Динамометрический ключ единицы измерения

Динамометрический ключ

Эcли Вы никогда не работали с динамометрическим ключом, и не знаете что это и зачем он нужен. То эта статья именно для Вас. В первую очередь, зачем нужен такой ключ? Необходим он для закручивания резьбовых соединений с определенным усилием, так называемым моментом силы или моментом затяжки. Единицей измерения для момента силы является ньютон-метр, рус. Нм, англ. Nm.
Так вот в технических данных по обслуживанию автомобиля или другого технического агрегата, предоставляются данные, с какой силой должно затягиваться то или иное резьбовое соединение, даже колеса у автомобиля должны быть затянуты под определенным усилием. И чтобы гайки были затянуты правильно, и не было недотяжек и перетяжек, не срывалась резьба, и не было разболтанных, негерметичных соединений, а автомобиль работал исправно, необходимо соблюдать все рекомендации по облуживанию техники. И в решении данной задачи надежным помощником станет динамометрический ключ.
Динамометрический ключ внешне похож на трещотку, с основным отличием – это наличие у него шкалы, по которой определяется прикладываемое ключом усилие на гайку.
Шкала может быть со стрелкой в виде манометра, в цифровом исполнение с цифровым экраном, или же шкала может быть высеченной на ключе, а индикатором достижения нужного усилия будет служить “щелчок”. Последний вариант один из самых распространенных и не дорогостоящих. Поэтому такой ключ мы и рассмотрим более детально.
Ключ в своем основание имеет вращающуюся рукоятку, на которой высечена вспомогательная шкала от 0 до 14 и нанесенную на недвижимой части ключа основную шкалу. Динамометрические ключи охватывают, ограниченный диапазон усилий. Например от 5 до 25 Нм., от 70 до 350 Нм. и т.д. Вот эта основная шкала и отображает, в каком диапазоне работает ключ.
Например, необходимо закрутить гайку с усилием в 100 Nm, берем ключ, который работает в диапазоне от 40 до 210 ньютон-метр, и накручиваем в основание ключа движимую рукоятку, которая при закручивании будет двигаться по недвижимой шкале ключа. Когда движимая рукоятка дойдет до отметки 98 на основной шкале ключа, останавливаемся. Но это будет только 98 Nm, что бы достигнуть 100нм, ориентируемся на дополнительную шкалу на вращающейся ручке, нужно будет прокрутить ручку еще до отметки 2 на второй дополнительной шкале. В суме 98+2 получим 100Нм.


Дальше на ключ нужно надеть торцевую головку необходимого размера, и начать закручивать гайку. При достижении усилия в 100 Nm, Ваш ключ издаст характерный щелчок, он будет даже больше прочувствован Вашей рукой, нежели воспринят на слух. Это будет означать, что необходимое усилие достигнуто, и затягивание нужно остановить. Если кого-то интересует, что же будет происходить с ключом дальше, если не остановиться, отвечу, ничего, он будет щелкать каждый раз при затяжке и работать как обычный вороток, продолжая закручивать вашу гайку все сильней и сильней. Но зачем тогда покупать динамометрический ключ?
Не используйте динамометрический ключ как обычный вороток, если хотите, что бы он прослужил долго, ведь износ инструмента никто не отменял. И самое главное после работы всегда откручивайте ручку назад в нулевое положение. Так как внутри ключа есть пружина, которая сжимается при затяжке, и если оставить ее на долгое время в сжатом статическом положении то она будет терять свои свойства, что приведет к увеличению погрешности при работе. К слову о погрешности, рекомендуется периодически проводить поверку ключей, ведь нужно быть уверенным, что ключ фиксирует именно то усилие, которое Вам необходимо. Предупреждаю что количество предприятий производящих такую поверку ограничено, а у государственных служб, такой сервис дорогостоящий.
Размер динамометрических ключей в зависимости от диапазона, в котором они работают, может варьироваться от не больших с посадочным квадратом в ¼ до огромных с посадочным квадратом в ¾ . Но бывают ситуации когда усилие с которым нужно затянуть резьбовое соединение превышает максимально допустимое значение затяжки самого мощного ключа доступного в продаже! Тогда Вам может пригодиться инструмент – мультипликатор. Эторедуктор-усилитель, который с помощью систем шестеренок увеличивает усилие ровно в три раза. Если в мультипликатор вы вставите ключ и выставите усилие в 800 Нм, то при щелчке ключа мультипликатор будет уже выдавать 2400 Нм.

