Изготовление верстака в гараже своими руками

Обязательным атрибутом для выполнения работ, требующих применения инструмента — газового ключа, ножовки, дрели, тисков — является рабочий стол или верстак. Изготовить верстак своими руками с учетом своих пожеланий и потребностей вполне по силам большинству хозяев при наличии нужных материалов и инструмента, а выполнить задачу обустройства личного рабочего места проще владельцам гаражей.

Рабочий стол для гаража

Прежде всего следует определиться, какой верстак планируется изготовить. Слесарный металлический верстак своими руками — основной вариант среди существующих, им оборудуют свои гаражи подавляющее большинство автомобилистов.

Следующий популярный, но менее распространенный вариант — верстак столярный деревянный — своими руками могут собрать те, кто занимается ремонтом и изготовлением мебели или столярных изделий. Оборудованный таким верстаком гараж обычно просто преобразуется в столярную мастерскую.

Возможен и вариант универсального верстака, оснащенного соответствующим оборудованием как для слесарных, так и для столярных работ.

Стоит отметить, что оборудование гаража своими руками — процесс творческий и постоянный. Как правило, самодельные верстаки любого назначения комплектуются различными встроенными или навесными полками для хранения инструмента, заготовок и материала.

Изготовление верстака своими руками

Габариты гаража в большинстве случаев ограничивают и габариты верстака. Для выполнения стандартного набора домашних работ вполне достаточно рабочего стола со следующими размерами: высота 850−1000 мм, ширина 550−650 мм, длина 1000−1200 мм. Для его изготовления потребуются следующие материалы:

  • Уголок 50×50 мм
  • Лист 4 мм
  • Лист 10 мм
  • Электроды Ø3,4 мм.

Если планируется оборудовать верстак выдвижными ящиками или полки, то дополнительно потребуются:

Чтобы определиться с количеством материала, нужно выполнить чертеж или эскиз конструкции с определенными размерами.

Сборка конструкции

Сборка начинается со столешницы. На выставленные по уровню бруски или толстые доски уложить лист. Желательно изготовить рабочую поверхность из цельного куска, но можно из 2-х, максимум из 3-х, не более, иначе будет сложно обеспечить плоскостность поверхности. В этом случае под линии стыка нужно подложить дополнительные бруски, а на кромках стыкуемых листов болгаркой сделать фаски под сварку с нерабочей стороны листа.

Чтобы максимально исключить коробление листа при сварке, лучше просверлить в нем необходимое количество отверстий под гвозди и прибить лист к брусьям на время сборки и сварки. Отверстия по окончании работ можно заплавить и зачистить, а можно и оставить так, как есть.

На собранной поверхности делается разметка под опорную рамку из уголков или сразу выкладываются приготовленные уголки и разметка делается по ним. Если поверхность собрана из частей, разметка необходима для выполнения прихваток. Прихватки делаются с шагом 80−100 мм, в местах наложения уголков на кромки стыкуемых частей сварку нужно выполнить сразу на ширину уголка с зачисткой шва.

Режим сварки — величина тока и скорость — подбираются в зависимости от диаметра электрода для полного проплавления на толщину листа. Эти режимы лучше подобрать заранее на обрезках листа, а режим для сварки листа 4 мм подойдет для сборки и сварки всех элементов конструкции — уголка с листом и уголков между собой.

При сборке рамки нужно обеспечить отступ от края листа на 20−30 мм, с лицевой стороны можно отступить на 50−60 мм. Выложенную рамку нужно плотно прижать к листу. Для этого можно воспользоваться подручными грузами, а можно повторить крепление гвоздями к брусьям. Времени это займет немного, но вполне обеспечит необходимую жесткость конструкции. Рамку предварительно крепят к листу прихватками. Кроме контура в рамке нужно установить один или два внутренних уголка.

Дальнейшую сборку можно выполнять различными способами:

  • Собранную столешницу из листа с рамкой полностью обварить, затем установить опоры. В этом случае по ходу сварки можно контролировать плоскость стола, при необходимости выполнять правку.
  • Опору верстака, включая рамку, можно собрать отдельно. Все элементы в процессе сборки также выкладываются на бруски, раскрепляются. Перед прихваткой и перед окончательной сваркой нужно проверить соответствие размеров по диагоналям.
  • Можно собрать всю конструкцию верстака на прихватках с последующей окончательной сваркой. Постоянный контроль геометрических размеров обязателен и в этом случае.

