- Что представляют из себя сгоны
- Основные виды сгонов
- Выбор материала
- Установка сгонов
- Рекомендации по эксплуатации
- Характеристики муфты-сгона для трубопровода
- Стандартизация сгонов
- Достоинства и недостатки соединения труб на сгонах
- Способы соединения трубопроводов со сгоном
- Технические характеристики
- Предназначение
- Особенности соединения и монтаж
- Самостоятельное изготовление
Сгоны необходимы при ремонте трубопровода: для соединения отдельных деталей, принадлежащих к целостной системе. От качества этого элемента, его правильной установки и дальнейшего использования зависит, сколько прослужит водопроводная система.
Что представляют из себя сгоны
Чаще всего детали такого типа используют при соединении двух частей трубы, которые невозможно повернуть. Внешне сгон имеет вид обыкновенной трубки прямой формы. На одном ее конце резьба более длинная, а на другом – более короткая.
Сторона с длинной резьбой предназначена для соединения стального сгона с муфтой и контргайкой. От того, насколько длинной будет резьба, зависит прочность водопровода. Короткая сторона может быть продолжена трубой или перекрыта заглушкой.
Муфтой называют соединительную деталь круглой формы, внутри которой с обеих сторон также располагается резьба. Внутренний диаметр этой детали должен совпадать с наружным диаметром трубы, с которой происходит соединение. Простыми словами — муфта связывает между собой соединительный элемент и трубопровод.
Именно от сгона зависит герметичность водопровода и качество соединения его частей. Среди очевидных плюсов – возможность обойтись без приварки и помощи квалифицированного сварщика, что обеспечит в будущем простоту и удобство при чистке.
Основные виды сгонов
Благодаря большому разнообразию видов и размеров труб, были разработаны разные варианты соединительных элементов. Существуют сгоны для труб всех типов, в том числе – для пластиковых. Рекомендуется использовать их в лояльной среде: при температуре в пределах 180 градусов.
Доступны три типа сгонов разного размера:
- длинные (длина сгона – 30 см, длинной резьбы – от 5 до 9 см, короткой резьбы – от 0,9 до 1,7 см);
- короткие (длина сгона – от 10 до 15 см, длинной резьбы – от 5 до 9 см, короткой резьбы – от 0,9 до 1,7 см)
- компенсирующие (длина сгона – от 13 до 17 см, длинной резьбы – от 7,5 до 10 см, короткой резьбы – от 0,9 до 1,7 см).
При выборе размера соединительного элемента следует брать во внимание диаметр трубопровода. Сгоны должны соответствовать стандартам ГОСТ 8969-75. Их изготавливают из металлических труб, которые, в свою очередь, проходят проверку по ГОСТ 3262-75.
Сгоны в обязательном порядке получают сертификацию в соответствии с международным стандартом DIN 16961. Наиболее часто используются изделия с условным диаметром от 0,5 до 2 дюйма.
Относительно недавно популярность приобрел универсальный сгон «американка». Его применение целесообразно в тех случаях, когда во время ремонта нет необходимости демонтировать все существующие соединения.
Прямой сгон «американка» напоминает обычную муфту, однако принципиально отличается от нее двумя вещами: наличием двух резьбовых фитингов и накидной гайки. Также изделие может быть угловой формы.
Использование сгона такого типа позволяет отремонтировать участок водопровода, существенно сэкономив время. Для монтажа не потребуется специальных навыков, из инструментов будет достаточно простого разводного ключа.
«Американка» часто используется в сантехнике, например, устанавливается на обоих концах водопроводного счетчика. Обладает высоким уровнем надежности и хорошо переносит перепады давления. Детали такого типа приобрели наибольшую популярность в качестве соединительных элементов для металлопластиковых и пластиковых труб.
Выбор материала
Среди всего разнообразия материалов, из которых изготавливаются детали, наибольшей популярностью пользуются:
- стальные сгоны – закрепляются на трубах, которые потом погружают глубоко в грунт;
- оцинкованные – созданы для применения на тех открытых участках, где возможно негативное атмосферное влияние на трубы (например, там, где проходит газ или отопление);
- никелированные – помогают создать эстетичный вид в жилых домах или офисных помещениях.
