Настройка рубанков фуганков и шерхебелей 7 класс

Перед строганием производят настройку струга: рубанка, фуганка или шерхебеля. Для этого струг (рис. 15) переворачивают подошвой 4 вверх и с передней стороны (по стрелке А) смотрят, на какую величину и без перекоса ли выставлена режущая кромка 5 ножа.

У рубанка и фуганка режущая кромка должна располагаться над подошвой без перекоса (параллельно плоскости подошвы) и выступать на величину 0,3. 0,5 мм, а у шерхебеля — до 3 мм. Высоту расположения режущей кромки над подошвой рубанка приблизительно можно измерить линейкой, как изображено на рисунке 15, а, или оценить на глаз, как показано на рисунке 15, б. Более точно расположение режущей кромки измеряют с помощью специальноо индикаторного приспособления.

Рис. 15. Оценка правильности расположения режущей кромки струга: а — линейкой: 1 — колодка; 2 — нож; 3 — клин; 4 — подошва; 5 — режущая кромка; 6 — линейка; 7 — леток; б — на глаз

Чтобы правильно установить и закрепить нож, струг разбирают.

Струги с деревянными колодками и с креплением ножа клином разбирают следующим образом. Левой рукой берут струг за колодку (рис. 16, а), а правой наносят легкие удары киянкой или молотком (рис. 16, б) по задней стороне колодки (по стрелке), пока не выбьется клин. Нож выставляют на нужную величину (рис. 16, в) и слегка заклинивают клином. Затем забивают клин молотком (рис. 16, г) и проверяют, правильно ли выставлен нож.

Рис. 16. Настройка рубанка с деревянной колодкой: а — захват рубанка; б — выбивание ножа; в — выдвижение лезвия над подошвой рубанка; г — заклинивание ножа

Следует иметь в виду, что при заклинивании нож немного перемещается с клином. Поэтому режущую кромку предварительно выставляют на меньишую величину.

Перекос режущей кромки устраняют ударами молотка с боков ножа.

Существует много конструкций стругов с металлической колодкой. На рисунке 17 изображен один из вариантов. Разбирают и собирают струг посредством винтов 6 и 8. Нож 7 имеет паз для настройки его режущей кромки по высоте. Настроенный нож зажимают винтом 8.

Рис. 17. Рабочая часть струга с металлической колодкой: 1 — металлическая колодка; 2 — подошва; 3 — упорный стержень; 4 — стружколоматель; 5 — режущая кромка; 6 — винт крепления стружколомателя; 7 — нож; 8 — винт крепления ножа

Стружколоматель 4 настраивают рабочей кромкой на 3. 5 мм от режущей кромки ножа и крепят ввинчиванием винта 6. Стружколоматель (стружколом) предназначен для надлома стружки. Это предотвращает самопроизвольный отрыв стружки от обрабатываемой поверхности. Наличие стружколомателя уменьшает неровности на обработанной поверхности.

У ножей со стружколомателем расстояние от режущей кромки ножа до кромки стружколомателя должно быть 1,0. 4,0 мм в зависимости от толщины стружки и твердости древесины.

Засорившийся леток (отверстие на подошве) очищают, вытягивая стружку вверх или проталкивая ее тонкой щепкой. Если так сделать не удается, то для очистки летка следует разобрать струг.

Правило безопасной работы

  1. Не выталкивать засорившуюся стружку со стороны режущей кромки. Это может привести к порезу руки.
  2. Укладывать рубанок на верстак только лезвием от себя.
  3. Передавать рубанок лезвием к себе.
  4. Не допускать падения ножа рубанка.

Практическая работа № 7

Настройка стругов

  1. Разберите один из видов стругов (шерхебель, рубанок, фуганок).
  2. Настройте режущую кромку ножа на нужную высоту (по заданию учителя) и закрепите нож.
  3. Проверьте правильность расположения режущей кромки ножа. Настроенный струг сдайте на проверку учителю.

Новые слова и понятия

Подошва струга, перекос режущей кромки, стружколоматель, леток.

