Крыльчатка для электродвигателя своими руками

Очевидно, что превратить электроэнергию во вращение без какого-либо приспособления невозможно. Таким приспособлением как раз и является электромотор. Электромоторы разнообразных конструкций получили широкое распространение в быту и на промышленных предприятиях. Они могут предназначаться для разных целей.

Неподвижная часть электромотора называется статором, а вращающаяся – ротором. Работу мотора обеспечивает электромагнитная индукция. Магнитное поле статора взаимодействует с магнитным полем ротора; ротор начинает вращаться под воздействием возникающего при этом вращательного момента.

КПД электромоторов очень высок и может приближаться к 100 процентам. Как и всем устройствам с вращающимися частями, электромоторам свойственны трение в подшипниках, сопротивление воздуха вращающимся деталям и т.п. Помимо этого, обмотки нагреваются. Преодоление нагрева обмоток и сопротивления воздуха движущимся частям тоже требуют энергетических затрат. Чем выше нагрузка на электромотор, тем сложнее он нагревается. Если мотор перегревается, разрушается электроизоляция обмоток. Обмотки пробиваются или перегорают. Чтобы предотвратить перегрев двигателя, приходится интенсифицировать теплоотведение и охлаждение этого агрегата.

Способы охлаждения электромоторов

Существуют следующие варианты охлаждения:

  1. Двигатели малой мощности, работающие под слабой нагрузкой, охлаждаются путем свободной конвекции воздуха.
  2. Низкооборотным электромоторам свободной конвекции недостаточно, и в них используют принудительное охлаждение. Для охлаждения таких агрегатов обычно используется вентилятор, который приводится в действие другим приводом.
  3. Удобнее всего осуществлять охлаждение с помощью крыльчатки, которая установлена на вал ротора. Такой способ и прост, и эксплуатационно целесообразен.

Крыльчатка охлаждает электромотор, обдувая его наружную станину с продольными ребрами охлаждения, или всасывает окружающий воздух в корпус, также обдувая обмотки неподвижного статора и вращающегося ротора. Выбор материала для изготовления крыльчатки зависит от того, каков температурный режим, и насколько агрессивна окружающая среда.

  • Если среда не является агрессивной, и температура потока не превышает тридцати градусов Цельсия, крыльчатку изготавливают из пластмассы.
  • Если среда не агрессивна, а температура потока не превышает девяноста градусов Цельсия, для изготовления крыльчатки используется латунь.
  • Для изготовления некоторых конструкций крыльчаток крупного диаметра применяется алюминий.
  • Чаще всего крыльчатки делают из такого высокопрочного материала, как нержавеющая сталь.
Читайте также:  Оборудование для газосварочных работ

Крыльчатки могут также производиться из других материалов, которые соответствуют техническим условиям.

Конструкция крыльчатки вентилятора охлаждения электродвигателя и ее применение

Выбирая крыльчатку вентилятора охлаждения электродвигателя, на ее конструкцию и применение следует обращать особое внимание.

Конструкция крыльчатки может быть:

  • Составная. На изготовленную монтажную ступицу монтируются рабочие лопасти.
  • Цельная. Ступицу и лопасти штампуют единой деталью из листового материала.

Количество воздуха, который поступает к охлаждаемым поверхностям, зависит от диаметра крыльчатки, угла атаки лопастей и от типа крыльчатки относительно направления вращения. Крыльчатки бывают загнутыми вперед, прямыми радиальными и загнутыми назад.

После изготовления каждая крыльчатка подвергается балансировке. Благодаря балансировке исключаются сетевые биения, предотвращается разрушение подшипников, уменьшается их износ. В условиях эксплуатации не следует забывать о том, что целостность защитного кожуха крыльчатки следует постоянно контролировать. Если крыльчатка будет повреждена, электромотор перегреется и выйдет из строя.

Таким образом, для предотвращения поломки электродвигателя из-за перегрева (особенно в теплое время года), все устройства комплектуются крыльчатками обдува и охлаждения. Подбирать крыльчатку следует в соответствии с техническими характеристиками двигателя и вентилятора.

