Кинематическая схема станка стд 120

Технология 6 кл 21-22 урок

Раздел программы: Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов .

Тема урока: Устройство токарного станка СТД -120М по обработке древесины.

Тип урока: Комбинированный .

Цель урока : изучить устройство моделей токарного станка по дереву СТД-120М;

рассмотреть кинематическую схему станка и операции, выполняемые на станке.

Задачи: а) Обучающая: познакомить с устройством и назначением токарного станка по дереву СТД-120М, правилами техники безопасности при работе на станке СТД-120М.

б) Воспитывающая: воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.

в) Коррекционно – развивающая: развивать у учащихся профессиональные интересы, память, мышление, воображение.

Демонстрационный материал и оборудование : токарный станок по дереву

СТД-120, заготовки и готовые изделия из древесины, резцы, технологические карты, интерактивная доска, компьютер, мультипроектор, диски с презентацией.

Раздаточный материал: Задания для проверки знаний, учебники.

Рабочие инструменты: набор токарных резцов: желобчатая выпуклая, желобчатая вогнутая, косая.

Измерительные инструменты: линейка, угольник, штангенциркуль.

1. Организационный момент.

2. Подготовка к уроку.

3. Назначение дежурных.

4. Проверка готовности класса к уроку.

5. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Сформировать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе

– Ребята, сейчас я вам покажу образцы готовых изделий, изготовленных на станке ТСД-120М, вы внимательно посмотрите, и ответьте на вопросы:

1. Вам понравились эти изделия?

2. Как вы думаете, эти изделия можно использовать в виде подарка? А ещё что сними можно сделать?

3. А вы на данном этапе сможете изготовить такие изделия?

4. Хотели бы вы научиться работать на станке СТ Д-120М?

Чтобы научиться работать на станке и делать такие изделия, скажите, что вам для этого нужно знать?

Обобщающий опрос по материалу предыдущей темы:

– Как подготовить заготовку для получения цилиндрической детали?

– Какие приспособления нужны для обработки цилиндрической детали ручным инструментом?

– Как замерить диаметр цилиндрической детали?

– В чем различия между разметочным циркулем и кронциркулем??

Сообщение темы и цели урока.

Изложение программного материала.

Учитель. На предыдущих уроках вы убедились, что изготовить деталь или изделие цилиндрической формы вручную – довольно сложная задача.

Гораздо быстрее и проще сделать это на токарном станке по дереву.

Токарный станок предназначен для обработки заготовок из древесины и других материалов в виде тел вращения. Этот станок предназначен для обработки заготовок из древесины путем точения. Главное, движение (вращательное) осуществляется заготовкой, движение подачи (поступательное) – режущим инструментом.

История токарных станков по дереву уходит в далекую древность. Они использовались для изготовления посуды, деталей столов, стульев и других предметов домашнего обихода.

Различают следующие токарные станки:

– с ручным приводом ,

– с ножным приводом.

На coвpeмeнных промышленных предприятиях применяются

станки различных конструкций и назначений, в том числе: – станки-автоматы;

– станки с программным управление (ПУ).

Подробнее с устройством таких станков некоторые из вас, кто выберет профессию станочника деревообрабатывающей промышленности, смогут ознакомиться в колледже или техникуме.

Школьные мастерские обычно оборудованы токарными станками моделей СТД-120М. Далее учитель рассказывает об основных узлах станка СТД-120

Внешний вид станка и его устройство выводится на экран интерактивной доски (презентация с флешки).

Токарный станок по обработке древесины:

1 – основание; 2 – электродвигатель; 3 – станина; 4 – ограждение ремённой передачи; 5 – магнитный пускатель; 6 – светильник; 7 – передняя бабка; 8 – шпиндель; 9 – подручник; 10 – задняя бабка; 11 – защитный экран.

Токарный станок по обработке древесины: 1 – ременная передача; 2 – электродвигатель; 3шпиндель; 4 – передняя бабка; 5 – подручник; 6 – задняя бабка; 7 – кнопочная станция; 8 – станина; б – кинематическая схема

1) На направляющих станины установлена каретка с подручником и задняя бабка.

