Для чего нужен подшипник

Содержание
  1. Содержание
  2. Основные типы подшипников [ править | править код ]
  3. Подшипники качения [ править | править код ]
  4. Классификация [ править | править код ]
  5. Механика [ править | править код ]
  6. Условное обозначение подшипников качения в СССР и России [ править | править код ]
  7. Подшипники скольжения [ править | править код ]
  8. Определение [ править | править код ]
  9. PV-фактор [ править | править код ]
  10. Классификация [ править | править код ]
  11. Основные типы
  12. Подшипники скольжения
  13. Подшипники качения
  14. Шарикоподшипники
  15. Роликоподшипники
  16. Смазка
  17. Разновидности подшипников скольжения
  18. Классификация подшипников скольжения
  19. Стандарты подшипников скольжения
  20. Маркировка
  21. Классы точности подшипников
  22. Назначение подшипников качения
  23. Магнитные подшипники
  24. Где используются устройства скольжения
  25. Классификация подшипников качения
  26. Характеристики подшипников качения
  27. Каталог импортных подшипников FAG, INA, SKF, NSK, TIMKEN и др.

Подши́пник (от «под шип») — сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции [1] .

Опора с упорным подшипником называется подпятником.

Основные параметры подшипников:

  • Максимальная динамическая и статическая нагрузка (радиальная и осевая).
  • Максимальная скорость (оборотов в минуту для радиальных подшипников).
  • Посадочные размеры.
  • Класс точности подшипников.
  • Требования к смазке. [2]
  • Ресурс подшипника до появления признаков усталости, в оборотах.
  • Шумы подшипника
  • Вибрации подшипника

Нагружающие подшипник силы подразделяют на:

  • радиальную, действующую в направлении, перпендикулярном оси подшипника;
  • осевую, действующую в направлении, параллельном оси подшипника.

Содержание

Основные типы подшипников [ править | править код ]

По принципу работы все подшипники можно разделить на несколько типов:

  • подшипники качения;
  • подшипники скольжения;

К подшипникам скольжения также относят:

Основные типы, которые применяются в машиностроении, — это подшипники качения и подшипники скольжения.

Подшипники качения [ править | править код ]

Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба — дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.

Также существуют насыпные подшипники, состоящие из сепаратора и вставленных в него шариков (см. рис. ниже), которые можно вытаскивать.

Имеются подшипники качения, изготовленные без сепаратора. Такие подшипники имеют большее число тел качения и большую грузоподъёмность. Однако предельные частоты вращения бессепараторных подшипников значительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.

В подшипниках качения возникает преимущественно трение качения (имеются только небольшие потери на трение скольжения между сепаратором и телами качения), поэтому по сравнению с подшипниками скольжения снижаются потери энергии на трение, и уменьшается износ. Закрытые подшипники качения (имеющие защитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые — чувствительны к попаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника.

Классификация [ править | править код ]

Классификация подшипников качения осуществляется на основе следующих признаков:

  • По виду тел качения
  • Шариковые,
  • Роликовые (игольчатые, если ролики тонкие и длинные);
  • По типу воспринимаемой нагрузки
    • Радиальные (нагрузка вдоль оси вала не допускается).
    • Радиально-упорные, упорно-радиальные. Воспринимают нагрузки как вдоль, так и поперёк оси вала. Часто нагрузка вдоль оси только одного направления.
    • Упорные (нагрузка поперёк оси вала не допускается).
      • Шариковые винтовые передачи. Обеспечивают сопряжение винт-гайка через тела качения.
      • По числу рядов тел качения
        • Однорядные,
        • Двухрядные,
        • Многорядные;
        • Самоустанавливающиеся.
        • Несамоустанавливающиеся.
          • По материалу тел качений:
          • Полностью стальные;
          • Гибридные (стальные кольца, тела качения неметаллические. Как правило, керамические);

            Радиальный роликовый подшипник

            Упорный шариковый подшипник

            Упорный роликовый подшипник

            Радиально-упорный шариковый подшипник

            Радиально-упорный шариковый подшипник с четырёхточечным контактом

            Радиально-упорный роликовый подшипник (конический)

            Самоустанавливающийся двухрядный радиальный шариковый подшипник

            Самоустанавливающийся радиальный роликовый подшипник

            Самоустанавливающийся радиально-упорный роликовый подшипник

            Самоустанавливающийся двухрядный радиальный роликовый подшипник с бочкообразными роликами (сферический)

            Сепаратор с роликами игольчатого подшипника

            Шариковая винтовая передача

            Механика [ править | править код ]

            Подшипник представляет собой по существу планетарный механизм, в котором водилом является сепаратор, функции центральных колёс выполняют внутреннее и наружное кольца, а тела качения заменяют сателлиты.

            Частота вращения сепаратора или частота вращения шариков вокруг оси подшипника
            n c = n 1 2 ( 1 − D ω d m ) <displaystyle n_=<frac <1>><2>>left(1-<frac >>>
            ight)>

            где n1 — частота вращения внутреннего кольца радиального шарикоподшипника,
            Dω — диаметр шарика.
            dm = 0,5(D+d) — диаметр окружности, проходящей через оси всех тел качения (шариков или роликов).

