Из каких основных частей состоит верстак

1. ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА ДЛЯ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ

Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место.

Рабочее место для обработки древесины оборудуется сто лярным верстаком (рис. 1), стулом (рис. 2), стеллажами (рис. 3), ящиками (рис. 4), полками и тумбочками для размещения и хранения инструментов, приспособлений и заготовок. Слово «верстак» в переводе с немецкого означает «мастерская». Верстак представляет собой рабочий стол.

Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины, напивается столяр. Произошло это название от основного вида деятельности — изготовления столов.

Существует два вида верстаков: столярный (деревянный) (см. рис. 1) и универсальный (комбинированный).

Рис. 1. Столярный верстак: 1 — подверстачье; 2 — крышка; 3 — отверстия под клинья; 4 — лоток; 5 — передний зажим; 6 — задний зажим; 7 — выдвижные или поворотные пальцы

Рис. 2. Стул

Столярный верстак применяют для обработки древесины, а универсальный — для обработки древесины и металлов.

Столярный верстак состоит из подверстачья 1, крышки 2 с отверстиями 3, в которые вставляют клинья, лотка 4, переднего зажима 5, заднего зажима 6, выдвижных или поворотных пальцев 7. Передний зажим предназначен для закрепления заготовок, например при строгании. Отверстия 3 с клиньями предназначены для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке 4, образованном крышкой верстака и брусками обвязки, размещают инструмент. Задний зажим используется для крепления заготовок при строгании и распиливании. Выдвижные или поворотные пальцы служат для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления.

Для ручной обработки изделий из древесины на столярном верстаке применяют различные режущие и измерительные инстру менты, а также приспособления.

К режущим инструментам относятся ножовки различных конструкций, пилы, рубанки, дрели и многие другие инструменты.

Измерительными инструментами служат линейки, угольники, циркули, транспортиры и т. д.

Рис. 3. Стеллаж дли инструментаРис. 4. Ящик Для инструмента

Все инструменты и приспособления хранят отдельно и распола гают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно.

При этом наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук (рис. 5). Каждый инструмент хранится строго на своем месте.

Работать у верстака следует стоя, и лишь некоторые виды работ можно выполнять сидя возле него на стуле. Высота верстака должна соответствовать росту ученика.

Проверяют это так: нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на его крышку ладони. Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака соответствует росту (рис. 6).

Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке должно быть надежным. Для этого их зажимают винтовыми зажимами. Для крепления длинных заготовок применяют снизу подпоры в виде выдвижных или поворотных пальцев.

Низкие заготовки при их строгании на крышке верстака упирают передним торцом в клин, а с заднего торца заготовку поджимают клином заднего зажима (рис. 7). Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.

Обработка деревянных заготовок на рабочем месте должна выполняться с наименьшими затратами труда, сил и энергии, а также с наименьшим количеством движений.

Работу выполняют в специальной одежде: халатах, комбинезонах или фартуках. На голову обычно надевают берет.

При работе соблюдают правила ухода за верстаком.

1. Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами.

2. Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака.

3. Не ударять молотком по крышке верстака и зажимам.

4. Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.

5. На рабочем месте не должны находиться лишние предметы и ненужные инструменты.

6. По окончании работы очищать верстак от стружки щеткой.

Изучение устройства столярного верстака и отработка приемов крепления заготовок

1. Ознакомьтесь с устройством столярного верстака, изображенного на рисунке

1. Назовите основные части столярного верстака, имеющегося в ваших школьных мастерских.

2. Проверьте соответствие верстака вашему росту.

3. Рассмотрите устройство переднего и заднего зажимов. Потренируйтесь в закреплении заготовки в зажимах и между клиньями.

Новые термины: Рабочее место, столярный верстак, подверстачье, крышка, передний и задний винтовые зажимы, клинья, столяр.

Вопросы и задания

1. Что включает в себя рабочее место в школьной мастерской?

2. Из каких основных частей состоит столярный верстак?

3. Для какой цели служат передний и задний винтовые зажимы?

4. Перечислите правила ухода за столярным верстаком

Описание столярного верстака, инструментов и оборудования столярной мастерской.

Просмотр содержимого документа
«Верстак и столярные инструменты»

Верстак, его устройство

Из каких основных частей состоит столярный верстак?

Отверстия под клинья

Паз для выдвижного пальца

Что включает в себя рабочее место?

Что включает в себя рабочее место?

Стеллаж для хранения инструмента и заготовок

Что включает в себя рабочее место?

Стеллаж для инструмента

Что включает в себя рабочее место?