Профессионалы рекомендуют выбирать изделия из нержавеющей стали. Они прослужат владельцу минимум в два раза дольше, чем те, которые сделаны из других материалов.
Не забывайте про дальнейшие условия эксплуатации. К примеру, после покупки сгона из меди, латуни или чугуна можно не беспокоиться о влиянии ультрафиолетовых лучей и высоких температур на состояние детали.
Цена сгона напрямую зависит от материала. Самыми дешевыми будут изделия из стали. Также на стоимость влияет комплектация: в более дорогих наборах сразу прилагаются подходящие муфта и контрагайка.
При выборе важно помнить о том, что надежность соединения напрямую зависит от того, правильно ли подобран размер сгона в соответствии с параметрами трубы.
Установка сгонов
Соединение водопроводных составляющих с помощью сантехнических сгонов считается простым: для установки элемента не требуется специальных навыков и практики.
Элементы для воды принципиально отличаются тем, что резьба в них расположена снаружи, и они обязательно должны быть покрыты антикоррозийным слоем. Такой тип соединения считается разъемным: он будет уместным в том случае, когда в будущем может возникнуть потребность разобрать часть трубопровода.
Сгон, муфта и контргайка в сборе должны быть соединены плотно и качественно, чтобы в дальнейшем не возникло протечек и была обеспечена герметичность.
Установка соединительных элементов для труб и общая сборка водопровода совершается в несколько этапов:
- На один из краев трубы накручивается муфта.
- К муфте прикрепляется сгон. Вкручивать деталь нужно до максимума. Использовать следует ту сторону, где резьба более короткая.
- К противоположной стороне прикручивается контрагайка. К ней фиксируется соединительный фитинг, который обычно используют в тех местах, где диаметр труб отличается, или же там, где происходит разветвление трубы.
- Конец сгона прилаживается к трубе, после чего уже свинчивается муфта, которая должна переходить на трубу.
- В завершении работы контргайку подкручивают к муфте таким образом, чтобы они находились друг от друга на расстоянии, не превышающем трех сантиметров. Для закрепления заполняют это свободное пространство уплотнителем, например, сантехнической паклей с солидолом или пастой.
Если потребуется демонтировать установленный участок трубы, следует вначале открутить гайку, затем – муфту, а в конце уже снять сгон.
Рекомендации по эксплуатации
Для продления срока эксплуатации любой детали трубопровода, ее необходимо регулярно красить. Это позволяет снизить вероятность появления ржавчины на металлической трубе. Однако, если возникнет необходимость разобрать окрашенный участок, со сгонов нужно предварительно удалить слой краски. Сделать это можно с помощью обыкновенного ножа или паяльной лампы.
Если ржавчина все-таки появилась даже при наличии антикоррозийного покрытия, эту проблему легче всего решить, заменив сгон из нержавеющего материала. Долго служат и не ржавеют элементы из латуни.
Еще одна распространенная проблема — появление протечки контргайки. Такая ситуация возникает вне зависимости от того, насколько правильно были подобраны детали. Причина этого чаще всего простая: уплотнитель пришел в негодность.
Подмотка из льняной нити имеет свойство перегорать или гнить. В таком случае следует заменить старый уплотнитель. Желательно перед намоткой обработать новую льняную нить специальным быстросохнущим лаком. Такое покрытие создаст защитный слой, предупреждающий перегревание или промокание.
Заменить сгон потребуется только в том случае, если течь пошла прямо по оси резьбы. Это значит, что во время установки детали неправильно совпали.
Если сгон для труб подобран нужного размера и сделан из качественного материала, подходящего для конкретного трубопровода и условий эксплуатации, он прослужит долго и не вызовет проблем во время использования. Подобрав оптимальный вариант, можно избавить себя от возможных неполадок.
При монтаже трубопроводов различной функциональности используются вспомогательные детали для состыковки, разветвления и регулировки потока. Среди перечня этих элементов немаловажную роль отдают фитингам. К ним относятся и сгоны для труб. Эти заготовки хорошо известны специалистам по сантехнике, благодаря простоте применения. Но, как и остальные детали, они имеют свои технические характеристики и условия применения.
