Домашнее ткачество на станке

Ручное ткачество – одно из древнейших ремёсел, один из самых распространённых видов руского народного искусства. «Какова нить, такова и жизнь» – говорили в народе и подходили к процессу создания ткани очень ответственно. Домотканное полотно часто служило оберегом, охраняя владельца от болезней, злых духов и недоброго глаза. И потому домашнее ткачество сохранялось в руской деревне вплоть до 20 века. Да и сейчас живы его традиции.

Считается, что ткачество возникло ещё в первобытно-общинном строе, как эволюция плетения. То есть сначала люди научились просто плести, используя траву, тростник, лианы, полоски кожи и жилы животных, а уже потом стали изобретать различные приспособления, которые позволяли упростить, ускорить процесс и сделать его более качественным. Простой ручной ткацкий станок был создан уже за 5-6 тысяч лет до н.э. С помощью него изготавливали одежду, обувь, подстилку. Позже крестьяне стали ткать полотенца, скатерти, покрывала, половики и много других необходимых для жизни и полезных в хозяйстве вещей.

Использовали исключительно натуральное волокно — из крапивы, льна, конопли, хлопка и шерсти. Находились умельцы, которые ткали и пряли из всего, что под руку попадалось: из Иван-чая, репейника, лебеды и даже варёных сосновых иголок. Орудиями для производства нити являлись веретено и прялка – символы созидательной жизни.

Прядение и ткачество на Руси являлись обязательным женским занятием. Независимо от социального статуса, ткать, прясть, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства. Практически в каждом деревенском доме стоял ручной ткацкий станок. Традиционно длинными осенними и зимними вечерами пряли, а ранней весной до начала полевых работ ткали.

Прозвище «не ткачиха» считалось самым обидным для девочки-подростка, ведь каждая должна была самостоятельно приготовить свое приданое – простыни, скатерти, покрывала, полотенца и другие элементы быта и домашнего декора.

Во время великих праздников и особенных событий, когда в доме появлялось много людей, каждую комнату наряжали лучшими ткаными работами: на окна вывешивались красивые занавески, стол покрывали лучшей скатертью, а стены украшались различные полотенца. Это говорило не только об умениях хозяйки, но и свидетельствовало о достатке семьи. Поэтому каждая женщина, а тем более незамужняя девушка, стремясь показать себя умелой мастерицей, старались выткать для таких случаев самые лучшие работы. Именно поэтому семейное мастерство бережно сохранялось, улучшалось и передавалось из поколения в поколение.

Богатые могли себе позволить шить одежду из привозных тканей, а весь трудовой люд всегда одевался в домотканину.

Археологические исследования современных учёных свидетельствуют о том, что многие образцы одежды и домашнего обихода, датируемые 10–11 веками, имеют высокие художественные достоинства и отличаются гармоничным колоритом с уравновешенными пропорциями и удачным масштабом орнамента. Это свидетельствует о высоком уровне ткацкого мастерства на Руси того времени.

Накопленные веками секреты руского ткачества дошли и до наших дней. Приглашаем вас на небольшую экскурсию в мир ручного ткачества.

Виды ручного ткачества

Ткачество на домашнем станке

Ткацкий станок (ткацкий стан, кросны) — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.

Существуют различные виды ткачества на стане: дерюжное, ворсовое, пестрядинное, гобелен. Развивалось также узорное тканье, т. е изготовление изделий, украшенных геометрическим орнаментом путём переплетения цветных нитей.

Тканье использовалось и для изготовления поясов — полосатых, с орнаментом и даже надписями; как правило, это плоские или ленточные пояса.

Также для ткачества используют и другие приспособления.

Ткачество на бёрдышке

Что же такое бёрдышко? Это очень простое и остроумное приспособление для ткачества, на котором сделаны отверстия двух видов — продольные и круглые. Количество их произвольное, соответствует числу нитей основы (продольных нитей). В старину народные мастера ткали этим способом разнообразные узорные пояса из шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных, льняных нитей.

