Мощность двигателя бензопилы дружба

Бензопила Дружба — это настоящая легенда среди подобной техники, которая до сих пор считается востребованной, а компания продолжает выпуск. Все это благодаря высокому показателю производительности и интуитивно понятному управлению. Но даже при такой богатой истории и популярности, далеко не все знают характеристики и модельный ряд инструмента с большой буквы «Д». В статье будет описана история пилы, ассортимент всех версий и модификаций, а также технические данные с советами по эксплуатации.

История выпуска бензопилы Дружба

Самый первый прототип бензопилы был сконструирован и выпущен в 1953 году в Перми. Через два года инструмент был поставлен на конвейерное производство во втором городе — Бийск, в этих же городах производился ремонт и обслуживание. Пила очень хорошо зарекомендовала себя на лесоповалах соседних областей, поэтому вопрос о конструировании новой модификации уже не стоял, а полным ходом был в разработке.

В конце пятидесятых появилась новая модификация (Дружба-2), где были изменены рукоятки, которые перенесли на вентилятор. И только в 1960 году они попали на свое привычно место, этой модели дали номер «4» и тот самый карбюратор КМП-100. Данная модификация выпускалась целых 20 лет подряд, а уже в восьмидесятом году появилась «4М Электрон» с электронным зажиганием. Однако, уже в 1991 году была произведена замена цепей на более современные, а также поставлен новый карбюратор КМП-100У. И вот в начале двухтысячных появляется последняя модификация, которая также имеет букву «Э» в названии, но уже порядковый номер «5». Новая пила отлично выполняет свою работу и является одной из лучших моделей в сегменте, как ее прототип почти семьдесят лет назад.

Мощность двигателя бензопилы дружба

Модели, фото, характеристики

За все время существования этой пилы было три основных модификации, которые довольно схожи по конструкции, но имеют ряд технических отличий. У каждой модели был свой номер, который давался неспроста, а за основные технические параметры: цифра обозначала количество лошадиных сил, а буква обозначала тип зажигания. Подобную манеру классификации, как и всю техническую базу переняли такие фирмы, как «Урал» и «Электрон». Теперь разберем более подробно порядковые модели: «2», «4» и «5».

Дружба-2

Самая первая массовая модель, которая появилась еще 50-х годах, но уже тогда стала настоящим хитом. Имеет двигатель мощностью в 3 лошадиных силы (первый прототип имел две, но для массового производства двигатель был заменен, однако порядковый номер был выдан «2»). Для конвейерного производства были переработаны некоторые детали, чтобы сделать инструмент удобнее и безопаснее, а именно перенесли рукоятки, установили тормоз для цепи и сделали корпус из огнеупорного сплава. В основном устройство использовали на лесопилках и лесоповалах по прямому назначению, но также приобретали для личного пользования.

Мощность двигателя бензопилы дружба

Дружба-4

Дружба-4 стала еще одним технологичным прорывом в сегменте, потому что в новой модификации смогли оставить прежние габариты, вес, двигатель, но значительно подтянули мощность до четырех лошадиных сил. Также были учтены пожелания пользователей и была немного переработана конструкция, чтобы было удобно производить ремонт двигателя, а в комплект поставлялись необходимые запчасти и усилили подшипник на коленчатом вале. Четвертая версия стала самой успешной и имела два вида с маркировочными обозначениями «А» и «Э». первый вид был оснащен специальной функцией автономной смазки цепи, а второй имел электронный тип зажигания. Был добавлен знаменитый поворотный редуктор бензопилы Дружба, который значительно расширил функционал агрегата и позволил производить распил под углами в 60 и 90°.

Из нововведений также стоит отметить усиленный корпус, наличие глушителя и специального устройства для снижения вибраций во время работы.