            Частота вращения шарика относительно сепаратора
            n s p = n 1 2 ( d m D ω − D ω d m ) <displaystyle n_=<frac <1>><2>>left(<frac >>>-<frac >>>
            ight)>

            Частота вращения сепаратора при вращении наружного кольца
            n c ∗ = n 3 2 ( 1 + D ω d m ) <displaystyle n_=<frac <3>><2>>left(1+<frac >>>
            ight)>

            где n3 — частота вращения внешнего кольца радиального шарикоподшипника.

            Для радиально-упорного подшипника
            n c = n 1 2 ( 1 − D ω cos ⁡ α d m ) <displaystyle n_=<frac <1>><2>>left(1-<frac cos alpha >>>
            ight)>

            n s p = n 1 2 ( d m D ω − D ω cos 2 ⁡ α d m ) <displaystyle n_=<frac <1>><2>>left(<frac >>>-<frac cos ^<2>alpha >>>
            ight)>

            Из приведённых выше соотношений следует, что при вращении внутреннего кольца сепаратор вращается в ту же сторону. Частота вращения сепаратора зависит от диаметра Dω шариков при неизменном dm: она возрастает при уменьшении Dω и уменьшается при увеличении Dω.

            В связи с этим разноразмерность шариков в комплекте подшипника является причиной повышенного износа и выхода из строя сепаратора и подшипника в целом.

            При вращении тел качения вокруг оси подшипника на каждое из них действует нагружающая дополнительно дорожку качения наружного кольца центробежная сила

            F c = 0 , 5 m d m ω c 2 <displaystyle F_=0,5md_omega _^<2>> ,

            где m — масса тела качения,
            ωс — угловая скорость сепаратора.

            Центробежные силы вызывают перегрузку подшипника при работе на повышенной частоте вращения, повышенное тепловыделение (перегрев подшипника) и ускоренное изнашивание сепаратора. Всё это сокращает срок службы подшипника.

            В упорном подшипнике, кроме центробежных сил, на шарики действует обусловленный изменением направления оси вращения шариков в пространстве гироскопический момент

            M r = J ω c ω s p <displaystyle M_=Jomega _omega _>

            Гироскопический момент будет действовать на шарики и во вращающемся радиально-упорном шарикоподшипнике при действии осевой нагрузки

            M r = J ω c ω s p sin ⁡ α <displaystyle M_=Jomega _omega _sin alpha >

            где J = ρ ⋅ π ⋅ D ω 5 / 60 <displaystyle J=
            ho cdot pi cdot D_<omega >^<5>/60> — полярный момент инерции массы шарика;
            ρ — плотность материала шарика;
            ωsp и ωс — соответственно, угловая скорость шарика при вращении вокруг своей оси и вокруг оси вала (угловая скорость сепаратора).

            Под действием гироскопического момента каждый шарик получает дополнительное вращение вокруг оси, перпендикулярной плоскости, образованной векторами угловых скоростей шарика и сепаратора. Такое вращение сопровождается изнашиванием поверхностей качения, и для предотвращения вращения подшипник следует нагружать такой осевой силой, чтобы соблюдать условие T f = M r <displaystyle T_=M_> , где Tf — момент сил трения от осевой нагрузки на площадках контакта шариков с кольцами.

            Условное обозначение подшипников качения в СССР и России [ править | править код ]

            Советская и российская маркировка подшипников состоит из условного обозначения и стандартизована в соответствии ГОСТ 3189-89 и условного обозначения завода-изготовителя.

            Основное условное обозначение подшипника состоит из семи цифр основного условного обозначения (при нулевых значениях этих признаков оно может сокращаться до 2 знаков) и дополнительного обозначения, которое располагается слева и справа от основного. При этом дополнительное обозначение, расположенное слева от основного, всегда отделено знаком тире (—), а дополнительное обозначение, расположенное справа, всегда начинается с какой-либо буквы. Чтение знаков основного и дополнительного обозначения производится справа налево.

            Подшипники скольжения [ править | править код ]

            Определение [ править | править код ]

            Подшипник скольжения — опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Радиальный подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется рабочий элемент — вкладыш, или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, заполненный смазочным материалом, который позволяет свободно вращаться валу. Расчёт зазора подшипника, работающего в режиме разделения поверхностей трения смазочным слоем, производится на основе гидродинамической теории смазки.

            При расчёте определяются: минимальная толщина смазочного слоя (измеряемая в мкм), давления в смазочном слое, температура и расход смазочных материалов. В зависимости от конструкции, окружной скорости цапфы, условий эксплуатации трение скольжения бывает сухим, граничным, жидкостным и газодинамическим. Однако даже подшипники с жидкостным трением при пуске проходят этап с граничным трением.

            Смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника и обеспечивает низкое трение, разделение подвижных частей, теплоотвод, защиту от вредного воздействия окружающей среды.

            Смазка может быть:

            • жидкой (минеральные и синтетические масла, вода для неметаллических подшипников),
            • пластичной (на основе литиевого мыла и кальция сульфоната и др.),
            • твёрдой (графит, дисульфид молибдена и др.) и
            • газообразной (различные инертные газы, азот и др.).

            Наилучшие эксплуатационные свойства показывают пористые самосмазывающиеся подшипники, изготовленные методом порошковой металлургии. При работе пористый самосмазывающийся подшипник, пропитанный маслом, нагревается и выделяет смазку из пор на рабочую скользящую поверхность, а в состоянии покоя остывает и впитывает смазку обратно в поры.