Бёрдышко можно сделать из тонкой полированной дощечки, пластика или плотного картона толщиной 0,4-0,5 см. Размер его 20х27 см. Поскольку картон не прочен, его можно использовать лишь в том случае, когда под рукой нет другого материала. Отверстия следует тщательно зачистить, чтобы нити основы не цеплялись за шероховатости и не мешали работе. Бёрдышко не должно быть громоздким и тяжёлым.

Ткачество на дощечках

Техника ткачества на дощечках – один из древнейших способов выработки текстиля, возникший задолго до изобретения ткацкого станка. На территории России тканье на дощечках известно с эпохи позднего неолита. В конце 19 в оно бытовало у многих народов Восточной и Средней Азии, а также на Кавказе.

Дощечки – приспособления для ткачества в виде пластинок из различных материалов с отверстиями. Материалами для дощечек в разные времена и на различных территориях служили глина, металл, кость, дерево.

«Классическая» дощечка – это небольшая квадратная плашка с круглыми отверстиями по углам.

Технология ткачества на дощечках применялась у многих народов. Приёмов работы на дощечках достаточно много. На Руском Севере этот вид ткачества назывался ткачеством в кружках. В отверстия дощечки в определённой последовательности и положении пропускаются нити, являющиеся нитями основы.

Один конец основы привязывается к неподвижному предмету, другой к поясу ткачихи. Зев меняется при повороте дощечек на одну четверть в направлении «от» или «к» мастерице. В этот зев каждый раз прокладывается уточная нить. Для тканья применяется чаще всего чётное количество дощечек. Чем больше дощечек, тем шире пояс. Характерной особенностью таких поясов является двусторонность рисунка и своеобразная фактура поверхности, напоминающая плотное вязание на спицах. В этнографических поясах основой чаще всего служит шерстяная пряжа, утком – льняная нитка.

Читайте также:  Добойник для финишных гвоздей

Ткачество на сволочке или ниту

Нит, или сволочок – это просто круглая или плоская палочка. Работа на нём требует знаний и сноровки. С одной стороны, с ним труднее справиться, чем с бёрдышком, с другой стороны – этот инструмент не ограничивает количество ниток, и очень прост в изготовлении.

Процесс ткачества на ниту заключается в попеременном перемещении ниток верхнего слоя вниз, а нижнего – вверх, в результате чего образуется рисунок. Каждая смена зева фиксируется уточной нитью.

Ткачество на рамке

Ткачество на рамке — вид ручного ткачества для изготовления изделий размером менее одного метра.

Для работы потребуется деревянная рама необходимого размера. Для нитей основы чаще используется льняная нить или хлопчатобумажная. Толщина нитей основы приблизительно такая же, как и утка, которую вы будете использовать в работе. Но в принципе, она не играет большой роли, так как потом она полностью закрывается нитью утка.

Ткачество на картонке

Для работы подготавливают кусок картона нужного размера по длине и ширине или диаметру, делают надрезы ножницами на одинаковую глубину и ширину по его верхней и нижней части. Натягивать нити нужно довольно сильно, но не настолько, чтобы картон стал выгибаться. Нити основы должны быть натянуты и расположены только с лицевой стороны картонной заготовки-рамы. Рабочую нить лучше всего вдеть в толстую длинную иглу с широким ушком.

Ткачество в наши дни

Традиции народного узорного ткачества поддерживаются в наши дни многочисленными энтузиастами и профессиональными художниками, в том числе на предприятиях народных художественных промыслов.

В современном мире ткачество не потерялось, поэтому найти в продаже ткацкий станок и другие приспособления и обучиться столь красивому мастерству в настоящее время не так уж сложно. Было бы желание и терпение.

Вещи, сделанные своими руками, всегда по особому смотрятся в домашнем интерьере или в гардеробе. Они не только радуют глаз своей оригинальностью, но и согревают душу, вложенным в них теплом.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Настольный ткацкий станок бесчелночный (СТБ) предназначен для изготовления изделий из шерстяных, шелковых, льняных и хлопчатобумажных тканей. СТБ-станок отличается высокой производительностью и надежной работой всех узлов.

