6500К это теплый или холодный свет

Содержание

Устраивая освещение в квартире, доме, офисе, важно правильно подбирать свет лампы. Часто холодный и теплый свет, разница которых очевидна, серьезно конкурируют между собой. Обусловлено это тем, что оттенки освещения по-разному воздействуют на зрение, настроение, а также меняют визуальное восприятие предметов интерьера, цветовой гаммы в нем.

Как освещение влияет на зрение и настроение

Что касается воздействия на центральную нервную систему человека, разные оттенки ламп (холодный, нейтральный, теплый) работают так:

  • Холодный — бодрит, тонизирует, повышает концентрацию внимания.
  • Нейтральный — практически равен дневному свету, поэтому не оказывает существенного влияния на ЦНС.
  • Теплый — расслабляет, создает ощущение покоя, уюта, мягкости.

Ни один оттенок лампы не оказывает негативного влияния на глаза. Исключением является мерцающий свет. Он провоцирует повышенное напряжение органов зрения в состоянии покоя человека и при выполнении работы, требующей повышенной концентрации: чтение, просмотр ТВ, маникюр, шитье и пр.

Дополнительно оттенки света способны менять цвета окружающих предметов — делать их более приглушенными или наоборот яркими. Свет лампы накаливания способен усиливать все цвета теплой гаммы. Так же работает холодное освещение в отношении родственных оттенков. Поэтому предметы интерьера и мебель в дом желательно выбирать при том уровне освещения, который преобладает в искомой комнате. Иначе возможны неприятные сюрпризы при расстановке купленного.

С возрастом хрусталик глаза человека слегка желтеет. Поэтому все тона, освещение видятся в более теплых вариациях. Чтобы скорректировать такое восприятие, можно добавить в комнату холодную лампу.

Что такое цветовая температура

Любой оттенок света имеет свою цветовую температуру. Измеряют её в кельвинах (К). Шкала слева направо стартует с 800 К и заканчивается 20000 К. Чем выше уровень кельвинов, тем холоднее уровень освещения. Показатель 800 К соответствует тусклому свечению раскаленного красного тела. Максимальный параметр в 20000 К равен цвету неба в полярной широте.

Для создания искусственного освещения потребителю предлагаются в основном лампы с таким значением цветовой температуры:

  • 2700-3000 К. Это стандартная лампа накаливания с вольфрамовой нитью, которая обеспечивает теплый свет в комнате.
  • 4000-4100. Это нейтральный свет, почти полностью повторяющий дневной.
  • 5000-6500 К. Холодные с примесью голубого оттенки лампы.

Как правило, на коробках с энергосберегающими лампочками такой параметр проставляется производителем на видном месте.

Что лучше для человека: теплый или холодный свет

Оптимальным вариантом является сочетание всех видов освещения в комнате, которыми можно управлять по необходимости. Для работы, требующей концентрации внимания, делать более интенсивной лампу холодного света, для расслабления вечером — акцентировать внимание на теплые оттенки освещения.

Естественный белый свет (нейтральный)

Самый оптимальный вариант освещенности рабочих и жилых помещений. Такие лампочки не искажают восприятие предметов интерьера, не меняют цветовую гамму и не оказывают существенного влияния на настроение человека. Лучше размещать подобные точки искусственного света в гостиной, детской, прихожей, ванной комнате, кухне.

Особенно актуально нейтральное освещение около женского туалетного столика.

Теплый свет

Этот тип освещения чаще используют в жилых помещениях. В соответствии с исходным оттенком предмета интерьера под тёплыми лампами происходит такое его изменение:

  • Синий — теряет интенсивность, становится невыразительным, блеклым.
  • Голубой — формирует зеленоватые оттенки.
  • Фиолетовый — преобразуется в глубокие оттенки красного.
  • Темно-синий (индиго) — меняется до черного цвета.

При теплом освещении ярко и броско смотрятся красные, оранжевые, коричневые, желтые, кремовые цвета и другие оттенки из этой гаммы.

Поскольку при свете теплой лампы просторное помещение визуально теряет свою площадь, лучше использовать такое освещение лишь как локальное. Или размещать несколько софитов под потолком по всему периметру комнаты.

Лампы с уровнем температуры 2700-3000 К идеально сочетаются со всеми природными материалами — деревом, хлопком, льном, кирпичом, соломой, винтажным металлом. Хорошо соединять такой свет со стилями интерьера модерн, прованс, ретро, эко, классика, этнический стиль. Можно подключить его к винтажу.

Дома теплый свет лампочки хорошо использовать в детской, каминной комнате, гостиной, прихожей, в спальне в виде светильников у кровати.

Для общественных мест освещение в теплых тонах хорошо использовать в залах тематических баров, кафе, ресторанов. В бутиках, магазинах с ювелирными украшениями.

Уличное освещение с теплой лампой хорошо смотрится на бульварах, в парках, скверах с длинными аллеями.

