Как сделать лебёдку на ниву своими руками

Лебедка является весьма полезным в хозяйстве инструментом. С ее помощью можно выполнить массу непосильной для ручного труда работы, она может быть применена в спасательных операциях, интегрируется в различные виды оборудования для конкретных целей. Именно поэтому самодельная лебедка на УАЗ своими руками пользуется широкой популярностью. Их существует масса вариантов. Независимо от конструкции, устройства и прочих факторов, это устройство выполняет одну задачу — обеспечивает большое усилие, достаточное для подъема на определенную высоту различных грузов или для вытаскивания из низины какого-то тяжелого предмета.

Особенности применения

Лебедка является узкоспециализированным, но при этом универсальным видом тягового механизма, который получил широкое распространение не только для использования в качестве автолебедки. Их применяют в следующих сферах:

  • При строительстве для подъема на высоту тяжелых грузов. Применяются как механические, так и электрические устройства.
  • Для эвакуации погрязших в трясине автомобилей, тогда лебедка устанавливается на сами авто.
  • В сельском хозяйстве для волочения и подъема на высоту бревен и прочих тяжелых предметов.

Список не ограничивается этими тремя позициями, хороший агрегат всегда найдет применение. Именно поэтому многими изготавливается самодельная лебедка на Ниву или другой отечественный внедорожник своими руками. В любом случае она должна быть надежной, выносливой и прочной, поэтому к ее изготовлению следует подойти с ответственностью. По своей сути, она будет полезным апгрейдом вашего авто, который всегда найдет свое применение. Например, можно вытащить из грязи собственную машину, подцепившись к толстому дереву, или выручить своего друга.

Разновидности лебедок

В продаже имеется несколько разновидностей лебедок от различных брендов. Есть как специальные для конкретных задач устройства, но также можно купить агрегаты универсального назначения, которые могут быть установлены на любой вид транспорта, эстакаду или иной вид сооружения.

Например, их часто применяют на автоэвакуаторах, но если вы собираетесь официально оказывать услуги эвакуации транспортных средств, то самодельное устройство придется поставить на учет и регулярно проводить его проверку на предмет износа. Журнал учета необходимо будет предъявлять при прохождении ТО на технику. Это касается тросов, у которых имеется степень износа или лимитируемое количество порванных жилок.

Известны следующие разновидности лебедок:

  • Электролебедка — устройство, намоточный барабан которого приводится в движение посредством электрического двигателя. Он должен быть высокомоментным и низкоскоростным, поэтому с ним применяется понижающий преимущественно планетарный редуктор. Могут применяться и иные конструкции, что зависит от тягового усилия. Автомобильные лебедки, устанавливаемые на автоэвакуаторы для легковых авто, рассчитаны на 4 тонн. В продаже имеются модели от 1 до 15 тонн и более, производимые китайскими, российскими, голландскими и финскими производителями: KDJ 9000 L, KDJ 8000 L, лебедки фирмы Delta DV 15000 и другие.
  • Гидравлическая — навесной агрегат, подключаемый к гидравлической системе автомобиля. Соответственно, устанавливаются только на специальных видах техники, например, на тракторах МТЗ или китайских моделей. Обладают высокими тяговыми усилиями и отменной надёжностью работы практически в любых экстремальных условиях.
  • Механическая лебедка с ручным приводом. Распространенный вариант конструкции, но неудобен тем, что требуется длинный рычаг и время. Это самая надежная конструкция, так как не имеет электрических и гидравлических двигателей.

Что касается цены, то она может быть самой различной, что зависит от производительности устройства. Например, агрегаты для легковых автомобилей с грузоподъемностью до 4 т будут стоить порядка 500 $ с электрическим приводом.

Гидравлические — в 2 раза больше, именно поэтому многие владельцы транспортных средств Нива или других внедорожников мечтают сделать самодельные лебедки для автомобиля.