план конспект на тему настройка рубанков фуганков шерхебелей

Просмотр содержимого документа
«7 класс технология план конспект»

ЗАТОЧКА ДЕРЕВОРЕЖУЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ. НАСТРОЙКА РУБАНКОВ, ФУГАНКОВ И ШЕРХЕБЕЛЕЙ (2 ч)

Цели: познакомить учащихся с заточкой дереворежущих инструментов и настройкой рубанков, фуганков, шерхебелей; при­вивать бережное отношение к инструментам; способствовать раз­витию технического мышления.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения: рассказ, демонстрация на­глядных пособий.

Наглядные пособия: рисунки в учебнике, плакаты, стенды.

Используемая литература: Самородский А.Т., СимоненкоВ. Д., Тищенко А.Т. «Технология. Трудовое обучение: учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков)» §4,5, стр.19-30.

I. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка го­товности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

II. Теоретическая часть.

Повторение пройденного материала: решение тестовых заданий (контроль усвоения изученного материала).

Изложение нового материала.

План рассказа учителя:

1. Заточка дереворежущего инструмента.

2. Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей.

1. Заточка дереворежущего инструмента.

В процессе работы режущая кромка инструмента затупляет­ся. Инструмент уже не перерезает волокна древесины, а сминает и разрывает их. В результате качество обработанной поверхности снижается. Поэтому режущие инструменты периодически затачи­вают.

Читайте также:  Шлифовка лака по дереву

Ножи рубанков, лезвия долот и стамесок затачивают с по­мощью точила – шлифовального круга, насаженного на вал. Вра­щают вручную с помощью рукоятки или от электродвигателя (рис.7).

При заточке инструмент держат двумя руками. Угол наклона инструмента зависит от требуемого угла заост­рения и устанавливается на глаз. На инструмент слегка нажимают левой рукой и перемещают его по линии параллельно оси шлифо­вального круга. Полукруглую стамеску и нож шерхебеля при за­точке двигают не только вправо-влево, но и дугообразно в одну и другую сторону так, чтобы шлифовальный круг касался всей по­верхности фаски. Косую стамеску для чистового точения затачи­вают с двух сторон. Некоторые точила снабжены приспособления­ми для установки угла наклона инструмента при точении.

В результате заточки лезвие и фаска ножа рубанка, долота, стамески должны быть прямолинейными и расположены под пря­мым углом к боковым граням. Это проверяют с помощью угольни­ка, а правильность угла заострения – специальными шаблонами. Затачивают инструмент на точиле до образования по всему лезвию тонкой и ровной кромки заусенцев. Затем заусенцы снима­ют, т. е. доводят инструмент на мелкозернистом бруске со строго прямолинейной поверхностью. Для удобства работы брусок закре­пляют на верстаке или специальной подставке. При доводке инст­румент накладывают фаской на брусок, плотно прижимают к нему и перемещают прямыми и круговыми движениями. При этом надо следить, чтобы фаска всей своей плоскостью прилегала к бруску.

Чтобы получить нужную остроту лезвия, инструмент после заточки и доводки правят, т. е. шлифуют на бруске с очень мелким зерном (рис. 8). Такой брусок называется оселком. Его смачивают водой, прикладывают к нему инструмент фаской и пе­ремещают круговыми движениями. Затем инструмент переворачи­вают, кладут на оселок всей плоскостью и правят такими же дви­жениями. Этот прием повторяют несколько раз до снятия очень мелких заусенцев. После правки с оселка смывают грязь и вытира­ют его досуха.

Стамеску и долото затачивают так же, как и ножи рубан­ков, – на точиле. Лезвие полукруглой стамески и крючка переме­щают при заточке не только вправо-влево, но и дугообразно в обе стороны. Надо следить, чтобы при заточке, правке и доводке фаска прижималась к абразивному кругу (бруску) всей своей поверхно­стью (рис.7). Косая стамеска для чистового точения за­тачивается по всей поверхности фаски с двух сторон.

Кромка лезвия после заточки, доводки и правки должна быть ровной, без закруглений, фаска – без перекоса в одну или другую сторону.

Заточка, доводка и правка инструмента являются видами процесса резания, так как острые грани зерен шлифовальных кру­гов и брусков имеют форму клина (резца) и снимают очень мелкую стружку.

