Художественное литье из металла

Среди множества технологических приемов художественного литья из металла выделяют 3 основных:

  1. литье в земляную форму с использованием шаблонов;
  2. литье на основе выплавляемого образца;
  3. литье с применением выжигаемой модели.

Что используется при отливке металла по моделям для художественного литья?

Художественное литье из металла по моделям осуществляется с использованием:

  • Опоки – деревянной рамы с формовочной землей, в которую заливается металл.
  • Подмодельной доски – ровной металлической плиты.
  • Пресс-формы – резинового приспособления, оснащенного двумя гладкими пластинами из стали и вулканизатором.
  • Пресс-шприца – самостоятельно сделанного шприца, заполняющего пресс-форму специальным моделирующим составом.
  • Ручной центрифуги, посредством форма наполняется разжиженным металлом.

Литье металла в земляную форму с использованием шаблонов

Представляет собой легчайший метод, позволяющий получить отливки. Суть данной технологии состоит в следующем: по предварительному шаблону из глины создают одноразовую форму, куда заливается разжиженный металл.

Шаблон, как правило, бывает пластилиновым, гипсовым, деревянным или пластмассовым. Подробнее с технологией литья можно ознакомиться на выставочных экспозициях.

Наиболее удобным шаблоном является слепок из гипса, получаемый путем помещения оригинала лицевой стороной вверх на гладкую поверхность в деревянную раму, борта которой превышают высоту копируемого образца и смазаны с внутренней стороны мылом.

Гипс растворяется в воде до достижения им консистенции сметаны. Затем на оригинальное изделие кистью быстренько накладывают слой растворившегося гипса, после чего раму полностью заливают раствором гипса.

Слепок необходимо высушить при 50°С, обработать в контррельефе (а в случае надобности нарастить дополнительный объем), сгладить выступающие участки и заделать раковины.

Перед началом производства модельный слепок нужно покрыть 3% составом щелока или взбитым мыльным раствором, а затем залить его гипсом. Теперь шаблон создан, и можно начинать его формировать.

Опока ставится на подмодельную доску с шаблоном, предварительно посыпанную графитом с целью избегания прилипания смеси для облицовки, насыпаемую посредством сита до краев модели.

Земля в опоку насыпается послойно, уплотняется благодаря применению трамбовки, а земляные излишки сглаживаются особым бруском. Перевернув опоку, сверху ставят другая с помещенными внутри нее брусками конусообразной формы – (это образцы литника и выпора).

Опока, находящаяся вверху, снимается, бруски убираются, а из второй опоки удаляется шаблон. Затем по направлению отверстий в образце литника и выпора из шаблонной полости проделывают узкие соединяющие каналы.

Опоки прикладывают друг к другу, после чего, используя литник, вливают через него разжиженный металл, стекающий в форму.

По второму каналу, направляющемуся к выпору, форму покидает воздух, а сама она наполняется металлом. Отливка завершена.

Художественное литье из металла на основе выплавляемого образца

В основу художественного литья из металла положено применение легко плавящихся материалов, к числу которых принадлежит воск. Его заливают при горячей температуре в форму, а когда материал затвердевает, образуется восковая модель, затем покрываемая особым составом.

После просушки на модели появляется оболочка, проявляющая огнезащитные свойства, – форма из керамики, предназначенная для выплавки моделирующего состава и образования формы для литья со стенками небольшой толщины, после прокаливания заливаемая жидким металлом.

Читайте также:  Что такое тип и марка электрода

Как формуется модель?

К модели прикрепляются стальные иглы (для этого используют жидкий воск) – литниковые штифты, пересекающиеся в одной линии, где они фиксируются посредством все того же воска.

Принимая во внимание параметры модели, опока подбирается так, чтобы ее дно и модель располагались на расстоянии не менее 1 см.

Подготовленная формовочная масса заливается в опоку, куда помещается модель путем легкого покачивания ее в разные стороны, чтобы избежать попадания воздуха.

Когда затвердеет масса (как минимум через 1 час), в верхней части опоки вырезается литниковая чаша с расположенными в центре нее каналами.

Выплавка восковой модели осуществляется так: опока ставится в раскаленную духовку, температурный режим которой постепенно повышается до 350°С. Она вынимается и кладется на горелку для финальной выплавки воска.

Как получают отливку?

При раскалении боков опоки до красного оттенка она помещается в центрифугу, а в литниковую чашу закладывают металл с добавленным в него флюсом, и начинается плавка.

По завершении плавления центрифугу начинают приводить в движение, чтобы разжиженный металл наполнил форму и приобрел вид кристаллов. Для этой цели необходимо проделать примерно 20 вращений.

