Чем можно запаять медный радиатор

Содержание

Потеря герметичности радиатора является частой неисправностью автомобиля. Во многих случаях ее можно устранить, не заменяя радиатор на новый. Для этого выполняют локальный ремонт поврежденного элемента устройства. Как запаять радиатор, чтобы он восстановил свою работоспособность на длительное время? Рассмотрим основные приемы.

Основные причины потери герметичности радиатора, признаки, особенности ремонта

Потеря герметичности радиатора системы охлаждения может быть связана со следующими причинами:

  1. Естественный износ. Примерный срок эксплуатации радиатора составляет около 10-12 лет. В процессе износа устройства его внутренняя рабочая поверхность покрывается слоем накипи, отложений, образовавшийся в результате химических и термодинамических процессов. Стенки пластин и трубок радиатора утончаются. Так как в устройстве жидкость находится под давлением, возможны микротрещины, в результате которых жидкость начинает уходить из системы.

Чем можно запаять медный радиаторУчитывая, что размеры микротрещин небольшие, сильная течь в таком случае не наблюдается. Мокрые следы утечки могут пропадать после охлаждения двигателя и антифриза. Желательно сразу обнаружить последствия и место ухода жидкости. Чем быстрее в этой ситуации будет произведен ремонт, тем меньшее повреждение придется ремонтировать. Можно с успехом ремонтировать холодной сваркой.

  1. Заправка системы охлаждения водой. Замерзание в холодное время года. При незначительной утечке антифриза многие водители доливают в систему воду в ограниченном количестве. За теплый сезон эксплуатации автомобиля количество таких доливок может быть большим. В результате этого изменяется концентрация и характеристики антифриза. Зимой даже при незначительных отрицательных температурах он может замерзнуть. При этом происходит расширение объема. Радиатор может «разорвать».

Образовавшаяся при этом трещина обычно имеет большие размеры. Она может произойти в месте соединения пластмассовых и металлических элементов радиатора. В большинстве случаев такое повреждение устранить затруднительно.

  1. Заправка системы охлаждения некачественным антифризом. Избыточное давление. В большинстве современных двигателей охлаждающая жидкость находится под давлением. При этом температура кипения антифриза увеличивается более 100 градусов Цельсия. Это позволяет увеличить КПД двигателя. Если в систему залить некачественный антифриз, он может вскипеть при более низкой температуре. При этом возможно повреждение радиатора. Оно может быть небольшим. В таких случаях лучше применять ремонт методом пайки, так как он обеспечивает лучшие характеристики на предмет устойчивости к повышенному давлению. Пайку нетрудно выполнить в домашних условиях.
  2. Механическое повреждение. Такая неисправность может быть следствием:
    • попадания в область радиатора посторонних предметов;
    • ДТП;
    • разрушения лопастей вентилятора;
    • некачественного ремонта.

    В зависимости от места и размеров повреждения для ремонта можно применять методы холодной сварки, пайки.

    Выполнение пайки радиатора в домашних условиях

    Пайка радиаторов системы охлаждения является классическим методом ремонта. Она применялась еще в начале прошлого века. В то время радиаторы изготавливались из меди или ее сплавов (обычно латунь). Технология пайки в то время была отработана. Медный чайник могли отремонтировать в любом городе. Процесс пайки выполняется при температуре плавления используемого припоя. Для выполнения пайки требуются следующие материалы и инструменты:

    • мощный паяльник на 220 Вольт (лучше использовать молоткового типа мощностью 250 или 200 Ватт, при отсутствии – минимум на 100 Ватт);
    • наждачная бумага средней зернистости;
    • активный флюс;
    • припой оловянно-свинцовый ПОС-60 или ПОС -40;
    • растворитель для очистки поверхности.

    Предварительно ремонтируемую поверхность радиатора очищают от посторонних загрязнений. Далее в случае необходимости для обеспечения доступа к месту пайки аккуратно удаляют охлаждающие ребра. Затем производят чистовую зачистку при помощи наждачной бумаги.