2) Задняя бабка состоит из выдвижной втулки, винтовой передачи, маховика и центра задней бабки (ПИНОЛИ).

3) Шпиндель станка установлен в передней бабке на шарикоподшипниковых опорах.

4) Включение и выключение осуществляется кнопками «пуск» и «стоп».

Рассмотрим устройство СТД-120.

Особенностью станка является шпиндель, на который могут навинчиваться следующие детали :

– патрон – применяемый для крепления коротких заготовок;

– трезубец – применяемый для крепления длинных заготовок с поджатием центром задней бабки

– планшайба – применяемая для обработки заготовок небольшой длины и большого диаметра Крепление заготовки к планшайбе производится шурупами.

Приспособления для закрепления заготовки при точении: а – патрон; б – планшайба;

Учитель показывает образцы крепления.

Читайте также:  Установка насосов в системе отопления многоквартирного дома

а – в патроне винтом; б – трезубцем с поджатием центром задней бабки

Крепление (а) и точение (6) заготовки на планшайбе

Вращательное движение заготовки при точении называется главным.

Поступательное движение заготовки при точении называется вспомогательным.

Вначале заготовку обрабатывают на малой частоте вращения 710-770 об/мин, а уже чистовую обработку выполняют при частоте вращения 1000-1450 об/мин.

Учащимся демонстрируются резцы для работы на токарном станке и ставится вопрос:

Каким образом осуществляется процесс резания (обработки ) заготовки? Используя свои знания по физике, учащиеся доказывают, что в основе принципа работы резца лежит принцип действия клина, аналогично принципу работы ножниц, рубанка, пилы, напильника.

Регулировка частоты вращения осуществляется установкой

ремней ременной передачи на шкивы разных диаметров.

Учитель демонстрирует смену скорости вращения шпинделя. Обратимся к кинематической схеме станка.

2. Объяснение схемы:

1) Шпиндель приводится во вращение от электродвигателя через клиноременную передачу.

2) Винтовой механизм задней бабки преобразует вращение ручки маховика в поступательное движение центра задней бабки.

3. Инструктирование по правилам безопасности на токарном станке перед работой.

Учитель. Запомните правила безопасной работы на токарном станке:

1) Не включать станок без разрешения учителя.

2) Не включать станок без огражденной ременной передачи.

3) Не опираться на части токарного станка.

4) Не класть инструменты и другие предметы на стеллаж.

5) Обо всех неисправностях в станке и электропроводке немедленно сообщать учителю.

III . Практическая работа.

1. Ознакомьтесь с устройством станка.

2. Убедившись, что станок отключен:

1) переместите заднюю бабку в крайнее правое положение;

а) расстояние между центрами;

б) расстояние от линии центров до станины; в) величина вылета патрона.

3. Заполните таблицу.

линии центров до

4. Поупражняйтесь в креплении заготовок на станке (в патроне, центрах, на планшайбе).

Повторение и закрепление материала

А сейчас я раздам заданиями, в которых вы должны назвать основные части станка (Задание №1) и приспособления, которые применяются для закрепления заготовок (Задание №2) при помощи учебника и записать названия в тетрадь.

Для того чтобы работать на станке, каждый рабочий должен знать и неукоснительно соблюдать технику безопасности. Наша задача изучить по плакату техники безопасности при работе на станке СТД-120М и обсудить каждый пункт. (Приложение №2).

1. К каким машинам относится СТД-120?

2. Приведите примеры рабочих и энергетических машин.

З. Каково назначение рабочего органа? двигателя? передаточного механизма?

4. Назовите основные части токарного станка по обработке древесины.

5. Какие приспособления применяются для закрепления заготовки? Чем определяется их выбор?

6. Как осуществляется подача вращения к заготовке?

Оценка практической работы.

Общий итог урока:

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе.

1. Как вы думаете, вам пригодится в жизни то, что вы сегодня изучили?

2. Понравился ли вам урок. Что особенно понравилось, а что не очень?

А сейчас каждый из вас поставит себе оценку и объяснит, почему.

