стиральной машины при помощи конденсатора.
Заключение, для полной уверенности, что все сделали правильно, внимательно проверяем монтаж собранной схемы и тестируем ее, включаем двигатель на 1 мин. отключаем от сети и проверяем нагрев двигателя.
Почему через минуту, для того, чтобы определить в каком именно месте начинает, греется двигатель в подшипниках или в статоре. Если подождать дольше, то тепло распределится по корпусу и будет не понятен очаг перегрева.
Если всё в норме включаем двигатель и проверяем нагрев корпуса каждые 5 мин. 15 мин на тестирования будет достаточно, тыльная сторона ладони должна терпеть, если не терпит, то температура около 50°С и выше.
Если двигатель греется возможные причины:
Изношены подшипники, что привело к уменьшению зазора между статором и ротором, ротор задевает статор.
Подшипники забиты грязью или зажаты на перекос в подшипниковых крышках, что приводит к заклиниванию, тяжелому ходу вала.
Большая ёмкость конденсатора, необходимо уменьшить ёмкость конденсатора или запустить двигатель без конденсатора, раскрутив вал от руки. Если двигатель перестал, греется, значит, причина была в превышенной ёмкости конденсатора.
Если выше перечисленные причины были исключены, то в обмотках двигателя междувитковое замыкание.
Просмотр и ввод комментариев к статье
Прежде, чем говорить о подключении двигателя стиральной машинки, нужно понять, что он собой представляет. Возможно, кому-то схема подключения электродвигателя стиральной машины давно известна, а кто-то услышит впервые.
Двигатель электрический – это работающая от электричества машина, служащая для разных механизмов приводом, т.е. приводящая их в движение. Выпускают асинхронные и синхронные агрегаты.
Синхронные двигатели
Еще со школьной скамьи известно, что, приближая близко магниты, они притягиваются или же отталкиваются. Первый случай возникает у разноименных магнитных полюсов, второй – одноименных. Речь идет о постоянных магнитах и присутствующем постоянно создаваемом ими магнитном поле.
Кроме описанных, есть переменные магниты. Все помнят пример из учебника по физике: на рисунке изображен магнит в форме подковы. Между его полюсами помещена рамка, выполненная в форме подковы и имеющая полукольца. На горизонтально расположенную рамку, подавали ток.
Поскольку магнит отталкивает одноименные и притягивает разноименные полюса, вокруг этой рамки возникает электромагнитное поле, которое разворачивает ее вертикально. В результате на нее поступает противоположный первому случаю по знаку ток. Изменяющаяся полярность вращает рамку и вновь возвращает в горизонтальную плоскость.
На этом принципе и основана работа синхронного электродвигателя.
В реальной схеме ток подается на обмотки ротора, являющегося рамкой. Источником, создающим электромагнитное поле, являются обмотки. Статор выполняет функции магнита.
Он также изготовлен из обмоток или из комплекта постоянных магнитов.
Частота вращения ротора электродвигателя описываемого типа такая же, как у тока, который поддат на клеммы обмотки, т.е. они работают синхронно, что и дало название электродвигателю.
Как работает асинхронный двигатель?
Чтобы разобраться с принципом его работы, вспоминаем ту же картинку, что в примере предыдущем: рамка (но без полуколец) размещена между магнитными полюсами. Магнит выполнен в форме подковы, концы которой соединены.
Начинаем его медленно вращать вокруг рамки, следя за происходящим: до какого-то момента движения рамки не наблюдается. Затем, при определенном угле разворота магнита, она начинает вращаться за ним со скоростью меньшей, чем скорость последнего. Работают они асинхронно, поэтому моторы называются асинхронными.
В реальном электродвигателе магнит — это размещенная в пазах статора, на которые подается ток, обмотка. Ротор же является рамкой. В его пазах находятся соединенные накоротко пластины. Его так и называют – короткозамкнутый.
Отличия синхронного и асинхронного электродвигателя
Внешне двигатели различить трудно. Их главное различие составляет принцип работы. Разнятся они и также по области использования: синхронные, более сложные по конструкции, применяются для приведения в действие такого оборудования как насосы, компрессора и пр., т.е. работающего с неизменной скоростью.
У асинхронных же, при нарастании нагрузки, уменьшается частота вращения. Ими оснащается огромное число устройств.
Плюсы асинхронных двигателей для стиральных машин
Электромотор, вращающий барабан, это сердце машинки для стирки. Приводом в самых первых вариантах машинок были ремни, вращающие емкость с бельем.