    Паяльник (если он новый) предварительно залуживают. Для этого на его разогретое до рабочей температуры жало наносят активный флюс, далее на жало паяльника расплавляют припой. В случае отсутствия активного флюса можно использовать таблетку аспирина. При этом желательно не вдыхать «термоядерные» испарения от таблетки.

    Далее активный флюс наносят на зачищенное место. После этого на жало паяльника наносят большую каплю припоя и производят процесс пайки. Он требует наличия небольшого опыта. Возможно, потребуется время, чтобы выполнить качественную пайку.

    Особенности пайки алюминиевых радиаторов

    В современных автомобилях применяют, в основном, алюминиевые радиаторы. Материал алюминий плохо паяется. Он практически мгновенно после зачистки покрывается слоем оксида, который препятствует пайке. На радиорынках можно найти специальный активный флюс для алюминия. Он значительно облегчает процесс пайки.

    Можно при пайке использовать мелкую металлическую стружку. Она наносится на место ремонта в смеси с флюсом. В процессе нанесения припоя стружка царапает поверхность алюминия. Под слоем флюса металл не успевает окислиться, пайка проходит успешно. Следует учитывать, что алюминий мягкий материал, поэтому нельзя прикладывать чрезмерное усилие, чтобы не повредить радиатор.

    Читайте также:  Виды редукторов давления воды

    Сварка, как метод ремонта радиатора

    В домашних условиях применять сварку для ремонта радиаторов затруднительно. Для этого требуются особые навыки и специальное сварочное оборудование. В противном случае тонкий металл стенок будет прогорать, и вместо ремонта радиатор может полностью придти в негодность.

    Холодная сварка

    Под холодной сваркой понимают соединение материалов при помощи специального клея. Обычно это двухкомпонентный клей на основе мастик, эпоксидных составов, металлических порошков для укрепления структуры соединения, присадок.

    Технологический процесс ремонта радиаторов практически для всех типов холодной сварки приблизительно одинаков. Предварительно место ремонта очищается при помощи растворителя и наждачной бумаги. Затем компоненты клея тщательно смешиваются (мастика разминается). После этого состав наносится на место ремонта, оставляется в теплое место.

    Чтобы увеличить надежность холодной сварки обычно выполняют объемный ремонт. Для этого ограничивают вытекание клея из соседних зон и с обратной поверхности радиатора. Создается своеобразная «чаша», куда заливается клей. Это позволяет увеличить надежность соединения. При тепловом расширении блокируется утечка антифриза.

    Особенностями эксплуатации автомобиля после выполнения холодной сварки является необходимость в течение месяца периодического контроля места ремонта. Радиатор в процессе эксплуатации подвергается большим механическим, термическим, химическим нагрузкам. Место склеивания может разрушиться, треснуть, там могут произойти нежелательные химические реакции.

    Радиатор в первую очередь отвечает за охлаждение двигателя. Его исправность – непременное условие работоспособности двигателя.

    Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:

    Если не облудилось — то и сочиться будет. Надоть было с кислотой, потому как и прорев маловат.

    Флюсы на выбор:
    Соляная кислота с раствореным в ней цинком, до отсутствия реакции.
    Глицерин с бурой.
    Если все на ходу делается — можно аспирин в таблетках или порошок лимонной кислоты. (их дым лучше не вдыхать. Бъет в мозги хлеще нашатыря).

    Для пайки можно пользовать и 100Вт паяльник, но применять внешний дополнительный подогрев. Сейчас модно использовать строительный фен. Главно не перегреть, иначе и соты распаяются.

    Для прочности в массив припоя можно внедрить кусок экрана от коаксиального кабеля. Его лучше заранее пролудить.

    Ну и проверить правильность верхнего патрубка.
    Существуют патрубки 01 и 03 для медного. У 01го отгиб на радиатор короче чем у 03го. За счет этого вибрации от болтанки двигла на штуцер передаются. В магазах щас тока 01е. Мне пришлось взять 05й (для люменя) и укоротить его.