Происходит самоконтроль и самооценка результатов работы. Обсуждение, выявление общих и индивидуальных ошибок.

Выставление оценок учителем с аргументацией.

Домашнее задание. Ребята, я предлагаю дома подумать и попробовать составить дома у себя в тетрадях технологическую карту на изготовление картофелемялки. Продумать форму будущего изделия.

Рассмотрите рисунок. Напишите названия элементов и узлов токарного станка для обработки древесины СТД – 120 М.

________________________ 8. ________________________

________________________ 9. ________________________

________________________ 10. ________________________

________________________ 11. ________________________

________________________ 12. ________________________

________________________ 13. ________________________

Рассмотрите рисунок. Напишите названия приспособлений для закрепления заготовок при точении.

1. Не включать станок без разрешения учителя.

2. Надежно крепить заднюю бабку станка.

3. Проверить заготовку, чтобы она не имела трещин.

4. Надежно крепить заготовку.

5. Перед работой на токарном станке подготовить рабочее место: убрать все лишнее со станка и вокруг него, подготовить и разложить только нужные инструменты и приспособления.

6. Проверить рабочий инструмент. Ручки не должны иметь трещин, должны быть прочно насажены.

7. Заправить одежду. Застегнуть все пуговицы. Длинные волосы убрать под берет.

8. Перед пуском станка надеть защитные очки.

9. В процессе точения периодически останавливать станок и поджимать деталь центром задней бабки, устраняя зазоры.

10. Периодически, по мере срезания поверхности, при остановках станка подводить подручник к поверхности заготовки на 2. 3 мм, проворачивать заготовку вручную на 2. 3 оборота и надежно крепить подручник.

11. Во время работы не отвлекаться, не отходить от станка.

Читайте также:  Шлифование станины токарного станка

12. Все настроечные операции проводить только при отключенном и остановленном станке.

13. Не обрабатывать деталь вблизи трезубца.

14. Не останавливать заготовку руками.

15. О всех неисправностях сообщать учителю.

Токарный станок по дереву СТД 120м часто можно увидеть в школьных мастерских и в столярнях профильных училищ. Ключевой его задачей является обучение учеников или студентов характеру и принципам работ со станками, особенностям обработки деревянных заготовок. В то же время данный аппарат имеет неплохие технические характеристики, которые делают его полезным даже на небольших деревообрабатывающих предприятиях.

Описание

Этот токарный станок может выполнять следующие функции:

  1. Порезку.
  2. Точение.
  3. Сверлильные работы.
  4. Создание канавок.
  5. Обработку торцов заготовок.

Чистовые работы на данном станке выполняют на высоких скоростях, при помощи токарных резцов или других инструментов абразивного типа. Заготовки можно обрабатывать и в черновом режиме. Для этого следует переключить аппарат на низкие обороты и задействовать полукруглую стамеску. Более детально о дополнительных функциях станка можно узнать из его паспорта.

Кроме перечисленных выше характеристик, данный агрегат обладает и другими особенностями, которые обусловливают специфику его применения:

  • Станок оснащен местным освещение, которое значительно ускоряет работу и делает ее более безопасной.
  • Удобность в использовании кнопочного блока была достигнута благодаря его размещению на передней бабке.
  • Для устранения производственных отходов конструкцией станка предвидена возможность установки пылеотсасывающего блока. Примечательно, что один такой блок можно устанавливать сразу на два аппарата.
  • Станок оснащен защитным ограждением со специальным окном для наблюдения за рабочей зоной станка. Окно сделано из эластичного прозрачного пластика. Благодаря такому решению удалось защитить большую часть тела оператора.
  • Интенсивность вращения обрабатываемой детали можно менять посредством переброски ремня по разным ручьям вала. Стоит отметить, что блок, в котором осуществляется переброска, защищен от проникновения во время работы мотора.

Особенности конструкции

На рисунке изображены особенности строения аппарата.