Настольный ткацкий станок

Такое устройство в настоящее время получило достаточно широкое распространение.

1 Ткацкий станок — устройство и принцип работы

Станок СТБ работает по принципу прокладки нитей посредством специального металлического прокладчика. Подача уточной пряжи в устройство СТБ может достигать 2-4 кг. Это позволяет ткацкому агрегату продолжительное время работать без остановок. На станках СТБ установлен зевообразовательный механизм. Он может быть:

Использование кулачкового механизма актуально при производстве тканей с несложными переплетениями, дополнительно он оснащается съемными кулачками с различными профилями. Благодаря разнообразию кулачков и возможности применения десяти разных ремизок, станок СТБ может производить большое количество тканей с различными рисунками плетения.

Эта деталь также существенно облегчает процесс перехода от рисунка к рисунку и перезаправку устройства нитями. Наиболее полноценно можно реализовать возможности СТБ-агрегата в том случае, если он оборудован жаккардовой машиной. Ткацкий станок своими руками, как технологичное устройство, позволяет производить полотно с крупноузорчатой текстурой.

Ручной ткацкий станок

Если на станке СТБ установить многоцветный уточный прибор, то в зев можно вводить не только цветные нити, но и нити с различным волокнистым составом и степенью плотности. Станки СТБ могут быть двух видов: узкие и широкие. Узкие устройства имеют ширину заправки в 220 см, а широкие – более 250 см.

На таких агрегатах можно одновременно производить несколько полотен. Нужная ширина изготавливаемого полотна регулируется при смещении приемной коробки и среднего кромкообразующего механизма.

В том случае, если станок СТБ вырабатывает полотна с нескольких отдельных навоев, его регулятор оснащается дополнительным дифференциальным механизмом. Устройство станка СТБ позволяет выполнять несколько циклических операций, которые связаны друг с другом. Это:

  • зевообразование;
  • введение утка в зев;
  • прибой утка к опушке ткани;
  • отпуск основания к зоне создания ткани;
  • отведение готовой ткани из зоны создания.

Основными рабочими механизмами станка СТБ являются:

  • зевообразовательные;
  • механизмы введения утка в зев;
  • прибоя утки к опушке ткани;
  • устройства отвода и перемещения готового полотна;
  • механизмы, отпуска ткани с навоя.

При производстве тканей основа станка и полотно, двигаясь в продольной плоскости, проходят через несколько направляющих органов.

Устройство ткацкого станка

В большинстве модификаций это скало, ценовые прутья, шпарутки и грудницы.

Для того чтобы передавать движение этим механизмам устройство оснащается приводом а также механизмом пуска и остановки. В процессе работы от привода движение передается к центральному валу. От главного вала движение распространяется на все остальные подвижные части.

Для того чтобы избежать брака в производимой ткани, большей безопасности работы и облегчения труда оператора устройство оснащается предохранительными, контрольными и автоматизирующими механизмами. Все эти детали крепятся к основе, которая состоит из рам и ниточных связей.

1.1 Как устроен ткацкий станок? (видео)


к меню ↑

2 Как сделать ткацкий станок дома своими руками?

Для того чтобы изготовить ткацкий станок своими руками необходимо придерживаться следующей последовательности действий (например, чтобы собрать самодельный шиномонтажный станок нужна своя последовательность операций):

  1. Выбирается четырехугольная рамка.
  2. В двух ее квадратных деревянных рейках проделываются круглые отверстия.
  3. На концах реек в отверстия вставляются круглые рейки с меньшим диаметром, подбиваются клиньями, для избегания люфта.
  4. В средней части боковой квадратной рейки делаются пазы для последующей установки гребенки.
  5. В нижней части конструкции крепится фанерное дно для обеспечения хорошей устойчивости.
  6. Не первой передней круглой рейке набивается нужное количество гвоздей с шагом в 5 мм. Они обеспечат натяжение нити основы.
  7. Крепится задняя рейка, применяемая для наматывания излишков полотна.
Читайте также:  Картофелекопалка для мотоблока мтз своими руками

Гребенка изготавливается с высотой в 15 см. Сделать ее можно из куска толстого фанерного листа. Важно помнить о том, что длина гребенки должна превышать расстояние между боковыми рамами. Количество изготовленных зубьев должно быть равно половине вбитых в центральную рейку гвоздей.