Динамометрические ключи бывают нескольких типов :

1) стрелочные ( характеризуются невысокой ценой и наибольшей погрешностью в измерениях, порядка 6 %– 8 %, за исключением профессиональных моделей индикаторного типа). Подходят для работ не требующих высокой точности при затяжке резьбовых соединений.

2) Предельного типа (щелчковые) – находятся в среднем ценовом диапазоне, имеют небольшую погрешность (около 4%), большинство из них проходит тарировку на заводе и имеют вложенный сертификат калибровки. Динамометрические ключи предельного типа являются самыми универсальными и часто используемыми как профессиональными работниками СТО, так и любителями.

3) Динамометрические ключи с цифровой индикацией момента затяжки , являются самыми дорогими, но при этом и самыми точными. Чаще всего используются либо на производстве, либо на СТО. Погрешность составляет около 1%. Имеют функцию выгрузки данных в Excel, функцию программирования последовательности задач и многие другие.

Самый недорогой вариант. Внешне похож на трещотку. К телу ключа прикреплена шкала (1)и стрелка (2) . При затягивании стрелка остается на месте, а шкала смещается.

Индикаторного типа – менее удобны в применении (за исключением профессиональных моделей).

Динамометрический ключ ПРЕДЕЛЬНОГО ТИПА

Данные динамометрические ключи имеют ограниченный диапазон действия, разные размеры и разные посадочные квадраты под головки. Соответственно при выборе ключа придется это учитывать. Приблизительные значения выглядят так:

от 0,5 кг/м до 2,5 кг/м – квадрат 1/4»

от 1,9 кг/м до 11 кг/м – квадрат 3/8»

от 4,2 кг/м до 21 кг/м – квадрат 1/2»

от 7 кг/м до 35 кг/м – квадрат 1/2»

от 8 кг/м до 40 кг/м – квадрат 3/4»

от 10 кг/м до 70 кг/м – квадрат 3/4»

от 14 кг/м до 200 кг/м – квадрат 1»

Чаще всего усилие на шкале ключа указывается в Ньтонометрах Nm

10 Nm приблизительно = 1 кг/м. Приблизительные моменты затяжки для резьбовых соединений вы можете посмотреть здесь. Не желательно использовать ключ на крайних значениях рабочего диапазона.

Порядок работы с таким ключом следующий. Отпускаем стопорную гайку(1) На теле ключа нанесена шкала Nm(2), а на вращающейся рукоятке нанесена цифровая шкала(3). При вращении рукоятки нулевая риска шкалы(3) должна совпасть с риской на теле ключа (2), что и будет выставленным предельным моментом затяжки Nm. Далее вращая рукоятку по часовой стрелке вы прибавляете цифровые значения шкалы (3) к первому выставленному значению до следующего совпадения с нулевой риской. Выставив необходимое усилие, зафиксируйте стопорную гайку и начинайте затяжку. При достижении выставленного усилия раздается громкий щелчок. После этого вращение необходимо прекратить.

Читайте также:  Штамп для вырубки металла

Динамометрический ключ предельного типа с масштабированным окном

Немного дороже по цене, но намного удобнее в использовании. Рукоятка вращается намного легче, стопорная гайка фиксируется щелчком, а не закручиванием и выставленное значение вы видите в готовом виде. ( не надо прибавлять значения к нулевому, как в первом варианте.)

Большинство динамометрических ключей, работают только на затяжку резьбовых соединений с правой резьбой (по часовой стрелке), но есть и исключения, например ключ (с проскальзывающим квадратом)

Электронный динамометрический ключ.