Сгон — это соединительная деталь, применяемая при монтаже трубопроводов
Характеристики муфты-сгона для трубопровода
Сантехнический сгон – соединительная деталь для стыковки труб при обустройстве коммуникаций, предотвращающий протечки. От него во многом зависит целостность и надежность всей системы, а также простота соединения отдельных узлов. На сегодня разработано несколько разновидностей состыковки труб и устранения разгерметизации, включая сгон стальной. Основные типы соединения металлических труб:
- Со сваркой.
- Без сварки (посредством резьбовых соединений).
Присоединение труб и шаровых кранов без применения сварочного аппарата производится посредством всевозможных:
- переходников;
- резьбовых муфт;
- поворотных деталей;
- переходников;
- фланцев;
- патрубков;
- отводов;
- бочонков;
- штуцеров;
- сгонов.
При правильной состыковке с помощью грамотно подобранных соединительных элементов трубопроводу обеспечена герметичность и долговечность эксплуатации без протечек. Внешне сгон – обычная деталь с резьбовым соединением, напоминающая другие трубные заготовки. Принципиальное отличие – небольшой участок резьбы на одном конце и широкий с обратной стороны. С его помощью производят разные соединения, например, с муфтой и контргайкой на длинной резьбе. На короткой можно поставить заглушку или наращивать трубопровод.
Сгон может иметь резьбовое соединение или монтироваться при помощи сварки
Основное преимущество этих металлических заготовок – сборка без сварки для неподвижных трубопроводов. Эти детали незаменимы там, где трубы невозможно проворачивать. С недавних пор, как альтернатива сгонам, используется «американка» или универсальное резьбовое соединение. Но на разных участках трубопровода можно применять оба способа.
Сгоны нередко помогают сменить шаровые краны без сварки. Для этого резьбовую заготовку крепят на одном конце крана, а муфту с контргайкой – на другом. При закручивании наматывается уплотнитель.
Внимание! Нецелесообразно использовать большое количество резьбовых соединений, особенно на участках трубопровода с большим давлением, это увеличивает вероятность протечек.
Стандартизация сгонов
Выпуск данных деталей регламентрируется несколькими стандартами.
- Соединительные детали для водопроводов производят в соответствии со стандартом DIN 16961.
- Сгоны выпускают по ГОСТ 8969-75 из металлических труб, предназначенных для водо- и газопровода (других неагрессивных сред) по ГОСТ 3262-75.
- Диаметр и толщина стенок труб варьируются, поэтому к ним выпускаются соединительные детали с разными параметрами и типом соединения, черные и оцинкованные.
- Соединение труб без сварки допустимо там, где невысокое давление (газ, вода, пар до 1,6 МПа.) и температура не выше 175°С.
Резьбовое соединение может быть использовано только при монтаже системы с невысоким давлением
Сантехники также называют сгоном длинную резьбу на подводке к сантехническим приборам. Условное деление стандартных сгонов:
Компенсирующие сгоны, снабженные длинной резьбой, используются при подводке к сантехнике, радиаторам отопления и другим изделиям для минимизации отклонений. Можно заменить их нестандартными отрезками по 170 мм и 190 мм и патрубками по 170 мм и 130 мм. Допустимо компенсируется отклонение в пределах 50 мм, которое обнаруживается при установке сантехнического и отопительного оборудования.
Примечание! Детали из нержавеющей стали служат раза в 3 дольше, чем сгоны из углеродистой, и вдвое дольше, чем оцинковка. Более высокая стоимость стальных заготовок из нержавейки с лихвой компенсируется продолжительным сроком эксплуатации. В продаже также можно найти заготовки из чугуна, латуни и меди, которые более устойчивы к влиянию агрессивных сред.
Наиболее востребованные типоразмеры (диаметр условный), принятые у нас и за рубежом:
- ДУ15 (1/2 дюйма);
- ДУ 20 (3/4 д.);
- ДУ 25 (1 дюйм);
- ДУ 32 (1 и 1/4 д.);
- ДУ 40 (1 1/2 д.);
- ДУ 50 (2-х дюймовый сгон).