Мощность двигателя бензопилы дружба

Дружба-5Э

Дружба-5Э – это современная модель, которая была выпущена относительно недавно. Имеет ряд заметных изменений, которые делают эту пилу значительно лучше предыдущей версии. Зажигание здесь электронное, а двигатель мощностью целых 5 лошадиных сил, как и говорит соответствующий номер в названии. Были подтянуты и другие характеристики, как скорость оборотов и улучшенный глушитель, который снизил уровень шума до 105 дБ. Еще нельзя не отметить того факта, что со всем этим техническим улучшением не увеличился вес, а, наоборот, снизился, что сделало использование еще удобным.

Техническая таблица характеристик

Ниже представлены технические характеристики бензопилы Дружба, для сравнения были взяты три основных версий бензопилы.

Двухтактный, один цилиндр

ХарактеристикаДружба-2Дружба-4 (А, Э)Дружба-5Э
Двигатель
Мощность, кBт2.22.943.7
Скорость оборотов в минуту320052006200
ЗапускРучной
Длина шины, см45
ТопливоБензин
Объем бака для топлива, л1.5
Объем бака для смазки, мл240
Вес пилы, кг12.512.511.7
Цепной шаг, дюймы0.404-
Внешние габариты, см46х50х86.546х50х86.546х46х88
Функция автономной смазкиНетЕстьЕсть
Электронный стартНетЕстьЕсть
Поворотный редукторНетЕстьЕсть
Смазка для двигателяБензин и масло

Устройство бензопилы Дружба

По сути, все версии имеют очень похожее устройство и двухтактный двигатель с одним цилиндром, но каждая модель была способная выдавать совершенно разные характеристики. В основном устройство конструкции состоит из:

  • двигателя;
  • пильной части с цепью;
  • рамы с ручками;
  • топливный бак.

В иных версиях присутствовали такие модификации, как:

  • электронное зажигание;
  • тормозная система безопасности;
  • система автономной смазки цепей;
  • поворотный редуктор.

Инструкция по запуску пилы

В комплект каждой версии бензопилы входила специальная техническая документация или инструкция, которую очень важно изучить перед использованием. Дело в том, что пила Дружба несколько отличается от обычных инструментов в том сегменте, которые использует для бытовых нужд на любой дачном участке.

Исходя из этого нужно с особым вниманием использовать этот агрегат и следовать следующим правилам эксплуатации:

  1. Перед тем как начать работу, нужно убедиться в том, что инструмент находится в рабочем состоянии, а именно, топливный и смазочный бак заполнены до нужного объема, все уплотнения герметично закрыты, а пильная часть отрегулирована.
  2. Затем нужно достать подсос и переключить стартовый тросик.
  3. Принять устойчивое положение и одним резким рывком привести технику в действие.
  4. Инструмент должен поработать на малых оборотах вхолостую, особенно, если это первый запуск. Для новой пилы нужно около 40 минут, а для последующего использования достаточно 5-10 минут.
  5. Первый распил нужно делать аккуратно и небольшими поступательными действиями, чтобы проверить, насколько хорошо зафиксирована цепь. Если все в порядке, то можно продолжать работу.

Лучше всего, если первый запуск будет производиться в присутствии опытного человека, который уже работал такой пилой. Если такой возможности нет, то в интернете есть различные видео и фото бензопилы дружба, где наглядно производится демонстрация запуска.

Читайте также:  Классификация стиральных машин bosch

Заключение

Бензопила Дружба – это настоящая легенда в мощном железном корпусе, которая десятилетиями была одним из лучших инструментов в своей сфере. Используя эту технику, нужно соблюдать все правила безопасности, потому что инструмент сам по себе тяжелый и травмоопасный. При выборе стоит учитывать технически возможности, а уж потом смотреть на цену.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Бензопилы марки Дружба выделяются своей надежностью, выносливостью и неприхотливостью к качеству горючего. Эти инструменты отечественного производства часто используются для выполнения сложных задач в строительстве и на валке леса. Во время эксплуатации они показывают высокую скорость работы и способность распиливать древесину любого типа.