            PV-фактор [ править | править код ]

            PV-фактор — основная характеристика (критерий) оценки работоспособности подшипника скольжения. Является произведением удельной нагрузки P (МПа) на окружную скорость V (м/с). Определяется для каждого антифрикционного материала экспериментально при испытаниях или в процессе эксплуатации. Многие данные по соблюдению оптимального PV-фактора даны в справочниках

            Классификация [ править | править код ]

            В основу классификации положен анализ режимов работы подшипников по диаграмме Герси-Штрибека.

            Подшипники скольжения разделяют:

            • в зависимости от формы подшипникового отверстия:
            • одно- или многоповерхностные,
            • со смещением поверхностей (по направлению вращения) или без (для сохранения возможности обратного вращения),
            • со смещением или без смещения центра (для конечной установки валов после монтажа);
          • по направлению восприятия нагрузки:
            • радиальные
            • осевые (упорные, подпятники),
            • радиально-упорные;
            • по конструкции:
              • неразъёмные (втулочные; в основном, для I-1),
              • разъёмные (состоящие из корпуса и крышки; в основном, для всех, кроме I-1),
              • встроенные (рамовые, составляющие одно целое с картером, рамой или станиной машины);
              • по количеству масляных клапанов:
                • с одним клапаном,
                • с несколькими клапанами;
                • по возможности регулирования:
                  • нерегулируемые,
                  • регулируемые.
                  • Ниже представлена таблица групп и классов подшипников скольжения (примеры обозначения: I-1, II-5).

                    Ваш обозреватель не поддерживает встроенные рамки или он не настроен на их отображение.

                    | Что такое подшипники и их основные разновидности

                    Статья написана исключительно для ознакомления интернет-пользователей с основными разновидностями подшипников. Будет полезна студентам ВТУЗов и , возможно , молодым специалистам.

                    Мы не несем ответственности за непосредственный, опосредственный или непреднамеренный ущерб, нанесенный в результате использования информации представленной в данной статье.

                    При любом использовании данного материала ссылка на него обязательна!

                    Вы также можете принять участие в написание статьи, оставив свои дополнения , замечания и комментарии на электронном адресе: http://www.liveinternet.ru/users/snr_com_ru_news/post123049037/ Указание имени автора того или иного изменения гарантируется!

                    Основные разновидности подшипников

                    Подшипники — это технические устройства , являющиеся частью опор вращающихся осей и валов. Они воспринимают радиальные и осевые нагрузки, приложенные к валу или оси, и передают их на раму, корпус или иные части конструкции. При этом они должны также удерживать вал в пространстве, обеспечивать вращение, качание или линейное перемещение с минимальными энергопотерями. От качества подшипников в значительной мере зависит коэффициент полезного действия, работоспособность и долговечность машины.

                    Подшипники выполняют функции опор осей и валов

                    Подшипник линейного перемещения

                    В настоящее время широко находят применение подшипники:

                    контактные (имеющие трущиеся поверхности) — подшипники качени я и скольжения ;

                    бесконтактные (не имеющие трущихся поверхностей) — магнитные подшипники.

                    По виду трения различают:

                    подшипники скольжения , в которых опорная поверхность оси или вала скользит по рабочей поверхности подшипника;

                    подшипники качения , в которых используется трение качения благодаря установке шариков или роликов между подвижным и неподвижным кольцами подшипника.

                    Подшипники скольжения

                    Принципиальная схема опоры с подшипником скольжения

                    Подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется вкладыш или втулка из антифрикционного материала ( часто используются цветные металлы ), и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, который позволяет свободно вращаться валу. Для успешной работы подшипника зазор предварительно рассчитывается.

                    Примеры смазочных канавок в подшипниках скольжения

                    В зависимости от конструкции, окружной скорости цапфы, условий эксплуатации трение скольжения бывает:

                    жидкостным, когда поверхности вала и подшипника разделены слоем жидкого смазочного материала , непосредственного контакта между этими поверхностями либо нет, либо он происходит на отдельных участках;

                    граничным – поверхности вала и подшипника соприкасаются полностью или на участках большой протяженности, причем смазочный материал в виде тонкой пленки ;

                    сухим – непосредственный контакт поверхностей вала и подшипника по всей длине или на участках большой протяженности , жидкостной или газообразный смазочный материал отсутствует;

                    Виды смазки подшипников скольжения

                    Основные виды смазки

                    Смазочные материалы и материалы для создания смазочных покрытий. Варианты смазки

                    — В наноструктурном состоянии: С, BN , MoS 2 и WS 2 ;

                    — в виде нанокомпозиционных покрытий: WC / C , MoS 2 / C , WS 2 / C , TiC / C и наноалмаза;

                    — в виде алмазных и алмазоподобных углеродистых покрытий: пленок из алмаза, гидрогенизированного углерода ( a — C : H ), аморфного углерода ( a -С), нитрида углерода ( C 3 N 4 ) и нитрида бора ( BN );

                    — в виде твердых и сверхтвердых покрытий из VC , B 4 C , Al 2 O 3 , SiC , Si 3 O 4 , TiC , TiN , TiCN , AIN и BN ,

                    — в виде чешуйчатых пленок из MoS 2 и графита;

                    — в виде неметаллических пленок из диоксида титана, фтористого кальция, стекла, оксида свинца, оксида цинка и оксида олово,

                    — в виде пленки из мягких металлов: свинца, золото, серебра, индия, меди и цинка,

                    — в виде самосмазывающихся композитов из нанотрубок, полимеров, углерода, графита и металлокерамики,

                    — в виде чешуйчатых пленок из углеродных составов: фторированного графита и фторид графита;

                    — полимеры: PTFE, нейлон и полиэтилен,

                    — жиры, мыло, воск (стеариновая кислота),

                    — керамика и металлокерамика.