При ремонте современного автомобиля, достаточно трудно обойтись без динамометрического ключа от Kamasa Tools , даже затяжка легкосплавного литого диска, требует фиксированной затяжки. ( при привышении усилия, диск может просто треснуть). Мы рассказали Вам об основных видах динамометрических ключей. Выбор остается за Вами. Очень надеемся, что эта информация окажется Вам полезной.

Определенная степень закрутки резьбовых элементов выполняется с целью увеличения срока службы, прочности и повышению сопротивления различным влияющим факторам. Для каждого крепежного элемента есть определенная степень затяжки на каждом посадочном месте, рассчитывается она на основе нагрузок, температурных режимов и свойств материалов.

Например, при воздействии температуры металлу свойственно расширяться, при условии влияния вибрации — крепеж получает дополнительную нагрузку, и чтобы минимизировать ее, закручивать нужно с правильным усилием. Рассмотрим силу затяжки болтов, таблицы, методы и инструменты для проведения работ

Маркировка деталей

Этот параметр указывается на головке болта. Для деталей, выполненных на основе углеродистой стали с классом прочности — 2, указываются цифры через точку, например: 3.5, 4.8 и т. д.

Первая цифра указывает 1/100 номинального размера прочностного предела на разрыв, измеряется в МПа. Например, если на головке болта, указано — 10.1, то первое число означает 10*100 = 1000 МПа.

Вторая цифра — отношение пределов текучести к прочности, умножается на 10, по вышеуказанному примеру — 1*10*10= 100 МПа.

Предел текучести — это максимальная нагрузка на болт. Для элементов, выполненных из нержавеющей стали, наносится тип стали А2 или А4, и далее предел прочности. Например: А4—40. Число в данной маркировке характеризует 1/10 предела прочности углеродистой стали.

Единицы измерения

Основной величиной является Паскаль, единица измерения давления, механического напряжения, согласно международной системе «СИ». Паскаль равняется давлению, вызванному силой в один ньютон, равномерно распределяющейся по плоской к ней поверхности с площадью в один квадратный метр.

Рассмотрим, как конвертируются единицы измерения:

  • 1 Па = 1Н/м2.
  • 1 МПа = 1 н/мм2.
  • 1 н/мм2 = 10кгс/см2.

Моменты затяжки резьбовых соединений

Ниже приведена таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.

Прочность болта, в Нм
Размер резьбы 8.8 10.9 12.9
М6 10 13 16
М8 25 33 40
М10 50 66 80
М12 85 110 140
М14 130 180 210
М16 200 280 330
М18 280 380 460
М20 400 540 650

Таблица усилия затяжки болтов для дюймовой резьбы стандарта США для крепежных деталей SAE класса 5 и выше.

Дюймы Нм фунт
¼ 12±3 9±2
5/16 25±6 18±4,5
3/8 47±9 35±7
7/16 70±15 50±11
½ 105±20 75±15
9/16 160±30 120±20
5/8 215±40 160±30
¾ 370±50 275±37
7/8 620±80 460±60

1 ньютон метр (Нм) равняется 0,1кГм.

ISO -Международный стандарт.

Моменты затяжки ленточных хомутов с червячным зажимом

В нижеуказанной таблицеприведены данные для первоначальной установки на новом шланге, а также для повторной затяжки уже обжатого шланга.

Размер хомута Нм фунт / дюйм
16мм — 0,625 дюйма 7,5±0,5 65±5
13,5мм — 0,531 дюйма 4,5±0,5 40±5
8мм — 0,312 дюйма 0,9±0,2 8±2
Момент затяжки для повторной стяжки
16мм 4,5±0,5 40±5
13,5мм 3,0±0,5 25±5
8мм 0,7±0,2 6±2

Как определить момент затяжки

  • С помощью динамометрического ключа.

Этот инструмент должен быть подобран таким образом, чтобы момент затяжки крепежного элемента был на 20−30% меньше, чем максимальный момент на вашем ключе. При попытке превысить предел, ключ быстро выйдет из строя.