Устройство бензопилы Дружба

В базовую комплектацию каждой модели Дружба входит мощный отечественный бензиновый мотор марки МП-1. Этот двигатель выделяется высокой выносливостью, хорошими тяговыми параметрами, солидным запасом крутящего момента и высоким рабочим ресурсом. Двигатель этой марки не нуждается в дорогом обслуживании и не требует частой замены деталей.

Для охлаждения мотора отечественный завод-производитель предусмотрел в устройстве инструмента эффективную систему принудительной циркуляции воздуха. За запуск мотора отвечает надежный ручной стартер. При работе детали ДВС смазываются маслом, которое оператор добавляет в бензин при смешивании топливной смеси. Для очистки воздуха, который подается в карбюратор, отвечает долговечный поролоновый фильтр.

Для связи пильной гарнитуры с мотором в устройстве пилы предусмотрены фланцевые соединения. Они фиксируются хомутом, который крепится на рукоятке пилы. Это необычное конструктивное решение дает возможность владельцу инструмента поворачивать шину с цепью под любым необходимым для работы углом. Кроме того, эта компоновка дает возможность быстро отсоединить двигатель пилы для дальнейшего изготовления различных самоделок.

Мощность двигателя бензопилы дружбаКаждая модель Дружба оборудована стандартным 2-камерным карбюратором. Для генерации свечи в устройстве пилы отвечает электронная система зажигания и свеча. Для подавления шума работающего двигателя модель оснащена базовым глушителем, отведенным в сторону от оператора.

За образование и стабильную передачу крутящего момента от мотора на цепную гарнитуру отвечает редуктор. Для его изготовления производитель использует качественную закаленную сталь, покрытую защитным хромированным сплавом. Это значительно увеличивает рабочий ресурс механизма и повышает его устойчивость перед нагреванием и ржавчиной.

Технические характеристики модели

Большой популярности среди населения моделям Дружба удалось достичь за счет отличных технических параметров. У моделей Дружба 2 и Дружба 4 они практически одинаковы. Единственная разница лишь в мощности двигателя – бензопила Дружба-2 оборудуется мотором, мощностью 2100 Ватт, в то время как бензопила Дружба-4 комплектуется ДВС, мощность которого составляет 2600 Ватт.

Остальные характеристики моделей включают:

  • вместительность резервуара для заправки топливной смесью – 550 мл;
  • емкость бака для смазки цепи – 260 мл;
  • длина используемой шины – 45 см;
  • шаг штатной пильной цепи – 0,325 «;
  • масса в рабочем виде – 12 кг.

Мощность двигателя бензопилы дружбаПри объеме двигателя в 94 см3 максимальная скорость вращения коленчатого вала бензопилы составляет 5200 об/мин.

Регулировка карбюратора бензопилы Дружба

Необходимость настройки карбюратора пилы возникает из-за длительного использования топливной смеси, приготовленной в неправильном соотношении ее компонентов. В руководстве по эксплуатации модели указано, что пропорция бензина и масла для бензопилы Дружба должна составлять 1:15, то есть, в 1 л бензина нужно разбавлять 65 мл моторного масла. Если не придерживаться этой пропорции, то возникнут проблемы с цилиндро-поршневой группой и системой зажигания инструмента. В результате свечу начнет заливать маслом, и увеличиться количество потребляемого инструментом горючего.

Перед регулировкой карбюратора нужно осмотреть бензиновый клапан. Вполне возможно, что во время работы он сместился вовнутрь, в результате чего мотор пилы начал работать с перебоями. Если клапан на своем месте, нужно приступать к регулировке карбюратора.

Инструкция по ремонту выглядит следующим образом:

  1. Вначале нужно завести инструмент и дать ему поработать на холостых оборотах;
  2. Далее потребуется до конца закрутить топливный болт, после чего отвернуть его на 3 оборота в обратную сторону;
  3. Затем нужно до конца закрутить воздушный регулировочный болт. Как только мотор пилы начнет работать на максимальных оборотах, болт потребуется отвернуть на 2 оборота в обратную сторону.