Сгоны бывают разного диаметра и отличаются назначением
За более точными параметрами нужно обратиться к таблице стандартизации по ГОСТ 8969-75, где указан вес заготовок и форма поставок. Это поможет оптимизировать транспортные расходы.
Сгон стальной на коротком отрезке резьбы имеет 5-6 оборотов нарезки (7-17 мм), на длинной резьбе – около 20 (до 85 мм). Компенсирующие заготовки могут иметь увеличенные параметры. Резьба производится посредством токарного станка или промышленного оборудования.
Достоинства и недостатки соединения труб на сгонах
Основные преимущества сочленения неподвижного трубопровода на резьбе:
- при монтаже легко обойтись без специального оборудования (сварочный аппарат):
- не нужна квалификация сварщика и большой опыт по монтажу трубопроводов;
- достаточно соблюдения технологии и рекомендаций по состыковке трубных заготовок;
- без сварки получается надежная состыковка труб;
- после работы остается разборный блок, упрощающий в дальнейшем ремонт данного участка трубопровода.
Среди минусов специалисты отмечают вероятность течи при негерметичном соединении посредством контргайки.
Внимание! Важно условие качественного соединения – точное соответствие размеров деталей, поэтому важны параметры труб в месте соединения. Рекомендация специалиста по длине сгона – он должен быть чуть длиннее разрыва.
При выборе детали весомое значение имеет ее длина
Способы соединения трубопроводов со сгоном
Сгоны сантехнические отличаются от других трубных заготовок тем, что у них резьба нанесена снаружи. Это очень удобно в работе, например, при установке крана шарового со сгоном. Однако в трубопроводах большого диаметра предпочтительнее монтаж на фланцах, особенно когда необходимо сделать разборное сочленение. На сгоне между муфтой и гайкой наматывают паклю, чтобы окончательно закрепить сочленение.
Стандартный способ соединения при монтаже вентильного или шарового крана предполагает применение сгона с муфтой и контргайкой и короткой резьбы с другой стороны для состыковки с трубой. В качестве уплотнителя используют сантехническую паклю, смазанную солидолом или специальную пасту. Подготовленная основа совмещается на концах с прокручиванием муфты.
Иногда требуется демонтаж части трубопровода для удаления ржавчины и прочих засорений системы. Тогда стальные сгоны с муфтой и контргайкой разбирают и устраняют проблему. Отслужившую свой срок деталь лучше заменить на новую, не дожидаясь течи и других осложнений. Блок снимают рычажным ключом.
На открытых участках трубопровода в квартире или частном доме для эстетики рекомендуется использовать изделие с антикоррозийной защитой. То есть, не обычный сгон сантехнический, а никелированный. Для обеспечения герметичности важно точное совпадение заготовок и труб по одной оси.
Обычно трубы крепятся между собой, а также присоединяются к сантехнике и газовым конструкциям при помощи муфт, внутри которых сделана резьба. Но в том случае, когда эти участки расположены слишком близко друг к другу, воспользоваться муфтой не получится, так как направление резьбы будет совпадать. Иными словами, возникнет ситуация, когда пытаются соединиться неповоротные детали. Может случиться и так, что сварка будет невозможна. Поэтому всегда имеет смысл воспользоваться сгонами – специальными промежуточными отрезками для трубопровода, обеспечивающими качественное соединение и защищающими от протечек.
Технические характеристики
Сгон выглядит как отрезок трубы, с обеих сторон которого выполнена резьба. Отрезок должен быть обязательно прямой либо угловой. С короткой стороны резьба состоит из 5 витков, а с длинной – из 20 витков и более, вплоть до 30. Коротким концом сгон подключается к патрубку оборудования, например, газового котла или батареи, длинным – стыкуется с другой трубой. По длинной резьбе также «идет» муфта подобранного размера с контргайкой.
На другую трубу помещается муфта с уплотнителем для герметизации, который прижимается контргайкой. В качестве последнего может выступать льняная пакля, сантехническая нить либо другие материалы.