Ящик для инструмента

Определи соответствие крышки верстака по росту ученика?

Что относят к инструментам, а что к оборудованию?

Что относят к инструментам, а что к оборудованию?

а – сверлильный станок

б – токарный станок по дереву

Что относят к инструментам, а что к оборудованию?

д – пила лучковая

Определи соответствие инструмента с технологической операцией

Б – инструмент для строгания древесины

В – служит для выдалбливания неглубоких отверстий и гнезд, снятия тонкого слоя древесины, подрезания, срезки фасок и т. п.

А – деревянный или резиновый инструмент, служащий для нанесения ударов по черенку долота, иногда и стамески.

Определи соответствие инструмента с технологической операцией

В – инструмент для проведения на заготовке разметочных линий, параллельных выбранной базовой линии

Б – применяют для распиливания тонких пиломатериалов, выпиливания криволинейных деталей и выполнения сквозных пропилов

А – приспособление, с помощью которого размечают большое количество одинаковых деталей

Проверь свои знания

Как называются основные части столярного верстака?

Б – подверстачье, крышка, передний зажим, лоток.

В – лоток, отверстия под клинья, верстачная доска, основание.

А – клин, подверстачье,

боковой зажим, крышка верстака.

Проверь свои знания

Для чего необходимы зажимы на верстачной крышке предназначены?

А – зажимы служат для опоры длинномерных заготовок при их строгании

Б — зажимы предназначены для закрепления режущего инструмента при строгании и распиливании заготовок

В – зажимы предназначены для закрепления заготовок, например, при строгании

Проверь свои знания

Для чего служат отверстия в крышке верстака?

А – для установки в них опорных клиньев или гребёнок

Б – для облегчения крышки верстака

В – для закрепления в них заготовок при пилении или строгании

Проверь свои знания

Что необходимо сделать, чтобы проверить правильность установки крышки верстака?

А – нужно встать у верстака, опустить руки вниз так, чтобы любой инструмент, положенный на крышке верстака, был в зоне их досягаемости

Б – нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на крышку ладони. Считается, что крышка правильно установлена тогда, когда не требуется наклоняться или сгибать руки

В – нужно встать около верстака, опустить вытянутые руки вниз и коснуться концами пальцев крышки верстака

Правила ухода за верстаком

Необходимо оберегать крышку верстака от повреждений режущим инструментом, потому что:

А – крышка верстака придёт в негодное состояние и на ней нельзя будет работать

Б – режущий инструмент придёт в негодное состояние, после чего его необходимо будет точить и править

В – выполнять практические работы, которые поручены учителем, соблюдая при этом заданную пооперационную последовательность будет невозможно

Нельзя сильно закручивать передний и задний зажимы верстака, потому что:

А – заготовка при этом будет повреждена, появятся вмятины и сколы

Б – зажимы могут прийти в негодное состояние, вследствие повреждения механической части

В – заготовку будет трудно снять после такой установки в зажим

Нельзя ударять молотком по крышке верстака и зажимам, потому что:

А – молоток придёт в негодное состояние

Б – крышка верстака и зажимы придут в негодное состояние

В – молоток после такой работы придётся периодически осматривать и готовить к работе

4. Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой, потому что:

А – клинья после удара молотком расколются и придут в негодное состояние

Б – отверстия после каждой установки клина будут больше, что приведёт к их несоответствию диаметру клина

В – забивая молотком клин, можно ударить мимо клина и повредить крышку верстака

5. На рабочем месте не должны находиться лишние предметы и ненужные инструменты, потому что:

А – они загромождают рабочее место, мешают работе, могут упасть на пол и повредить ноги работающего

Б – вместо необходимого инструмента для выполнения технологической операции, можно взять совсем другой инструмент или предмет

В – работа должна производиться с наименьшими затратами труда, сил и энергии, а также с наименьшим количество движений

6. По окончании работы очищать верстак от стружки и пыли щёткой-смёткой, потому что:

А – выполнять уборку другими инструментами запрещается

Б – благодаря удобному совку и щётке-смётке можно легко собрать стружки и пыль с горизонтальных поверхностей

В – стружку и опилки сдувать ртом или смахивать рукой запрещается

Цель урока: ознакомление учащихся с устройством столярного верстака и его назначением.

Задачи урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с устройством и назначением столярного верстака. Учить правилам использования верстака.

Развивающая: развивать, память на основе работы с новыми понятиями; мышление в процессе выполнения практической деятельности.

Воспитательная: воспитывать интерес к столярному делу, бережное отношение к оборудованию мастерской, соблюдение правил безопасной работы.

Метод урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия: столярные верстаки, пиломатериал разных размеров, классная доска, учебник, тестовые задания.

Ход урока

I. Организационный момент:

2. Распределение учащихся по рабочим местам.

3. Контроль посещаемости, подготовка к уроку.

4. Распределить обязанности между учащимися.

II. Повторение пройденного материала

  • Нужны ли нам цветы в жизни?
  • Какова роль цветов?
  • Зачем мы садим цветы?
  • Скажите, пожалуйста, какие цветы вы знаете?
  • Какие цветы вы выращиваете дома?
  • Как вы думайте на какие группы по отношению к свету можно разделить декоративно-цветочные растения?
  • На какие группы можно разделить растения по продолжительности жизни?

III. Изложение нового материала.

Где бы человек не работал – на заводе, в мастерской, у пульта электрической станции, в лаборатории, какую работу он ни выполнял, ему надо прежде всего позаботится о своем рабочем месте. Только при хорошей организации рабочего места можно достичь высокой производительности труда.

Как вы видите, большую часть мастерской занимают столярные верстаки. Верстак — в переводе с немецкого «мастерская» рабочее место столяры, это специальный стол для столярных работ. Столярные верстаки обычно располагают возле окон, так как площадь работающего должно быть хорошо освещена.

Существует 2-ва вида верстака:

  • Столярный (деревянный стол для обработки древесины)
  • Универсальный (комбинированный, для обработки древесины и металла)

На верстаке во время работы находятся инструменты, приспособления и материалы, нужные для занятия.

См. рис. 1.
Столярный верстак. 1 – подверстачье; 2 – крышка; 3 – отверстия под клинья;
4 – лоток; 5 – передний зажим; 6 – задний зажим; 7 – выдвижные пальцы.

(раздать уч-ся картинки верстака)

Столярный верстак состоит из двух основных частей (показ на верстаке): подверстачье – опоры столярного верстака и крышки – его рабочей части. Для закрепления заготовок служат приспособления верстака – передний и задний винтовые зажимы, а также гнезда с клиньями. В гнезда вставляются клинья – предназначены для упора и крепления заготовок, деталей. Инструменты кладут в лоток – углубление в крышке верстака.

(Показ закрепление заготовке на верстаке). Заготовку для обработке на верстаке закрепляют между клиньями. Один торец заготовки упирают в клин стола, а другой вращая рукоятку по часовой стрелке, поджимают клином заднего зажима.

Чтобы удобно было работать и преждевременно не утомляться, следует подбирать высоту столярного верстака соответственно своему росту. Нормальную высоту определяют так (показ возле верстака): надо встать прямо у верстака, руки опустив вниз и, положить на крышку ладони, если при этом не требуется накланяться или сгибать руки значит высота верстака соответствует росту. Если верстак высокий надо подставить подставку под ноги. Если не приходиться сгибать руку или наклоняться, значит верстак соответствует твоему росту.

На предприятиях за верстаками работают столяры, сборщики деталей и изделий из древесины. Они изготавливают детали мебели, оконные рамы, двери и др. предметы. Столяры должны владеть приемами обработки древесины, знать ее свойства, уметь читать чертежи.

Правила безопасности работы.

  • Не повреждать крышку верстака режущими инструментами, беречь от попадания на него влаги, клея, краски, лака.
  • Закручивать передний и задний зажим верстака нужно только с усилием руки.
  • Чтобы детали зажимов при закреплении заготовок не сломались, не прикладывать излишних усилий к рукояткам зажимов.
  • Забивать клинья в гнезда и выбивать их можно только киянкой.
  • Закончив работу, верстак следует очищать щеткой сметкой от опилок, стружек, пыли.

IV. Практическая часть:

назовите основные части столярного верстака.

— определите соответствует ли верстак твоему росту.

— закрепи заготовку с помощью заднего зажима.

Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий. Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

Закрепление нового материала

1. Рабочий стол на котором работает столяр?

2. Назовите приспособление, которое служит для закрепления заготовок?

3. «Верстак» в переводе с немецкого означает…….?

4. Опорой столярного верстака называется?

5. Приспособление которое служит для закрепления заготовок при строгании и распиливании?

6. Рабочая часть столярного верстака?

7. Как называется профессия людей, которые работают за столярным верстаком?

8. Углубление в крышке верстака, называется?

9. Как называются деревянные колышки, которые вставляются в гнезда?

10. Как называются отверстия, в которые вбивают деревянные колышки и тем образом служат для закрепления заготовок и деталей?

11. Как называется спец одежда, в которой работает слесарь?

12. Это режущий инструмент, которым работает слесарь?

13. Это измерительный инструмент, которым работает слесарь?

V. Заключительная часть:

1. Итог урока (выставление оценок).

2. Уборка рабочих мест.

3. ДЗ, П4 стр.12-13, прочитать, ответить на тест.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по технологии на тему: " Назначение и устройство столярного верстака"»

Тема: НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО СТОЛЯРНОГО ВЕРСТАКА.

Цель урока: ознакомление учащихся с устройством столярного верстака и его назначением.

Образовательная: ознакомить учащихся с устройством и назначением столярного верстака. Учить правилам использования верстака.

Развивающая: развивать, память на основе работы с новыми понятиями; мышление в процессе выполнения практической деятельности.

Воспитательная: воспитывать интерес к столярному делу, бережное отношение к оборудованию мастерской, соблюдение правил безопасной работы.

Метод урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия: столярные верстаки, пиломатериал разных размеров, классная доска, учебник, тестовые задания.

Распределение учащихся по рабочим местам.

Контроль посещаемости, подготовка к уроку.

Распределить обязанности между учащимися.

Повторение пройденного материала

Нужны ли нам цветы в жизни?

Какова роль цветов?

Зачем мы садим цветы?

Скажите, пожалуйста, какие цветы вы знаете?

Какие цветы вы выращиваете дома?

Как вы думайте на какие группы по отношению к свету можно разделить декоративно-цветочные растения?

На какие группы можно разделить растения по продолжительности жизни?

Изложение нового материала.

Где бы человек не работал – на заводе, в мастерской, у пульта электрической станции, в лаборатории, какую работу он ни выполнял, ему надо прежде всего позаботится о своем рабочем месте. Только при хорошей организации рабочего места можно достичь высокой производительности труда.

Как вы видите, большую часть мастерской занимают столярные верстаки. Верстак — в переводе с немецкого «мастерская» рабочее место столяры, это специальный стол для столярных работ. Столярные верстаки обычно располагают возле окон, так как площадь работающего должно быть хорошо освещена.

Существует 2-ва вида верстака:

Столярный (деревянный стол для обработки древесины)

Универсальный (комбинированный, для обработки древесины и металла)

На верстаке во время работы находятся инструменты, приспособления и материалы, нужные для занятия.

Рис. 1.
Столярный верстак. 1 подверстачье; 2 – крышка; 3 – отверстия под клинья;
4 – лоток; 5 передний зажим; 6 – задний зажим; 7 – выдвижные пальцы.

(раздать уч-ся картинки верстака)

Столярный верстак состоит из двух основных частей (показ на верстаке): подверстачье – опоры столярного верстака и крышки – его рабочей части. Для закрепления заготовок служат приспособления верстака – передний и задний винтовые зажимы, а также гнезда с клиньями. В гнезда вставляются клинья – предназначены для упора и крепления заготовок, деталей. Инструменты кладут в лоток – углубление в крышке верстака.

(Показ закрепление заготовке на верстаке). Заготовку для обработке на верстаке закрепляют между клиньями. Один торец заготовки упирают в клин стола, а другой вращая рукоятку по часовой стрелке, поджимают клином заднего зажима.

Чтобы удобно было работать и преждевременно не утомляться, следует подбирать высоту столярного верстака соответственно своему росту. Нормальную высоту определяют так (показ возле верстака): надо встать прямо у верстака, руки опустив вниз и, положить на крышку ладони, если при этом не требуется накланяться или сгибать руки значит высота верстака соответствует росту. Если верстак высокий надо подставить подставку под ноги. Если не приходиться сгибать руку или наклоняться, значит верстак соответствует твоему росту.

На предприятиях за верстаками работают столяры, сборщики деталей и изделий из древесины. Они изготавливают детали мебели, оконные рамы, двери и др. предметы. Столяры должны владеть приемами обработки древесины, знать ее свойства, уметь читать чертежи.

Правила безопасности работы.

Не повреждать крышку верстака режущими инструментами, беречь от попадания на него влаги, клея, краски, лака.

Закручивать передний и задний зажим верстака нужно только с усилием руки.

Чтобы детали зажимов при закреплении заготовок не сломались, не прикладывать излишних усилий к рукояткам зажимов.

Забивать клинья в гнезда и выбивать их можно только киянкой.

Закончив работу, верстак следует очищать щеткой сметкой от опилок, стружек, пыли.

назовите основные части столярного верстака.

— определите соответствует ли верстак твоему росту.

— закрепи заготовку с помощью заднего зажима.

Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий. Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

Оцените статью
ТехПорт