Циатим 201 характеристики и применение гост

Циатим 201 характеристики и применение гост

Циатим 201 характеристики и применение гост

ЦИАТИМ-201 — антифрикционная многоцелевая литиевая смазка, разработанная в СССР. Представляет собой смесь маловязкого нефтяного масла, загустителя (стеарат лития — литиевое мыло) и антиокислительной присадки. Обладает морозостойкими и тугоплавкими свойствами. Очень дёшева и потому широко применяется для смазки малонагруженных узлов трения в различных механизмах, несмотря на ряд существенных недостатков.

Представляет собой мазь светло-коричневого или светло-жёлтого цвета. Благодаря наличию литиевых соединений имеет маловязкую консистенцию и применяется в достаточно широком температурном диапазоне — от −60 °С до +90 °С.

Смазка разработана в Центральном институте авиационных топлив и масел — ЦИАТИМ, ныне Центральный институт авиационного топлива и масел.

Содержание

Технические условия [ править | править код ]

Смазка ЦИАТИМ-201 производится по ГОСТ 6267-74 и используется для смазывания узлов трения, в механизмах авиационной (наиболее широкая сфера применения), автомобильной и другой наземной техники, радиотехнического оборудования, электромеханических и точных приборах, работающих с минимальным сопротивлением при низких температурах. Не применяется для подшипников скольжения из-за загустевания со временем. При высоких нагрузках использовать её не рекомендуется. Благодаря сохранению смазочных свойств при низких температурах смазка широко используется в механизмах техники, эксплуатируемой в условиях Крайнего Севера.

Эта смазка, по мнению некоторых пользователей [ источник не указан 511 дней ] , является наиболее удобной для смазки трущихся частей и механизмов охотничьих ружей: стволов, замков, скользящих поверхностей, ударно-спусковых механизмов.

Наличие в составе смазки антиокислителя объясняет её химическую стабильность. Коллоидная стабильность ЦИАТИМ-201 низкая: при длительном хранении из смазки выделяется жидкое масло, что неблагоприятно сказывается на её эксплуатационных свойствах.

На данный момент смазка ЦИАТИМ-201 не в полном объёме соответствует современным требованиям. Причинами являются низкая максимальная температура использования и её недостаточная механическая стабильность. Кроме того, к недостаткам этой смазки относят разрушение смазочного состава при механическом воздействии и, как результат, снижение её вязкости и предела прочности. Вследствие мягкой консистенции и недостаточной степени липкости существует возможность её механического смывания с открытых поверхностей. Наблюдается расслоение смазки на фракции при длительном хранении как в таре, так и при простое без движения смазываемых узлов и агрегатов.

Достоинства [ править | править код ]

Главным достоинством является её цена.

Недостатки [ править | править код ]

  • Существенным недостатком смазки ЦИАТИМ-201 является её высокая гигроскопичность и как следствие — малопригодность для работы в открытых узлах, работающих в незащищённых атмосферных условиях или повышенной влажности. Именно поэтому данную смазку нежелательно применять в автомобильной технике, в качестве заменителя смазки ЛИТОЛ-24. Также крайне неэффективно применять эту смазку для консервации деталей и механизмов. Со временем, на открытом воздухе она высыхает и теряет свои эксплуатационные свойства, превращаясь даже в абразив.
Читайте также:  Углы заточки цепей бензопил на станке таблица

Альтернативы [ править | править код ]

Допустимой альтернативой смазке ЦИАТИМ-201 являются смазки МС-70 и ЦИАТИМ-221, однако максимальный температурный предел эксплуатации МС-70 — +65°С, а ЦИАТИМ-221 в 3-5 раз дороже, чем ЦИАТИМ-201.

ООО "ВеркерАвто"
является эксклюзивным
дистрибьютором торговых
марок "HILL" и "FASTROIL"

Циатим-201 ГОСТ 6267-74

Циатим 201 характеристики и применение гост

Область применения

Смазка предназначена для смазывания малонагруженных узлов трения качения и скольжения, для тех узлов трения, которые работают с минимальным сопротивлением при невысоких нагрузках. ЦИАТИМ-201 применяется в авиационной технике, радиотехническом оборудовании, электромеханических и других приборах и точных механизмах. Смазка применима для автомобильной техники, эксплуатируемой даже в условиях Крайнего Севера. Работоспособна в интервале температур от минус 60 до плюс 90°С (кратковременно до 130°С).