Сгоны выполняются из металла, часто «усиливаются» цинковым покрытием. Если требуется достойный внешний вид труб, есть возможность приобрести элементы с никелированным покрытием. Часто на маркировке сгона указывается две цифры, например, 75/76. Это говорит, что внешний диаметр изделия составляет 76 миллиметров, а внутренний – 75 миллиметров.
Параметры (длина витков резьбы, ее диаметр и размер сгона в дюймах) должны соблюдаться по ГОСТу и соответствовать габаритам установленного трубопровода, например, 25 миллиметрам (1 дюйму). Максимальный диаметр сгона составляет 50 миллиметров, минимальный – 15 миллиметров. Если диаметр самого трубопровода больше, то решение задачи осуществляется, благодаря использованию фланцев.
Максимальная длина фитинга составляет 160 миллиметров (для диаметра в 50 мм), а минимальная – 110 миллиметров (для диаметра в 15 мм). Эти показатели опять же можно найти в ГОСТе. Однако на практике реальность часто не соответствует стандартам, поэтому лучше самостоятельно все измерять и покупать детали нужной длины.
Существует классификация сгонов в зависимости от сферы их применения: короткие, длинные и компенсирующие. Последние применяются для сантехники, батарей и других устройств с целью минимизации отклонений в пределах 5 сантиметров, обнаружившихся в ходе установки. Длина коротких сгонов составляет от 10 до 15 сантиметров, а длинных – порядка 30 сантиметров. Длина компенсирующих сгонов варьируется от 13 до 17 сантиметров.
Длинная резьба у короткого вида составляет от 5 до 9 сантиметров, а короткая – от 9 до 17 миллиметров. Вообще, размеры короткой стороны одинаковы у всех типов сгонов. Длинная сторона длинных сгонов также варьируется от 5 до 9 сантиметров. Длинная сторона компенсирующих сгонов составляет от 7.5 до 10 сантиметров.
К основным плюсам эксплуатации сгонов относятся:
- простой монтаж без сварочного аппарата;
- отсутствие необходимости приглашать специалиста;
- появление специального блока, упрощающего разборку в случае необходимости ремонта, прочистки или замены.
Кстати говоря, демонтаж происходит в следующей последовательности: сначала гайка, затем муфта, потом сам сгон. Осуществляется разборка при использовании рычажного ключа.
Среди минусов выделяют вероятность возникновения течи из-за отсутствия герметичности.
Предназначение
Способ соединения элементов трубопровода зависит от нескольких факторов, например, материала изготовления труб, вида транспортируемого вещества, а также условий рабочей среды. Основное предназначение сгонов для труб – подключать их к сантехнике или газовым устройствам. Здесь не подходит сварка, потому что соединение должно быть разъемным: при необходимости какой-то элемент, возможно, придется демонтировать. Например, сгоны советуют применять в сетях отопления после вентиля на стояке.
В случае поломки наличие сгона позволит легко достать элемент запорной арматуры, чтобы починить его или заменить. Сгоны пригодятся и для чугунных старых радиаторов, их наличие поспособствует очистке трубопровода. Данный элемент используется, чтобы подключить различное нагревательное оборудование: баки и газовые котлы, а также смесители. На кухне сгон пригодится при подключении плиты. Наконец, его можно использовать, чтобы создать дополнительное ответвление трубопровода.
Особенности соединения и монтаж
Сгоны способны функционировать в системах, где температура достигает 175 градусов, а давление не превышает 16 атмосфер. Фитинг продается вместе с соединительной муфтой и контргайкой стандартных размеров.
Устанавливать сгоны предстоит по определенному алгоритму. Объяснить его можно на примере детали, устанавливаемой после вентиля. Длина фитинга определяется таким образом, чтобы деталь оказалась где-то на 5 миллиметров короче, чем просвет между трубами. При этом обязательно учитывается грядущее углубление одной стороны в патрубок присоединяемого оборудования.