После настройки нужно заглушить двигатель и снять защитный корпус. Далее потребуется проверить все имеющиеся уплотнители. Оператору следует убедиться в том, что внутри конструкции инструмента не образуется подсос воздуха. После этого можно установить защитный корпус и продолжить работу с инструментом.

Как выставить зажигание на бензопиле Дружба?

Проблемы, которые возникают в контактной системе зажигания пилы, зачастую связаны с механическими повреждениями инструмента. В результате ударов нарушается дистанция между маховиком и магнето пилы.

Регулировка расстояния между деталями должна выполняться в таком порядке:

  1. Сначала потребуется снять защитный корпус инструмента, и почистить внутреннее пространство от скопившейся пыли;
  2. После этого нужно установить штатный поршень бензопилы в его изначальное положение;
  3. Далее потребуется проверить величину зазора. Согласно инструкции, он должен составлять не менее 0,3 мм. Если эта величина меньше, то ее потребуется увеличить. Для этого нужно открутить винт крепления, и отодвинуть магнето на нужное расстояние от катушки;
  4. После этого нужно закрутить крепежный винт и снова проверить зазор.

Чтобы избежать проблем с контактным зажиганием бензопилы Дружба в дальнейшем, его потребуется переделать на бесконтактное.

Что можно сделать из бензопилы Дружба?

Нестандартный метод крепления двигателя в устройстве инструмента дает его владельцу возможность сделать на основе мотора различные полезные самоделки из бензопилы Дружба. После их использования двигатель всегда можно снять и установить обратно на бензопилу.

Мопед из бензопилы Дружба

Основой для сборки самодельного велосипеда с двигателем служит мотор от бензопилы Дружба. Для передачи крутящего момента от ДВС на ведущее колесо используется обыкновенная велосипедная цепь, установленная на зубчатую пару.

Мощность двигателя бензопилы дружбаДля безопасного передвижения по горной местности велосипед с двигателем от бензопилы Дружба потребуется оборудовать надежными амортизаторами и тормозной системой. Для сборки такого транспортного средства лучше всего использовать редуктор, передаточное число которого составляет 18:1. Этот элемент даст возможность передвигаться на мопеде со средней скоростью обычного велосипеда.

Мопед из бензопилы Дружба выделяется простой своей конструкции. При необходимости его владелец может выполнить быстрый ремонт транспортного средства, используя для этого только гаечный ключ и отвертку.

Мотоблок из бензопилы Дружба

Для изготовления мотоблока потребуется собрать надежную раму. Для ее изготовления подойдут металлические уголки и трубы, которые нужно предварительно покрасить. Готовая рама будет иметь форму куба, углы в котором должны составлять 32×32 мм.

Мощность двигателя бензопилы дружбаДвигатель потребуется закрепить на верхних поперечных каркасных углах. Между рамой и мотором нужно постелить толстый слой резинового покрытия, которое будет гасить вибрации от двигателя. Топливный бак потребуется закрепить немного ниже, используя для этого кронштейны.

Готовый мотоблок будет передвигаться на заранее изготовленных колесных опорах. Последние нужно закрепить при помощи валовых ходовых подшипников, которые должны быть установлены на продольных уголках.

В итоге у изготовителя должен получиться надежный мотоблок, в котором центр тяжести будет располагаться над колесными опорами. При необходимости оборудование можно утяжелить, установив груз в передней части опорной рамы.

Читайте также:  История открытия синтетического каучука

Снегоход из бензопилы Дружба

Основой самодельного снегохода служит опорная металлическая рама. Двигатель нужно установить в передней части каркаса, надежно закрепив его мощными болтами.

Мощность двигателя бензопилы дружбаДля управления самоделкой ее потребуется оборудовать стандартным рулевым управлением, к которому нужно вывести ручку газа и педаль тормоза. Снегоход из бензопилы Дружба также должен быть оснащен надежными амортизаторами.