Для школьных мастерских промышленность выпускает элек­трические точила, которые не имеют передаточного механизма, так как шлифовальный круг посажен непосредственно на рабочий орган – вал электродвигателя. Абразивные зерна срезают мелкую стружку, и получается нужный угол заострения инструмента.

На производстве режущий инструмент затачивают на заточ­ных станках, подбирают шлифовальные круги, определяют режим заточки, выполняют весь комплекс работ по заточке, доводке и правке инструмента, с помощью контрольно-измерительных инст­рументов проверяют правильность заточки.

Для заточки ножовки сначала выравнивают зубья по высоте (фугуют). Ножовку закрепляют в специальных деревянных тисках или между двумя брусками в слесарных тисках (зажиме столярного верстака).

Обработку ведут трехгранным или плоским напильником с помощью приспособления для фугования пил (рис.9). Приспособление представляет собой деревянный брусок с про­резью для прохождения полотна пилы и отверстием для напильни­ка. Напильником, зажатым в бруске, проводят по зубьям. Сточен­ные вершины отдельных зубьев затем заостряют.

Если после фугования боковые режущие кромки зубьев пилы совпадут с поверхностями пропила, то пилу будет «заедать» в пи­ломатериале, и зубья следует развести.

Разводка (рис.13) – стальная пластина толщиной 3. 5 мм с прорезями шириной 0,6. 1,5 мм служит для развода пил разной толщины. Разводку поочередно надевают прорезью на зубья и отгибают их: нечетные зубья – в одну сторону, четные – в проти­воположную. Общая ширина развода зубьев не должна превышать двух толщин полотна пилы. Равномерность развода проверяют по шаблону, который продвигают вдоль полотна пилы. Неправильно (чрезмерно или недостаточно) отогнутые зубья исправляют и прорезают впадины между ними.

После развода зубья затачивают. Полотно пилы должно быть хорошо зажато в деревянных тисках или между двумя брусками в зажиме столярного верстака как можно ближе к зубьям. Сначала трехгранным или ромбическим напильником затачивают зубья, отогнутые «от себя». Пилы для продольного пиления затачивают под прямым углом, но отношению к полотну (прямая заточка); для поперечного – напильник держат под углом 60°. 80° (косая заточ­ка) (рис 11). По мере затачивания полотно ножовки про­двигают влево от себя. После завершения работы с одной стороны

Читайте также:  Как обозначается вольфрам в химии

полотно поворачивают на 180°, зажимают и повторяют работу в той же последовательности. Каждый зуб затачивают до образова­ния режущей грани — ровной, прямой, острой, без заусенцев.

На деревообрабатывающих предприятиях рамные, ленточные и дисковые пилы затачивают на заточных станках и автоматах. Ре­монтируют пилы, делают штамповку, разводку, плющение и фор­мовку зубьев пил; ножеточки затачивают и правят столярные инст­рументы (фрезы, сверла) и др., производят наладку и регулировку заточного оборудования.

2. Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей.

Перед строганием производят настройку струга: рубанка, фу­ганка или шерхебеля. Для этого струг (рис.14) пере­ворачивают подошвой 4 вверх и с передней стороны (по стрелке А) смотрят, на какую величину и без перекоса ли выставлена режущая кромка 5 ножа.

У рубанка и фуганка режущая кромка должна располагаться над подошвой без перекоса (параллельно плоскости подошвы) на величину 0,3. 0,5 мм, а у шерхебеля – до 3 мм. Высоту расположе­ния режущей кромки над подошвой рубанка ориентировочно мож­но измерить линейкой 6, как показано на рисунке (рис.14). Более точно расположение режущей кромки измеряют с по­мощью специального индикаторного приспособления. Чтобы пра­вильно установить и закрепить нож, струг разбирают.

Струги с деревянными колодками и с креплением ножа кли­ном разбирают так. Левой рукой берут струг за колодку (рис.15, а), а правой рукой наносят легкие удары киянкой или мо­лотком (рис.15, б) по задней стороне колодки (по стрел­ке), пока не выбьется клин. Нож выставляют на нужную величину (рис.15, в) и слегка заклинивают клином. Затем забива­ют клин молотком (рис.15, г) и проверяют, правильно ли выставлен нож.