    Это как это зигзюгом? В Руси комплекты лежат с наименованием 01-07 под медный радиатор. В реалии это для копейки. Отличается патрубками на радиатор от 03го. У копья радиатор блиде к двиглу соит.
    И 01-07 под алюминивый (или однорядный).

    Верхние патрубки так же на ценниках поименованы.

    Что происходит при пайке представляешь? Надо, чтобы спаиваемые детали были прогреты. Для этого 100Вт паяльника мало. Для пайки самоваров пользуют "утюжок" или "колун", разогреваемые на паяльной лампе.

    У радиомонтажного припоя температура плавления около 150 градусов Цельсия. В принципе, его достаточно для пайки, но надо спаиваемые детали разогреть до той же температуры и обработать паяльной кислотой, чтобы убрать окислы со спаиваемых поверхностей. Канифоль для этого не годится.

    вместо канифоли лучше взять паяльную пасту место пайки хорошо прогреть перед залуживанием и непосредственно пайкой.
    для этой цели нужен напарник с электрофеном промышленным, но можно и газовой горелкой и в одиночку

    после пайки тщательно промыть, нейтрализовав кислоту (простейшее — мыльный раствор)

    не соглашусь а почему менять не на что?
    на 2101 (если судить по нику) прекрасно ставятся люминиевые, что 2106, что 2105, и даже остается возможность пользоваться кочерёжкой

    те алюминиевые радиаторы, что сейчас продаются на классику, достойная замена меди

    многие говорят, что у люминя теплоотдача хуже
    я с двигателем 1700 и электрокулером проблем никогда не испытывал
    даже не стал делать клавишу принудительного включения
    правда "каскад" был, не отрицаю

    А я люмень более не ставлю. Не для классики он. Точнее не для её системы охлаждения. Конструкция взаимсвована от зубилы с её системой циркуляции через расширительный бачек.

    Небольшой пузырь воздуха неизбежно приведет к перегреву при длительной езде на больших оборотах.

    Плюс к тому — люмень у нас более 3х лет не живет. Либо тонкий люмень на сотах прогнивает, либо начинает теч по стыку бачка и сот.

    Кстати для копья Оренбург вполен нормальный медный ваяет. Даже с дырой под кривой стартер.

    Кстати советская медь не вечна. Пайка на высоте, по швам не течет. Но от времени сгнивают горизонтальные стальные ребра, вплоть до полного перекрытия просвета.

    Re:А я люмень более не ставлю. Не для классики он. > Точнее не для её системы охлаждения. Конструкция взаимсвована от зубилы с её системой циркуляции через расширительный бачек.
    >
    > Небольшой пузырь воздуха неизбежно приведет к перегреву при длительной езде на больших оборотах.
    >
    > Плюс к тому — люмень у нас более 3х лет не живет. Либо тонкий люмень на сотах прогнивает, либо начинает теч по стыку бачка и сот.
    >
    > Кстати для копья Оренбург вполен нормальный медный ваяет. Даже с дырой под кривой стартер.
    >
    > Кстати советская медь не вечна. Пайка на высоте, по швам не течет. Но от времени сгнивают горизонтальные стальные ребра, вплоть до полного перекрытия просвета.

    Читайте также:  Сигнализация с автозапуском лучшие модели

    Удивительно, но на этих ребрах, крашеных какой-то чернотой, даже начальная стадия ржи отсутствует. Это при том, что вся копеечка уже пошла. Просвет действительно частично был забит. Я так и думал — ржавчина. Оказалось, это останки комаров и прочих мошек антикором работали. Массажным душем все удалилось. Сейчас комары в МСК под напором цивилизации вывелись, наверное, пока снова их насобираю, теперь будет ржаветь, если, конечно, успешно пропаяю.

    Ну у меня радиатор был 1981го года. 2103. С дырой под кривой стартер и датчиком температуры. И сливной пробкой. Сейчас 03е без сливной пробки.