Для установки тисков, обычно на левом углу стола, приваривается дополнительная пластина толщиной не менее 10 мм. Толщина зависит от габарита и веса самих тисков. Эту пластину можно использовать и для крепления других рабочих элементов слесарного станка — сверлильной машинки или заточного станка.

Варианты изготовления верстака

Как правило, обычно хозяева изготавливают металлический верстак. При этом для изготовления рамы или основания могут использоваться и другие виды проката, кроме уголка — труба, квадратный или прямоугольный профиль.

Для изготовления столешницы можно использовать деревянные конструкции — столешницу со старого стола или снятое при ремонте дверное полотно. Плоскость рабочей поверхности в этом случае уже обеспечена, остается надежно обшить ее металлическим листом.

Слесарный верстак из дерева своими руками можно сделать и целиком на основе старого кухонного стола с готовыми полочками и выдвижными ящиками. В этом случае, кроме обшивки рабочей поверхности, потребуется и общее укрепление конструкции с помощью любого имеющегося в наличии металлического проката. Подробности изготовления складного верстака читайте здесь.

Ремонт автомашины — непростое и хлопотное занятие. Чтобы облегчить эту работу и создать благоприятные условия, обязательно потребуется сделать слесарный стол. Чертежи и схемы для этого могут быть разные, но принцип того, как построить удобный верстак для гаража своими руками, один. Устройство должно быть компактным и не занимать много места.

Лучше всего построить сборный верстак, чтобы он смог складываться или убираться. Несложную конструкцию можно выполнить полностью из дерева. Этот недорогой материал довольно легко найти и очень просто обработать. Но у деревянных изделий есть недостаток — это склонность к горению. Чтобы сделать менее опасный и наиболее надёжный слесарный верстак, необходимо изготовить самодельную конструкцию из металла. Однако в связи с простотой и лёгкостью постройки большинство автолюбителей чаще всего выбирают дерево.

Читайте также:  Ножи для сабельной пилы

Особенности изготовления из древесины

Необходимые материалы:

  • деревянные бруски;
  • различные доски;
  • шарниры;
  • гвозди;
  • шурупы.

Вначале необходимо определиться с местом под строительство слесарного стола. Если площадь имеет достаточную длину, то лучше установить верстак у задней стены напротив ворот. Это даст возможность заниматься работой, когда машина стоит в гараже. При таком расположении верстака боковые проходы останутся пустыми, что будет очень удобно для ремонта автомобиля. Когда помещение имеет больше свободного пространства в ширину, то наилучший вариант установки будет сбоку. Для русских моделей у левой стены, а для иномарок справа, что обеспечит более безопасный въезд и выезд автомобиля из гаража.

Простая модель

Для этого понадобятся инструменты:

  • шуруповёрт или отвёртка;
  • обычная дрель или коловорот;
  • ручная пила;
  • простой уровень;
  • небольшая рулетка;
  • острый топор;
  • молоток.

Сконструировать и установить в гараже самодельный слесарный стол несложно. Но сначала необходимо определить место, а затем выбрать материал. Для постройки простого верстака отлично подойдут любые доски и деревянные бруски. Это наилучший способ, где потребуются довольно скромные знания на школьном уровне. Кроме того, денежные затраты будут не столь велики, поскольку на строительство такого стола можно использовать старые бруски и доски. Так как древесину легко и быстро обрабатывать, то на всю постройку деревянного верстака уйдёт очень мало времени.

Когда подготовка закончена, и найден подходящий материал, то вначале следует приступить к постройке каркаса. Для этого нужно в гараже по месту сделать замеры будущего стола и по ним напилить 4 бруска для станины. Из них два длинных будут располагаться вдоль стены, а короткие перпендикулярно. Следом необходимо сделать ножки. Высота верстака в гараже должна быть чуть ниже пояса, что обеспечит идеальные условия в работе.