Но, сегодня асинхронный агрегат, преобразующий в механическую энергию электроэнергию, заметно усовершенствован.
Чаще в схемах стиральных машинках присутствуют асинхронные электродвигатели, состоящие из статора, который не движется и служит одновременно магнитопроводом и несущей конструкцией, и движущегося ротора, вращающего барабан. Работает асинхронный мотор благодаря взаимодействию магнитных переменных полей этих узлов.
Рекомендуем:
Асинхронные двигатели подразделяются на двухфазные, редко встречающиеся, и трехфазные.
К плюсам асинхронных агрегатов относят:
- незамысловатую конструкцию;
- простое обслуживание, предусматривающее замену изношенных подшипников и
- периодическое смазывание электродвигателя;
- бесшумную работу;
- относительную дешевизну.
- Недостатки, конечно, тоже есть:
- низкий КПД;
- большие размеры;
- небольшая мощность.
Такие моторы, как правило, устанавливают на модели недорогие.
Схема подключения
Особенности, которые нужно учитывать, чтобы подключить электродвигатель от стиральной машины к сети 220 В:
- схема подключения демонстрирует, что мотор работает без пусковой обмотки;
- в схеме подключения нет также пускового конденсатора – для запуска он не требуется. Но необходимо провода к сети подсоединить строго в соответствии со схемой.
Поможет разобраться в этом видео:
Видео: Как подключить двигатель от стиральной машины к 220
Главное – соединить строго в соответствии со схемой подключения провода.
Не понадобятся для подключения провода (2 белых) – измеритель оборотов двигателя. Другие — красный провод и коричневый (3 и 4), идущие на статор, а также серый и зеленый (1 и 2), идущие на щетки, как видно со схемы подключения и требуется правильно подсоединить.
В схеме подключения двигателя обмотки статора соединены последовательно.
К красному проводу обмотки, как указано в схеме подключения, подсоединяют 220В. На конец следующей обмотки подключают одну щетку.
Другую, как требует схема подключения, подсоединяют к 220 В. Двигатель к работе готов, но крутится он в одном направлении. Чтобы включить его в обратную сторону, необходимо поменять местами щетки.
Схема подключения двигателя в старой стиральной машине
Здесь все серьезнее. Необходимо найти 2 пары выводов, которые соответствуют друг другу, используя мультиметр (тостер). Для этого фиксируют прибор на любом из выводов и отыскивают парный, пользуясь щупом. Два оставшихся вывода будут второй парой автоматически.
Теперь определяют расположение обмотки рабочей и пусковой, замеряя сопротивление. Пусковую (ПО), создающую пусковой момент, находят по более высокому сопротивлению. Обмотка возмущения (ОВ) создает магнитное поле.
Как подключить электродвигатель трехфазный асинхронный?
Каждый из этих моторов рассчитан, как правило, на 2 сетевых напряжения: 220 В, 220 и 127 В и т.д.
Схем подключения для него существует две: подключить электродвигатель от стиральной машины можно «треугольником» (220В) и «звездой» (380 в). Переподключив обмотки, добиваются изменения номинала одного напряжения на другое.
При имеющихся у электродвигателя перемычках и колодке с шестью выводами, нужно изменить положение перемычек.
При любой схеме подключения направление обмоток должно совпадать с направлением намоток. Нулевой точкой для «звезды» может выступать как начало обмотки, так и конец, в отличие от «треугольника», где они соединяются только последовательно. Иными словами, конец предыдущей с началом последующей.
Допускается работа двигателя также в однофазной сети, но не с полной отдачей. Для этого используют неполярные конденсаторы. С конденсаторами, установленными в сеть, максимальная мощность не превысит 70%.
Видео: Как подключить двигатель от старой стиральной машины через конденсатор или без него
Что представляет собой пусковое реле тока? Данный тип реле часто используется в однофазных двигателях для привода компрессоров мощностью не более 600 Вт (морозильные камеры, холодильники). Чаще всего данные реле подключаются к компрессору при помощи нескольких гнезд и штекеров обмоток двигателя (рис.53.22). На крышке реле имеются следующие обозначения:
- Р/М – рабочая (Main) – основная обмотка;
- А/S – пусковая (Start) – вспомогательная обмотка;
- L – линия (Line) – фаза питающей сети.
При переворачивании реле слышно стук свободно скользящих контактов. Устанавливая такое реле необходимо строго выдерживать пространственную ориентацию (надпись «Верх» должна быть сверху), поскольку в противном случае разомкнутый контакт будет постоянно замкнут.