  1. Электромотор.
  2. Кнопка-выключатель.
  3. Передача.
  4. Шпиндель. Узел выполнен из стали в форме вала. На правой стороне шпинделя сделана резьба для установки патрона и других приспособлений, а на левой – установлен приводной шкив с двумя ступенями, который приводится в движение через клиноременную передачу от электромотора. Управление шпинделем осуществляется с панели передней бабки.
  5. Бабка передняя. Корпус данного узла сделан из чугуна с расточкой под два подшипника радиально-сферического типа. Передняя бабка выполняет функцию крепления обрабатываемой детали и передает ей вращательное движение.
  6. Кнопочная система. Данный узел станка позволяет оператору управлять его работой. Как видно на рисунке, кнопочный блок установлен на передней бабке.
  7. Местное освещение.
  8. Корпус.
  9. Подручник.
  10. Экран защитный. Значительно снижает риск получения травмы во время работы с устройством. В то же время благодаря смотровому окну оператор наблюдает за рабочей зоной и хорошо видит, как следует обрабатывать деталь.
  11. Ручка для фиксации.
  12. Ограждение. Данное защитное приспособление закрывает механический узел электромеханического привода. Система оснащена автоматической блокировкой отодвигания крышки во время работы, чтобы не допустить попадания пальцев оператора в механизмы привода. Если попытаться открыть крышку во время работы станка, то электромотор мгновенно остановится.
  13. Бабка задняя.
  14. Маховик.
  15. Станина. Узел изготовлен методом литья с применением элементов опоры, что существенно повышает надежность и срок эксплуатации устройства. Станина устанавливается на основе и плотно крепится к ней. В противном случае точность обработки заготовок будет существенно снижена из-за вибраций во время работы.
  16. Опора.
  17. Фиксирующая гайка.
  18. Пиноль.
  19. Центр.
  20. Ручка тормоза.
  21. Каретка.
  22. Гайка двухрожкового типа.
  23. Платформа деревянная.
  24. Бруски-опоры.
  25. Щель для производственных отходов.

Мотор у станка асинхронного типа, а управление его работой осуществляется с панели на передней бабке. Подключать станок к сети и налаживать его работу должен опытный мастер, только после этого следует приступать к эксплуатации станка в обычном режиме.

Технические показатели

Токарный станок стд120м обладает довольно хорошими техническими показателями, особенно учитывая его специфику и габариты:

  • длина – 125 см;
  • высота – 55 см;
  • ширина – 57,5 см;
  • вес – 100 кг.

Ключевые параметры обрабатываемых заготовок:

  1. Предельная длина детали, которая устанавливается в центрах – 50 см.
  2. Максимальный диаметр детали – 19 см.
  3. Предельная длина точения – 45 см.
  • количество скоростей – 2;
  • скорость вращения – 1100-2150 об/мин.

Стоит отметить, что высота центров станка составляет 12 сантиметров. Электрооборудование работает с напряжением 380 В и частотой 50Гц. На аппарате установлен только один электродвигатель с номинальной мощностью в 0,4 кВт.

Видео: точение ручки для напильника на токарном станке по обработке древесины СТД 120М.

Читайте также:  Как быстро научиться варить электросваркой

Преимущества и недостатки

Рассуждая о плюсах и минусах станка СТД 120м, следует учитывать, что он в первую очередь был создан в обучающих целях, и то, что его используют еще и на некоторых мелких предприятиях уже свидетельствует о качестве его сборки и функциональных возможностях. Кроме этого, к преимуществам станка относят:

  1. Длительное время эксплуатации. Простота конструкции сама по себе дает возможность агрегату работать длительное время, но если за всеми узлами станка буде осуществляться тщательный и своевременный уход, то период эксплуатации станка возрастет в разы.
  2. Относительно небольшие габариты. Это особенно важно для учебных аудиторий, в которых необходимо устанавливать сразу несколько аппаратов.
  3. Высокий уровень безопасности. Незаменимое качество для любого устройства, с которым работают новички. В то же время высокий уровень защиты никогда не будет лишним для тех, кто уже имеет опыт работы и решил приобрести данный станок для собственных нужд.
  4. Полноценность обучения токарному делу на этом станке гарантируется наличием всех необходимых приспособлений и функций.