Преимущества:

  • хорошие антикоррозионные свойства, улучшенная адгезия;
  • высокая водостойкость (сохраняет ее даже в кипящей воде) и морозостойкость;
  • отличные низкотемпературные характеристики;
  • обладает тугоплавкими свойствами;
  • применима к всесезонному использованию.

Смазка под названием «Циатим-201» является антифрикционной смазкой для возможности применения в разных ситуациях. Обычно используется в малых или средних по загруженности узлах скольжения. Используют ее в основном для авиационной и автомобильной техники, в электромеханических приводах и точных приборах. Уникальна она областью применения, ведь используется она при значительно низких температурах (-60 градусов), при невысокой влажности, а также небольших нагрузках. Поэтому частенько встречаются в районах Крайнего Севера.

Циатим 201 характеристики и применение гост

Рассмотрим основные пункты:

  • Характеристика
  • Область применения
  • Аналогичные смазки
  • Сравнительная характеристика «Циатима 201» и «Циатима 221»

Характеристика

Смазка вида «Циатим 201» соответствует ГОС 6267-74, в его составе представлена смесь нефтяного масла с малой вязкостью, в процессе использования с литиевым мылом сгущается. Кроме того в состав входит антиокислительная присадка, обеспечивающая морозостойкость и тугоплавкость. Внешне представляет собой мазь светло-желтого цвета, иногда приобретает светло-серый коричневый оттенок.

Свое название смазка получила благодаря аббревиатуре учреждения, которое в прошлом веке вело его разработку, а именно, занимался изобретением смазки Центральный научно-исследовательский исследовательский институт авиационного топлива и масла. Основные характеристики рассмотрим в приведенной ниже таблице:

Характеристика

Значение

Диапазон рабочих температур

Эффективная вязкость при -50°С и среднем градиенте скорости деформации 10/с, не более

Стабильность против окисления, мг КОН на 1 г смазки, не более

Предел прочности при +50°С

Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH

Испаряемость при +120°С, за 1 час, не более

Пенетрация при +25°С

Срок годности от даты выпуска

5 лет (60 месяцев)

Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более

Читайте также:  Какой электросчетчик лучше поставить в квартире отзывы

Коррозионное воздействие на металлы

Температура хранения и транспортировки

Содержание свободной щелочи в пересчете на NaOH, не более

Специфика свойств

Легко подвержена смыву, в результате своей мягкой консистенции и недостаточной липкости.

Консервация очень низкая.

В результате механических действий происходит быстрое разрушение свойств смазки, прочность стремится к минимальному значению.

Химическая стабильность удовлетворительна, что объясняется присутствием анти-окислителя.

Под действием повышенных температур или при хранении не уплотняется.

Коллоидная стабильность смазки ЦИАТИМ-201 низкая.

Смазка не содержит токсичные составляющие, поэтому не обязательно использовать какие-либо средства для защиты, регулируются они нормами отрасли в каком-либо производстве.

Во время возгорания применяются различные средства пожаротушения, но не нельзя применять воду!

Перед вами смазка с истекшим сроком годности.

Среди недостатков выделяются: быстрое высыхание смазки на открытом воздухе. Использовать смазку для деталей на открытом воздухе не стоит, на открытом воздухе смазка не сохраняет свои свойства, а если смазку хранить слишком долго, она растеряет свои характеристики, поэтому открытие литровой банки в момент небольших затрат будет нерациональным. После истечения сроков годности смазки происходит ее расслойка, после чего применять ее в дальнейшем неуместно. Применять смазку «Циатимом 201» не нужно для смазки высоконагруженных пар.

Занимаются производством «Циатима 201» многие, и многие не совсем следуют стандартам ГОСТ 6267-74, поэтому производят смазку по своим техническим методикам. Потому стоит обращать внимание на производителя продукции при выборе товара.