Следует иметь в виду, что при заклинивании нож немного перемещается с клином. А поэтому режущую кромку предвари­тельно выставляют на меньшую величину.

Перекос режущей кромки устраняют ударами молотка с бо­ков ножа.

У стругов с металлической колодкой нож зажимается вин­том, ввинчиваемым в металлический клин, который одновременно

является стружколомателем. Стружколоматель (стружколом) слу­жит для надлома стружки, чтобы она не откалывалась от обрабаты­ваемой поверхности. Наличие стружколомателя уменьшает неров­ности на обработанной поверхности.

У ножей со стружколомателем расстояние от режущей кром­ки ножа до кромки стружколомателя должно быть 1,0. 4,0 мм в за­висимости от толщины стружки и твердости древесины.

Засорившийся леток (отверстие на подошве) очищают, вытя­гивая стружку вверх или проталкивая ее тонкой щепкой. При не­возможности прочистить леток разбирают струг, прочищают леток и вновь собирают.

III. Практическая часть.

Практическая работа № 1 «Заточка дереворежущих инструментов».

Организация рабочего места: учащиеся выполняют зада­ние – каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы по­надобятся: пила, напильник, напильник в колодке, разводка для заточки и развода зубьев пил, лезвия ножей для стругов, стамесок и долот, рубанок, фуганок, шерхебель, киянка.

Примечание. Выполнение приемов заточки, правки и доводки дереворежущих инструментов очень опасно. Не все учащиеся смогут вы­полнить задания самостоятельно и правильно, поэтому практическую ра­боту можно заменить наблюдением учащихся за выполнением работ учи­телем.

1) По разрешению учителя и под его руководством и наблю­дением произведите прифуговку и заточку зубьев пилы; прокон­тролируйте правильность заточки; настройте разводку и разведите зубья пилы;

2) заточите лезвия дереворежущих инструментов, выданных учителем;

3) подберите необходимые бруски и оселки для правки и доводки лезвий; произведите правку и доводку лезвия; проконтро­лируйте остроту режущей кромки;

4) разберите один из видов стругов (шерхебель, рубанок, фу­ганок); настройте режущую кромку ножа на нужную высоту по заданию учителя и закрепите нож; проверьте правильность и высоту расположения режущей кромки ножа.

Правила техники безопасности:

1) Все виды работ проводить только с разрешения учителя и строго под его надзором!

2) При пользовании электрическим точилом следует ра­ботать только в защитных очках и с опущенным защитным эк­раном.

3) При заточке нельзя близко наклоняться к шлифовальному кругу.

4) Во время заточки, доводки и правки долота и стамески нельзя держать пальцы близко к лезвию.

5) Нельзя касаться пальцами шлифовального круга при его вращении, а также лезвий заточенных инструментов.

6) Нельзя допускать заклинивания круга затачиваемым инст­рументом, так как раскалывание круга приводит к выбросу кусков с большой скоростью.

7) Затачиваемый инструмент следует подводить к заточ­ному кругу плавно и держать так, чтобы его не выбросило кругом.

8) При заточке на торце круга нужно остерегаться попадания инструмента на зажимные шайбы.

9) При заточке и разводе зубьев пил нужно остерегаться ра­нения рук.

Читайте также:  Момент затяжки резьбовых соединений гост

10) Незатачиваемые зубья пил необходимо закрывать специ­альными защитными чехлами.

11) При настройке стругов нельзя выталкивать засорив­шуюся стружку со стороны режущей кромки. Это может привести к порезу руки.

Текущий инструктаж. Текущие наблюдения учителя, кон­троль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможно­стей применения полученных знаний, умений и навыков в общест­венно полезном труде.

IV. Итоговая часть.

Установка на следующий урок. На следующем уроке про­должится знакомство с технологией обработки древесины. Уча­щиеся получат представление о шиповых столярных соединениях.

1) повторить пройденный материал;

2) прочитать параграфы 7. 8 в учебнике (стр. 34-43).