После того как все бруски будут напилены, их соединяют в каркас. Сделать это нетрудно с помощью простых гвоздей или шурупов. Далее всю конструкцию переворачивают на ножки и устанавливают плотно прижатыми к стене. В заключение сверху на гвозди прибивают приготовленные доски и простой деревянный верстак готов к работе. Зачастую многие автолюбители верх стола покрывают жестью или листовой сталью. Это не только увеличивает прочность, но и повышает безопасность при возникновении пожара во время различных сварочных работ.

Откидной верстак

Обычно в целях экономии гаражные постройки делают небольшими по объёму. В маленьком здании с ограниченной площадью редко хватает свободного места для размещения слесарного стола. В случае, когда длина и ширина гаража не позволяет установить какое-либо устройство, здесь применяют откидную конструкцию. Преимущество этого метода в том, что в нормальном собранном состоянии весь стол убирается и полностью освобождает место, но есть недостаток. Для работы на откидном верстаке придётся зачастую выгонять машину из гаража, что очень неудобно в ремонте автомобилей.

Откидной деревянный верстак имеет самую простую и наиболее дешёвую конструкцию. Поэтому для такой постройки потребуется минимум материалов и времени. Сначала необходимо выбрать лучшее место в гараже. Затем сделать рулеткой правильные замеры и по ним нарисовать простой чертёж либо набросать от руки схему. По ней несложно будет посчитать количество и расход материалов. Для этого прекрасно подойдут любые деревянные бруски и старые доски.

Вначале делают столешницу. Приготовленные бруски размечают с помощью рулетки и по размеру отпиливают ручной пилой. Далее складывают их четырёхугольником в виде коробки и гвоздями скрепляют между собой. Следом пилят доски одинаковой длины, приколачивают к брускам, и столешница считается сделанной. К ней на шурупы сразу крепят два шарнира и прикручивают к стене гаража на уровне пояса.

Получится интересный стол, который в одном положении будет висеть на стене, а в другом поднимется и установится горизонтально. Чтобы закрепить столешницу в рабочем положении, необходимо сделать ножки. Для этого отрезают ручной пилой два одинаковых бруска, которые с помощью шурупов прикручивают к свободным углам станины на шарниры. В таком положении каждая ножка стола, как и вся конструкция откидного верстака, также будет легко складываться.

Самодельное оборудование из металла

Для этого потребуются материалы:

  • металлический уголок;
  • обрезки железных труб;
  • жесть или листовая сталь;
  • болты, саморезы, гайки;
  • петли либо шарниры.

Каждый автолюбитель старается сделать в своём гараже все устройства надёжными и безопасными в работе. Хотя слесарный стол из дерева собирается очень просто и быстро, но эта конструкция не очень прочная. Зачастую наверх устанавливают дополнительно новое оборудования — это наждак, тиски, сверлильный станок. Для этого требуется довольно крепкое и устойчивое основание. В таком случае для постройки используют железо, которое намного прочнее дерева. Металлическая конструкция верстака не только прекрасно выдержит любые нагрузки, но и совсем не боится огня.

Чтобы построить металлический слесарный стол, необходимо подготовить все материалы. Это может быть железный уголок либо швеллер, обрезки труб и листовая сталь. При строительстве также необходимо найти инструмент для работы с металлом:

  • сварочный аппарат;
  • электрическая болгарка;
  • обычный шуруповёрт;
  • мощный молоток;
  • гаечные ключи.

Металлический верстак в гараже устанавливается с учётом свободного пространства. Сделать его нужно таким, чтобы было достаточно свободного пространства для ремонта автомашины. На узком и слишком маленьком слесарном столе сложно поместить дополнительное оборудование. Поэтому желательно сделать его максимальных размеров, которые позволят установить не только тиски и наждак, но и другие устройства. Например: небольшой сверлильный или токарный станок.

Процесс сборки

Начинают строительство верстака всегда с верхней части — столешницы. Из железного уголка либо швеллера болгаркой отпиливают небольшие отрезки по размеру стола. Затем на ровном полу их складывают в прямоугольник и соединяют сваркой. Внутри между сторонами также устанавливают дополнительные распорки, которые сделают каркас намного крепче. Верх столешницы обычно делают из кусков жести или листовой стали. Их ровно укладывают на рамку будущего стола и по периметру дрелью делают сквозные отверстия под болты либо саморезы.

