Отличие д16 от д16т

Рассматриваем два абсолютно одинаковых по параметрам колесных адаптера толщиной 20мм. Оба отъездили один летний сезон по нашим дорогам.

1. Вес.
Зачем нужно стремиться к уменьшению неподрессорной массы и что это вообще такое — в принципе неплохо и доступно написано на википедии.
Честно говоря результаты взвешивания смогли немного удивить даже нас:
Вес проставки из СТАЛИ 40Х: 2551 грамм (ФОТО 1)
Вес проставки из Д16Т: 961 грамм (ФОТО 2)

2. Коррозостойкость.
Несмотря на то, что внутренняя часть стальной проставки обрабатывалась медным спреем перед началом использования — на внешней части отчетливо видно очаги образовавшейся коррозии (ФОТО 3). Конечно они не несут конструктивной опасности, да и существует много способов различной антикоррозийной закалки и обработки стали, которые удорожают процесс производства, но давайте взглянем на проставку из Д16Т после сезона использования (ФОТО 4). Абсолютно никаких признаков коррозии!

3. Прочность.
Мы не станем грузить Вас лишней информацией, поэтому работу со сложными таблицами и анализами различных материалов оставьте для нас. Как итог всей этой крупной сравнительной работы — мы можем смело сказать, что прочность прутков Д16Т из которых мы делаем свои изделия НИ ЧУТЬ не уступает Стали 40Х, а по многим характеристикам и вовсе превосходит ее.

Надеемся, что после данной записи у Вас не осталось сомнений в выборе материала 😉

Д16т характеристики и расшифровка марки, сплав алюминия Д16т плотность, ГОСТ и другая информация.

Д16т – один из самых востребованных дюралюминиевых сплавов в судостроительной, авиационной и космической промышленности. Главное его преимущество заключается в том, что получаемый из него металлопрокат обладает:

  • стабильной структурой;
  • высокими прочностными характеристиками;
  • в 3 раза более легким весом, чем стальные изделия;
  • повышенным сопротивлением микроскопической деформации в процессе эксплуатации;
  • хорошей механической обрабатываемостью на токарных и фрезеровочных станках, уступая лишь некоторым другим алюминиевым сплавам.

В связи с этим, изделия не требует дополнительной термообработки и позволяет избежать такой распространенной проблемы, как уменьшение размеров заготовок после естественной или искусственной закалки, которая характерна для изделий, выполненных из сплава Д16.

Сплав д16т: расшифровка марки

Химический состав дюралюминия Д16Т строго регламентируется ГОСТом 4784-97 и расшифровывается следующим образом:

  • Д – дюралюминий;
  • 16 – номер сплава в серии;
  • Т – закаленный и естественно состаренный.

Дюралюминий Д16Т относится к алюминиевым сплавам системы Al-Сu-Mg, легируемым марганцем. Большую его часть составляет алюминий – до 94,7%, остальное приходится на медь, магний и другие примеси. Марганец увеличивает коррозийную стойкость сплава и улучшения его механические свойства, хотя и не образует с алюминием общих упрочняющих фаз, а лишь дисперсные частицы состава Al12Mn2Cu.

Негативно на характеристики д16т влияют включения железа, которое не растворяется в алюминии. Феррум кристаллизуется в дюралюминиевом сплаве в виде грубых пластин, существенно снижая его прочностные и пластичные параметры. Кроме того, примеси железа связывают медь, в результате чего уменьшается прочность сплава, достигающих максимальных значений после естественного старения. В связи с этим, его содержание в дюралюминии очень жестко ограничивается ГОСТом и не должно превышать массовой доли – 0,5-0,7%.

На западе существует аналог сплава Д16Т, плотность которого также равна 2,78 г/ кв. см., но маркируемого по-другому – 2024 т3511.

Термообработка сплава д16т

Дюралюминий Д16Т подвергается дополнительной обработке для улучшения его эксплуатационных качеств:

  1. В первую очередь проводится температурная закалка при 495-505 градусах. При более высоких температурах происходит пережог алюминия, приводящий к резкому снижению качественных характеристик сплава.
  2. Во-вторых, дюралюминий закаливается в холодной воде, причем большое влияние имеет температура охлаждающей воды. Самый оптимальный диапазон, при котором сплав достигает максимального сопротивления к межкристаллитной коррозии и питингу – 250-350 градусов.
  3. И в последнюю очередь дюралюминиевый сплав Д16Т подвергается естественному старению, которое проводится при комнатной температуре в течение 4-5 дней.

В результате после закалки и старения материал приобретает твердость, равную 125-130 НВ, которая является максимальной среди всех известных дюралюминов.

Сферы применения проката Д16Т

Ввиду высокой прочности, твердости и легкости, сплав Д16Т используется для изготовления различного металлопроката. Он востребован в различных промышленных областях:

  • в конструкциях самолетов и судов и космических аппаратов;
  • для изготовления деталей для машин и станков;
  • для производства обшивки и лонжеронов автомобилей, самолетов, вертолетов;
  • для изготовления дорожных знаков и уличных табличек.