    А упокоился он 1998м году. Причем ни диной протечки в нем небыло.

    Перегрев начался в конце октября. Хотел поменять жижу, так сливник отделился от радиатора без усилий. Хотел его припаять, но обнаружил сгнившие ребра. Они рассыпались под легким нажимом пальца.
    Тогда то я и внедрил люмень. Сгнил он к концу второго года. Перегнили верхние горизонтальные трубки.

    В процессе работы двигателя система охлаждения подвергается нагрузкам различного характера. В результате действия разрушающих факторов появляются различные повреждения.

    Для ремонта системы охлаждения требуется пайка элементов. Процесс пайки проводится по определенной технологии. Для качественной пайки нужны особые инструменты и материалы.

    О том, как правильно запаять радиатор охлаждения, и какие материалы для этого необходимы, расскажет наша статья.

    Классификация систем охлаждения

    Существуют несколько типов систем охлаждения двигателей:

    Для работы воздушной системы используется поток наружного воздуха. Используется в моторизованном транспорте с двигателями небольшой мощности.

    В жидкостной системе нагретый двигатель охлаждается специальным теплоносителем. Большинство двигателей современных автомобилей оборудованы такой системой охлаждения.

    Комбинированная система объединяет работу жидкостной и воздушной систем. Используется для работы силовых установок большой мощности. Широко применяется на предприятиях энергетического комплекса.

    Чем можно запаять медный радиатор

    Для чего нужен радиатор охлаждения

    Радиатором называют устройство для охлаждения двигателя. Это устройство является основным элементом системы охлаждения.

    Система охлаждения состоит из верхнего и нижнего контуров. Контуры представляют собой стальные трубы прямоугольного или круглого сечения. Они предназначены для ввода и вывода теплоносителя.

    Между контурами расположена металлическая решетка. Ячейки решетки имеют форму тонких пластин или трубок. Решетка предназначена для равномерного распределения и охлаждения теплоносителя.

    Различные повреждения металлической решетки требуют проведения пайки пластин и трубок радиатора.

    Как работает системы охлаждения двигателя

    Охлаждающая жидкость от двигателя входит в верхний контур системы. При входе в систему теплоноситель имеет высокую температуру. По ячейкам решетки горячий теплоноситель спускается в нижний контур.

    На пути из верхнего контура в нижний теплоноситель остывает. Охлаждение происходит в результате прохода охлажденного воздуха сквозь решетку. Остывшая жидкость из нижнего контура подается к двигателю. Для принудительного охлаждения двигателя используется вентилятор.

    В качестве теплоносителя используется вода либо смесь воды с этиленгликолем (антифриз). Такие смеси не замерзают даже при температуре -40° С. При отрицательных температурах наружного воздуха антифриз превращается в густую массу. Гелеобразная масса не разрушает систему охлаждения при замерзании.

    Применение антифриза позволяет использовать жидкостную систему охлаждения в зимнее время.

    Чем можно запаять медный радиатор

    Причины разрушения автомобильного радиатора

    В процессе работы элементы системы охлаждения могут получить различные повреждения. Различают следующие причины появления повреждений:

    Механические причины вызваны действием на решетку ударов при ДТП, попадания дорожных камней, наездов на различные препятствия.

    Химические неисправности вызваны воздействием коррозийных процессов на внутренней и наружной поверхностях радиатора.

    Неисправности термического характера возникают в результате образования накипи на внутренних стенках устройства.

    В результате протечек происходит частичная или полная потеря охлаждающей жидкости. Уменьшение количества охлаждающей жидкости приводит к перегреву агрегатов и высокой вероятности выхода двигателя из строя.

    Для предотвращения нарушений в работе системы охлаждения применяется пайка радиаторов.

    Как найти место протечки в системе охлаждения

    Неисправности системы охлаждения выявляют в процессе технического обслуживания и ремонта автомобиля.