                    — Гидродинамическая смазка: толстослойная и эластогидродинамическая;
                    — гидростатическая смазка;
                    — смазка под высоким давлением.

                    — Смешанная смазка (полужидкостная);

                    Существует большое количество конструктивных типов подшипников скольжения : самоустанавливающиеся, сегментные, самосмазывающиеся и т.д.

                    б — типичный шарнирный подшипник с поверхностью скольжения типа " металл-металл ",

                    в — типичный шарнирный подшипник с самосмазывающейся поверхностью ,

                    г — благодаря возможности самоустановки и восприятия больших нагрузок шарнирные подшипники находят применение в узлах тяжелой техники (например , в гидроцилиндре экскаватора)

                    Шарнирные подшипники скольжения — одни из немногих типов подшипников скольжения , которые стандартизированы и выпускаются промышленностью серийно

                    Подшипники скольжения имеют следующие преимущества:

                    допускают высокую скорость вращения;

                    позволяют работать в воде, при вибрационных и ударных нагрузках;

                    экономичны при больших диаметрах валов;

                    возможность установки на валах, где подшипник должен быть разъемным (для коленчатых валов);

                    допускают регулирование различного зазора и, следовательно, точную установку геометрической оси вала.

                    а — двигатель шпинделя HDD c подшипником качения ,

                    б — двигатель шпинделя HDD c гидродинамическим подшипником скольжения ,

                    в — расположение гидродинамического подшипника скольжения в HDD (Hard Disk Drive)

                    Использование гидродинамических подшипников скольжения вместо подшипников качения в компьютерных HDD ( Hard Disk Drive ) дает возможность регулировать скорость вращения шпинделей в широком диапазоне (до 20 000 об/мин), уменьшить шум и влияние вибраций на работу устройств , тем самым позволив увеличить скорость передачи данных, обеспечить сохранность записанной информации и срок службы устройства в целом (до 10 лет), а также — создать более компактные HDD ( 0,8-дюймовые )

                    Сравнение типов подшипников используемых в шпинделях HDD (Hard Disk Drive)

                    Требования к HDD

                    Требования к подшипнику

                    Подшипник качения

                    Гидродинамический подшипник

                    Типичное применение

                    из твердого металла

                    из пористого материала*

                    Большой объем хранения данных

                    Персональный компьютер, сервер

                    Высокие скорости вращения

                    Низкий уровень шума

                    Низкий уровень шума

                    Пользовательский компьютер (нетбуки, SOHO)

                    Низкое потребление тока

                    Низкий крутящий момент

                    Мобильные компьютеры (ноутбуки)

                    Устойчивость к ударам

                    Устойчивость к ударам

                    Мобильные компьютеры (ноутбуки)

                    Устойчивость к заклиниванию

                    * — данные приведены для NTN BEARPHITE;

                    ** — обозначения: ++ — очень хорошо, + — хорошо, о — посредственно.

                    Недостатки подшипников скольжения:

                    высокие потери на трение и, следовательно, пониженный коэффициент полезного действия (0,95. 0,98);

                    необходимость в непрерывном смазывании;

                    неравномерный износ подшипника и цапфы;

                    применение для изготовления подшипников дорогостоящих материалов;

                    относительно высокая трудоемкость изготовления.

                    Подшипники качения

                    Принципиальная схема опоры с подшипником качения

                    Подшипники качения работают преимущественно при трении качения и состоят из двух колец, тел качения , сепаратора, отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба – дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.


                    а)


                    б)


                    в)

                    а — с шариковыми телами качения , б — с короткими цилиндрическими роликами , в — с длинными цилиндрическими или игольчатыми роликами , г — с коническими роликами ,

                    д — с бочкообразными роликами

                    Примечание : приведены только некоторые виды тел качения

                    В подшипниках качения применяются тела качения различных форм

                    В некоторых узлах машин в целях уменьшения габаритов, а также повышения точности и жесткости , применяются так называемые совмещенные опоры: дорожки качения выполняются непосредственно на валу или на поверхности корпусной детали. Некоторые подшипники качения изготовляют без сепаратора. Такие подшипники имеют большое число тел качения и, следовательно, большую грузоподъемность. Однако предельные частоты вращения бессепараторных подшипников значительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.

                    Для сокращения радиальных размеров и массы используются “безобоемные” подшипники

                    Сравнение подшипников качения по эксплуатационным характеристикам

                    Тип подшипника

                    Нагрузка

                    Высокая частота вращения

                    Восприятие перекоса

                    радиальная

                    осевая

                    комбинированная

                    Шариковый радиальный двухрядный сферический

                    Радиально-упорный однорядный шариковый

                    Радиально-упорные шариковые двухрядный и однорядный сдвоенный ("спина к спине")

                    Шариковый с четырехточечным контактом

                    С коротким цилиндрическими роликами без бортов на одном из колец

                    Упорный с коническими роликами

                    Упорно-радиальный роликовый сферический

                    * — обозначения: +++ — очень хорошо, ++ — хорошо, + — удовлетворительно, о — плохо, х — непригодно.