Проверяя омметром контакты пускового реле тока между гнездами A/S, P/M, L, A/S, прибор должен обнаружить разрыв цепи, поскольку контакты реле разомкнуты. Между гнездами P/M и L сопротивление будет близким к 0, поскольку соответствует сопротивлению катушка, при обмотке которой используется провод толстого сечения. Она предназначена для пропускания пускового тока.
Если реле установлено в перевернутом положении (рис.53.23), его контакты будут оставаться постоянно замкнутыми, и пусковую обмотку невозможно будет отключить. В этом случае возникает опасность быстрого перегорания электродвигателя.
Рассмотрим работу пускового реле при отсутствии напряжения (рис.53.24). При подаче напряжения, через тепловое реле защиты ток направится на основную обмотку и катушку реле. Так как контакты A/S и L разомкнуты, пусковая обмотка обесточена, и запуск двигателя не происходит, это вызывает резкое возрастание потребляемого тока. Увеличение пускового тока приводит к снижению напряжения на катушке реле, которого достаточно, чтобы сердечник втянулся в катушку, контакты A/S и L замкнулись и пусковая обмотка, таким образом, оказалась под напряжением.
Полученный от пусковой обмотки импульс запускает двигатель и по мере увеличения оборотов потребляемый ток снижается. Вместе с этим снижается напряжение на катушке реле (между L и Р/М). Когда мотор набрал 80% своей мощности, напряжение между L и Р/М будет недостаточным для удержания сердечника внутри катушки, контакт между A/S и L разомкнется, что станет причиной отключения пусковой обмотки.
При данной схеме пусковой момент на валу двигателя будет небольшим, по причине отсутствия в ней пускового конденсатора. Напомним, что конденсатор служит для увеличения пускового момента и обеспечивает необходимую величину сдвига по фазе между током в основной и пусковой обмотке. Таким образом, данную схему применяют только в двигателях небольшой мощности и незначительным моментом сопротивления на валу.
Если речь идет о холодильных компрессорах малой мощности (в качестве расширительного устройства используются капиллярные трубки), то запуск двигателя происходит при небольшом моменте сопротивления на валу.
С целью увеличения пускового момента, необходимо последовательно с пусковой обмоткой устанавливать пусковой конденсатор (Cd). Для этой цели реле тока производят с четырьмя гнездами (рис.53.25). При измерении показаний данного реле между гнездами М и 2 сопротивление будет близким к нулю (равным сопротивлению обмотки реле). При нормальном положении реле показания сопротивления между 1 и S будут близки к бесконечности, а в перевернутом состоянии (крышкой вниз) – нулю.
Если возникла необходимость в замене реле тока, то новое должно быть обязательно с тем же индексом, что и неисправное.
На практике существует множество модификаций реле тока с различными характеристиками (максимально допустимая сила тока, сила тока замыкания и размыкания…). Если заменяемое реле обладает показателями, отличающимися, от предыдущего, то это означает, что его контакты не будут замыкаться или останутся постоянно замкнутыми.
Если замыкание контактов не происходит, то это означает, что пусковое реле тока слишком мощное, из-за чего вспомогательная обмотка остается не запитанной и мотор не запустится (гудит и отключается тепловым реле защиты). Следует быть внимательными, поскольку аналогичные признаки наблюдаются и при поломке контактов реле (рис.53.26). Для проверки необходимо замкнуть контакты 1 и S, если двигатель запустился, то это свидетельствует о неисправности реле.
При постоянно замкнутых контактах пусковая обмотка находится все время под напряжением. Это говорит о низкой мощности пускового реле, поскольку при падении тока до 4 А оно должно размыкаться, а потребляемый двигателем ток при номинальном режиме составляет 6 А. Отметим, что контакты реле будут замкнутыми и при повышенной силе тока.
Тогда компрессор станет потреблять больше тока, из-за чего будет отключен тепловым реле (в лучшем случае). Если в схеме установлен пусковой конденсатор, то из-за повышенного напряжения он также будет перегреваться (при каждой попытке запуска) и в конечном результате выйдет из строя.
Чтобы проверить правильность работы пускового реле, необходимо использовать трансформаторные клещи, которые устанавливают на линии пусковой обмотки и конденсатора (поз.1 рис.53.27). При нормальной работе реле в период запуска ток должен быть максимальным, а при разомкнутых контактах показания на амперметре стремятся к нулевой отметке.