Конструкция и строение

Если необходимо сделать лебёдку для авто или на квадроцикл, особенно если вы регулярно увлекаетесь экстремальными видами спорта, то в первую очередь определитесь с весом, который лебедка должна будет поднимать. Например, средний вес квадроцикла составляет всего 400 кг, поэтому для него достаточно лебедки с тяговым усилием до 700 кг или 1 т. Если речь идет об автомобиле, то тогда требуется более мощный агрегат с грузоподъемностью не менее 3 тонн.

Важно! Покупать или делать самостоятельно лебёдку следует с запасом, иначе в трудную ситуацию можно попасть в безвыходное положение.

Итак, от прикладываемой нагрузки на лебёдку будет зависеть ее мощность, соответственно, и габариты механизма, электрическая она или это гидролебедка, роли не играет. Чем она мощнее, тем ее размер будет больше, что вполне понятно. Первым делом стоит разобраться с конструкцией. Хотя, по сути, они будут отличаться лишь приводным устройством, в остальном схожи. В конструкции любой лебедки входят следующие функциональные узлы:

  • Приводной двигатель. Орган, который создает начальный крутящий момент, передаваемый через редуктор на барабан.
  • Редуктор планетарный или простой ступенчатый или червячный. Конструкция во многом зависит от веса груза, но в основном используется планетарный понижающий механизм.
  • Вал, на котором находится барабан. На него наматывается трос в процессе подъёма груза или осуществления его волочения. В простых автомобильных лебедках, рассчитанных на небольшой вес, он один, в мощных с тяговым усилием более 10 тонн их может быть 2 и более, что объясняется теорией блоков.
  • Трос с крюком. Один из главных компонентов, благодаря которому и осуществляется волочение груза. Обычно является стальным наборным из отдельных жил.

Способы сделать своими руками

Чтобы изготовить лебёдку самостоятельно, необходимо найти подходящий чертеж агрегата. Если поискать, то всегда можно найти, иногда придется импровизировать и что-то придумывать самостоятельно. Например, как сделать лебедку из стартера своими руками. Во-первых, определяемся с питанием. Если она устанавливается на автомобиль типа внедорожник Нива, то она должна быть рассчитана на питание от 12 вольт.

Читайте также:  Операция по отрезке трубы под углом 70

Рассмотрим один из агрегатов от автомобилей ВАЗ 2101. Стартер обладает следующими характеристиками:

  • напряжение питания — 12 В;
  • скорость вращения якоря — 5000 об/мин;
  • ток потребления на холостом ходу — 35 А;
  • крутящий момент на максимальной мощности — 0,76 кгм;
  • ток на максимальной мощности — 250 А.

Если вы захотите использовать этот двигатель в качестве тягового устройства, то учтите, что он будет потреблять значительный ток от бортовой сети в холостом режиме. Учитывая то, что вращение будет передаваться на барабан посредством редуктора, то потребляемая мощность будет ниже максимальной, но все же пользоваться такой лебедкой рекомендуется только при заведенном двигателе, когда генератор будет подпитывать бортовую цепь.

В кратковременном режиме генераторы на ВАЗ 2101 могут обеспечить ток до 91 А. В любом случае для обеспечения надёжности работы такого устройства необходимо применить защиту по току, чтобы что-нибудь не сжечь.

Еще одним вариантом лебедки, которую можно изготовить самостоятельно, является конструкция из шуруповерта. Такой агрегат подойдёт лишь к лёгким видам техники, например, для кдароцикла далеко не во всех ситуациях, при этом работать двигатель инструмента будет на предельных режимах. К тому же его эффективность во многом будет зависеть от создаваемого крутящего момента. Средние по мощности способны обеспечивать 0,15 кгм, чего будет едва хватать, но все же можно попробовать изготовить такую конструкцию. Придется придумать крепление для шуруповерта и переходник на редуктор.