Для передвижения самоделки можно выбрать гусеничный механизм или ходовую часть, скомбинированную из гусениц и лыж. Для передачи крутящего момента от мотора на ходовую часть снегоход потребуется оборудовать центробежным сцеплением с цепью и поликлиновым ремнем.

Чтобы повысить тягу на вал привода гусеничного механизма нужно установить шестерню с диаметром больше размера привода пилы Дружба.

Лодочный мотор из бензопилы Дружба

Мотор для резиновой лодки – это одна из самых простых самоделок. Основная задача изготовителя – передать усилие от двигателя на винт. Трансмиссия для лодочного мотора не нужна. Тем не менее, для самоделки потребуется выточить прочный переходник, который будет монтироваться между ведущей шестерней бензопилы и гребным валом.

Мощность двигателя бензопилы дружбаИзготовителю нужно продумать надежную защиту для внутренних деталей мотора. Все его запчасти должны быть помещены в пластиковый корпус, внутрь которого не будут попадать брызги воды.

Мотокультиватор из бензопилы Дружба

Культиватор из бензопилы должен быть оборудован крепкой опорной рамой, к которой будут крепиться все остальные детали самоделки. Для изготовления рамы нужно использовать предварительно окрашенные металлические уголки и трубы.

Ходовая часть культиватора должна состоять из пары небольших колес, которые можно взять от старой детской коляски. Для передачи крутящего усилия от мотора на колеса используется редуктор, цепь и шестерни.

Мощность двигателя бензопилы дружбаМотор нужно надежно закрепить в передней части рамы. В задней ее части потребуется установить груз. Он будет давить на колеса, что сделает культиватор более устойчивым при работе на рыхлой почве.

Пилорама из бензопилы Дружба

Самодельная пилорама даст изготовителю возможность получать различные строительные материалы. В дальнейшем оператор сможет распускать на доски крупные бревна, а также заготавливать большие объема древесины для печного отопления.

Мощность двигателя бензопилы дружбаДля сборки пилорамы потребуется крепкий каркас. На нем неподвижно устанавливается бензопила. При работе бревно будет лежать неподвижно, а пила – ровно распиливать его без косых швов и виляний в стороны. Чтобы иметь возможность регулировать толщину получаемых досок, самодельную пилораму потребуется оборудовать кареткой с четырьмя подъемными винтами. При работе пила будет крепиться в каретку, а оператор сможет регулировать толщину досок, поднимая или опуская последнюю.

Косилка из бензопилы Дружба

Для изготовления косилки своими руками потребуется подготовить самодельные корпус и защитный кожух, небольшие колеса, а также нож. Последний можно взять от старой бензиновой косы или от ненужной газонокосилки.

Мощность двигателя бензопилы дружбаРежущий нож потребуется прикрепить в нижней части корпуса. Для передачи усилия от двигателя на режущий элемент лучше всего использовать редуктор. Сам мотор от бензопилы Дружба нужно закрепить в центре косилки – это сделает самоделку сбалансированной и устойчивой.

Для удобства при эксплуатации конструкции ее потребуется оборудовать длинной П-образной рукояткой. Верхнюю центральную часть последней нужно покрыть прорезиненным материалом, который будет препятствовать проскальзыванию рук оператора.

Готовая косилка выделяется экономичностью и простотой в использовании. В среднем за час работы самоделка будет потреблять не более 0,5 л топлива.

Лебедка из бензопилы Дружба

Для сборки лебедки потребуется сварить прочную раму. В задней части каркаса нужно закрепить двигатель и барабан, на который будет наматываться трос. Для передачи усилия от ДВС пилы Дружба на барабан лучше всего воспользоваться редуктором, который нужно прикрепить к двигателю хомутами.