На длинную сторону сгона (то есть на ту, где не менее 20 витков) накручиваются стальная контргайка и соединительная муфта, идущие в комплекте. Короткая сторона обматывается по ходу резьбы льняным волокном с обязательной пропиткой любой краской, лаком или герметизирующей нитью.
Следом эта короткая сторона покрывается специальной пастой и вкручивается в резьбу патрубка, в данном случае вентиля. Сначала все делается вручную, а затем затягивается газовым ключом. В это время обязательно следует придерживать сам вентиль, например, другим ключом, чтобы он не провернулся. В противном случае вполне возможно возникновение течи.
Муфта на длинной стороне «сгоняется» вниз и накручивается на трубу при помощи газового ключа. За ней спускается и контргайка, пока между ней и муфтой не останется 3-4 витка резьбы. С другого конца муфты наматывается льноволокно, все обмазывается пастой, и контргайка затягивается.
Во время эксплуатации может возникнуть несколько типичных проблем, которые довольно легко решаются.
- Если течет контргайка, это говорит о том, что испорчено льноволокно или иная подмотка, способная сгнивать и выгорать. В этом случае старая подмотка меняется на новую, обработанную краской или быстросохнущим лаком, что позволит противостоять влаге и высоким температурам.
- Кроме того, гайка может течь из-за излишних движений батареи или ее патрубка либо изначального отклонения оси резьбы. Данную проблему можно устранить, но перед этим необходимо обязательно отключить отопление, перекрыв вентили. Следует также добавить, что если течь идет по резьбе, то сгон придется менять.
- То же самое предстоит сделать и при появлении ржавчины. Последняя проблема устраняется путем монтажа латунной детали, неспособной подвергнуться коррозии либо покрыться отложениями. Эксплуатироваться сгон из латуни может практически неограниченный период времени.
Самостоятельное изготовление
Обычно сгоны производятся из стали, преимущественно оцинкованной. Если же элемент устанавливается на индивидуальный водопровод, из которого поступает вода, пригодная для питья, то предпочтение отдается латуни и нержавеющей стали. Максимально длительный срок использования специалисты отмечают у сгона из нержавеющей стали. Они заверяют, что этот материал продержится в четыре раза дольше, чем углеродистая сталь и в два раза дольше, чем оцинкованная.
Также сгон можно сделать из бронзовой, медной и чугунной трубки. В зависимости от выбранного материала будут определяться и возможные рабочие условия, и срок службы, и стоимость изделия. Например, медный сгон не будет подвергаться температурным колебаниям и ультрафиолетовому излучению. Что касается цены, то один из самых дешевых вариантов – алюминиевый элемент. В два раза дороже придется заплатить за деталь из цинка, в три раза дороже – за фитинг из нержавеющей стали.
Сгон вполне возможно изготовить собственноручно. Иногда это делается, чтобы сэкономить время и деньги, а иногда, чтобы компенсировать отсутствие в магазине детали нужной длины. Обычно самостоятельно делается только трубка, а муфта с контргайкой берутся из другого набора. При выборе подходящего материала следует помнить, что труба должна обладать стенками значительной толщины.
Рассмотрим алгоритм изготовления сгона в домашних условиях.
- Первым делом от газовой трубы требуемого размера отрезается заготовка нужной длины. Зажав деталь в тиски, проводится обработка обоих торцов трубы при помощи болгарки, наждачки или ножовки. Рекомендуется предварительно смазать поверхность маслом, его применение значительно упростит процесс.
- Следом на обеих сторонах предстоит нарезать витки резьбы: 20 – с одной и 5-6 – с другой. Делается это путем вворачивания плашки с направляющей рамкой в трубу, причем изначально придется приложить максимальное усилие, а потом все уже пойдет само собой. Прижимать плашку можно перестать после первых двух витков. Нарезку делают как в прямом, так и в обратном направлении.
- Важно не забывать периодически вынимать инструмент и очищать и его, и трубу от стружки. После первичной нарезки надо будет провести еще одну, чистовую.
Грамотно подобранный материал и четкое следование инструкции поможет без проблем изготовить деталь нужного размера своими руками.
О том, как установить сгон на трубы, смотрите в видео ниже.