Холодный свет

Такую цветовую температуру рекомендуется использовать в офисных помещениях, медицинских учреждениях, лабораториях.

Холодное освещение визуально усиливает сине-голубые оттенки, серый, белый, стальной цвета. Теплые тона при использовании таких ламп, наоборот, становятся приглушенными, искаженными, тусклыми.

Лампы с холодной температурой идеально вписывают в интерьер помещений с преобладанием в них геометрических фигур, хромированных или стальных элементов. Идеальное сочетание такого освещения отмечается с интерьерами хай-тек, модерн, минимализм, футуризм, скандинавский и классический стили.

Дома холодный свет лучше использовать как локальный или только в ванной, в зоне рабочей поверхности кухни.

Для общественных мест энергосберегающие лампы с такой температурой цвета применимы в аудиториях, офисах, складах. Для уличного освещения лампы холодного света монтируют на автобанах, стадионах, в ангарах, на производственных площадях.

Как подобрать лампу для дома

Чтобы выбрать лампочку для использования в одной из комнат, нужно руководствоваться такими критериями помимо цветовой температуры:

  • Принцип функционирования. Здесь выделяют стандартные лампы накаливания, светодиодные, галогенные, люминесцентные. Последние менее пригодны к использованию дома, поскольку сильно мерцают и имеют очень высокую цветовую температуру. LED-элементы не оказывают существенного влияния на глаза или предметы интерьера, поскольку являются локальными (точечными) элементами подсветки.
  • КПД. Здесь на первом месте стоят светодиоды. На последнем — лампы накаливания.
  • Индекс цветопередачи. Маркируется как Ra. Оптимальным считается показатель от 83 до 100. Чем он выше, тем менее будут искажены цвета при освещении такой лампой.
  • Тип колбы. Она может иметь форму спирали, груши, свечки, трубки, шара и др. Определить необходимую форму можно по типу торшера/абажура (открытый, закрытый).
  • Стоимость. Самыми дешёвыми считаются лампы накаливания. Самыми дорогими – энергосберегающие. Но цена таких элементов полностью окупается низким потреблением мощности.
Читайте также:  Самодельная сеялка для зерновых

Сколько потратить на элемент, каждый мастер определяет для себя сам.

Лампы с разной цветовой температурой в одной комнате

Главный запрет на использование холодных и тёплых ламп — это их вкручивание в одну люстру. В остальном сочетать разные цветовые температуры можно, но придерживаясь таких рекомендаций:

  • В жилых комнатах верхним (основным) типом всегда должен быть теплый или нейтральный белый свет.
  • Если хочется совместить разные уровни освещения, более тёплые источники делают ниже уровня потолка в виде софитов, бра, торшеров. Их можно включать в вечернее время во время семейного отдыха и приглушать другие уровни освещения.
  • Разрешается монтировать различные лампы в одном помещении, если первые работают как основной источник света, а вторые – акцентный. Пример — локальные софиты над картинами, панно, статуэтками.
  • Разные цветовые температуры соединяют так, чтобы лучи используемых ламп никогда не пересекались.
  • Хорошо смотрится комбинация холодного и нейтрального белого света.

Нежелательно одновременно включать оба вида разного освещения, которые могут сильно отличаться между собой.

Какой свет нужен для чтения

Для длительного чтения врачи рекомендуют совмещать в комнате основной и локальный тип освещения. При этом их цветовые температуры не должны иметь резких перепадов. Это благотворно влияет на глаза. Если применять только локальный свет (настольную лампу), добиться нужного уровня равномерности освещения книги сложно. От этого страдают органы зрения.

Лампу нужно располагать над книгой так, чтобы она не давала бликов, теней. Уровень интенсивности света должен быть средним. Очень яркий или слабый напрягают глаза.

Не принципиально, теплым будет свет или холодным. Главное, чтобы оба источника (основной и локальный) не имели отличий (были или холодными, или теплыми).

Индекс цветопередачи (CRI или Ra)

Под индексом цветопередачи подразумевают количественную способность лампы правильно отображать цвета в интерьере. На английском звучит как «colour rendering index» или просто «CRI» (Ra). Последний тип маркировки часто проставлен на коробочке с товаром.

Значение Ra считают по шкале от 1 до 100, где 1 — это наихудшая цветопередача с искажением, а 100 — максимально точная. Комфортным для человеческого глаза является значение от 80 до 100.

Для разных видов ламп характерны такие показатели Ra:

  • накаливания — 80;
  • дешевые люминесцентные — 60-70 Ra;
  • модели известных производителей — 70-90;
  • светодиодные источники — от 80 и более;
  • галогенные — близко к 100 Ra.

Выбирая лампочку для дома, всегда обращайте внимание на уровень Ra. Кардинальные различия этого показателя в двух соседствующих элементах приводят к преобладанию наихудшего из них.