Самодельная лебедка из дрели

Также можно использовать дрель, так как ее двигатель обладает достаточным моментом, но он высоко оборотистый, для чего придется пользоваться регулятором мощности. Такое устройство желательно применять в кратковременном режиме, так как мотор инструмента сильно нагревается даже при холостом вращении. Плюс ко всему, для питания дрели потребуется использовать преобразователь напряжения 12/220 В, так как они все рассчитаны на сетевое напряжение. Есть, конечно, и аккумуляторные модели, которые, по сути, ничем не отличаются от шуруповерта.

Выбор редуктора

Следующей проблемой является выбор редуктора. Любая лебедка электрическая 220 В своими руками должна содержать в себе механизм, который будет передавать вращение с большим тяговым усилием. Существуют следующие разновидности редукторов:

  • Червячные, передают вращение под углом 90 градусов, не требуют устройств для торможения, так как обладают хорошими самотормозящими свойствами.
  • Для лебёдок не используются из-за сложности перпендикулярного расположения главного приводного и вторичного валов.
  • Цилиндрические, представляют собой одну или несколько пар шестерен в одной плоскости, находящихся в зацеплении. Вращение передается с меньшего колеса на большее. Обладают высокой надёжностью, но меньшим тяговым усилием. Удобны для использования при конструировании самодельных лебедок.

Планетарный редуктор, самый распространенный на сегодняшний момент. Состоит обычно из 3 сателлитов, солнечной, коронной шестерни и водила. Обладают увеличенным рабочим ресурсом, передаваемой мощностью, но сложны в конструктиве.

Самым простым решением при изготовлении агрегата, электрическая лебедка на 220 В, конечно, всегда можно воспользоваться преобразователем, тем более в продаже имеются готовые устройства высоких мощностей. В качестве приводного двигателя можно применить асинхронный мотор, но лучше воспользоваться двигателем от стиральной машины. Современные модели являются довольно мощными и производительными.

Процесс изготовления

Выбрав конкретный двигатель для самодельной лебедки и самовытаскивателя, найдя к нему редуктор, необходимо приступать к производству основных деталей конструкции. Первым делом стоит задаться вопросом, из чего сделать барабан для намотки троса? Его можно изготовить из корпуса цилиндрического двигателя или из стальной трубы подходящего диаметра. В данном случае легче найти кусок с диаметром 100 мм. Это оптимальный вариант.

Далее, необходимо изготовить фланцы для барабана, которые привариваются к нему. В них жёстко вставлен вал, который опирается на несущую конструкцию — раму лебедки через подшипники. Вал посредством муфты соединяется со вторичным валом редуктора, корпус которого жестко присоединен к раме лебедка. К ней же закрепляется мотор.

Следует помнить о том, что планетарный и циклический редукторы требуют применения тормозных муфт, для чего можно использовать соленоид и тормозные щетки, которые будут прижиматься к валу. Тормоз нужен для того, чтобы более точно выполнять любые действия с лебедкой, особенно когда необходимо максимально аккуратно выполнять подъем или опускание груза.

К барабану необходимо прикрепить трос, для чего сверлится в трубе отверстие, куда продевается его один конец и механически закрепляется в цилиндре. Он пройдет через направляющее ушко, для плавности хода можно использовать дополнительный ролик. Если необходимо увеличить тяговое усилие, то можно использовать систему роликов. В таком случае конструкция лебедки усложнится и увеличится.

Управление работой лебедки организуется дистанционно пультом на радиочастоте или проводным способом. Можно купить готовые радиомодули приема/передачи сигналов или изготовить их самостоятельно. Проще и надёжнее воспользоваться проводным пультом. Вам потребуется задействовать всего 2 кнопки: намотки троса и смотки его.

Если имеется тормоз, то он обычно включается автоматически, когда отпускается какая-нибудь кнопка и выключается при их нажатии.