Читайте также:  Как проверить конденсатор насосной станции

Когда столешница будет полностью готова, приступают к строительству опор. Для прочных ножек стола обычно используют металлические трубы. Болгаркой их нарезают на уровне пояса и прикрепляют сваркой к четырём углам сделанной площадки. Чтобы опоры при большой нагрузке не расходились в разные стороны, их скрепляют между собой профильным уголком либо швеллером. Затем стол переворачивают и плотно пододвигают к самой удобной стенке гаража. Верстак готов, и можно начинать ремонт. Но на этом строительство не заканчивают, а продолжают оснащать дополнительным оборудованием — тисками, наждаком и прочими устройствами.

Как справиться с вибрацией и беспорядком

Во время ударов молотком и работы станков на верстаке происходит вибрация. В это время все инструменты и ремонтные детали начинают двигаться и падать со стола. На поиск приходится тратить много времени, что особенно раздражает каждого автолюбителя. Справляются с этим недостатком очень просто: по краю всего периметра столешницы прикрепляют сваркой маленький бортик из уголка или металлической ленты.

Чтобы на верстаке всегда был порядок, необходимо оборудовать место, где будут храниться все инструменты и оставшиеся детали от ремонта. Лучший способ убрать лишние инструменты — это поставить стеллаж. Его следует закрепить на стенке прямо над столом. Обычно стеллаж изготавливают из листа металла, на нём устанавливают полки. И также желательно сделать крючки, на которых будут висеть инструменты. Очень удобно, когда они находятся перед глазами и не мешают работать.

Нередко для хранения ремонтных деталей автомобиля и различного крепежа делают выдвижные ящики. В них также легко можно поместить крупный инструмент, который занимает много места на стеллаже. Для этого внизу стола устанавливают дополнительные стойки и направляющие полозья из металлического уголка. Сами ящики изготавливают из листового железа в виде коробок с одной ручкой. После установки стеллажа и выдвижных ящиков появится возможность справляться с беспорядком, который мешает удобно работать.

Складной вариант

Бывает положение, когда помещение гаража не позволяет сделать хороший верстак. В этом случае лучше всего выбрать складной вариант, которому не нужно большое пространство. На свободном месте потребуется лишь сварить из металла простой короб в виде сундука, а к нему прикрепить крылья на шарниры. По мере надобности их всегда несложно будет раскрыть, что значительно увеличит площадь стола.

Прежде чем начинать строительство необходимо по размерам свободного места нарезать болгаркой 12 одинаковых уголков. Затем с помощью варки собрать каркас в виде куба и наверх прикрепить ровный лист жести либо листовой стали. Получится небольшой стол, который прекрасно подойдёт для мелких ремонтных работ. Чтобы сделать его длиннее, необходимо изготовить дополнительные металлические крылья. Их размеры должны совпадать с одной из сторон каркаса.

Вначале потребуется отрезать болгаркой 4 уголка, которые будут соответствовать рёбрам стола. Затем сложить их в форме квадрата и скрепить с помощью обыкновенной электрической сварки. На получившийся каркас следует положить лист железа, а потом ровно обрезать края. Далее по всему периметру дрелью просверлить сквозные отверстия, вставить туда болты и затянуть гайками. Чтобы крыло легко поднималось и опускалось, нужно прикрепить 2 шарнира.

С помощью сварочного аппарата это делается очень просто. Один край шарнирных петель соединяется с крылом, а другой с основным каркасом. Зафиксировать подвижную плоскость в горизонтальном положении несложно. Стоит лишь сделать из металлических труб две ножки и прикрепить их к свободным углам крыла на шарниры.

Нередко бывает, что увеличенной площади стола катастрофически не хватает. В таком случае нетрудно будет сделать ещё один дубликат и присоединить его к противоположной стороне каркаса. В этом случае получится длинный рабочий стол. Если прикрепить дополнительное крыло сбоку, то такая конструкция прекрасно поместиться в углу гаража. Преимущество складного металлического верстака кроется в том, что его конфигурацию можно всегда изменить по желанию каждого автолюбителя.