Самодельный ткацкий станок из пластиковых труб

Длина зубьев составляет 7-10 см, ширина – 0,5-0,7 см, а промежуток между ними должен быть равен 0,5 см. Кроме того на каждый отдельно взятый зубец гребенки набивается тонкий гвоздь. Его длина может составлять 1,7-2 см. Далее гребенка вставляется в круглые пазы, располагающиеся в средней части полотка станка.

Следует заранее подготовить планку из дерева с гладкой поверхностью.

Ее длина должна быть меньше, чем расстояние между внутренней частью станка. На планку также набиваются тонкие гвозди с шагом в 1-1,5 см. После этого необходимо изготовить уток, который является подвижной поперечной деталью ткацкого устройства.

Уток может быть представлен в виде устройства, обеспечивающего поддержание катушки, или быть отдельно выпиленной из фанерного листа дощечкой. На нее впоследствии будет наматываться нить. Далее к гвоздям, вбитым в передний вал необходимо привязать равные по длине отрезки нитей.

Следующим шагом является распределение нитей на четные и нечетные. Четные натягиваются и укрепляются на гребенке путем обмотки их на гвоздях зубьев. Нечетные нити крепятся на подвижном вале, располагающемся за гребенкой.

Нити нужно обмотать вокруг шляпок предварительно вбитых гвоздей.

Остатки нитей наматываются на планку при равномерном ее повороте, в итоге получается основа тканого полотна. Далее нить следует намотать на уток, а ее конец закрепить на левой части рамы, расположенной перед ведущей передней рейкой. Планку необходимо поднять, а в полученный зев протолкнуть уток поперек нитей, двигаться нужно слева направо.

2.1 Создание мини-ткацкого станка

Для небольших объемов работ можно самостоятельно изготовить простой ткацкий мини-станок. Для создания распределяющей нити вилки рекомендуется использовать кусок плотного картона.

Детали и их размеры для создания рамы для ткацкого станка из пластиковых труб

С помощью такого компактного устройства можно сделать небольшой декоративный коврик без применения каких-либо специальных инструментов.

Для этого понадобятся следующие материалы и инструменты:

Помимо картона, для создания ткацкого мини-станка можно применять небольшой лист ДСП, фанеру или любой другой плотный материал, который можно без сложностей разрезать. Если в процессе работы в качестве расходного материала выбрана фанера, то отверстия в ней можно проделать с помощью обычного шила.

В этом случае на листе фанеры следует делать не надрезы дл нитей (как на картоне), а отверстия по краям заготовки. Для создания небольших декоративных изделий подойдет картонный лист с соотношением сторон 13×16 см. Сначала на картон наносится разметка, по которой впоследствии будут производиться разрезы.

Размечается будущий мини-станок таким образом: на двух противоположных сторонах картонного листа карандашом проставляются отметки с шагом в 5-10 мм. Для того чтобы полученная разметка была ровной, необходимо провести параллельные линии по тем отметкам, которые проставлялись каждые 5-10 мм.

Важно, чтобы линии проходили строго параллельно неразмеченным сторонам листа. После этого, следуя нанесенной разметке, на картонном листе делаются надрезы с учетом необходимой глубины на двух противоположных сторонах. Берется пряжа, из которой и будет составлять основу.

Детали и их размеры для создания рамы для ткацкого станка из пластиковых труб

Вместо пряжи можно использовать декоративную ленту или обыкновенную нить. Далее пряжа аккуратно вставляется в надрез картонного листа, а небольшой ее отрезок (2 см) остается на изнаночной стороне импровизированной картонной вилки.