                    По сравнению с подшипниками скольжения имеют следующие преимущества:

                    значительно меньше потери на трение, а, следовательно, более высокий КПД (до 0,995) и меньший нагрев;

                    в 10. 20 раз меньше момент трения при пуске;

                    экономия дефицитных цветных материалов, которые чаще всего используются при изготовлении подшипников скольжения;

                    меньшие габаритные размеры в осевом направлении;

                    простота обслуживания и замены;

                    меньше расход смазочного материала;

                    невысокая стоимость вследствие массового производства стандартных подшипников;

                    простота ремонта машины вследствие взаимозаменяемости подшипников.

                    а — повреждение внутреннего кольца сферического роликового подшипника, вызванное чрезмерным натягом при посадке ;

                    б — фреттинг-коррозия внутреннего кольца радиального роликового цилиндрического подшипника, вызванное действием вибрации ;

                    в — повреждение внутреннего кольца радиального шарикового подшипника, вызванное действием чрезмерной осевой нагрузки ;

                    г — повреждение внутреннего кольца радиального роликового цилиндрического подшипника, вызванное действием чрезмерной радиальной нагрузки ;

                    д — следы ржавчины на поверхности ролика сферического роликового подшипника , вызванные попаданием воды внутрь подшипника ;

                    e — повреждение сепаратора роликового конического подшипника, вызываемое действием больших нагрузок и/или вибраций , и/или неправильным монтажом , и / или смазыванием , и/или работой на высоких частотах вращения

                    Повреждения подшипников качения

                    Недостатками подшипников качения являются:

                    ограниченная возможность применения при очень больших нагрузках и высоких скоростях;

                    непригодность для работы при значительных ударных и вибрационных нагрузках из-за высоких контактных напряжений и плохой способности демпфировать колебания;

                    значительные габаритные размеры в радиальном направлении и масса;

                    шум во время работы, обусловленный погрешностями форм;

                    сложность установки и монтажа подшипниковых узлов;

                    повышенная чувствительность к неточности установки;

                    Магнитные подшипники

                    Принцип работы магнитного подшипника (подвеса) основан на использовании левитации, создаваемой электрическими и магнитными полями. Магнитные подшипники позволяют без физического контакта осуществлять подвес вращающегося вала и его относительное вращение без трения и износа.

                    Детская игрушка Левитрон наглядно демонстрирует, на что способны электромагнитные поля

                    Электрические и магнитные подвесы, в зависимости от принципа действия, принято разбивать на девять типов:

                    на постоянных магнитах;

                    Принципиальная схема типичной системы на основе активного магнитного подшипника ( АМП )

                    Наибольшую популярность в настоящее время получили активные магнитные подшипники. Активный магнитный подшипник (АМП) — это управляемое мехатронное устройство, в котором стабилизация положения ротора осуществляется силами магнитного притяжения, действующими на ротор со стороны электромагнитов, ток в которых регулируется системой автоматического управления по сигналам датчиков перемещений ротора. Полный неконтактный подвес ротора может быть осуществлен с помощью либо двух радиальных и одного осевого АМП, либо двух конических АМП. Поэтому система магнитного подвеса ротора включает в себя как сами подшипники, встроенные в корпус машины, так и электронный блок управления, соединенный проводами с обмотками электромагнитов и датчиками. В системе управления может использоваться как аналоговая, так и более современная цифровая обработка сигналов.

                    Принципиальная схема управления типичной системы на основе активного магнитного подшипника

                    Основными преимуществами АМП являются:

                    относительно высокая грузоподъемность;

                    высокая механическая прочность;

                    возможность осуществления устойчивой неконтактной подвески тела;

                    возможность изменения жесткости и демпфирования в широких пределах;

                    возможность использования при высоких скоростях вращения, в вакууме, высоких и низких температурах, стерильных технологиях.

                    а)

                    а — схема компрессора с подшипниками качения ,

                    б — схема компрессора с магнитными подшипниками

                    Применение магнитных подшипников дает возможность сделать конструкцию более жесткой , что , например , позволяет уменьшить динамический прогиб вала при высоких частотах вращения

                    В настоящие время для АМП идет создание международного стандарта , для чего был создан специальный комитет ISO TC108/SC2/WG7.

                    АМП могут эффективно применяться в следующем оборудовании :

                    турбокомпрессоры и турбовентиляторы;

                    электрошпиндели (фрезерные, сверлильные, шлифовальные);

                    газовые турбины и турбоэлектрические агрегаты;

                    инерционные накопители энергии.

                    Шпиндели для вакуумных машин с активными магнитными подшипниками

                    Однако АМП требуют сложную и дорогостоящую аппаратуру управления, внешнего источника электроэнергии, что снижает эффективность и надежность всей системы. Поэтому идут активные работы по созданию пассивных магнитных подшипников (ПМП), которые не требуют сложных систем регулирования: например, на основе высокоэнергетических постоянных магнитов NdFeB (неодим-жедезо-бор).