    Для выявления повреждений радиатор снимают с места установки. Через специальное отверстие сливают теплоноситель в заранее приготовленную емкость. Для слива теплоносителя устройство несколько раз переворачивают и встряхивают.

    Для обнаружения протечек используют два основных способа:

    Визуальный метод заключается в выявлении повреждений в ходе осмотра агрегатов. Место протечки определяют по характерным следам на решетке либо других элементах системы охлаждения.

    Инструментальный метод проводится с помощью различного диагностического оборудования. При обнаружении протечки аппаратура издает световой и звуковой сигнал.

    Чем можно запаять медный радиатор

    Ремонт алюминиевого и медного радиаторов

    Материалом для изготовления большинства устройств служит медь и алюминий. Эти металлы отличаются высокой теплопроводностью и стойкостью к действию высоких температур.

    Особенности медной пайки

    Радиаторы из меди обладают характерным красно-розовым оттенком. Изделия из меди легко поддаются пайке. Простота процесса позволяет ремонтировать изделия из меди в домашних условиях.

    Недостатком меди служит подверженность коррозии и высокая стоимость.

    Чем можно запаять медный радиатор

    Особенности алюминиевой пайки

    Алюминий обладает высокой антикоррозийной стойкостью и небольшим весом. Изделия из алюминия имеют серебристый цвет.

    Особенности химических свойств алюминия затрудняют процесс пайки изделий из этого металла. Ремонт алюминиевых радиаторов в домашних условиях вызывает большие трудности.

    Читайте также:  Установка токарного станка по уровню

    Чем можно запаять медный радиатор

    Материалы и инструменты для пайки

    Для пайки автомобильных систем охлаждения используется стандартный набор инструментов и материалов.

    Как правильно запаять медный радиатор

    Для проведения работ потребуются следующие инструменты и материалы:

    1. Паяльный инструмент.
    2. Сплав для паяния (припой).
    3. Растворитель (ацетон).
    4. Флюс или канифоль.
    5. Пассатижи.
    6. Кисточка.
    7. Металлическая щетка.
    8. Мелкозернистая наждачная бумага.

    В качестве паяльного инструмента применяют электрический паяльник с мощностью не менее 100 Вт или газовую горелку.

    Для пайки медного радиатора своими руками применяют два типа паяльников. Для ремонта больших по площади повреждений используют паяльники с широким наконечником. Для заделки небольших неисправностей – с узким наконечником.

    Пассатижи предназначены для удаления разрушенных элементов решетки.

    Растворитель необходим для обезжиривания поверхности.

    Металлическая щетка нужна для грубой очистки решетки от грязи и ржавчины.

    Наждачная бумага требуется для очистки места повреждения от металлической пыли и продуктов плавления.

    Кисточка предназначена для нанесения канифоли или флюса. Эти материалы используются для лучшего сцепления припоя с поверхностью металла.

    Для пайки медных радиаторов используют оловянно-свинцовые припои марок ПОС-60 и ПОС-61.

    Чем можно запаять медный радиатор

    Как правильно запаять алюминиевый радиатор

    На вопрос автолюбителей, можно ли запаять алюминиевый радиатор охлаждения своими руками, эксперты отвечают положительным ответом.

    Для пайки алюминия потребуются:

    1. Паяльный инструмент.
    2. Сплав для паяния (припой).
    3. Растворитель (ацетон).
    4. Флюс или канифоль.
    5. Железные опилки.
    6. Огнеупорная емкость (тигель).
    7. Пассатижи.
    8. Кисточка.
    9. Металлическая щетка.
    10. Мелкозернистая наждачная бумага.

    Для пайки изделий из алюминия используют следующие виды припоя:

    • для ремонта мелких трещин – олово плюс свинец (марка ПОС-40);
    • для ремонта крупных трещин – олово плюс висмут (марки ПОСВ-33 и ПОСВ-50).

    Для приготовления флюса потребуется:

    1. Канифоль – 2 части.
    2. Железная стружка – 1 часть.