Следует учесть, что продевать пряжу сквозь надрезы необходимо «змейкой», то есть с одной стороны вилки нужно обвязывать полученные вырезы. С противоположной стороны также нужно создать линии из нитей.

Эта сторона впоследствии будет считаться лицевой. На ней располагается изготавливаемое полотно. Следует помнить о том, что натяжку нитей следует выполнять без усилий, чтобы картонная станина не выгибалась. Для удобства рабочая нить может быть вдета толстую иглу с широким ушком. Нужное количество нитей рассчитывается таким образом, крайние были кромочными и переходили из одного ряда в другой.

При загрузке фотографий пользуйтесь надежными фотохостингами.
Ссылки на фотографии в сообщения вставляйте, пожалуйста, в виде превью – картинок, увеличивающихся по клику .
Уважайте возможности трафика пользователей.

Сегодня смотрела на Ютубе видео по ткачеству и плетению, понравилась такая рамка, даже сделала скриншот:

Конечно, много и деревянных с гвоздиками и без гвоздиков, а на этой ткут длинненькие панно на стену.
Жаль, фото сразу не сделала, надо снова пересмотреть и сделать.

Рязанка

снова Рената,
На раме легче ткать, чем на бердо. На рамке ткут гобелены, панно, махровые коврики, половики, но один минус — размеры. Существуют раздвижные рамки, их можно сделать из рамки, по которой закрепляют шелк для батика.
Мое фото, я ткала на рамке для картин. Удобнее, если на рамке прорезы для основных ниток, будет аккуратнее, но опытные матеры обходятся без гвоздиков или прорезей.

А вот видео, где используется деревянная игла для ткачества.
https://youtu.be/AYSGmOzUsiE


Коврик из полос от старой одежды на рамке.
https://youtu.be/zU5fsvipxrA

Я так и не научилась ткать на берде, очень не понравилось чувствовать себя привязанной к опоре, странное ощущение. Чаще вместо него используют лентоткацкий станок, потому что работу на нем можно отложить и побежать на кухню мешать борщ, например. А основу с бердом надо отвязать от талии, аккуратно сложить и положить, чтобы не запутались нити, вернуться, снова привязать к талии. Но все равно учатся ткать на берде — это же традиция, как и сами пояса. Кстати, если наткала много поясов, а их почти не носят в жизни, то можно сделать полотно из сшитых между собой либо сплетенных поясов.

Читайте также:  Как сделать отверстие в стене без дрели
снова Рената

На рамке я когда-то пробовала, но не ткать, а плести. Может, немного неправильно термин использую, но там натянутые нити основы обвязываются по утку крючком.
Рамки делала муж, первоначально я использовала их для росписи ткани в стиле батик – купила в 1997 году набор для росписи в большой коробке и пыталась этим заниматься.

Ну а потом оставшиеся рамки использовала для других целей.

А ещё я ткала на картонке:

Но мне не нравится, что картонка иногда выгибается, хотя я брала толстенный картон от ящиков, только ножом можно было резать. Вместо уточных нитей использовала косичку из связанных крючком нитей в 9 – 10 сложений.

снова Рената

А вот какое бердо я купила:

Я уже нити натянула. Только пока некогда, у детей свадьба.

Рязанка

Продолжение ткачества.

Вообще не рекомендуется немного снимать еще не готовое полотно, чтобы посмотреть на орнамент, иначе будет искажение натянутости основных ниток. Но я очень хотела проверить, как получилась эта часть орнамента.

Поэтому профессиональные ткачи ткут подобные килимы на огромных рамках, но украинцы их ткут на станках.

снова Рената

Рязанка,
очень красиво получается.

А я тут посмотрела видео, и мне очень понравилась досочка с "порожками", нити получаются поднятыми, сделала фотографии.