Как и у любого другого устройства, у данного аппарата есть ряд недостатков:

  • Невозможность подключения к сети с напряжением в 220 В значительно ограничивает сферу применения агрегата.
  • Довольно небольшие параметры обрабатываемых заготовок снижают функциональность устройства.
  • Наличие у аппарата только двух скоростей неблагоприятно сказывается на качестве обработки деталей.

Изучение устройства станка СТД – 120М средствами мультимедиа

Просмотр содержимого документа
«Устройство токарного станка стд-120м»

«УСТРОЙСТВО ТОКАРНОГО СТАНКА СТД-120М»

Дунаев Олег Васильевич

МОУ «Елань – Коленовская СОШ №1»

Цель урока: способствовать изучению устройства токарного станка по дереву СТД-120М;

рассмотреть кинематическую схему станка и операции, выполняемые на станке; способствовать развитию бережного отношения к оборудованию, материалам и инструментам.

Повторение пройденного материала:

– Назовите три составляющие части машины и их назначение.

– Приведите пример цепной передачи.

– Из каких звеньев состоит цепная передача?

История возникновения токарных станков по дереву

Устройство станка СТД-120М

Передняя бабка станка СТД – 120М:

1.- клиновый ремень ременной передачи;

Задняя бабка станка. Подручник .

1.- пиноль; 2.- центр; 3.- рукоятка зажима;

4.- винтовой зажим; 5.- маховик;

6.- крепежный винт;

2.- каретка (держатель);

3.- рукоятка стопора;

4.- рукоятки крепления

4. На токарном станке заготовки крепят при

помощи патрона, планшайбы и трезубца

а- в патроне; б- в центрах (в трезубце);

Производят полукруглым резцом для получения цилиндрической поверхности заготовки с припуском2-3мм до заданного диаметра.

Производят косым или прямым резцом до заданного диаметра заготовки с припуском до 1 мм.

Точение на токарном станке выполняют специальными резцами – токарными стамесками

Кинематическая схема станка

Правила Техники безопасности

  • Не включать станок без разрешения учителя.
  • Надежно крепить заднюю бабку станка.
  • Перед установкой на станок проверить заготовку, чтобы она не имела трещин.
  • Надежно крепить заготовку в специальном приспособлении и центре задней бабки токарного станка.
  • Перед работой на токарном станке подготовить рабочее место: убрать все лишнее со станка и вокруг него, подготовить и разложить только нужные инструменты и приспособления.
  • Проверить рабочий инструмент. Ручки не должны иметь трещин, должны быть прочно насажены.

Правила техники безопасности

  • Заправить одежду. Застегнуть все пуговицы. Длинные волосы убрать под берет.
  • Перед пуском станка надеть защитные очки.
  • В процессе точения периодически останавливать станок и поджимать деталь центром задней бабки (маховиком), устраняя зазоры.
  • Периодически, по мере срезания поверхности, при остановках станка подводить подручник к поверхности заготовки на 2-3 мм, проворачивать заготовку вручную на 2-3 оборота и надежно крепить подручник.

4 . Практическая работа.

1. Ознакомьтесь с устройством станка.

2. Убедившись, что станок отключен:

1) переместите заднюю бабку в крайнее правое положение;

а) расстояние между центрами;

б) расстояние от линии центров до станины; в) величина вылета патрона.

3. Поупражняйтесь в креплении заготовок на станке (в патроне, центрах, на планшайбе).

4. Начните выполнение изделия-скалки, обрабатывая цилиндрическую поверхность заготовки.

Повторение и закрепление материала.

1.К каким машинам относится СТД-120М ?

2.Какое движение в токарном станке является главным, а какое вспомогательным?

З.Каково назначение рабочего органа станка, двигателя, передаточного механизма?

4. Назовите основные части (узлы) токарного станка по обработке древесины.

5.Какие приспособления применяются для закрепления заготовки?

6.Как осуществляется подача вращения к заготовке?

7.Какие инструменты применяют при черновом и чистовом точении заготовок из древесины?