Усилие на затяжку и тип стали указывается на каждом болте, как расшифровывать маркировку описывалось выше. Для вторичной протяжки болтов нужно учитывать несколько правил:

  1. Всегда знать точное необходимое усилие для затяжки.
  2. При контрольной проверке затяжки стоит выставить усилие и проверить в круговом порядке все крепежные элементы.
  3. Запрещено использовать динамометрический ключ как обычный, им нельзя производить закрутку деталей, гайку или закручивать болт до примерного усилия, контрольная протяжка производится динамометрическим ключом.
  4. Динамометрический ключ должен быть с запасом.
  • Без динамометрического ключа.

Для этого потребуется:

  • Ключ накидной или рожковый.
  • Пружинный кантер или весы, с пределом в 30 кг.
  • Таблица, в которой указывается усилие затяжки болтов и момент затяжки гаек.

Момент затяжки — это усилие, приложенное на рычаг размерами в 1 метр. Например, нам требуется затянуть гайку с усилием 2 кГс/м:

  1. Измеряем длину нашего накидного ключа, она, к примеру, составила 0,20 метра.
  2. Делим 1 на 0,20 получаем цифру 5.
  3. Умножаем полученные результаты, 5 на 2кГс/м и получаем в итоге 10 кг.

Переходя к практике, берем наш ключ и весы, прикрепляем крючок к ключу и производим затяжку до нужного веса, согласно описанного выше расчета. Но даже такой способ в итоге окажется лучше, чем тянуть от «руки — на глаз», с погрешностью, чем выше усилие, тем она меньше. Это будет зависеть от качества весов, но лучше все-таки приобрести специальный ключ.

При самостоятельном ремонте или обслуживании транспортного средства требуется использовать достаточно обширный перечень инструментов. Это во многом зависит от того, какие именно задачи необходимо выполнить автовладельцу.

Некоторые узлы собирают сравнительно грубо, то есть требуется максимально прочно затянуть соединения с расчётом на то, что в дальнейшем вы также сможете демонтировать крепёжные элементы. Здесь особой роли не играет, какое конкретно усилие будет прикладываться.

Но есть такие элементы автомобиля, где крайне важно дозировать усилия при затяжке соединительных компонентов. В противном случае это приведёт к поломкам, разгерметизации, утечкам и прочим неприятностям. Причём сильно затянутые соединения не менее опасны, чем не докрученный крепёж. И это важно понимать.

Читайте также:  Эжектор и инжектор в чем разница

Для решения подобных задач требуется специальный динамометрический ключ. Он бывает нескольких разновидностей, что позволяет подобрать оптимальный вариант инструмента для той или иной ситуации. Если в гаражных условиях обычные автовладельцы предпочитают в основном щелчковые и стрелочные устройства, то для сотрудников автосервиса объективно лучшим решением будет электронный ключ.

Выбрав инструмент, перед началом работ придётся внимательно разобраться в том, как правильно пользоваться динамометрическим ключом. Для этого нужно знать устройство, принцип работы девайса, а также понимать разницу между видами инструментов.

Принцип работы и устройство

Разобраться в принципе работы динамометрического ключа необходимо, поскольку без этого вы не сумеете правильно воспользоваться возможностями этого инструмента.

Устройство напоминает обычную трещотку. Но ключевым отличием здесь выступает присутствие специальной шкалы. Именно на ней отображается усилие, которое прилагает пользователь к крепежу.

В основе инструмента лежит рукоятка, способная вращаться в двух направлениях. На корпус наносится основная шкала, а на ручке есть дополнительная. Основная шкала предназначена для демонстрации диапазона усилий, актуального для каждого конкретного динамометрического ключа.

В действительности несложно разобраться в том, как работает специальный динамометрический ключ для автомобиля. Хотя они бывают разного типа, устроены девайсы примерно одинаково. То, как конструктивно выполнен динамометрический ключ, зависит от его разновидности. Более конкретно разберём особенности работы со стрелочным, щелчковым и электронным девайсом.

Многие автомобилисты, работающие самостоятельно со своей машиной, знают, для чего нужен динамометрический ключ. Он позволяет приложить нужное усилие с максимальной точностью при затяжке резьбовых соединений. Вот для чего предназначен динамометрический ключ. Это устройство для затяжки гаек и болтов с заданным и дозированным усилием. Важно знать, в чём оно измеряется. Тогда будет проще понимать, как грамотно рассчитать затяжку и настроить предварительно инструмент. Это усилие измеряется в Ньютон-метрах (Нм).