Гараж во многих случаях становится единственным местом, где можно выполнить ремонт или переборку какого-либо узла автомобиля, изготовить необходимый инвентарь или просто отдохнуть душой, работая руками за слесарным или столярным верстаком. В некоторых случаях в гараже можно даже организовать небольшую слесарную или столярную мастерскую, было бы желание и время. В любом случае верстак в гараж нужен, как воздух. У серьезных мастеров их всегда два – для работы с металлом и деревянный верстак, не считая рабочего стола и станка.

Как организовать верстак в гараже

Вариантов заполучить верстак в гараж немного, чаще всего желанное оборудование можно приобрести одним из перечисленных способов:

  • Купить продукцию китайского или отечественного производства;
  • Составить чертежи с учетом необходимых размеров и заказать изготовление верстака у знакомых столяров или слесарей;
  • Сделать верстак в гараж своими руками.

Нельзя сказать, что при нынешнем изобилии разного инструмента и оборудования для гаража сегодня невозможно купить качественный верстак. Более того, даже среди отечественных производителей есть немало приличных на вид моделей, которые вполне подошли бы для работы в гараже, но есть одно условие.

Есть смысл заказывать изготовление верстака по вашим чертежам, если нет физической возможности изготовить его для гаража своими руками, например, не готово помещение, или нет необходимых навыков работы со сваркой или столярными инструментами.

Очень важно с самого начала правильно сформулировать требования к конструкции и решить, где и как должен располагаться верстачный стол в гараже:

  • Высота стола и размеры верхней крышки или столешницы должны быть максимально удобными под ваши индивидуальные данные. При этом вокруг инструмента в гараже должно быть свободного пространства не менее чем на вытянутую руку от рабочего положенияза столом;
  • Несмотря на то, что 99% работ выполняется в положении стоя, возле верстака должен быть стул и решетка из дерева, если пол в гараже бетонный. При этом весь комплект принадлежностей не должен мешать или каким–либо образом влиять на автомобиль или другое транспортное средство, хранящееся в помещении.
Читайте также:  Производство сигарет в домашних условиях

Как сделать верстак в гараже

Первым опытом построения оборудования для гаража может стать простой деревянный верстак или верстачный стол из дерева. Конструкция стола из бруса более доступная в изготовлении, работа с пилой, электролобзиком и дрелью намного проще, чем крой и сварка стального уголка, из которого обычно изготавливают слесарные инструменты профессионального качества.

Строим деревянный верстак для сборочных работ

Чтобы построить верстак, нам потребуется:

  1. Деревянный брус, лучше дубовый или сосновый, примерно 12- 15 м, сечение материала выбирается индивидуально, исходя из предполагаемой нагрузки на верстак;
  2. Доска обрезная строганая, толщиной 20- 30 мм, ровная, без сучков и дефектов поверхности;
  3. Фанера листовая, толщиной 6- 8 мм, три полотна 200х60 см;
  4. Комплект саморезов по дереву и уголков стальных, размером полки 50 мм и длиной от 50 до 70 мм, не менее 40 штук.

В этом случае, даже при отсутствии столярных навыков, рез получается ровным, соответственно, вся конструкция верстака будет выглядеть, как фабричная.

На первом этапе изготавливаем каркас верстака, при этом учитываем размеры места в гараже. Для этого потребуется вырезать из бруса четыре вертикальные стойки, четыре горизонтальные балки и пять горизонтальных коротких поперечных распорок. Если размеры деревянного верстака для гаража не превышают двух метров, можно использовать брус сечением 70х70 мм.

Отрезаем четыре вертикальные стойки – две высотой по 90 см, две — по 150 см. Последние изготавливаются на 60 см выше, на них после окончания сборки верстака будет установлен фанерный экран для инструмента, хранящегося в гараже.

Горизонтальные балки тоже разного размера. Для перевязки опорных стоек каркаса в нижней части верстака обрезаем две секции бруса по 150 см, для крепления столешницы необходимы отрезки по 200 см. Последними из остатков материала режем поперечные распорки по 60 см длиной.

Всю конструкцию собираем с помощью стальных уголков и саморезов, как показано на схеме.