                    Пассивный магнитный подшипник на основе высокоэнергетических постоянных магнитов

                    5) ISO Standardization for Active Magnetic Bearing Technology. Published 2005 ;

                    6) Kazuhisa Miyoshi. Solid Lubricants and Coatings for Extreme Environments: State-of-the-Art Survey. NASA, 2007 ;
                    7) Needle Roller Bearings. Cat.№ 2300-VII/E. NTN;
                    8) Needle Roller Bearing Series General Catalogue. IKO;

                    9 ) NTN Technical Review №71. April 2004. OSAKA, JAPAN;

                    10 ) Lei Shi, Lei Zhao, Guojun Yang и др. DESIGN AND EXPERIMENTS OF THE ACTIVE MAGNETIC
                    BEARING SYSTEM FOR THE HTR-10. 2nd International Topical Meeting on HIGH TEMPERATURE REACTOR TECHNOLOGY . Beijing, CHINA, September 22-24, 2004 ;
                    11) Linear Motion Rolling Guide Series General Catalogue , IKO ;
                    12 ) Precision Rolling Bearings. C at . № 2260-II/E. NTN;
                    13 ) Spherical Plain Bearings. Сat.№5301-II/E. NTN;

                    Подшипники — одно из ключевых изобретений, которое определило путь развития промышленности. Самый простой подшипник состоит из двух колец, вставленных одно в другое и предназначенное для поддержания и направления вращающегося вала.

                    Основные типы

                    Все подшипники могут быть разделены на две основные группы – подшипники качения и скольжения. Конструкция первых состоит из

                    • двух колец – внешнего и внутреннего;
                    • шариков;
                    • сепаратора, в котором установлены шарики.
                    • Подшипники скольжения имеют следующую конструкцию:
                    • внешняя обойма;
                    • внутренняя обойма, выполненная из материала с низким коэффициентом трения, например, тефлон (фторопласт).

                    Задача, которую призваны решать подшипники любого типа – это снижение трения между вращающимся и стационарными узлами агрегата. Это необходимо для снижения потерь энергии, нагрева и износа деталей, вызываемыми силой трения.

                    Подшипники скольжения

                    Сферические подшипники скольжения

                    Этот узел обычно выполняют в виде массивной опоры, изготовленной из металла. В ней проделывают отверстие, куда вставляют втулку или вкладыш, выполненный из материала с низким коэффициентом трения.
                    Для повышения эффективности работы этого узла и снижения трения в него вводят жидкую или плотную смазку. Это приводит к тому, что вал отделяется от втулки пленкой маслянистой жидкости. Эксплуатационные параметры подшипника скольжения зависят от следующих параметров:

                    1. Размера элементов, входящих в этот узел.
                    2. Скоростью вращения вала и размера нагрузок, приходящихся на него.
                    3. Густотой смазки.

                    Для обеспечения смазывания подшипника можно использовать любую вязкую жидкость – масло, керосин, эмульсии. В некоторых моделях подшипников скольжения для смазки применяют газы. Кроме, перечисленных материалов применяют и твердые, иногда их называют консистентные, смазки.

                    В некоторых конструкциях подшипников предусмотрена принудительная система смазки.

                    Подшипники качения

                    Внешний вид подшипника качения

                    В подшипниках этого типа трение скольжение подменяется трением качения. Благодаря такому решению происходит существенное снижение трения и износа.
                    Подшипники качения имеют разнообразные конструкции и размеры. В качестве тел вращения могут быть использованы шарики, ролики, иголки.

                    Шарикоподшипники

                    Шарикоподшипники являются самым распространенным типом подшипников. Он состоит из двух колец, между которыми устанавливают сепаратор с предустановленными шариками определенного размера. Шарики перемещаются по канавкам, которые, при изготовлении тщательно шлифуют. Ведь для полноценной работы подшипника необходимо, чтобы шарики не проскальзывали, и при этом у них была существенная площадь опоры.
                    Сепаратор, в который устанавливают шарики, обеспечивает их точное положение и исключает какой-либо контакт между ними. Производители выпускают изделия, которые укомплектованы двухрядными сепараторами.

                    Подшипники этого класса применяют при довольно небольших радиальных нагрузках и большом количестве оборотов рабочего вала.

                    Роликоподшипники

                    В подшипниках этого класса в качестве тел вращения применяют ролики различной формы. Они могут иметь форму цилиндров, усеченных конусов и пр. Производители освоили выпуск широкой номенклатуры роликовых подшипников с разными размерами колец и тел вращения.
                    Конический роликоподшипник используют для работы при наличии разнонаправленных нагрузках (осевой и радиальной) и больших оборотах на валу. Конструктивно роликовый подшипник похож на шариковый. Он также состоит из двух колец, сепаратора и роликов. Размеры роликовых подшипников определены в ряде стандартов, которые имеют силу в нашей стране. Например, ГОСТ 8328-75 определяет конструкцию, маркировку и размеры подшипников с короткими роликами. А ГОСТ 4657-82 регламентирует размеры и конструкцию игольчатых подшипников. То есть на каждый вид подшипников существует свой ГОСТ.

                    В этих нормативных документах приведены таблицы размеров подшипников, которыми должны руководствоваться конструкторы, при проектировании таких узлов.

                    Кстати, для облегчения жизни проектировщиков разработаны и успешно применяются справочники подшипников, в которых изложены принципы расчетов подшипниковых узлов, указаны размеры самих изделий и сопровождающих деталей, например, размеры заглушек.

                    Смазка

                    Эксплуатационный срок работы подшипников определяется износом тел качения и дорожек, расположенных в кольцах. Для продления срока службы подшипников применяют смазку, она может быть жидкой, например, в коробках передач станочного оборудования, или консистентной (твердой).