    Канифоль и опилки тщательно перемешивают. Полученный состав помещают в тигель. Емкость с флюсом разогревают на открытом огне. После остывания флюс готов к использованию.

    Для приготовления железных опилок используют ножовку по металлу с мелким зубом. Опилки из железа предназначены для разрушения алюминиевой оксидной пленки при нанесении припоя на металл.

    Чем можно запаять медный радиатор

    Принцип и технологические особенности процесса пайки

    Процесс пайки зависит от материала радиатора. Медь хорошо поддается пайке. Никаких сложностей в процессе работы с медью не возникает.

    Отличие пайки алюминия заключается в особенностях его химических свойств. При взаимодействии с кислородом на поверхности металла возникает оксидная термоустойчивая пленка. Поэтому при пайке алюминия используются ряд дополнительных операций по удалению оксидной пленки. Удаление пленки способствует прочному соединению припоя с поврежденной поверхностью.

    Перед тем, как запаять медный или алюминиевый радиатор, очищают внутреннюю поверхность устройства от накипи. С помощью металлической щетки удаляют загрязнения с его наружной поверхности.

    Очистка радиатора от накипи

    Для удаления накипи используют специальные чистящие средства. В домашних условиях используют раствор лимонной либо уксусной кислоты. Чистящий раствор готовят из расчета на 500 мл воды 1-2 столовые ложки кислоты.

    Для очистки от накипи чистящий раствор заливают в радиатор. После нескольких минут ожидания устройство встряхивают и удаляют раствор. При необходимости процедуру повторяют несколько раз.

    Для повышения чистящего эффекта решетку снаружи подогревают с помощью газовой горелки.

    Очистка радиатора от грязи

    Для удаления загрязнений с наружной поверхности используют металлическую щетку. Загрязнения от нефтепродуктов удаляют с помощью специальных чистящих средств.

    После очистки радиатор ополаскивают чистой водой и тщательно высушивают на открытом воздухе. При работе в помещении используют обдувку установки струей горячего воздуха.

    Чем можно запаять медный радиатор

    Как правильно запаять медный или алюминиевый радиатор

    После очистки от накипи и загрязнений выполняют следующие операции:

    • Зачистка места повреждения наждачной бумагой.
    • Обезжиривание ацетоном.
    • Нагревание места пайки открытым пламенем.
    • Наложение слоя канифоли
    • Обработка места пайки флюсом.
    • Укладка и плавка припоя.

    Нагрев места повреждения проводят с особой осторожностью. При недостаточном нагреве припой не прилипнет. При перегреве быстро испаряется паяльная кислота. При достаточном нагреве происходит вскипание и постепенное испарение паяльной кислоты.

    Припой толстым слоем наносят на место повреждения. Круговыми движениями паяльника осторожно втирают смесь в поверхность.

    Если припой не прилипает к поверхности, место пайки повторно очищают и процедуру пайки повторяют.

    Проверку работоспособности прибора осуществляют повторным погружением в воду.

    Как запаять радиатор охлаждения в домашних условиях

    Для обнаружения места протечки в домашних условиях действуют иным образом. Закрывают все входы и выходы в патрубках пробками из гидроизолирующих материалов.

    Народные мастера придумали надевать на выходы патрубков куски велосипедных камер. Для защиты от пропускания воздуха резину завязывают узелком. На один выход надевают кусок камеры с соском. Для нагнетания воздуха используют велосипедный насос. Местоположение протечки определяют по месту появления воздушных пузырьков.

    Дальнейший ход работ выполняется по известной схеме:

    1. Очищенную решетку укладывают на ровную горизонтальную поверхность.
    2. С помощью кисточки смазывают нагретое место паяльной кислотой.
    3. Паяльником наплавляют припой.
    4. Равномерно распределяют припой по поверхности повреждения. Работу выполняют до полного заполнения повреждения припоем.

    После выполнения пайки устройство испытывают погружением в емкость с водой.

    В случае большого количества повреждений необходимо обратиться в специализированную мастерскую либо подумать о покупке нового радиатора.