Мощность двигателя бензопилы дружбаДля буксировки предметов самодельную лебедку потребуется оборудовать якорем. Для его изготовления нужно использовать металлические уголки. Края последних следует предварительно заострить. К раме якорь должен крепиться при помощи шарниров. Для подъема якоря потребуется использовать стальной держатель.

Готовую лебедку нужно проверить. Сначала самоделку следует протестировать при подъеме небольших грузов. Если при проверке трос наматывается на барабан равномерно, а сама лебедка не издает посторонних шумов, значит, конструкция полностью готова к использованию.

Бензопила «Дружба»

Мощность двигателя бензопилы дружба

Бензиномоторная пила «Дружба»

«Дружба» — модель бензопилы. Разработана на ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко в ноябре 1953 г. Производители — Машиностроительный завод им. Дзержинского (Пермь) и ГУП ПО «Сибприбормаш» (Бийск). Выпускается в массовом производстве с 1955 года. В 1958 году на выставке в Брюсселе была награждена «Золотой медалью». В 90-х годах выпуск пилы и запасных частей к ней освоили также небольшие частные предприятия в различных городах России.

Название «Дружба» было дано в честь трёхсотлетия воссоединения Украины с Россией, отмечавшегося в 1954 году.

Двигатель МП-1 конструкции ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко— одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный, воздушного охлаждения, рабочий объём 94 см3, мощность 4 л.с.. Смазка двигателя — масло, смешанное с бензином. Двигатель и пильный аппарат выполнены в виде независимых узлов и соединяются друг с другом с помощью фланцевого соединения, фиксируемого хомутом (который крепится к ручкам пилы). Такая компоновка позволяет поворачивать пильный аппарат на любой угол, при необходимости быстро заменять отказавший узел. Благодаря функциональной завершенности и простоте крепления, двигатель бензопилы «Дружба» применялся для привода мотоблоков («Кумир», «Садовод»), водяных насосов («Скиф», ЦБН-1, ЦБН-2, ПМП-4), генераторов постоянного тока (ГЗ-106А) для заряда аккумуляторных батарей в полевых условиях, механических лебёдок для трелёвки леса, в лодочном моторе «Кама», в газонокосилках. Этот двигатель был популярен и у любителей строить технику своими руками. В 60-х годах в Московском авиационном институте были предприняты попытки форсировать этот двигатель и устанавливать его на сверхлёгких летательных аппаратах. Были изготовлены лёгкие вертолёты X-3, X-4, X-5, на каждом из которых были установлены винтомоторные блоки из 4-х двигателей «Дружба», работающих через общий редуктор на несущий винт. Ни один из аппаратов не прошел лётных испытаний по причине низкой надежности двигателей.

За годы выпуска общая конструкция пилы осталась прежней, однако мелкие изменения вносились:

в 50-х — 60-х годах выпускалась модификация «Дружбы» с креплением ручек к крышке вентилятора, позже ручки стали крепиться к хомуту, связывающему двигатель и редуктор.

до конца 80-х годов выпускалась модель «Дружба-4А» с контактным магнето и карбюратором КМП-100 — снята с производства;

в конце 80-х годов применено электронное зажигание (от магнето бесконтактного МБ-1), пила получила обозначение «Дружба-4А-Электрон»;

в 90-х годах применён более совершенный карбюратор КМП-100У, пила получила обозначение «Дружба-4М» (производства ЗиД) и «Дружба-Алтай» (производства «Сибприбормаш»), применены пильные цепи современного типа.

На базе двигателя мотопилы «Дружба» был разработан двигатель СД-60 для привода стационарных установок (генераторов, насосов), отличавшийся от прототипа чугунной гильзой цилиндра, поплавковым карбюратором, несъёмным тросовым стартером и наличием регулятора частоты вращения.