и деревянная плоская игла для продевания уточных нитей или тесьмы:

снова Рената

https://club.osinka.ru/topic-168155?p=8306808#8306808
Тут у меня ссылка на книгу "Коврики своими руками" Бобби Ирвинга.

Лучше поздно, чем никогда. 🙂

пост на реставрации. не удалять

Рязанка

снова Рената, это плетение, не ткачество. Книга хорошая, учит плести орнамент.
Ролик на русском языке.
https://youtu.be/ICYJCUfh2sY
Этот плетеный коврик толще тканого, на него уходит больше материала.


Вот странно, на ярмарках и выставках тканые половики распространены, а плетеных, как в книге рукодельницы Ирвинг, нигде не видела.

снова Рената

Рязанка,
у них Weaving – это и плетение, и ткачество – кто как переведёт на русский.

Рязанка

снова Рената, это верно. При этом в англоязычных группах на Фейсбуке по Weaving строго показывают фотки только с ткаными работами, редко бывают плетеные коврики и то в группе по "Rag Rug", то есть о тканых и плетеных ковриках из текстильной или трикотажной полосы (" из тряпок").

Однако ткачи не любят, чтобы ткачество путали с плетением, есть специальный пост об этом.
Автор Ирина Дворкина.
"Примечание: несмотря на термин «ткацкие переплетения», намекающий на происхождение ткачества от плетения, ткани и ковры «ТКУТ», а циновки, корзины и прочую утварь «ПЛЕТУТ».
.
Для примера возьмем рекламу Колледжа декоративно-прикладного искусства: «Профессиональная подготовка:
19143 «Ткач». Ручное (плетение гобеленов) и машинное (на ремизных станках) ткачество».
Тут сразу две ошибки.
1. Гобелены, как и гладкие (безворсовые) ковры не плетут, а ТКУТ.
Плетут корзины, циновки и другие утилитарные изделия.
При этом сохраняется термин «ткацкие переплетения», намекающий на происхождение ткачества от плетения.
Я не усматриваю в этом противоречия. Хотя нити между собой переплетаются, но процесс называется «ткачеством».
Кроме того, ворсовые ковры тоже не плетут, и даже не вяжут, а ТКУТ.
Несмотря на то, что ворсовые узлы «вяжут» на нитях основы.
2. Ткачество на ремизных станках тоже является РУЧНЫМ, т. к. весь процесс ткач/ткачиха производит своими руками и ногами. Станок – это всего лишь устройство, на котором закреплена основа, имеющее некоторые удобства по сравнению с обычной рамой."

снова Рената

Я на сайте книжного магазина "Лабиринт" заказала книгу М. Бохан про гобелены. Должны скоро мне привезти.
Ну и дома у меня есть "собрание сочинений" – куча эстонских журналов "Рукоделие" на русском и эстонском языке с 1973 до распада Союза – там много о ткачестве.

Рязанка

снова Рената, о, знаю Бохан, она в списке друзей в Контакте и Фейсбуке. Я об ее тканых куклах рассказала в англоязычной группе по ткачеству на Фейсбуке, все в восторге от ее выразительных кукол! Она работает в театре теней с детьми.
У меня книга Дворкиной о гобелене за 10 вечеров, также первые ее книги о ткачеств.

Рязанка

Ну и дома у меня есть "собрание сочинений" – куча эстонских журналов "Рукоделие" на русском и эстонском языке с 1973 до распада Союза – там много о ткачестве.

Ого, тогда были статьи о ткачестве в эстонском журнале по рукоделию? В советских журналах для женщин совсем не было о ткачестве почему-то.

снова Рената

Рязанка,
было, много всего. Но тоже не в каждом, а примерно через журнал. Больше всего в этих вязания. Из-за этого и покупала.
А гобеленов в Эстонии много ткали – шерсти у них было завались. И пряжу пряли, и гобелены и сумки ткали.

снова Рената

Вот книга, которую я заказывала.
Автор – Мария Бохан.

К тому же я в одной из соцсетей познакомилась с автором этой книги!