Работающие на СТО мастера вряд ли могут представить себе комплект инструментов для обслуживания автомобилей клиентов, в котором отсутствует динамометрический ключ. С его помощью измеряется точное усилие. Эти измерения позволяют предотвратить утечки, разгерметизацию, а также поломку узлов и механизмов транспортного средства.

У ключей имеются разные насадки, которые адаптированы под выполнение определённых задач. Потому это универсальное устройство с широкими функциональными возможностями. Для применения той или иной насадки используется выходной квадрат. На него пользователь монтирует насадку рожкового, накидного или гаечного типа. Не стоит забывать о ключах-отвёртках, которые пригодятся при работе с электроникой и очень хрупкими механизмами автомобиля.

Различия между ключами разного типа незначительные. Все они обязательно включают в свою конструкцию:

  • рукоятку;
  • фиксатор для установки момента;
  • измерительный компонент или установочную шкалу;
  • съёмную насадку (трещотку);
  • гнездо под насадки;
  • корпус с пружинным механизмом.

Прежде чем покупать динамометрический ключ, обязательно подумайте, для каких именно задач он будет использоваться. Основную роль играют размер креплений и их расположение. Для труднодоступных мест удобнее использовать щелчковые и рожковые девайсы. А инструментом с максимальной точностью выступает электронный тип динамометрического ключа. Хотя такие устройства преимущественно применяются в автосервисах, а для личного использования они в действительности не нужны.

Рекомендации по использованию

Понимая, как устроены инструменты и как они работают, можно приступать к непосредственному использованию функциональных возможностей динамометрического ключа.

Важно понимать, что такие инструменты для контролируемой затяжки соединений с прикладной точки зрения не отличается от обычного ключа. Разница лишь в том, что у динамометрического девайса имеется повышенная точность при создании усилий.

Прежде чем приступать к работе, убедитесь, что инструмент исправен и правильно настроен. Каждый девайс проходит специальную проверку на предмет точности измерений. Только проверенные инструменты поступают в продажу. Но на этом контроль точности не заканчивается. По мере эксплуатации устройство нуждается в периодической проверке. Разбираться в том, как проверить свой динамометрический ключ самостоятельно, не имеет никакого смысла. Его проверяли специалисты с соответствующим высокоточным оборудованием. И профилактическую проверку также проводят в специализированных лабораториях.

Делать калибровку или нет, это выбор каждого владельца такого инструмента. Но без профилактической проверки постепенно увеличивается погрешность, девайс перестаёт работать максимально точно. А потому прикладываемое усилие на измерительной шкале просто не будет соответствовать реальным значениям. Если речь идёт о высокоточных соединениях, где требуется прикладывать строго дозированное усилие, в дальнейшем могут возникнуть проблемы, поскольку вы неправильно затянули гайку или болт.

Для каждого типа динамометрического ключа есть свои рекомендации относительно его использования. При этом существует несколько важнейших правил, применяемых одинаково для всех видов инструмента:

  1. Хранение. Когда вы заканчиваете работу с динамометрическим ключом и убираете его в ящик для хранения инструментов, не забывайте переводить девайс в нулевое положение момента. Шкала должна стоять на нуле. Тем самым вы ослабите механизм, и это не позволит настройкам быстро сбиться.
  2. Диапазон усилий. У каждого ключа есть свой определённый диапазон, в рамках которого инструмент способен работать. Никогда не пытайтесь установить значения, которые выходят за рамки имеющегося диапазона. И здесь ещё раз стоит напомнить о необходимости грамотного выбора ключа, который будет соответствовать запланированным работам.
  3. Чистка. Динамометрические ключи не терпят грубой очистки. Обязательно очищайте любые новые загрязнения предельно аккуратно. В механизме присутствует заводская смазка, которая должна оставаться на своём месте. Не пытайтесь её удалить, иначе испортите работу всего устройства. Оптимально только периодически протирать девайс сухой ветошью после завершения работ.
  4. Стопорная гайка. На динамометрических устройствах предусмотрена специальная стопорная гайка. Если она затянута, вращать ручку ключа нельзя. В противном случае вы просто сломаете довольно дорогостоящий инструмент.
  5. Будьте предельно аккуратными и внимательными, когда работаете с затяжкой креплений, требующих малого усилия. Здесь легко допустить ошибку и перетянуть гайку или болт, что выльется в поломку целого узла.
  6. Длительное хранение. Динамометрический ключ относится к очень полезным инструментам, но в действительности его применяют достаточно редко. После продолжительного хранения без работы ключ нельзя сразу же эксплуатировать при максимальных значениях усилия. Сначала попробуйте покрутить девайс на малых оборотах, а затем уже проводите сильную затяжку. Нужно разработать залежавшийся механизм, чтобы не спровоцировать поломку.
  7. Усиление момента. Если требуется усилить воздействие на рукоятку, не пытайтесь делать это отрезком трубы. Ничего хорошего из подобной затеи точно не выйдет. Применяйте лишь штатные и предназначенные для таких операций инструменты.
  8. Назначение. У динамометрического ключа есть своё специальное назначение. И использовать инструмент следует исключительно в рамках его функций. Потому заменять ключом молоток, рычаг или прочий девайс нельзя ни в коем случае. Иначе вы просто сломаете устройство стоимостью в несколько тысяч рублей. Куда проще поискать молоток.
Читайте также:  Динистор обозначение на схеме

Это общие требования, предъявляемые ко всем динамометрическим ключам в рамках их эксплуатации, хранения и обслуживания.

Но автомобилисты покупают разные типы инструментов, каждый из которых имеет свои тонкости в работе. Потому стоит отдельно рассмотреть актуальные варианты.

Электронные

Использовать электронные динамометрические ключи актуально в тех ситуациях, когда нужно провести максимально точную затяжку. Преимуществом электронного девайса является его способность сохранять настройки, тем самым пользователь существенно экономит своё время. Нажав одну кнопку, вы выставляете нужные параметры для работы с ключом.

Электронный динамометрический ключ

Контроль усилия затяжки осуществляется оператором в режиме реального времени. Учтите, что не все проводимые операции позволяют чётко смотреть на дисплей с показателями момента. Постарайтесь предусмотреть это заранее, дабы исключить возможные сложности.

Вообще электронные ключи во многом похожи на предельные динамометрические инструменты. Только здесь отсутствует пружинный механизм, и вместо него применяется электронная начинка. Именно электроника отвечает за контроль и настройку усилий.

Если вы ранее пользовались обычными ключами, с таким у вас проблем возникнуть не должно. Сначала пользователь выставляет требуемое значение на дисплее. Далее инструмент прикладывается к креплению и начинается затяжка. Как только будет достигнут требуемый момент усилия, инструмент начнёт издавать соответствующий звуковой сигнал. Он говорит о том, что работу можно завершать.

Стрелочные

Теперь немного о том, как нужно правильно пользоваться стрелочным динамометрическим ключом. Его основной недостаток заключается в том, что предварительно настроить усилие здесь не получится. Потому такие девайсы используются в работе со средними по требованиям к точности узлами.

Тут есть свои нюансы, как правильно настроить и применить динамометрический ключ стрелочного типа. Параметры затяжки контролируются в режиме реального времени. Многие считают, что это неудобно. Особенно, когда требуется затянуть крепление в труднодоступном месте. Да и по показателям точности здесь не всё идеально. Тут не сложно переусердствовать, то есть приложить лишние усилия.

Стрелочный динамометрический ключ

При работе с этим инструментом рукоятка перемещается под определённым углом вместе со шкалой значений. А сам указатель остаётся в неподвижном состоянии. Суть применения девайса заключается в 3 последовательных шагах:

  • точно определяется значение на шкале, которое необходимо пользователю;
  • плавно и аккуратно затягивается соединения, параллельно контролируя показатели на шкале;
  • если приложить необходимое усилие, инструмент снимается с крепления.