Достоинства и недостатки

Бензопила «Дружба» была разработана в начале 50-х годов и к концу века уже существенно устарела. Пила имеет большой вес — 12 кг. Изначально надежность пилы была высокая (ряд пил, выпущенных в 60-е годы находятся в рабочем состоянии до сих пор), но в 90-х годах значительно упала по причине заводского брака и производства мелкими фирмами, не обладающими необходимыми материалами и технологиями. Съёмный тросовый стартер неудобен и часто теряется. В конструкции пилы отсутствуют элементы, обеспечивающие её безопасность (кнопка «Стоп», тормоз цепи, функция Anti-kick). Тем не менее простая конструкция пилы и ее хорошая изученность в сочетании с невысокой ценой и большой производительностью пиления обуславливают популярность «Дружбы» и в настоящее время.

Читайте также:  Принцип работы циклонного пылесоса

К достоинствам пилы также следует отнести высокое расположение рукояток относительно плоскости реза, что позволяет оператору работать стоя в удобной позе (работа с современными пилами при валке деревьев производится в положении оператора на коленях).

В Румынии название «Дружба» стало нарицательным: в разговорном языке слово «drujba» используется для обозначения бензопилы вообще, независимо от модели (хотя в академических словарях это значение слова не зафиксировано).

Название перешло на двуручную пилу, которая при работе ею требует согласованных действий двух человек, и за это в шутку иногда называется «Дружба-2».

В песне «Был побег на рывок» Владимира Высоцкого упоминается эта пила[1].

Один из первых образцов был сделан в шаражке недалеко от станции Лапшанга киевскими авиастроителями

Бензопила Дружба история создания

Бензопила Дружба — модель бензопилы. Разработана на ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко в ноябре 1953 г. Производители — Машиностроительный завод им. Дзержинского (Пермь) и ГУП ПО «Сибприбормаш» Мощность двигателя бензопилы дружба(Бийск). Выпускается с 1955 года. В 90-х годах выпуск пилы и запасных частей к ней освоили также небольшие частные предприятия в самых различных городах России.

Массовое производство бензопилы Дружба началось в 1955 году в Перми, а уже в 1958 году, на выставке в Брюсселе, изделие было награждено «Золотой медалью». Назвали бензопилу Дружбой в честь 300 летия воссоединения Украины с Россией, празднование которого пришлось на 1954 год, но в некоторых источниках упоминается совместная разработка советских и китайских специалистов, увековеченная в названии. Мощность одноцилиндрового двухтактного двигателя внутреннего сгорания, применяемого в конкретной модели бензопилы, всегда фигурирует в названии. Если название Дружба 4 — мощность двигателя 4 л.с., если Дружба 4Э — двигатель тот же, только с электронным зажиганием. Силовой агрегат и двигатель выполнены независимыми и собираются на фланцевое соединение, что позволяет располагать пильный узел, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, да и замена узла, вышедшего из строя, довольно проста и не представляет особых трудностей. Легкое отсоединение двигателя и его неприхотливость, дали простор для творчества и широкого применения его домашними умельцами. С модели бензопила Дружба – 4А начинается применение автоматической смазки пильной цепи, что значительно увеличило срок службы, как самих цепей, так и направляющих шин. Шины выпускаются универсальными, допускающими применение цепей с различным шагом, при условии замены ведущих звездочек и работы демпферного устройства. Сцепление инерционное, приводящее цепь в движение увеличением оборотов двигателя, и не позволяющее глохнуть ему, при закусывании цепи или чрезмерной нагрузке. Сухой вес всех моделей составляет около 12 кг, а последние бензопилы Дружбы уже оснащены аварийным тормозом цепи. Из-за низких оборотов, двигатель бензопилы Дружба способен поглощать любые масла, а работа с низко октановым бензином и массовость производства позволили быть этой технике практически в каждом деревенском дворе России.

Двигатель бензопилы Дружба 4 состоит из следующих основных сборочных единиц:

картера 24, коленчатого вала 21 с шатуном, поршня 12 с поршневыми кольцами 11,

цилиндра 15, центробежной фрикционной муфты 17 и имеет системы:

зажигания, охлаждения цилиндра и выпуска отработанных газов, питания.