                    Кроме износа деталей подшипника, не последнюю роль играет и рабочая температура в узле. Вследствие нее может происходить неравномерная тепловая деформация. Это может привести к повышению частоты проскальзывания, и снижается твердость материала, из которого они изготовлены.

                    Производители выпускают подшипники с закрытыми сепараторами. В такие изделия еще на стадии производства закладывают твердую смазку, которая гарантировано проработает весь ресурс.

                    Разновидности подшипников скольжения

                    Всего размеры и основные характеристики подшипников скольжения, изложены в соответствующих ГОСТ. Всего их насчитывается порядка шести десятков. Например, ГОСТ 11607-82 нормирует требования к разъемным корпусам подшипников скольжения, а ГОСТ 25105-82, предъявляет требования к вкладышам, которые устанавливают в корпуса подшипников скольжения.

                    Классификация подшипников скольжения

                    Изделия этого типа можно разделить на следующие основные типы:

                    1. Одно- и многоповерхностные.
                    2. Со смещением поверхностей.
                    3. Радиальные.
                    4. Осевые.
                    5. Радиально-упорные.

                    Кроме того, подшипники можно различать по конструкции:

                    1. Неразъемные, их называют втулочными.
                    2. Разъемные, они состоят из двух деталей основного корпуса и крышки к нему.
                    3. Встроенные, по своей конструкции, они составляют единое целое с корпусом механизма.

                    Нельзя забывать и о количестве точек подачи масла. Существуют подшипники с одним и несколькими клапанами. Кроме, приведенных классов можно назвать еще один – по возможности регулирований подшипника.

                    Конструкция подшипников скольжения не отличается сложностью. В состав конструкции могут входить два кольца. Одно из них (внутреннее) вращается в процессе работы. Вместо, тел вращения в устройствах этого типа применяют втулки, изготовленные из антифрикционных материалов. Для повышения эффективной работы в подшипники закачивают смазочные материалы.

                    Существуют два типа подшипников скольжения — гидростатические и гидродинамические. В изделиях первого типа смазка подается от масляного насоса. Вторые в этом плане удобнее, они сами могут выступать в роли насоса. Смазка будет поступать в них за счет разности давления между его компонентами.

                    Подшипники скольжения могут иметь, сферическое, упорное и линейное исполнения. Первые подшипники применяют в тех узлах, где преобладают низкие скорости вращения вала. Главное достоинство такого исполнения подшипников – это возможность передавать вращение даже при значительных перекосах валов.

                    Подшипники упорного исполнения применяют для работы там, где преобладают поперечные усилия. Довольно часто их монтируют в турбинах и паровых машинах.

                    Подшипники линейного исполнения исполняют роль направляющих. Кстати, их особенностью можно назвать их бесперебойную работу даже при постояннодействующих радиальных усилиях.

                    Подшипник линейного исполнения

                    Многолетняя, если не многовековая практика использования подшипников скольжения позволяет сделать выводы о достоинствах и недостатках этих конструкций.

                    • изделия этого класса обеспечивают надежную работу в условиях высоких скоростей вращения вала;
                    • обеспечение серьезных ударных и вибрационных усилий;
                    • довольно небольшие размеры;
                    • подшипники этого типа допустимо устанавливать в устройствах работающие в воде;
                    • некоторые модели позволяют выполнять настройку зазора и, таким образом, гарантируют точность установки оси вала.

                    Между тем, подшипникам скольжения присущи и определенные недостатки.

                    • в процессе эксплуатации необходимо постоянно контролировать уровень смазки;
                    • при недостаточной смазке и запуске возникает дополнительная сила трения;
                    • более низкий в сравнении с другими классами подшипников КПД;
                    • при производстве таких изделий применяют довольно дорогие материалы;
                    • при работе, подшипники этого класса могут генерировать излишний шум.

                    Стандарты подшипников скольжения

                    Одно из отличий подшипников от других типов деталей, применяемых в промышленности – это то, что они все стандартизированы. Выше было отмечено что на продукцию этого класса действует 60 ГОСТ, и это не считая ТУ и другой нормативной документации.
                    ГОСТ не только нормирует конструкцию и размеры подшипников, но и порядок их обозначения на чертежах, в спецификациях и другой рабочей документации.

                    Кроме того, ГОСТ на технические условия подшипников регламентирует параметры допусков и посадок, которые обязаны соблюдать производители.

                    Маркировка

                    Маркировка подшипников – это параметры, которые показывают рабочие диаметры изделия (внутренний и внешний), конструктивные особенности. Все эти данные закодированы в наборе цифр и буквенных символов. Порядок кодировки, детальная расшифровка регламентирована в ГОСТах на подшипниковую продукцию. Так, кодировка шариковых и роликовых подшипников однорядных приведена в ГОСТ 3189-89.

                    В закодированном наименовании подшипника содержатся следующие данные:

                    • серия ширины;
                    • исполнение;
                    • тип изделия;
                    • группа диаметров;
                    • посадочный диаметр.

                    Кстати, важно понимать, что на территории нашей страны применяют две системы обозначения подшипников – ГОСТ и ISO.

                    Пример расшифровки маркировки на подшипниках

                    Маркировка может быть нанесена на одно из колец. Если подшипник закрытого типа то маркировку наносят на уплотнение или защитном кольце.