Столешницу собираем склейкой из листов фанеры и досок. После выравнивания и подгонки размеров доски и фанеру, промазанные ПВА-М или столярным клеем, собираем в струбцинах до полного высыхания и набора прочности. По контуру столешницу сшиваем саморезами.

Укладываем столешницу на готовый каркас и крепим с помощью саморезов, после этого поверхность тщательно шлифуется наждачной насадкой для электродрели. Последним устанавливаем экран и покрываем всю конструкцию лаком, чтобы в сырую погоду в гараже дерево верстака не «повело».

На вид верстак для гаража получился достаточно ажурным, но в реальности его прочности достаточно, чтобы выдержать нагрузку более ста килограммов. Для увеличения жесткости задние стойки можно закрепить анкерным креплением к стенам гаража.

Вариант слесарного верстака из стального уголка

Для изготовления конструкции используем стальной уголок с шириной полки в 50 мм. Ниже приведена последовательность операций изготовления верстака в гараже своими руками. Большая часть работ выполняется в гараже болгаркой и сварочным аппаратом, поэтому перед началом работ следует потренироваться и подобрать лучший режим сварки для металла толщиной в 3 мм.

Для начала нарезаем заготовку для изготовления каркаса под верхнюю плиту верстака. Рабочую поверхность для верстаков слесарного типа лучше всего изготавливать в виде цельной или сварной конструкции из стального листа, пластин или плит. Рекомендованная толщина листа для слесарного верстака гаража – не менее пяти миллиметров.

После подгонки размеров плиты на ее поверхность укладываем заготовки уголка, из которого сварим основание столешницы. Отрезанные заготовки тщательно подгоняем на угловых соединениях, устанавливаем на ровную поверхность, крепим струбциной, свариваем и тщательно зачищаем швы.

Это наиболее сложная часть сварочных работ. Если у вас в гараже есть сварочный полуавтомат, заготовки под раму основания сначала сваривают между собой обычной сваркой, а затем точками прихватывают к стальному листу. Выполнять подобную операцию обычной сваркой достаточно сложно, можно прожечь или перегреть лист, в результате вместо ровной поверхности получится «хлопающая» волна.

«Ноги» для верстака отрезаем из того же уголка и привариваем к основанию. Если верстак будет стоять на земле или щебеночном покрытии гаража, потребуется доварить на опорную часть ног специальные пятачки. Если конструкцию необходимо закрепить на бетонном полу гаража, в пятачках сверлим отверстия под анкерные болты.

Далее вырезаем горизонтальные поперечные стяжки, которые привариваем в нижней части ног верстака. Таким образом, конструкция становится жесткой и устойчивой на любом полу в гараже. При необходимости в задней части каркаса можно приварить дополнительную диагональную распорку.

Для установки ящиков под запчасти и детали, хранящиеся в гараже, дополнительно привариваем горизонтальные направляющие под столешницей. Чтобы ящики могли свободно выдвигаться, на поперечные отрезки привариваем по паре коротких продольных уголков. Ящики можно изготовить отдельно или приспособить уже имеющиеся в гараже. В этом случае расположение направляющих уголков приходится подбирать индивидуально.

Кроме того, уголковые направляющие потребуется тщательно отшлифовать, или нашить полоски из пластика, чтобы дно ящиков при движении «не строгалось» и не повреждалось. В противном случае уже через пару недель после установки верстака в гараже потребное усилие для выдвижения ящиков возрастет в несколько раз.

После выполнения сборочных работ все сварные швы потребуется тщательно зачистить и обработать фосфатной грунтовкой, после чего поверхность металла грунтуется и окрашивается в любимый машиностроителями цвет –синий или зеленый. Какой колер подойдет для вашего гаража, выбирать вам. Рабочая поверхность стального листа столешницы не красится, в лучшем случае полируется или обрабатывается кислотным протравителем.

Заключение

Изготовление верстака для своего гаража является относительно несложным и недорогим процессом. Стальной каркас способен выдержать нагрузку в несколько сот килограммов, например, от подвески или двигателя автомобиля. Даже при условии покупки всех комплектующих и материалов стоимость изготовления будет на порядок меньше покупного варианта. Тем более что в большинстве случаев настоящие автолюбители и мастера ремонта и самоделок именно так и поступают.