Для быстрого поиска марки чугуна и её предела прочности нажмите Ctrl+F.
Важно! Предел прочности той или иной марки чугуна может изменяться от типа термообработки и температуры. Если необходима точная информация о пределе прочности чугуна, то её можно узнать в сопроводительной документации к конкретному составу, марке или сплаву.
Марка | Предел прочности, МПа |
СЧ15 | 150 |
СЧ20 | 200 |
СЧ25 | 250 |
СЧ30 | 300 |
СЧ35 | 350 |
СЧ40 | 400 |
СЧ45 | 450 |
‘);> //–>
‘);> //–>
ВЧ35 | 350 |
ВЧ40 | 400 |
ВЧ435 | 450 |
ВЧ50 | 500 |
ВЧ60 | 600 |
ВЧ70 | 700 |
ВЧ80 | 800 |
ВЧ100 | 1000 |
КЧ30 | 300 |
К45 | 450 |
КЧ50 | 500 |
КЧ55 | 550 |
КЧ60 | 600 |
КЧ65 | 650 |
КЧ70 | 700 |
КЧ80 | 800 |
‘);> //–> ‘);> //–>
На этой странице представлена подробная таблица пределов прочности различных марок чугуна. Таблица периодически пополняется новыми данными.
Опубликовано в журнале "Стройпрофиль", №2/1, 2007
Прочность, пластичность и трещиностойкость труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом
Высокопрочный чугун с шаровидным графитом (ВЧШГ) – один из наиболее перспективных конструкционных материалов для современных труб. По своим прочностным характеристикам в зависимости от структуры металлической основы и химического состава чугун с шаровидным графитом не только не уступает, но в ряде случаев превосходит углеродистые и низколегированные стали. К тому же производство труб из ВЧШГ значительно дешевле.
По сравнению с углеродистой сталью ВЧШГ имеет ряд преимуществ: меньший удельный вес, более высокий предел текучести, более высокую износостойкость, лучшую жидкотекучесть, лучшую обрабатываемость. По сравнению с серым чугуном ВЧШГ имеет более высокие пределы прочности, текучести, относительное удлинение, ударную вязкость, более высокие антифрикционные свойства. ВЧШГ в среднем в 1,5 раза прочнее обычного серого чугуна, что влечет уменьшение веса деталей на 20–40%. Поэтому в промышленно развитых странах и в России им охотно и с большой экономической выгодой заменяют стальные трубы. Область применения ВЧШГ очень велика. Это коленчатые валы автомобилей и тракторов, прокатные валики, зубчатые передачи, детали поршневой группы, штампы, молоты, прессы и т.д. Трубы из ВЧШГ – это наиболее надежный, долговечный и экономичный материал для транспортировки питьевой воды, промышленных и бытовых стоков, а также для решения целого ряда технологических задач.
Эти трубы являются самыми перспективными по параметрам:
- эксплуатация трубопроводов 80 лет;
- наименьшая аварийность по сравнению с трубопроводами из других материалов;
- высокая скорость прокладки и легкость монтажа без сварочных работ;
- низкая коррозия и сохранение высокого качества транспортируемой воды;
- относительное удлинение не менее 10%, во много раз превосходят показатели для серого чугуна;
- высокая экономическая эффективность за счет низких затрат на прокладку и эксплуатацию чугунных трубопроводов;
- возможность полной утилизации труб после окончания срока их службы.
Многочисленные испытания позволили сделать вывод, что трубы из ВЧШГ наряду с расчетными допустимыми нагрузками имеют высокий резерв надежной эксплуатации, что подходит для сложных условий прокладки трубопроводов.
ВЧШГ отличается от серого чугуна тем, что обладает более высокими прочностными свойствами s=420 МПа, r=300 МПа, 10%.
Существенное влияние на прочностные характеристики ВЧШГ оказывает среднее расстояние между графитовыми включениями. С увеличением расстояния повышается ударная вязкость и немного уменьшается предел прочности при растяжении.
Повышение содержания перлита в чугунах приводит к снижению их пластичности с 15% при 20% до 5% при 60%. Относительное удлинение ферритного чугуна при низком содержании марганца ( 05 Июля 2007
Основные свойства и области применения серого чугуна
В основу стандартизации серого чугуна заложен принцип регламентирования минимально допустимого значения временного сопротивления разрыву при растяжении (В). В соответствии с этим принципом обозначение марки чугуна содержит минимально допустимое значение
В определенного в стандартной пробной литой заготовке. Механические свойства серого чугуна регламентируются ГОСТ 1412-85 и приведены в табл.1.2. Необходимо учитывать, что порядок подготовки и проведения механических испытаний серого и других чугунов отличаются от методов испытания стали. Например, для чугунных отливок контроль свойств проводят по ГОСТ 27208-87 «Отливки из чугуна. Методы механических испытаний», а способы получения заготовок для образцов из каждого чугуна регламентированы соответствующим стандартом (для серого – ГОСТ 24648 –81).
Таблица 1.2 – Механические свойства и рекомендуемые составы серого чугуна (ГОСТ 1412-85)
K большинству чугунных отливок в силу особенностей их эксплуатации часто предъявляются различные условия, включающие другие (не предусмотренные ГОСТ 1412-85) требования по механическим свойствам, а также по физическим и теплофизическим показателям. На практике достаточно часто удается проследить связь между определенной группой физико-механических и теплофизических свойств чугуна и эксплуатационными показателями конкретного изделия. Наиболее часто встречающиеся показатели механических свойств серого чугуна, часть из которых не регламентируется ГОСТ 1412-85, приведены в табл.1.3-1.5.
Большое влияние на механические свойства чугуна имеет скорость охлаждения металла, а, следовательно, и толщина стенок отливок. В этом случае при оценке реальной прочности отливок рекомендуется изготавливать различного рода тестовые заготовки, которые соответствуют толщине отливок, и из них вырезать образцы для испытаний. Определенные представления о влиянии толщины стенки отливки на прочность и твердость чугуна можно получить, воспользовавшись данными табл.1.6.
Таблица 1.3 – Механические свойства серого чугуна при растяжении и изгибе
Основные показатели, характеризующие физические свойства чугуна (плотность, удельная теплоемкость, теплопроводность и коэффициент линейного расширения), приведены в табл.1.7 в соответствии с приложением № 2 ГОСТ 1412-85. Данные такого рода имеются также в стандартах других стран, например, Британский стандарт BS 1452 1977.
Модуль упругости чугуна зависит от размеров графитных пластин и уменьшается с увеличением их размера. Более высокий уровень пластичности серый чугун с пластинчатым графитом показывает при сжатии. Например, осадка серого чугуна в холодном состоянии при сжатии может составлять 20 – 40 %. При растяжении пластичность, как видно из табл. 1.3, не достигает и 1 % удлинения.
Таблица 1.4 – Механические свойства серого чугуна при сжатии
Таблица 1.5 – Механические свойства серого чугуна при кручении
Обобщая имеющиеся в литературе данные, необходимо заметить, что плотность чугуна тем выше, чем ниже содержания в нем углерода и кремния. Коэффициенты теплового расширения и удельной теплоемкости зависят не столько от химического состава чугуна, сколько от его структуры. При этом легирующие элементы слабо влияют на эти коэффициенты. Исключение составляет только медь. Теплопроводность чугуна, связанная с теплопроводностью структурных составляющих, оказывается наибольшей при максимальном содержании графита.
Таблица 1.6 – Зависимость прочности (В) и твердости (НВ) серого чугуна от толщины стенок отливок
Таблица 1.7 – Физические свойства чугуна с пластинчатым графитом (ГОСТ 1412-85)
Как конструкционный материал серый чугун используются для широкого спектра изделий практически во всех отраслях машиностроительного комплекса. К числу наиболее крупных потребителей чугунного литья следует отнести автомобилестроение, станкостроение, тяжелое и металлургическое машиностроение, санитарно-техническую промышленность и пр.
В конструкции автомобилей и тракторов масса литых деталей из серого чугуна, например, составляет 15-25% от общей массы. Преимущественное применение серого чугуна обусловлено тем фактом, что в нем сочетаются высокая износостойкость и противозадирные свойства при трении с ограниченной смазкой, демпфирующая способность. Основная номенклатура изделий – это блоки, головки и гильзы цилиндров, крышки коренных подшипников двигателей, тормозные диски и диски сцепления, тормозные барабаны и другие детали, для которых серый чугун яв-ляется оптимально технологичным и экономичным конструкционным материалом.
Блоки цилиндров карбюраторных и дизельных двигателей изготавливают из низколегированных чугунов марки СЧ20, СЧ25, которые обеспечивают в стенках отливок толщиной 15-25 мм В =200-250 Н/мм 2 , а в более тонких стенках до 270 Н/мм 2 . Такого же типа чугуны обычно применяют для головок цилиндров дизельных двигателей и гильз цилиндров карбюраторных и дизельных двигателей. Основными требованиями к чугуну для гильз являются: перлитная структура матрицы (не более 5% феррита), графит среднепластинчатый неориентированный, твердость в пределах 200-250 НВ. В конструкции автомобильных дизельных, карбюраторных, а также тракторных двигателей широко применяют гильзы цилиндров из специальных легированных чугунов, чаще всего – фосфористые.
Для блоков и головок цилиндров тяжело нагруженных дизельных двигателей (автомобильных и судовых) применяют специальные легированные чугуны, а для головок цилиндров – высокоуглеродистые (более 3,5% С) легированные термостойкие чугуны. Эти требования выполняются при использовании для отливки гильз низколегированных чугунов, химический состав которых выбирают с учетом технологии формы, метода плавки, сечения отливки.
Чугунные распределительные валы дизельных и карбюраторных двигателей (легированные чугуны марки СЧ 25 и СЧ 30) имеют высокую износостойкость и широко применяются в автомобилестроении. Легирование молибденом, хромом, никелем обеспечивает хорошую закаливаемость и прокаливаемость чугуна, и заданную глубину отбеленного слоя (в отбеленных кулачках). Высокая твердость и износостойкость кулачков достигаются либо за счет поверхностной закалки чугуна, в структуре которого (в носике кулачков) имеются игольчатые карбиды, либо за счет поверхностного отбела чугуна в кулачках при кристаллизации в контакте с холодильником. Отбеленные кулачки предпочтительны в тяжелых условиях работы.
Тормозные диски, барабаны и нажимные диски сцепления, работающие в условиях сухого трения с высокими скоростями скольжения должны обеспечивать в паре с фрикционной пластмассой стабильный коэффициент трения и износостойкость. При многократных циклах торможения, во время которых в контакте фрикционной пары выделяется тепло, а затем быстро отводится, на поверхности чугунной детали образуются термические трещины, снижающие прочность. Для тормозных барабанов и дисков средней нагруженности чаще всего применяют серый чугун марки СЧ20 или СЧ25. В условиях высокой нагруженности деталей, когда на поверхности трения образуются термические трещины, применяют специальные высокоуглеродистые термостойкие чугуны с повышенным уровнем легирования. Для наиболее тяжелых условий работы рекомендуется использовать перлитные чугуны с вермикулярным графитом.
Маховики в процессе работы вращаются с частотой порядка 2500-8000 об/мин. Соответственно, в них возникают большие растягивающие напряжения, а поверхность маховика периодически трется о сопряженную рабочую поверхность. Трение с большими скоростями приводит к выделению тепла на поверхности трения, образованию усталостных термических трещин, снижающих прочность маховика. Требования повышенной прочности с учетом большой массы маховиков и толщины сечения обусловили применение для их изготовления серых чугунов марки СЧ25, СЧ30, СЧ35 (чем больше сечение отливки, тем выше марка). Выбранная марка чугуна должна обеспечивать получение в теле отливки прочности не ниже 200-250 Н/мм 2 . Если прочность чугуна СЧ 35 недостаточна для обеспечения условий работы маховиков, то необходимо применять чугуны с вермикулярным или шаровидным графитом.
Крышки коренных подшипников из серого чугуна применяют в основном в карбюраторных двигателях легковых автомобилей. Для обеспечения перлитной структуры и твердости не менее 200 НВ крышки подшипников отливают из серого чугуна марки СЧ25. Для тяжело нагруженных карбюраторных двигателей и для дизельных двигателей применяют крышки подшипников из ковкого чугуна или чугуна с шаровидным графитом.
Выпускные коллекторы подвергаются воздействию горячих агрессивных выхлопных газов и в процессе работы подвержены окислению, термическим деформациям, а иногда – растрескиванию. Во многих случаях серый чугун является экономичным и достаточно долговечным материалом для этих деталей. Учитывая, что коллекторы имеют тонкие стенки (3-7 мм), их отливают из чугунов марки СЧ15, СЧ20, которые для повышения жаростойкости легируют небольшими добавками хрома и никеля. Для термически нагруженных коллекторов применяют ковкий чугун, чугун с шаровидным графитом, а иногда – аустенитный чугун с шаровидным графитом, имеющим высокую термостойкость и стойкость против окисления.
В станкостроении серый чугун применяют для широкой номенклатуры литых деталей с массой от 0,1 кг до 100 тонн с толщиной стенок от 4 до 200 мм, работающих в самых разнообразных условиях. Классификация станкостроительных литых деталей из серого чугуна с учетом этого разнообразия конструкций и условий работы осуществляется в соответствии с ОСТ 2 МТ 21-2-83. При выборе марки чугуна конструктор в зависимости от класса, группы детали и приведенной толщины стенки отливки определяет необходимый минимальный уровень твердости и микроструктуры.
С учетом специфики большинства станкостроительных деталей, работающих преимущественно на жесткость, а не на прочность, предпочтение отдают чугунам, обладающим повышенной твердостью и пониженной пластичностью. Такие чугуны по химическому составу отличаются повышенным (против рекомендаций ГОСТ 1412-85) содержанием кремния и марганца при пониженном содержании углерода. Если невозможно получить необходимый уровень твердости чугуна, в направляющих применяют легирование, формовку с холодильниками и др.
Отливки из серого чугуна весьма широко и успешно используются для определенной номенклатуры деталей сменного металлургического оборудования: сорто- и листопрокатные валки, всевозможные изложницы для разливки слитков, шлаковые чаши и т.п.