Применение «Циатима-201»

Зависимость кислотного числа от толщины слоя смазки «Циатим-201»

«Циатим-201» нашел широкое распространение из-за своей низкой стоимости и морозоустойчивости. Что касается узлов автомобильной техники, то им смазывают:

  1. Подшипники
  2. Осей октан корректора на распределителях зажигания
  3. Осей вращения механизмов
  4. Валики
  5. Подшипники, отвечающие за скольжение
  6. Петли и тросы
  7. Рулевую рейку
  8. Клеммы аккумулятора. Не стоит забывать, что «Циатим-201» не стоит использовать в ситуациях, когда она напрямую контактирует с водой, а также не применена в условиях повышенной влажности, более 80%.

Обусловленное это тем, что смазка быстро впитывает в себя влагу, таким образом теряя основные свои свойства, это относится и к литиевым составам, таким как «Литолу-24». При повышенной влажности уместно применять кальциевые смазки, применение Циатим-201 не уместно в роли консерванта.

В настоящее время применение смазки уже не отвечает прежним требованиям, поэтому при производстве смазки происходит замена масла МВП на масла вида МС-6 и МС-8. Рассмотрим существующие аналоги смазки для применения на трущихся поверхностях.

Аналоги

Существует несколько видов аналогов смазки Циатима201 иностранного производства:

Некоторые аналоги смазки «Циатим 201»

  • BPEnergrease SY-HT 2- представляет собой высококачественную смазку, пригодную для использования при высоких температурах. Среди свойств можно выделить: антиокислительная свойства, а также стабильность при использовании в широком спектре температур, от -50 до 200 градусов.
  • Смазка ShellAeroShellGrease 6 в состав смазки входят ингибиторы, задерживающие процесс окисления, а также коррозию. В основном пригодна для подшипников антифрикционных, для коробок передач, применима при температурах от -40 до 121 градуса по Цельсию.
  • Смазка ShellAeroShellGrease 22. Применяется в тяжёлых условиях, в ее основе лежит синтетическое масло, которое загущено при помощи Микрогеля. В состав входят присадки, не вызывающие коррозию и износ. Применима при температурных режимах от -65 до 204 градусов.
  • Смазка MobilMobiltemp SHC 32.- представляет собой пластиковую смазку, используемую длительное время, служит для закладки в шариковые и роликовые подшипники. Промазываются такой смазкой также шпонки, винты, применяема при температурах от -50 до 180 градусов по Цельсию.
Читайте также:  Минимальное расстояние между кабелями в траншее

Отечественные аналоги продукции представлены фирмами «Эра», «Зимол», «Лита», «Циатим-221» и многие другие.

Сравнение смазки вида «Циатим-201» и «Циатим-221».

При выборе смазки, у некоторых автовладельцев возникает вопрос, возможно ли использование смазки «Циатим221» вместо смазки Циатим-201», можно с точностью отметить, что использование возможно, только существуют отличительные особенности, а именно:

  • Смазка «Циатим-221» это водная смазка на основе силиконового масла, очень пластичная. Можно использовать при обработке поверхностей вида металл-металл и металл-металл резина. При долговременном взаимодействии с резиной, может привести к ее вздутию.
  • Применение при температурных режимах отлично у «Циатим-221» диапазон составляет от -60 до 150 градусов по Цельсию;
  • Покупка «Циатим-221» обойдется дороже примерно в 3-5 раз.
  • Срок длительности эксплуатации значительно больше, чем у «Циатим-201» составляет наряду с последним примерно 40 лет.
  • Производство смазки соответствует ГОСТу 9433-80.

Можно сказать что для применения авто такого вида смазки неэффективны, ведь сейчас уже существуют более современные и многофункциональные их аналоги.

Выводы

После вышесказанного можно отметить, что смазка «Циатим-201» по цене выходит недорого, применять ее можно при больших морозах, поэтому и пользуется популярностью среди автолюбителей. Среди минусов выделяется небольшая амплитуда температурного режима применения, невозможность применения при больших нагрузках, а также невозможность применения при высокой влажности, а также на воздухе мгновенное высыхание.

Поэтому в настоящее время в результате появление других различных смазок с улучшенными свойствами, данная смазка уже не является универсальной и многофункциональной. Поэтому лучше при необходимости приобретите современную смазку с увеличенным температурным диапазоном. Но если такая смазка нашлась у вас среди деталей в гараже, то она будет пригодна для использования в вышеперечисленных случаях.