Затем готовое изделие охлаждают в воде и вынимают его из опоки.

Художественное литье металла с применением выжигаемой модели

Чтобы, к примеру, отлить кубок, верхний участок модели производят из какого угодно материала, а при изготовлении нижней – применяют пенопласт. Когда верхний участок модели помещается на подмодельную плиту, начинается ее формирование в опоке.

Земля приравнивается к уровню модели, к ней прикладывается часть из пенопласта и происходит окончательная заформовка. Опока переворачивается, на нее устанавливается вторая опока и проводится финальная формовка при помощи литниковой системы.

Верхний участок модели убирается, а нижний остается. Используя подобный способ, путем комбинации удается получить цельные отливки.

Пустотелую модель можно создать, если поставить опоку, плиту и оригинальное изделие, заформовать землей до половины, т.е. сделать так называемую искусственную опоку.

Как происходит формовка пустотелых предметов?

Начинается она с создания стержня – участка формирующей смеси, заполняющей опоку.

В качестве основы стержня, как правило, используется каркасная металлическая проволочная конструкция с диаметром, зависящим от размера модели.

Базой каркаса служит толстый стержень, вводимый в полость модели и заполняемый формовочной массой (глиной, которая легко плавится, или смесью гипса и талька).

Узнать больше о художественном литье, современных способах и технологиях можно также на выставочных семинарах, например, на выставке «Металлообработка» .

Художественное литье из бронзы — один из старинных способов обработки металла, о чем говорит большое количество украшений, найденных при раскопках и датированных веками до нашей эры. Бронза отличается малой усадкой, небольшой текучестью и высокими литейными свойствами. Уже в давние времена люди могли изготавливать из металла украшения небывалой красоты для своего дома и себя. Со временем технологии художественного литья металлов совершенствовались и развивались, а методы обработки бронзы становились интереснее и глубже Даже несмотря на то, что мода на материалы часто менялась, художественное и высококачественное литье из бронзы оставались популярными во все века, а такие старинные технологии, как бронзовое литье в разовые формы из песка, используют даже сегодня.

Традиции отливки бронзовых фигур в настоящее время бережно хранят сотрудники литейной мастерской «Калежа», но при изготовлении изделий используют только самые современные технологии, например способ литья под давлением или по выплавляемым моделям. Бронзовое художественное литье в Москве нашей мастерской отличается авторскими дизайнами, высоким качеством исполнения, широким ассортиментом изделий, а также неповторимым стилем. У нас Вы можете заказать любые скульптуры, сувениры, медали, фурнитуру, кубки и все, что придет в голову. Бронзовый сувенир может стать как эксклюзивным элементом интерьера в Вашем доме, так и превосходным подарком. Разнообразные награды из этого металла придают значимость и весомость тем достижениям, за которые их вручают. Фурнитура для мебели и прочие предметы быта не только отлично выполняют функции практического применения, но и непременно станут изюминкой Вашего дома, привнеся в него еще больший уют и комфорт.

Читайте также:  Расположение проводов в usb

В нашем каталоге также есть товары в наличии, для тех, кто хочет купить готовое изделие, и не тратить время на индивидуальное изготовление.

Процесс литья по выставляемым моделям.

Очень часто мои заказчики и покупатели спрашивают, «Как же все же делают фигурки из бронзы?» и постоянно приходится рассказывать процесс заново. Решил создать ..этакую шпаргалку 🙂 . мастер-классом вроде и не назовешь её. Описать решил максимально простым языком без специальной терминологии. Думаю так будет проще и понятнее не создаст дополнительных вопросов. Хочу еще сказать, что сам я не литейщик, я только создаю мастер-модели, снимаю с них формы, делаю восковки и их уже везу в литейную мастерскую. А потом готовые отливки довожу до ума. Обработка очень важная часть финального процесса.

Но во всех стадиях литья принимал не однократное участие и потому знаком со всеми стадиями процесса. Работа это не легкая и требует аккуратности и дотошности..мелочей нет. Схалтуришь на одном каком то этапе и работа всей команды будет загублена.

Литейное дело — одно из самых древних в мире ремесел, трудоемкая и сложная работа, требующая внимания и аккуратности на каждом этапе подготовки и литья. От Мастер-модели до финальной отливки в бронзе. Но результат стоит затраченных усилий. Литые изделия отличаются изысканным внешним видом. С годами на поверхности изделий из бронзы, латуни покрывается оксидной пленкой — это придаёт внешнему виду изделий антикварный вид. С годами изделия из бронзы как благородное вино растут в цене покрываясь налетом старины.
Довольно высокая цена на изделия выполненных методом художественного литья по выставляемым моделям, обусловлена большим количеством операций выполненными вручную, а так же дорогостоящими расходными материалами (ювелирный воск, формомасса, сплавы, а так же расходники для последующей обработки готовых изделий).
Коротко процесс создания бронзовой фигурки можно описать по операциям.
1. Изготовление мастер-модели для литья. Модель может быть из разных материалов: пластилин, воск, дерево, пластики, металл, гипс и т.д.

Несколько примеров моих мастер-моделей изготовленных из разных пластиков:

Художественное литье из металла

Художественное литье из металла

Художественное литье из металла

будущие шахматные фигурки:

Художественное литье из металла

фигурка сноубордист "Карвер"

Художественное литье из металла
Мы в своем технологическом процессе чаще создаем мастер-модели из полимерных скульптурных пластиков. Скульптор-миниатюрист создает модель вручную. Сложные модели иногда приходится делать разборными и многосоставными. На модель крепят литниковую систему продумывая как будет течь металл и как затем удалить литники без ущерба для будущей фигурки.

2. С мастер-модели снимается силиконовая (резиновая) форма из специальной резины. Изготавливается так называемая матрица, по которой затем будет получена восковая копия модели (восковка). С литниками для последующего литья.

Читайте также:  Газовая горелка для чего применяется

Художественное литье из металла
Форму разрезают особым способом, что бы можно было получить качественную восковку.

Художественное литье из металла
3. После изготовление резиновой формы в неё под давлением впрыскивается горячий воск. Затем, когда воск остыл матрицу разбирают и достают восковую копию модели. Её нужно проверить на наличие дефектов., обработать снять восковый облой, если он есть, просмотреть(просветить восковки) нет ли пузырьков в восковке иначе на отливке из металла будут полости и раковины. Если нужно восковка затем проходит стадию полировки. В час в среднем с одной резиновой формы можно получить 4-5 восковок в зависимости от размера и сложности.

Восковки с литниковой системой:

Художественное литье из металла
4. Восковки готовы теперь предстоит спаять елку из наших восковых фигурок. Примерно под углом 45 градусов фигурки одна за другой крепятся к основному более толстому литнику. Постепенно обрастя фигурками вырастает нечто напоминающее ёлку.
5. Затем подготовленная ёлка ставится в резиновую опору и помещается в металлическую опоку. Сверху заливается формомассой (специальный гипсовый состав), Опока ставится под вакуум для удаления пузырьков из формомассы. Если этого не сделать фигурка вся будет покрыта мелкими бусинками металла. Формомасса затвердела.
6. Следующий этап вытапливаем восковые модели и затем постепенно прокаливаем получившиеся керамические формы в специальных прокалочных печах до нужной температуры. Формы должны выдерживать температуру расплавленных сплавов около 1300 градусов.
Около суток формы доводятся до нужной температуры, плавно поднимаясь до нужной температуры и затем так же плавно остывают.
7. Затем в подготовленные формы, выстоявшиеся и доведенные до требуемой температуры заливается расплавленный сплав и ставится под вакуум. Так как форма гигроскопична, металл притягивается к стенкам формы. За счет чего получается качественная поверхность отливки. Процесс подготовки форм и литья беспрерывно продолжается несколько дней. Тираж нельзя прервать и остановить всю тепловую цепочку процесса. Для этого литейщикам приходится работать в несколько смен, для контроля всего цикла литья.
8. После заливки форм их охлаждают и разрушают.
Отлитые ёлочки с фигурками разрезают специальными кусачками срезая фигурки с центрального литника.
Затем наступает очередь непосредственной обработки будущих фигурок. Фигурки размывают и очищают от остатков застывшей формомассы. Затем могут быть подвергнуты к отмачиванию в специальных растворах для удаления накала на фигурках.
9. Затем наступает очередь механической обработке. С фигурок удаляю литники, стачивая их бормашинами и полируют места крепления литников к фигурке. Далее фигурки обрабатывают мягкими латунными щетками на станках, снимая остатки окалины, полируют со специальными пастами муслиновыми кругами (тряпочные круги различной плотности с пропитками) После полировки фигурки она может проходить процесс ускоренного старения (чернения) для придания металлу антикварного вида. После обработки кислотами и специальными составами фигурки опять подвергают полировке мягкими муслиновыми кругами и растирают тканью выравнивая общий тон фигурки

Вот собственно финал нашей работы, долгожданные фигурки из металла 🙂

Художественное литье из металла

Кладоискатели, слева без чернения только полировка с карцеванием..справа чернение и дополнительная полировка.

Художественное литье из металла

Шахматная фигурка, Королева бордеров. Бронза, гальваническое покрытие меднение