                    Классы точности подшипников

                    Класс точности подшипника – это показатель, который характеризует максимальные отклонения значения размеров подшипника от номинала.

                    В некоторых устройствах при выборе подшипника потребитель руководствуется ценой на него, а остальные параметры для него не так критичны. В некоторых других случаях потребитель выбирает подшипник исходя из предельной скорости вращения, при которой не будут, проявляются такие явления, как вибрация и пр. Такие довольно жесткие условия предъявляются к изделиям, работающим на транспорте, станочным узлам, робототехнических комплексов.

                    В машиностроении существует зависимость между точностью обработки и ее стоимостью. То есть, чем точнее деталь, тем больше ее конечная цена.

                    Разделение подшипников по точности позволяет подобрать такое изделие, которое будет отвечать требованиям, которые предъявляет проектировщик и в то же время с приемлемой для потребителя ценой.

                    Класс точности описывает точность производства изделий. Для регулировки этого параметры существуют нормативы, определенные в ГОСТ и ISO. В них определены допуски на все размеры – диаметры, ширину, фаски и пр.

                    Назначение подшипников качения

                    Подшипники качения предназначены для поддержки вращающихся валов. Они нашли свое применение в машинах, разного типа, например, в подъемно-транспортных устройствах, технике, применяемой в сельском хозяйстве, судовых двигателях.

                    Магнитные подшипники

                    Магнитные подшипники, которые все чаще применяют в различных машинах и механизмах работает на основании принципа магнитной левитации. В результате реализации этого принципа в подшипниковой опоре отсутствует контакт между валом и корпусом подшипника. Существуют активное исполнение и пассивное.

                    Активные изделия уже в массовом производстве. Пассивные, пока еще находятся на стадии разработки. В них, для получения постоянного магнитного поля применяют постоянные магниты типа NdFeB.

                    Использование магнитных подшипников предоставляет потребителю следующие преимущества:

                    • высокая износостойкость подшипникового узла;
                    • применение таких изделий, возможно, в агрессивных средах в большом диапазоне внешней температуры.

                    Бесконтактный магнитный подшипник

                    В то же время использование таких узлов влечет за собой некоторые сложности, в частности:

                    В случае пропадания магнитного поля, механизм неизбежно понесет повреждения. Поэтому для бесперебойной и безаварийной работы проектировщики применяют так называемые страховые подшипники. Как правило, в качестве страховочных применяют подшипники качения. Но они в состоянии выдержать несколько отказов системы, после этого требуется их замена, так будут изменены их размеры.

                    Создание постояннодействующего, а главное, устойчивого, магнитного поля сопряжено с созданием больших и сложных систем управления. Такие комплексы вызывают сложности с ремонтом и обслуживанием подшипниковых узлов.

                    Излишнее тепловыделение. Оно обусловлено тем, что обмотка нагревается в результате прохождения через нее электрического тока, в некоторых случаях, такой нагрев недопустим и поэтому приходится устанавливать системы охлаждения, что, разумеется, приводит к усложнению и удорожанию конструкции.

                    Где используются устройства скольжения

                    На самом деле сложно найти механизм, в котором не установлены подшипники скольжения. Даже на атомных подводных лодках, на подшипниках этого типа устанавливают гребные валы. Подшипники скольжения нашли широкое применение в станкостроении. В частности, в них устанавливают валы, по которым перемещается суппорт, резцедержатель и другие составные части станка.

                    Классификация подшипников качения

                    К подшипникам качения относят:

                    • шариковые;
                    • роликовые,
                    • упорные и многие другие.

                    Все они характеризуются высокими параметрами износостойкости и возможностью работы в условиях разнонаправленных нагрузок – осевых и радиальных.

                    Характеристики подшипников качения

                    К основным характеристикам подшипников качения можно отнести следующие:

                    Угловая скорость, подшипники качения могут показывать высокие значении этой скорости, особенно если сепараторы выполнены из цветного металла или полимеров.

                    Перекос вала. Допустимо то, что перекос может достигать от 15’ до 30’. Кроме того, подшипники качения способны воспринимать небольшие осевые усилия. Она не должна превышать 70% от неиспользуемой радиальной грузоподъемности.

                    Подшипники качения показывают минимальные потери на трение.

                    Каталог импортных подшипников FAG, INA, SKF, NSK, TIMKEN и др.

                    В мировой экономике подшипниковая отрасль занимает отдельное место, во много это обусловлено значимостью продукции ей выпускаемой.

                    В нашей стране такую продукцию выпускают на специализированных подшипниковых заводах. Но, в последнее время существенно увеличен импорт подшипников из рубежа. Их поставляют из разных стран мира – США, КНР, Германии и пр.

                    Для ознакомления с номенклатурой поставляемой продукции достаточно ознакомиться с каталогами подшипников, которые предлагают потребителям зарубежные производители — FAG, INA, SKF, NSK, TIMKEN и многие другие. Достаточно одного взгляда и можно понять всю величину номенклатуры предлагаемых подшипников.

                    Но при заказе импортной продукции необходимо понимать, что подшипники, поступающие из-за границы, должны соответствовать требованиям наших нормативов и иметь документы, подтверждающие их качество и безопасность в эксплуатации. Подшипники очень часто поделывают. Рекомендуем покупать подшипники только у авторизированных поставщиков.

                    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

                    Оцените статью