Использование автомобильного стартера является наиболее популярным и эффективным способом изготовления самодельной лебёдки. Устройство отличается мощным тяговитым электрическим двигателем, напряжение питания которого составляет 12 вольт. Данные характеристики позволяют использовать изготовленную лебёдку на внедорожнике. Как изготавливается лебёдка из стартера своими руками, и что для этого нужно сделать?

Читайте также:  Какой диск для триммера лучше

Лебёдка является наиболее востребованным грузоподъёмным механизмом. Её цель заключается в перемещении груза в горизонтальной плоскости. Водители транспортных средств повышенной проходимости нуждаются в данном механизме в первую очередь, поскольку такие автомобили используются для передвижения по дорогам без асфальтного покрытия и городского комфорта. Такие условия приводят к тому, что машина может застрять в песке или грязи, откажет при подъёме на возвышенность. Для таких ситуаций внедорожники оснащены лебёдкой на переднем бампере, но если её нет, можно сделать самостоятельно. Как изготавливается лебёдка из стартера своими руками, и какие рекомендации стоит соблюдать?

Разновидности лебёдок

В зависимости от ситуации можно использовать разные типы лебёдок, которые отличаются приводящими механизм в действие энергиями. Принцип работы в данном случае единый – стальной трос наматывается на барабан, который может вращаться вручную или посредством редуктора двигателя. Как заводская, так и самодельная лебёдка из стартера может быть ручной, гидравлической или электрической.

  1. Действие механической или ручной лебёдки основано на силе мотора. В плане надёжности данному варианту нет равных. Однако любители отдыхать в условиях бездорожья не особо жалуют такой механизм из-за больших габаритов. Если такая лебёдка изначально предусмотрена в транспортном средстве, водитель будет чувствовать себя максимально защищённым, но не выберет такой вариант при самостоятельной установке механизма. Несмотря на тот факт, что изготовленная ручная лебёдка своими руками будет мощной, она занимает слишком много места в машине.
  2. Электрические варианты пользуются среди водителей внедорожников наибольшим спросом. Барабан вращается посредством электрического мотора, получающего питание от автомобильного аккумулятора. При работе с такими механизмами важно следить за зарядом аккумулятора и оставить достаточно ресурса, чтобы доехать домой. Такие лебёдки отличаются практичностью и рассчитаны на поднятие груза весом до 4 тонн. Именно электрический вариант чаще всего выбирают, если выполняется лебёдка своими руками.
  3. Конструкция гидравлической лебёдки наиболее сложная за счёт дополнительных элементов в виде масляного насоса, бака для масла и гидропривода. Собрать такой механизм самостоятельно сложнее остальных, к тому же лебёдка получается слишком громоздкой. Тем не менее данный вариант обладает и преимуществами, среди которых минимальное потребление энергии в сочетании с высокой мощностью. Целесообразность использования гидравлических лебёдок наблюдается при эксплуатации мотоблоков, тракторов или внедорожников.

Выводы

Водитель с элементарными навыками ремонта авто сможет самостоятельно изготовить лебёдку и не беспокоиться о проходимости автомобиля в условиях бездорожья. Используйте только проверенные и качественные расходные материалы, поскольку от них напрямую зависит надёжность механизма и длительность эксплуатационного срока лебёдки.

Однажды после того, как хорошо посадил еще стандартную машину, и протопав в ночи с часок за джеком в гараж — задушил жабу(даже не сопротивлялась), и купил лебедку!Т.к не спортсмен., с запасом, "медленно но верно " было в приоритетах. Прикрутил на морду, добавил к этому еще силовик из швеллера(валить кусты и деревня сказка)), губы под стальной трос(ухудшив и так малый угол вьезда).