Цилиндр двигателя выполнен из алюминиевого сплава. Для повышения износостойкости

его внутренняя рабочая поверхность хромирована.

Герметичность кривошипно-шатунной камеры двигателя обеспечивается резиновыми

уплотнителями 5 и 20, паронитовой прокладкой 16 и бумажной прокладкой 25.

Фрикционная муфта состоит из двух частей — ведущей и ведомой. Ведущая часть муфты

установлена на хвостовике коленчатого вала двигателя и состоит из поводка 17 и двух

разрезных чугунных колец 26.

Ведомая часть муфты (ступица) 8 и установлена на хвостовике

ведущей шестерни редуктора.

Смазка подшипников коленчатого вала, рабочих поверхностей деталей кривошипно-

шатунной группы во время работы двигателя осуществляется маслом, входящим в состав

В систему зажигания бензопилы дружба 4 входят: бесконтактное магнето 7 и маховик 4 , провод

зажигания 11 и изолятор 10 (рисунок 3) с помехоподавляющим устройством и свеча

Магнето бесконтактное ЭМ-1

Принципиальная электрическая схема

Все полупроводниковые элементы: пять диодов, тиристор, резистор и конденсатор

смонтированы в камере основания и залиты герметизирующим компаундом. В случае выхода изМощность двигателя бензопилы дружба

строя одного из элементов в камере основания, магнето восстановлению не подлежит.

Магнето ЭМ-1 обеспечивает начало искрообразования на свече при частоте вращения

маховика 400—600 об/мин., поэтому проверку магнето на искрообразование следует

производить вращением коленчатого вала стартера с частотой не ниже указанной. При этом

необходимо учитывать, что температура искры, вырабатываемой магнето ЭМ-1, значительно

выше, чем от контактного магнето, и искра при дневном освещении трудно просматривается.

Это не является дефектом магнето. Магнето нормально работает при температуре до плюс 85° С

(температура корпуса магнето). При превышении указанного значения температуры при

эксплуатации бензопилы, электронный блок магнето может выйти из строя.

Во избежание преждевременного выхода из строя магнето ЭМ-1 следует соблюдать

правила эксплуатации бензопилы.

Магнето крепится двумя винтами к переходнику 4, который, в свою очередь, крепится к

картеру тремя шпильками с гайками 6 .

Искра между электродами свечи зажигания появляется в момент, когда поршень не

доходит до В.» М. Т. на 2,55 мм, что соответствует углу поворота коленчатого вала до В. М. Т.

22°, который и является углом опережения зажигания.

На заводе-изготовителе при установке угла опережения зажигания против риски 7

на магнето ставится риска 3 на переходнике 4. При этом шпильки

переходника должны находиться в пазах картера в правом крайнем положении.

Положение переходника в картере фиксируется риской 5 на шпильке и на картере

двигателя. При установке магнето после его замены, после регламентных или ремонтных работ

в процессе эксплуатации бензопилы указанные риски необходимо совместить.

Маховик четырехполюсный, устанавливается на конусе коленчатого вала, фиксируется

шпонкой и крепится гайкой М10Х1. В ступице маховика на резьбе крепится храповик 6 для пуска двигателя стартером.

ВНИМАНИЕ. На бензопилу нельзя устанавливать маховик, имеющий три магнита

(полюса) от ранее выпускавшихся бензопил с контактным магнето.

Провод высокого напряжения одним концом вворачивается в патрубок вывода

высоковольтного трансформатора 5, второй конец имеет. резьбовую втулку для

соединения с изолятором 10.

Изолятор 10 выполнен из диэлектрического материала. В изоляторе на резьбе установлен

винт контакта 4 (рисунок 6). Подавление радиопомех, возникающих при работе бензопилы,

осуществляется демпфирующим сопротивлением в экранирующим колпачком 6.