Чем отличается такелажная скоба от грузоподъемной серьги

Чем отличается такелажная скоба от грузоподъемной серьги

Стальная крепежная скоба (серьга) является важным связующим звеном такелажной и грузоподъемной оснастки. Она имеет изогнутую в форме подковы спинку, концы которой снабжены проушинами и соединены поперечным элементом (штифтом). С ее помощью можно быстро соединить канатные и цепные ветви, прикрепить их к опорам, подъемному механизму или грузу. Полученное соединение является быстросъемным, что позволяет ускорить и облегчить операции по строповке и фиксации грузов. Крепежные скобы представлены в магазине «Крепком» в широком диапазоне типоразмеров.

При выборе этих такелажных приспособлений следует учитывать, что они делятся на:

    Скобы общего назначения изготовлены из сплавов низкой прочности, применяются в статических системах для организации слабонагруженных растяжек и подвесов. Скобы грузоподъемного назначения выполнены из высокопрочной легированной стали, имеют большой запас прочности (4:1, 5:1, 6:1) и рассчитаны на работу в широком диапазоне нагрузок – от нескольких сот килограмм до нескольких тонн. Преимущество такелажных скоб класса прочности 8 и 10 перед съемными связками низкого класса в том, что они имеют меньший вес и габариты при той же грузоподъемности.

    Чем отличается такелажная скоба от грузоподъемной серьги

    Серьги штифтовые, применяемые в системе буксировки автомобилей, именуются шаклами. При их выборе нужно ориентироваться не только на «тоннажность», но и на диаметр штифта, чтобы он подходил под буксировочную проушину вашего автомобиля.

    В зависимости от формы спинки скобы монтажные делятся на:

      прямые (российское наименование СА)

      Прямые или U-образные соединители применяются в составе одноплечных подъемных приспособлений. Изогнутая форма скобы «Омега» позволяет захватить более одной строповой ветви и, благодаря оптимальному радиусу изгиба, оптимально распределить нагрузку между ними.

      Чем отличается такелажная скоба от грузоподъемной серьги

      Все монтажные скобы запираются с помощью поперечного штифта, который может быть винтовым или в форме болта. Винтовой «палец» вкручивается в резьбовое ушко серьги, что позволяет оперативно замыкать и размыкать ее. Для статических систем такой вариант вполне приемлем, но для манипуляций с грузами необходим более надежный замок, который не выкрутится при динамических нагрузках и при перемещении петли стропа на штифт. Таким замком является болт, который фиксируется гайкой и шплинтом.

      При выборе грузовых скоб следует взять во внимание условия их эксплуатации и степень защищенности от коррозии. В целях защиты от агрессивных факторов внешней среды на них наносят цинковое или лакокрасочное порошковое покрытие. Такелажные скобы, длительно пребывающие под открытым небом, использующиеся в портах и промышленной среде изготавливают из нержавеющих аустенитных марок стали А2 и А4.

      Чем отличается такелажная скоба от грузоподъемной серьги

      Чем отличается такелажная скоба от грузоподъемной серьгиДля работ с различными грузоподъёмными механизмами очень часто используется такелажная скоба. Её назначение – обеспечить надёжное соединение между собой элементов грузоподъёмных приспособлений – тросов, канатов и т. д. Несмотря на предельную простоту конструкции, размеры и исполнения такелажных скоб стандартизированы несколькими ГОСТ, ведомственными нормами, а также зарубежными стандартами (в частности, DIN 82101).

      Читайте также:  Технологическая карта маршрута образец

      Классификация

      Такелажные скобы различают по следующим признакам:

      1. По форме – прямые (в виде латинской буквы U) и омегообразные (изогнутые).
      2. По диаметру отверстия под фиксирующий элемент – штифт или палец.
      3. По наличию дополнительных фиксирующих деталей, например, болтов с корончатой гайкой, предотвращающей самоотвинчивание.
      4. По температурному диапазону применения – полярные, рассчитанные для эксплуатации при температурах до -40ºС, и обычные.
      5. По роду поверхностного защитного покрытия, что даёт возможность использовать данные детали при работах с химически активными средами, либо с горячими заготовками.

      Грузоподъёмность серийно выпускаемых такелажных скоб находится в пределах от 330 до 150000 кг, что определяется материалом изделия, геометрическими параметрами (длиной дуги и диаметром поперечного сечения), а также режимом его упрочняющей термообработки.

      Чем отличается такелажная скоба от грузоподъемной серьги

      Выбор конкретного типоразмера зависит от нагрузок, которые испытывает такелажная скоба во время своей эксплуатации, коэффициента динамичности нагрузки и пространства между соединяемыми деталями.

      Производство отечественных типоразмеров и конструкций такелажных скоб регламентируется ГОСТ 2224-72 (заменён на ГОСТ 2224-93). В нём оговариваются следующие технические требования:

      • Марки сталей, из которых допустимо производство изделий;
      • Способы производства – ковка, холодная или горячая гибка;
      • Требования к качеству поверхности;
      • Места нанесения маркировки готовой продукции и сведения, которые должны содержаться в этой маркировке;
      • Способы и методы контроля качества;
      • Технологический процесс консервации при длительном хранении.

      Использовавшийся ранее ГОСТ 2476-72 «Скобы такелажные» в настоящее время не является действующим.

      Чем отличается такелажная скоба от грузоподъемной серьги

      Размеры

      Размерный ряд такелажных скоб отечественного производства всегда согласовывается с соответствующими параметрами грузовых строп, производимых по ГОСТ 25573-82. В частности, регламентируется расстояние между захватом и свободным участком канатной ветви, а также толщина скобы, используемой в стропах типа 2СК и выше. Это особенно важно, если такелажная скоба применяется в канатных ветвях, которые предусматривают переходное звено. В этом случае имеют значение следующие размеры рассматриваемых изделий:

      1. Зев скобы, который зависит от толщины каната и размеров сопрягаемой части коуша.
      2. Высота детали до оси размещения фиксирующего элемента.
      3. Общая длина такелажной скобы.

      Чем отличается такелажная скоба от грузоподъемной серьги

      Соответственно этим размерам устанавливается возможность для практического применения прямой или омегообразной скобы. Первый вариант используется, если рабочего пространства достаточно для свободного размещения всех элементов, и зажима груза не ожидается. Омегообразная (или, иначе – якорная) такелажная скоба применяется в том случае, когда фактического расстояния недостаточно для установки фиксирующего болта (либо пальца), или, когда используются многоплечевые устройства такелажа.

      Читайте также:  Ремонт аккумуляторов для шуруповерта интерскол 12в

      Размер скобы устанавливается по её номеру, который соответствует предельной нагрузке на деталь.

      Выбор типоразмера такелажных скоб зависит также и от того, какой материал поднимается с их помощью. В большинстве случаев изделия изготавливаются из проката сталей типа Ст.3 или Ст.5 по ГОСТ 380 (в особо ответственных случаях используются даже качественные цементируемые стали, например, сталь 20 по ГОСТ 1050), однако для подъёма магнитных материалов применяют скобы из нержавеющих сталей марок 08Х18Н10 и 10Х17Н13М2.

      Как выбрать типоразмер такелажной скобы?

      Параметрами выбора являются предельная грузоподъёмность, которая допускается изделием (при этом нормативный запас прочности должен быть не менее 5), размеры скобы в плане, условия эксплуатации изделия. В частности, не допускается работа с такелажными скобами, поверхность которых имеет хотя бы один участок коррозии; именно поэтому преимущественно используются детали, которые прошли цинкование или окрашивание красками, устойчивыми к повышенной влажности окружающего воздуха. Цена оцинкованных такелажных скоб всегда выше, чем окрашенных.

      Важное значение имеет также и способ штамповки скоб. В частности, при холодной гибке прутка в нём возникают значительные напряжения изгиба, которые снижают прочность детали при её эксплуатации. Горячештампованные такелажные скобы после деформирования подлежат очистке от окалины и последующей термообработке, поэтому твёрдость их в итоге достигает тех же нормативных значений – для обычных сталей НВ 155…160, для нержавеющих НВ 280…310, но концентраторы напряжения отсутствуют.

      Чем отличается такелажная скоба от грузоподъемной серьги

      Проверку работоспособности такелажной скобы можно выполнить при помощи зависимости:

      — Q – расчётная нагрузка на изделие;

      — Mmax — наибольший изгибающий момент, который возникает при подъёме груза (устанавливается по марке стропа);

      — r – радиус закругления при переходе от зева скобы к её стенкам.

      Существуют практические соотношения между диаметром скобы и наибольшим грузом, который можно поднять с её помощью. Для прямой скобы, изготовленной из углеродистой стали, такие соотношения приведены далее:

      • При d = 5 мм Q = 80 кг;
      • При d = 10 мм Q = 300 кг;
      • При d = 16 мм Q = 800 кг;
      • При d = 22 мм Q = 1500 кг.

      Чем отличается такелажная скоба от грузоподъемной серьги

      Для омегообразной такелажной скобы:

      • При d = 6 мм Q = 330 кг;
      • При d = 10 мм Q = 750 кг;
      • При d = 16 мм Q = 2000 кг;
      • При d = 25 мм Q = 6500 кг;
      • При d = 32 мм Q = 9500 кг.

      Цены на такелажные скобы, в зависимости от способа их изготовления, конструкции и размеров колеблются в диапазоне 80…5000 руб.

      Читайте также:  Деревянные струбцины своими руками чертежи

      Сферы применения такелажных скоб достаточно разнообразны. В зависимости от типа изделия они могут встречаться как в быту, так и в машиностроении или во время проведения строительных работ. Но далеко не все знают о том, как правильно пользоваться данными изделиями. Итак, рассмотрим основные нюансы.

      Чем отличается такелажная скоба от грузоподъемной серьги

      Первое, и одно из главных правил, гласит: во время работы со скобами нельзя производить какие-либо виды термообработки. Использование, к примеру, сварки способно значительно уменьшить грузоподъемные свойства рассматриваемого приспособления.

      Следующим моментом, о котором следует помнить, является то, что при фиксировании перемещаемого материала штифт должен ввинчиваться в проушину до отказа. Проушина и заплечник штифта должны как можно плотнее прилегать друг другу. Для обеспечения максимального «заворачивания» штифта необходимо использовать инструменты, что обеспечит закручивание элемента в проушину на полную глубину резьбы.

      Третий пункт: типоразмеры штифта и скобы должны совпадать. В противном случае посадка заплечника будет нарушена. Также, неправильная посадка может быть следствием тугой резьбы, изогнутой формой скобы и прочих дефектов. Если подобные недостатки присутствуют на приспособлении, то оно не может быть применено и нуждается в замене.

      Приняв решение купить скобу такелажную, следует брать во внимание вероятность ударных нагрузок при перемещении материалов. Учитывая условия, в которых скоба будет использована, необходимо выбирать то изделие, значение грузоподъемности которого будет максимальным.

      При работе с рассматриваемыми изделиями крайне важно избегать перегрузки такелажного крепления. Вес должен распределяться одинаково вдоль линейной оси скобы, т.е. под прямым углом к оси штифта. Если данное условие не соблюдено, то возникают угловые нагрузки. Последние – допустимы, однако не должны противоречить требованиям ГОСТа. На участке крепления скобы к стропам велика вероятность появления дополнительной нагрузки на данное плечо. Этот показатель регулирует угол крепления – чем его величина ниже, тем нагрузка меньше. Нельзя также допускать того, чтобы нагрузка распределялась не по оси скобы. Для исключения подобной вероятности к концам штифта прикрепляются шайбы-прокладки.

      При работе с рассматриваемыми изделиями следует обеспечить неподвижность груза на всем пути его перемещения. Это необходимо потому, что вращение материала практически всегда сопровождается отвинчиванием штифта. Чтобы предотвратить это, следует применять скобы с предохранительным болтом.

      Соблюдение таких простых рекомендаций позволит избежать опасных случаев и значительно продлит срок службы используемой такелажной скобы.