Незаменимы трубы Д16Т при производстве нефтяного сортамента. Эксплуатационные колонны, собранные них способны обеспечить бесперебойную эксплуатацию скважины в течение 8 лет.

В отличие от стального трубного проката, дюралюминиевые трубы пластичны, легки в транспортировке, прочны и имеют гладкую поверхность. Единственный минус труб Д16Т – склонность к коррозии при длительных нагревах, в агрессивной кислой или газовой среде. Однако, данная проблема успешно решается с помощью неорганических ингибиторов, которые создают на поверхности труб толстую оксидную пленку и снижают их чувствительность к межкристаллитному разрушению.

vpoprommetall@yandex.ru 8-903-798-09-70 Александр
ВПО ПромМеталл (бронза, медь, латунь, дюраль) Резка
Москва. Отгрузка по России. Сайт (есть складская справка)

С форума чипмейкер.ру:

Если есть два куска металла, например Д16Т и АМГ6, но они не промаркированы (при этом других вариантов нет, АМГ и Д16) — определяем по твёрдости, ударив один кусок металла о другой кромками. Дюраль как минимум вдвое большую вмятину оставит на АМГ.

Д16Т звенит при ударе по трубе. Можно отрезать кольцо и сжать в тисках. АМГ сплющится, Д16т треснет.

При обработке на токарном станке Д16т стружка ломается, а АМГ тянется и имеет большой наклёп на резец и заготовку. Короче как пластелин тянется.

Монеткой пошкрябать. Я 10копейками шкрябаю. АМГ и Всякий мягкий сплав шкрябается очень сильно. Д16т и В95 оставляют наклеп на поверхности, и практически нешкрябаются.

Друзья, подскажите, как в условиях магазина определить, что впаривают? Брал на митинском лист, как дюраль (Д16), в 2 раза дороже, чем аналогичный размер алюминия. При обработке дома, выявил, что алюминий. (вязкий, пристает к ножовке и сверлам) . Так вот, можно ли не сверля и пиля определить, что за сплав?
Спасибо!

исключительно на зуб или на химанализ. Ан.окс еще даёт на разных сплавах разные оттенки

берете эталонный кусманчик в котором уверены, и друг об дружку стукаете. На более мягком останется след.

На дюрале видны риски, поперек рисок гнется, вдоль ломается.

Обрезки Д16Т от сырого сортировали, изгибая тонкую стружку или перемычку (у Т она жесткая и пружинящая). Листы после термообработки часто имеют темную оксидную пленку на боках. Отличить Д16 без термички от других похожих я бы не брался. А еще есть АМг…

Кстати, Д16 мягкий — довольно вязкий сплав, было дело стала подача сож на фрезере — сразу бросился наматываться на фрезу .

Я в щелочи травлю (гидроксид натрия). Твердый дюралюминий (Д1,Д16,В95) чернеет из-за высокого содержания меди.
Насчет термообработки-да,сырые Д16 и В95 фрезеруются паскудно…тут только пробовать.
Еще один момент есть-правда,только для прутков и труб:если по поверхности проката видна спираль (следы от валков)-скорее всего,это что-то из твердых.Если пруток волоченый (на поверхности продольные риски от фильеры)-это сто процентов какой-то «пластилин» типа АД или еще чего-то вроде.

вот опять этот ореол исключительности вокруг слова дюраль .. Еще добавляйте авиационный алюминий чтобы до конца круто звучало… д16 и д16т это все дюраль. Буква Т в названии марки указывает на состояние поставки , а конкретно на то, что материал был подвержен термообработке. За счет термообработки д16т обрабатывается лучше, меньше налипает. Что касается цены, то у нас в Питере например, что д16, что д16т, что амг3,5,6 все примерно по одним ценам.

А «на глаз» если смотреть то только на срезе, почти всегда прокат ал. сплавов плакирован чистым алюминием

Дюраль посерее на вид будет, особенно если лист. Верняк — подвесить на проволочку, и тюкнуть молоточком типа камертона. Дюраль звончее, чем сырой алюминий. Если музыкального опыта маловато, подвесьте рядом и простучите два заведомо известных куска металла. Разницу поймете сразу.
Ну и просто гвоздем ткнуть — в чистом алюминии ямку точно увидите, а в Д16 — или совсем нет, или явно меньше будет при равной силе удара.

Это всё не про разницу Д16 и простого алюминия, а про Д16Т и остальное… Про «ткнуть» уже сказали — про плакирование, которое может обмануть.Ведь листовой дюраль снаружи может быть плакирован мягким алюминием.

О какой массе идёт речь?
Весы, батенька! Весы! Почти так в древности корона царя Гиерона Архимедом была проверена. Масса дюраля тяжелее алюминьки при том же обьёме

на слух, дюраль падает звонко, алюминий — глухо

Оцените статью