План-конспект урока в 7 классе на тему:

«Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей».

– расширение представлений учащихся о настройки деревообрабатывающих инструментов;

– развить навыки при настройке деревообрабатывающих инструментов.

– приветь качества аккуратности и собранности при выполнении заточке деревообрабатывающих инструментов;

Оборудование: Рубанок, фуганок, шерхебель, киянка, учебник.

Методы проведения занятий:

Объяснительно – наглядный, беседа, самостоятельная работа под контролем преподавателя.

Тип урока : комбинированный урок

I . Организационная часть – 3 мин.

Проверка готовности к занятию, объяснение цели и темы урока.

II . Повторение пройденного материала – 7 мин.

Вопросы к классу:

Как затачивают стамески, долота и ножи для стругов?

Что называют доводкой и правкой лезвия?

Для чего нужна прифуговка зубьев пил?

Как затачивают зубья пил для поперечной распиловки?

Как затачивают зубья пил для продольной и смешанной распиловки?

Как проникши развод зубьев пил?

III . Изложение нового материала — 35 мин.

3.1. Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей .

Перед строганием производят настройку струга: рубанка, фуганка или шерхебеля. Для этого струг (рис. 4) перетрачивают подошвой 4 вверх и с передней стороны (по стрелке А) смотрят, на какую величину и без перекоса ли выставлена режущая кромка 5 ножа.

У рубанка и фуганка режущая кромка должна располагаться над подошвой без перекоса (параллельно плоскости подошвы) на величину 0,3. 0.5 мм, а у шерхебеля – до 3 мм. Высоту расположения режущей кромки нал подошвой рубанка ориентировочно можно измерить линейкой, как показано на рис. 14. Более точно расположение режущей кромки измеряют с помощью специального индикаторного приспособления. Чтобы правильно установить и закрепить нож, струг разбирают.

Струги с деревянными колодками и с креплением ножа клином разбирают так. Левой рукой берут струг за колодку (рис. 15, а), а правой рукой наносят легкие удары киянкой или молотком (рис. 15, б) по задней стороне колодки (по стрелке), пока не выбьется клин. Нож выставляют на нужную величину (рис. 15, в) и слегка заклинивают клином. Затем забивают клин молотком (рис. 15, г) и проверяют, правильно ли выставлен нож.

Следует иметь в виду, что при заклинивании нож немного перемещается с клином. Л поэтому режущую кромку предварительно выставляют на меньшую величину.

Перекос режущей кромки устраняют уларами молотка с боков ножа.

У стругов с металлической колодкой нож зажимается винтом, ввинчиваемым в металлический клин, который одновременно является стружколомателем. Стружколоматель (стружколом) служит для надлома стружки, чтобы она не откалывалась от обрабатываемой поверхности. Наличие стружколомателя уменьшает неровности на обработанной поверхности.

У ножей со стружколомателем расстояние от режущей кромки ножа до кромки стружколомателя должно быть 1,0. 4.0 мм в зависимости от толщины стружки и твердости древесины.

Засорившийся леток (отверстие на подошве) очищают, вытягивая стружку вверх или проталкивая се тонкой шейкой.

При невозможности прочистить леток разберите струг, прочистите леток и вновь соберите.

Не выталкивать засорившуюся стружку со стороны режущей кромки. Это может привести к порезу руки.

IV . Самостоятельная работа учащихся – 40 мин.

Разберите один из видов стругов (шерхебель, рубанок, фуганок).

Настройте режущую кромку ножа на нужную высот» по заданию учителя и закрепите нож.

Проверьте правильность и высоту расположения режущей кромки ножа. Выполненную работу сдайте на проверку учителю.

4.1. Первый обход – проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

4.2. Второй обход – проверить правильность настройки инструмента.

4.3. Третий обход – проверить правильность усвоения знаний. Оценка знаний.

V . Заключительный инструктаж – 2 мин.

5.1. Анализ характерных ошибок и их причин.

5.2. Сообщение оценки работы каждого учащегося.

5.3. Домашнее задание: повторить §5, подготовить § 6. §7 – на самостоятельное изучение.

VI . Уборка рабочих мест – 3 мин.