И вуаля- "мешок цемента" на носу, заметно перегруз было сразу(спереди самые мягкие волгопружины, и стало очень плавно ездитЬ, чуть не пожалел с выбором).В принципе ничего страшного, для туризма сойдет, НО
Листая драйв, наткнулся на установку лебедку в базе у спортсменов, почти загорелся идеей, (прикинув и примерив свою-понял что так дело не пойдет, у меня рост 185 и нормально я не сяду), полистав дальше-наткнулся у хорошего человека на установку передней лебедки в базу в багажнике!то что надо, и вот идея уже начала сверлить мне мозг и не давала покоя.
Так как задний бампер я сделал почти силовым(на подрамнике, родные сопли отвалились),

Сверху же в багажнике на всю длину от поперечного лонжерона-до замка багажника-прикрутил стальную пластину-без малого почти в 1см толщиной, и 20 кг веса:)))

По концу пластины у бака я еще прикрутил 40 уголок.в распор креплений ремней безопасности(должны выдерживать нагрузки по тонне при ударе?), чтобы пластинку не изгибало вниз на бак, передний клюз на нее повесил, пару крючков под резинки, ну и заодно на болтах я сделал там же подставки под два акб(слева и справа, + лапки на гайку крепления рычажка откидывания задней спинки сидения).

По верхним болтам безопасности сделал крепление для трубы-расспорки оцинковки, во
1)чтобы с открытой дверью кузов не так играл, добавить хоть каплю жесткости
2)на него удобно вешать всякую дребедень, я повесил на нее блок соленоидов, провод + на второй акб, и по низу пустил светодиодную ленту для подсветки багажника.

На плюсы акб поставил клеммы с алиэкспреса с барашиком-крутанул оборот-и все обесточено.профессиональные рубильники совсем не бюджетные, а эти по 300р)

для заряда второй акб(или от саморазряда)- поставил УРА-200.

Натянул синтетику.Взял 20 метров (28 считаю лишними, удлинитель на 30 м в багажнике, +корозащитка)
Попробовал все это в деле, работает=)

Труба под трос получилась достаточно прямой между входным и вторым клюзом, обязательное условие), взял не полипропилен, а сантехническую туалетную…сперва немного промазал с отверстием, потом поправился:)
Педали газа почти не мешает даже в грубом ботинке(правда я погнул специально лапку тормоза левее, ибо она выше.и с педали газа на педаль тормоза переносить ступню было неудобно и небезопасно-цеплялась)

Сегодня был небольшой пробный прохват.благодаря тому что стоял мороз на днях я проехал очень в жестких местах "по льду", но на вьезде все таки провалился.)

По пути в гараж увидел девятку в кювете.проехал мимо(не по пути.)потом развернулся, и поехал вытаскивать.я же на ниве!Зацепил ее за зад, меня за фаркоп второй легковушкой(стаскивало меня по снежку то в кювет), нива очень сильно от нагрузки присела на морду.ии вырвал ей буксировочную проушину, хорошо она не бешено полетела, а как то аккуратно отскочила, почти на экваторе, когда зад уже был на дороге

так же сам себя из грязи вытаскивал сегодня-тоже все прошло успешно!Результатом доволен!

Зачем это?
а)от пионеров, которые тырят не только лебедки, но и синтетику++
б)не надо следить разбирать, смазывать, чистить после покатух саму лебедку, живет себе в салоне в сухости и комфортности+++
в)развесовка+
мне плюсов оказалось достаточно, ибо я ленив для регулярных разборов лебедки)
г)в крайнем случае, можно лебедится на зад, после не хитрых манипуляций.если хорошо провалиться глубоко только мордой-это дорого стоит…выбраться от туда)+++

Сзади на диване-места ноль-только для киндеров дошкольников, и мучать там скрюченных мужиков перевозкой я не собираюсь))

Поведение на буераках заметно улучшилось( спереди-минус акб, минус запаска, минус силовик, минус лебедка, минус 28 метров стального троса.более 60кг, сложно не почувствовать, хотя никогда не думал что буду загоняться по поводу веса., но это загон по неправильной нивской развесовке больше;)