18.07.2014 17:41

Наиболее актуальная проблема в теплое время года – это перегрев электродвигателей. В зависимости от условий эксплуатации охлаждение электродвигателя может быть недостаточным, и температура перегрева электродвигателя может подняться до критической отметки. Исходя из своего опыта, могу сказать, если на электродвигатель плюнуть, и он зашипит – значит, крыльчатка охлаждения электродвигателя не справляется со своей задачей.

Хочется заметить, что не всегда жаркая погода может быть причиной перегрева, в любом случае необходимо замерить нагрузку токовыми клещами, а уже потом делать выводы. Жара и перегруз электродвигателя по току – это убийственный коктейль, который угробит любую электромашину. Ну, наверно хватит болтологии, давайте перейдем к способам, которые могут улучшить охлаждение электродвигателя.

Итак, вы плюнули на двигатель и он зашипел, на мой взгляд, отключение электродвигателя от сети не лучший вариант охлаждения. Когда перегретый двигатель крутится крыльчатка охлаждения дает потоки воздуха, которые хоть и плохо, но все же охлаждают электродвигатель. Отключив питание, двигатель еще больше нагревается от остаточной температуры и это может стать критическим фактором, который приведет к замыканию обмоток.

Запомните , если двигатель перегрелся, то постарайтесь снизить на него нагрузку, нагрузку можно снизить исходя из специфики применения. Например, на прессе нужно прекратить подачу сырья, на электродвигателе дымососа закрыть шибер, в общем постарайтесь добиться холостого хода электромашины. Бывают случаи когда снизить нагрузку технически невозможно идет прямой привод и ничего не регулируется, при таком раскладе я останавливаю электродвигатель и быстренько его отсоединяю от исполняемого механизма. После того как исполняем механизм отсоединен его можно включать в сеть. На холостом ходу, крыльчатка охлаждения электродвигателя, снизит температуру железа быстрее и безопаснее чем если бы электродвигатель стоял отключенным.

В случае когда нет возможности снизить нагрузку или механически отсоединить привод, я хочу посоветовать вам старый дедовский способ. Берете ведро холодной воды и большую тряпку, (только применяйте этот способ только при отключении питания электродвигателя) намочив тряпку, выжмите её что бы с неё не текло. Смело накрывайте двигатель этой тряпкой, далее периодически проверяйте её температуру. При необходимости смачивайте её в ведре, и такая процедура охладит двигатель за весьма короткое время. Может вам и покажется странной, такая методика охлаждения, но могу заверить, она действует.

Не всегда заводская крыльчатка охлаждения электродвигателя полноценно справляется со своей задачей. Воздушные потоки идут на ребра охлаждения но они не слишком большие их их силы не хватает для нормального охлаждения. Если учесть что электродвигатель работает на 80% своей мощности и на улице +35C то вентилятор охлаждения электродвигателя никак не справиться со своей задачей. При таких раскладах я делаю самодельную крыльчатку, которую делаю из полосок железа. Хитрость в том что после её установки её лопасти можно изогнуть для наилучшего захвата воздуха (принцип гребного винта) когда будете гнуть лопасти крыльчатки учитывайте вращение электродвигателя иначе поток воздуха будет идти в другую сторону. Такая самодельная крыльчатка охлаждения не пойдет при реверсивном применении электродвигателей так как вращение меняется и изогнутая крыльчатка будет дуть не в ту сторону.

В основном вентилятор охлаждения делается из дюрали которую нельзя гнуть в отличии от самодельной крыльчатки из металла. Обязательно возьмите на заметку такой способ охлаждения электродвигателя с помощью самодельной крыльчатки с изогнутыми лопастями.

И еще один совет, если электродвигатель сильно перегрелся, не поленитесь его разобрать и смазать подшипники, так как под действием высокой температуры смазка может вытечь, и подшипники могут заклинить.

Рекомендованные сообщения

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Сейчас на странице 0 пользователей

Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

Читайте также:  Пилка по камню для лобзика