Ничего настраивать и выставлять заранее здесь не нужно. Это существенно упрощает работу с инструментом, но при этом заставляет быть предельно аккуратным. Хорошо это или плохо, решать вам.

Щелчковые

У щелчкового пружинного типа динамометрического ключа наиболее обширная аудитория пользователей. Такой инструмент самый популярный, поскольку обладает рядом объективных преимуществ, среди которых высокая точность, адекватная цена и простота эксплуатации.

Но и тут важно точно знать, как правильно пользоваться динамометрическим щелчковым ключом. Суть заключается в том, что нужно заранее выставить требуемое значение. Как только затяжка достигнет выставленного предела, появится щелчок. Причём конструктивно девайс выполнен так, что на ощупь щелчок воспринимается даже лучше, чем на слух.

Щелчковый динамометрический ключ

Интересно и то, что после щелчка приложить чрезмерное усилие уже не получится. Девайс переходит в режим проскальзывания. А потому на соединение больше не будет передаваться усилие. В этом заключается важнейшее достоинство щелчкового инструмента. Выше заданного усилия затянуть крепление не получится.

Но каждый пользователь должен предварительно знать, как правильно настроить динамометрический ключ популярного щелчкового типа. Здесь требуется выставить значение, используя основную и вспомогательную шкалу:

  1. Сначала раскручивается стопорная гайка. Она располагается внизу ручки щелчкового инструмента.
  2. Теперь выставляется значение по нагрузке на шкале, которая расположена вертикально. Для этого просто вращайте рукоятку до нужного значения. Если есть необходимость, также выставляется параметр крутящего момента с помощью дополнительной круговой шкалы. Она находится снизу ручки. Это позволит установить лимит по усилию.
  3. На щелчковых девайсах значение складывают с двух имеющихся измерительных шкал, тем самым фиксируется окончательное прикладываемое усилие.
  4. Далее стопорная гайка закручивается обратно в рукоятке инструмента, что позволяет зафиксировать значение момента силы.

Всё, после этого можно приступать к работе. Инструмент устанавливается на резьбовое соединение с помощью подходящей насадки. И начинается процесс прикладывания усилий. Как только затяжка достигнет требуемого значения, которое пользователь предварительно выставил на шкалах, сработает щелчок. Так вы точно не перетяните крепление, а потому сумеете избежать возможных осложнений.

Когда работа будет выполнена, ключ переводится в минимальное положение доступного диапазона, и закручивается фиксатор. Если оставить девайс в рабочем состоянии, даже на небольшом удалении от нулевого положения на шкале, пружинный механизм начнёт быстро изнашиваться. В итоге потребуется ремонтировать уже сам ключ, либо покупать новый динамометрический инструмент.

Таблица затяжки

Чтобы точно понимать, какие именно усилие нужно прикладывать для того или иного крепления, оптимально для начала заглянуть в технический паспорт и руководство по эксплуатации. Для особенно важных узлов производитель обязательно указывает момент затяжки.

Если этих значений в документах нет, тогда действовать примерно или ориентироваться по приблизительным оценкам не стоит. Для таких ситуаций предусмотрена специальная таблица затяжки для болтовых соединений. Она универсальная, что позволяет применять её в различных ситуациях.

Работать с таблицей несложно. Для этого нужно сопоставить резьбу и шаг, который измеряется в миллиметрах, с классом прочности болтов. Класс прочности варьируется в пределах от 4,6 до 12,9. Резьба с шагом бывает от 5/0,8 до 42/4,5.

Вы просто сопоставляете эти два значения в таблице и в месте их пересечения получаете ответ относительно момента усилия. При этом важно учесть, что есть рекомендуемый и предельный параметры затяжки. Превышать максимальные параметры не рекомендуется, как и затягивать меньше рекомендуемого значения.

На практике пользоваться динамометрическими ключами не так сложно. Рекомендуется сначала изучить инструкцию по эксплуатации, почитать советы производителя, а также учесть соответствие возможностей инструмента тем работам, которые вы планируете проводить с использованием девайса.

Не забывайте о необходимости периодической калибровки. Особенно это касается тех инструментов, которые применяются для работы с максимально требовательными к точности затяжки соединениями.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто