Чем обезжирить пластиковую поверхность перед приклеиванием

Чем обезжирить пластиковую поверхность перед приклеиванием

Никто не застрахован от неожиданного прокола или пореза своей надувной лодки. Но не стоит расстраиваться, как правило, повреждение устраняется очень быстро и просто: несколько шагов и плавсредство – снова в строю, как новенькое! Что же необходимо знать и иметь для того, чтобы произвести качественный ремонт надувной лодки ПВХ?

Развенчание мифов

Бывалые рыболовы рассказывают страшные истории о том, как сложно и хлопотно ремонтировать надувные лодки. Действительно, резину или прорезиненную ткань, из которой делались плавсредства раньше, чинить довольно сложно. Нужен был специальный водостойкий клей, а поверхности баллонов и заплатки необходимо было тщательно «зашкуривать» и обезжиривать. Автолюбители знают, что наиболее эффективная технология для герметизации камер – вулканизация. Произвести ее в домашних условиях невозможно, поскольку требуется специальное оборудование. Все эти сложности и породили мифы о трудоемкости ремонта надувных лодок. Однако современные модели производятся из ПВХ – материала, который очень сильно отличается от резины по своим физическим свойствам и химическому составу. Поэтому для ликвидации прокола или небольшого пореза вполне достаточно ремкомплекта, поствляемого вместе с лодкой.

Что понадобится для ремонта?

В ремкомплект входят заплатки разного размера и клей на полиуретановой основе. Он поставляется в одном тюбике. И может быть двухкомпонентным. В последнем случае его нужно будет приготовить, следуя прилагаемой инструкции.

Чем обезжирить пластиковую поверхность перед приклеиванием

Сам тубус с ремкомплектом тоже может пригодится во время ремонта в полевых условиях, но об этом позже. Если вы приобрели лодку б/у без комплекта, то ничего страшного. И заплатки из ПВХ, и специальный клей легко купить в магазине. Кроме этого, для починки понадобятся:

  • ножницы для вырезания латок;
  • тряпочка, чтобы протирать склеиваемые поверхности обезжиривающей жидкостью, убирать излишки клея;
  • обезжириватель – подойдет: ацетон, средство для снятия лака с ногтей (имеется в косметичке каждой женщины), в полевых условиях – спирт, водка, бензин.
  • фен или другое приспособление для нагревания склеиваемых поверхностей. Например, горячая кружка с кипятком или что-то в этом роде;
  • карандаш для обведения области склеивания;
  • прочные нитки в случае пореза,
  • кисточка для нанесения клея,
  • валик для «укатки» латки, чтобы выгнать из-под нее пузырьки воздуха.

Чем обезжирить пластиковую поверхность перед приклеиванием

В общем, ремонт надувной лодки можно произвести как дома, так и на берегу водоема. Главное, предусмотрительно взять с собой все необходимое.

Пошаговое руководство

Начнем с небольших повреждений. Плотный ПВХ материал сложно проколоть крючком воблера или ждиг-головки, но все может быть. Неаккуратное использование ножниц, ножа и других колюще-режущих инструментов так же могу привести к разгерметизации баллона или днища. Если лодку волочить по берегу, то легко можно «поймать» острый шип акации, гвоздь или осколок разбитой бутылки. Да мало ли что может оказаться под водой? Торчащая арматура, листы железа и прочий опасный мусор поджидают беспечного рыболова в самых неожиданных местах. Главное, помнить, все поправимо.

Чем обезжирить пластиковую поверхность перед приклеиванием

Итак, это случилось. Баллон травит воздух и прежде всего необходимо найти место повреждения. В домашних условиях нужно накачать поврежденный отсек и, нанося мыльный раствор на поверхность лодки, отыскать источник утечки. На водоеме обнаружить повреждение можно по пузырькам воздуха, погрузив баллон в воду. Отметив карандашом отверстие, можно приступать к ремонту.

Чем обезжирить пластиковую поверхность перед приклеиванием

  1. Вырежьте заплатку овальной или круглой формы. Углы квадратных или прямоугольных латочек нужно округлить. Если есть время, края заплатки лучше счистить на нет наждачной бумагой, чтобы они плотно прилегали к поверхности баллона и не зацеплялись. По размеру латка должна превышать на 3 – 5 см диаметр отверстия или длину пореза. Если порез большой, рванный или их несколько в одном месте, то необходимо будет подготовить две заплатки – одну приклеить изнутри, другую снаружи. При разрыве баллона более 5 см, перед склеиванием нужно будет сшить место повреждение крепкими капроновыми нитками.
  2. Сдуйте лодку, распрямите поврежденный участок на ровной поверхности. В полевых условиях подложите слань или сидение. Обезжирьте заплатку и поврежденное место ацетоном, этилоцитатом (средство для снятия косметического лака с ногтей), спиртом или просто водкой. Вполне подойдет бензин или керосин. Главное, не используйте растворители для красок. С большинством из них ПВХ-материал не «дружит».
  3. Далее следует приложить заплатку к поврежденному месту и с помощью карандаша обвести ее, чтобы потом можно было легко и быстро ее приклеить к заранее отмеченной области.
  4. Затем необходимо нанести слой клея на склеиваемый участок баллона и на заплатку. В зависимости от применяемого клея время до нанесения второго слоя может варьироваться от 3 до 20 минут. Перед починкой обязательно ознакомьтесь с инструкцией на тюбике. Нанеся второй слой и выдержав, указанное в руководстве время, заплатка накладывается на поврежденный и предварительно очерченный участок. Если нет кисточки, то клей можно нанести пальцем, обработанным обезжиривателем.
  5. Теперь заплатка накладывается на поврежденный проклеенный участок и плотно прижимается. Чтобы активизировать клей и его взаимодействие с ПВХ материалом ремонтируемый участок следует прогреть с помощью фена приблизительно до 60 градусов, не больше. В полевых условиях можно приложить теплый предмет – кружку с горячей водой, например. Затем заплатку следует обработать валиком, чтобы избавиться от возможных пузырьков воздуха. Если валика под рукой не оказалось, используйте термос, бутылку или тубус из-под ремкомплекта. Процедуру нагревания и прокатывания валиком можно повторить несколько раз. Но без фанатизма.
  6. Место склейки ни в коем случае нельзя перегибать. В распрямленном состоянии оно должно оставаться несколько часов, а лучше сутки, до полного застывания клея. Гнет использовать не обязательно, но можно.
Читайте также:  Как отремонтировать бензопилу хускварна

Чем обезжирить пластиковую поверхность перед приклеиванием

При больших порезах понадобиться сначала приклеить заплатку изнутри, обезжирив поверхности, нанеся два слоя, прогрев участок склеивания и валиком удалив воздух. После этого клеится наружная заплатка. Для большей надежности можно наложить еще одну латку большего размера. Ремонтируя днище, рекомендуется так же накладывать две заплатки – изнутри и снаружи. Как показывает практика, повреждения размером более 5 сантиметров эффективно ликвидируются только в сервисных центрах по ремонту надувных лодок.

Устранения других видов повреждений

К сожалению прокол или порез баллона или днища – не единственная проблема, с которой могут столкнуться владельцы надувных лодок. Если плавсредство часто будет находится на солнце даже в сдутом состоянии, часто испытывать высокое давление воздуха, то, скорее всего, через некоторое время швы не выдержат и начнут травить воздух. Вернуть им былую герметичность возможно в домашних условиях. Но делать это все-таки лучше специалисту. Иначе вместо починки можно испортить все место соединения.

Чем обезжирить пластиковую поверхность перед приклеиванием

Повреждение клапанов – так же одна из распространенных проблем. Это происходит из-за попадания песка и прочего мусора, в следствие чего клапан перестает держать воздух. Современные модели клапанов подлежать простой и быстрой замене. Для этого необходим лишь специальный ключ. Но, согласитесь, приобретать его, чтобы один, максимум два раза им воспользоваться, не рационально. Лучше обратиться к профессионалу, который сможет грамотно демонтировать поврежденный и правильно посадить новый клапан на силикон, чтобы избежать утечки воздуха.

Чем обезжирить пластиковую поверхность перед приклеиванием

Сейчас в продаже имеются не только запасные клапана, но и уключины, ручки, специальные приспособления и держатели, монтаж которых так же лучше производить в сервисных центрах. Но в принципе, обезжирив склеиваемые поверхности и аккуратно их соединив, можно обойтись и собственными силами. Просто эти работы уже выпадают из перечня ремонтных и являются темой для другого повествования.

В итоге

Выбор надувной лодки – дело не менее важное и ответственное, чем правильная ее эксплуатация. Но если все же случилась неприятность и в ваша любимица получила небольшое повреждение, не паникуйте. Большинство проколов и порезов устраняются в домашних и даже полевых условиях. Не забывайте только брать с собой все необходимое для ремонта. Более серьезные повреждения и апгрейд надувных моторных и гребных лодок производится в многочисленных сервисных центрах. Тем более наверняка среди коллег-рыболовов найдется специалист, который устранит проблему любой сложности. Избежать неприятных ситуаций поможет соблюдения правил эксплуатации надувных плавсредств, и особенно аккуратность и осторожность во время спуска на воду и поднятие на берег.

Читайте также:  Приспособление для стыковки труб под сварку

Чем обезжирить пластиковую поверхность перед приклеиванием

Средства для обезжиривания следует применять в зависимости от жирового слоя и для чего необходимо обезжиривать поверхность. Используйте:

  • одеколон
  • туалетную воду
  • ацетон
  • спирт
  • средство для снятия лака
  • специальный растворитель
  • толуол
  • бензин

Перед обезжириванием не забудьте зачистить поверхность от мусора и неровностей поверхности.

Чтобы обезжирить какую-либо поверхность перед покраской, надо использовать средства в основе которых лежит спирт. Это может быть и сам спирт, и одеколоны, и духи. Также можно использовать специальные растворители, средство для мытья окон, бензин и ацетон.

Можно также обездирить уайт-спиртом, но хотя он обезжиривает нужные места, он оставляет свой какой-то жирный блеск. Хотя откуда у уайт-спирта жирный блеск, я не знаю. Так что обезжиривать уайт-спиртом я не советую.

Растворителем обыкновенно обезжиривают перед нанесением грунтовки. А если вы хотите обезжирить поверхность спиртом, то вам придется разбавить его немного водой, и после протереть место влажной тряпочкой.

Так что средства выбирают, такие, какие вам больше нравятся.

Выполнение предварительной подготовки поверхностей — одно из необходимых условий получения наилучших результатов склеивания Прочность склеивания в значительной мере зависит от адгезии между клеем и соединяемыми поверхностями. Прочность клеевых соединений тем больше, чем тщательнее и полнее производится предварительное очищение рабочей поверхности (рис. 19).

  • при удалении нежелательных поверхностных пленок после механической очистки или обезжиривания;
  • при создании новых активных поверхностей в результате нанесения праймеров;
  • при изменении активности поверхности после плазменной обработки металла, коронирующей обработки, протравки металлических поверхностей и тому подобных операций.

Чем обезжирить пластиковую поверхность перед приклеиванием

При загрязнениях склеиваемых поверхностей адгезия снижается.

Обезжиривание поверхностей перед склейкой

Чтобы получить наилучший результат следует произвести полное удаление масла, смазки, пыли и других остатков грязи с поверхностей, подлежащих склеиванию. Для этой цели можно использовать растворители, испаряющиеся без остатков. В таблице перечислены основные растворители и указаны их очистительные свойства.

В щелочных и кислотных водных системах практически всегда содержатся ингибиторы коррозии. Их остатки на очищенной склеиваемой поверхности, могут снизить адгезию или замедлить процесс полимеризации клея. До использования таких очистителей следует провести предварительные испытания. В каждом случае поверхности необходимо полностью промыть и высушить.

РастворительЧистящая способностьВоспламеняемость
Гидрокарбоны (например, изопарафин)ХорошаяДа
Кетоны (например, Ацетон)ХорошаяДа
Спирты (например, изопропанол)СредняяДа
Водная основаХорошаяНет

Чистящий раствор: Зависимость окончательной прочности клеев от концентрации

Чистящий раствор: Зависимость окончательной прочности клеев от позиции сушки (горизонтальной или вертикальной ).

При использовании специальных обезжиривающих ванн на крупных производственных линиях, следует осуществить предварительную чистку поверхностей с сильным загрязнением, чтобы избежать загрязнения ванн. Нередко применяются испаряющиеся очистители. При их использовании раствор подогревается до температуры кипения и испаряется. Контактируя с холодными поверхностями, пар, чистящего состава, конденсируется на них. Образующаяся жидкость удаляет частицы смазки и грязи. Процесс обезжиривания осуществляется с использованием обезжиривающих составов внутри закрытых герметично механизмов.

Как правило, предварительной обработки поверхностей быстродействующими очистителями бывает достаточно. С их помощью происходит удаление масла, смазок, остатков грязи, тем самым поверхность подготавливается для склеивания. Если очистка растворителями осуществляется в дополнение к процессу химического обезжиривания, хороший результат удаления с поверхности грязи достигается путем использования механической обработки с помощью щеток, протирочных тканей.

Механическая обработка поверхностей перед склейкой

На загрязненных металлических поверхностях часто присутствуют окислы, которые обезжириванием не удаляются. Здесь необходимо проводить предварительную механическую обработку: очистку проволочной щеткой, шлифовку или пескоструйную обработку.

Читайте также:  Цанга что это такое

Пескоструйную обработку хорошо использовать при очистке больших поверхностей. Достигнутая таким способом шероховатость поверхности положительно влияет на качество склеивания, если песок применяется не очень грубый. Шлифовка также создает хорошую шероховатость поверхности. При этом способе очень важно использовать подходящее зерно шероховатости (для алюминия, например, — 300-600, для стали — 100). По окончании пескоструйной обработки, как и после обработки щеткой или шлифовки, с целью полного удаления остатков обработки детали необходимо обезжирить. Перед механической обработкой также необходимо обезжиривать сильно загрязненные детали. Делается это для того, чтобы используемый абразив или песок после себя не оставляли на поверхности твердых частиц. Как показывает практика,

механической предварительной обработки, используемые для создания адекватной прочности склеивания, общедоступны и очень просты.

При склеивании пластмассовых или резиновых деталей, все загрязнения в виде поверхностных пленок, плесневых отложений и вулканизационных пленок также следует предварительно удалить. Для обработки пластмассовых деталей эффективны абразивы из окиси алюминия или чугунных шариков. Резиновые поверхности можно очищать шлифовкой или растворителями.

Протравка поверхностей перед склейкой

При протравке поверхностей применяются химикаты с относительной агрессивностью. В зависимости от типа обрабатываемой поверхности используют сильные щелочи или кислоты. При протравке происходит изменение поверхностной структуры, так как происходит добавление реактивных групп и образование полостей, обеспечивающих пространство для механической фиксации клеевого состава. Результаты подобной обработки будут напрямую зависеть от типа поверхностей. Использование метода протравки на промышленном уровне ограничивается его дороговизной.

Ионизационная подготовка склеиваемых поверхностей

При ионизационной предподготовке поверхности изменяется ее потенциальная энергия и полярность, как и при влажной химподготовке. От материала изделия, его конфигурации, количества деталей и последовательности их сборки, будет зависеть выбор используемых процессов.

Применение праймеров для подготовки склеиваемых поверхностей

В праймерах обычно содержатся реактивные растворимые химические соединения. Они наносятся кистью или распыляется по поверхности материала. Частицы растворителя, оставшиеся после обработки, можно нейтрализовать. При использовании праймеров определенного типа готовность поверхности для склеивания может быть немедленной, как, например, при использовании полиолефиновых праймеров в цианоакрилатах. Благодаря поверхностным праймерам, склеиваемость поверхности улучшается. Они действуют подобно химическому мостику между клеем и поверхностью. В праймере реагирующая составляющая обычно многофункциональна по отношению к определенному набору реактивных групп, которые вступают в реакцию с рабочей поверхностью, а также с дополнительными клееподобными группами.

МатериалОбезжириваниеМеханическая обработкаТравлениеПраймеры (в зависимости от типа клея)Коронированный разрядПлазма низкого давления
Металлxxxxxxххх
Стеклоxxxххххх
Керамикаxxxхххх
Резинаxxxxххх
Деревоxхxxхх
Пластмассыxxxxxxхххххххх

x = дополнительный или альтернативный метод

xxx = наиболее подходящий метод

Проверка поверхностей испытанием на смачиваемость

Качество подготовленности поверхности для склеивания можно определить, используя довольно простой метод отталкивания жидкости. На очищенную поверхность наносятся капли чистой воды. Если поверхность очищена недостаточно, то сохраняется сферическая форма капли, следовательно, данную поверхность необходимо повторно очистить. На достаточно чистой склеиваемой поверхности вода растекается.

Метод отталкивания жидкостей нельзя использовать для анодированных магниевых и алюминиевых поверхностей.

Основным преимуществом метода испытания на водоотталкивание является его легкодоступность.

Кроме того, использование данного метода не всегда приемлемо из-за различной жесткости воды, создающей разное поверхностное напряжение. Даже использование дистиллированной воды в процессе проведения испытаний на водоотталкивание порой не позволяет получить надежных результатов. Следовательно, для особых случаев необходимо пользоваться поверхностно напряженными жидкостями, у которых точно установленным поверхностным напряжением. Следует также учитывать, что проведение испытаний на водоотталкивание позволяет лишь провести проверку подготовленности поверхности, а не возможность склеивания как таковую.

Подготовка поверхности может быть проверена методом "отталкивания воды"