Искусственный свет оказывает влияние на самочувствие людей, комфортность пребывания в помещении. Помимо яркости важную роль в восприятии пространства отыграет цветовая температура осветительного прибора – показатель определяет оттенок излучения и приоритетную сферу использования лампы.

Этот параметр обязательно стоит учитывать при разработке свето-дизайна интерьера квартиры, дома и любого другого помещения. Мы расскажем о том, как подобрать прибор освещения с учетом температуры и индекса цветопередачи. В представленной нами статье даны рекомендации будущим покупателям.

Понятие цветовой температуры

Цветовая температура (ЦТ) характеризует интенсивность излучения лампочкой света, определяет состав видимого спектра. Показатель не указывает на количество отдаваемого тепла, его значение – визуальное восприятие светового потока человеческим глазом.

Однако такому названию есть логичное научное объяснение.

Подобная аналогия просматривается при оценке свечения источников света. Лампы накаливания начинают светится при 1200 К, нагрев до 2000 К даст оранжевый свет, а при 3000 К – желтый. Повышение до 3500 К приведет к плавлению вольфрамовой спирали.

Спектр свечения светодиодных кристаллов иной. Отличие обусловлено различной методикой происхождения, но общий принцип тот же – получение нужного оттенка требует определенной цветовой температуры.

Понимание ЦТ приобрело актуальность с появлением различных источников света. Каждому прибору характерен определенный диапазон спектрального состава излучения. Лампы накаливания выделяют теплый, желтый световой поток.

Внедрение галогенных, люминесцентных источников дало возможность использовать в быту «холодное» свечение. Светодиодные лампочки обладают широким диапазоном температуры света, оттенок зависит от используемого полупроводника.

Особенности восприятия цвета

В повседневной жизни понятие световой температуры используют при оформлении интерьеров, подбора светильников в офисы, производственные цеха и т.д. Доказано, что человек реагирует на изменение освещенности – в одних случаях наблюдается активация деятельности, в других, наоборот, расслабление организма.

ЦТ и индекс цветопередачи

На качество освещения большое значение оказывает коэффициент цветопередачи – Ra или CRL. Параметр определяет способность источника света передавать четкость предметов, а именно, реалистичность освещаемого объекта.

Наивысшая цветопередача у ламп накаливания и галогеновых светильников, параметр Ra составляет 99-100.

В быту нашли применение осветительные приборы с показателями:

  • 100˃Ra˃90 – отличные свойства передачи света характерны для люминесцентных лампочек с пятикомпонентным люминофором, светодиодных и металогалогенных светильников;
  • 89˃Ra˃80 – светодиодные лампы, люминесцентные приборы, оснащенные трехкомпонентным люминофором;
  • 80˃Ra – низкое качество цветопередачи; возможно применение в подсобных помещениях, коридоре или для освещения дороги.

При выборе лампы важно учесть, что приборы с одинаковой температурой света могут существенно отличаться по качеству цветопередачи. Перед покупкой стоит сопоставить оба параметра.

В быту не стоит использовать приборы с показателем Ra меньше 80. Для обрамления и подсветки зеркала подойдут лампы с максимальной степенью цветопередачи.

Влияние света на эмоции

Распространение LED-технологий, разнообразие форм светильников и люстр позволяет не только сократить расходы на электроэнергию, но и подобрать оттенка светодиодных лампочек под функции помещения.

Этот аспект оказывает заметное влияние на самочувствие людей, активизирует работу мозга, повышает продуктивность, или напротив, способствует отдыху и расслаблению.

Воздействие освещения на человека:

  • яркий теплый свет бодрит, помогает утром быстрее проснуться, а вечером настраивает на спокойный лад;
  • холодный оттенок повышает концентрацию, но его постоянное воздействие утомляет, приводит к бессоннице;
  • интенсивное освещение активизирует работу организма;
  • теплые тона помогают отдохнуть, расслабиться и уснуть.
Читайте также:  Как выставить на мультиметре омы

Чтобы повысить комфортность проживания, улучшить условия труда, разрабатываются динамические решения – системы освещения, ориентированные на потребности человека.

Такие решения внедряются в европейских странах и США при обустройстве больниц, офисов, производственных и жилых помещениях.

Взаимосвязь освещенности и ЦТ

Исследования голландского физика Круитхофа ( Arie Andries Kruithof ) подтвердили зависимость между цветовой температурой и интенсивностью освещенности.

Так например, лампа с показателем ЦТ в 2700 К, излучающая световой поток в 200 Лк, создает комфортный свет. Однако настольный светильник с удвоенной мощностью и таким же значением цветовой температуры кажется слишком желтым и быстро начинает раздражать.

Оптимальная цветовая температура воспринимается как белое свечение и приближена по ощущениям к естественному солнечному свету.

Некоторые производители световых приборов предлагают настраиваемые светильники. А инженеры оптимизируют яркость света и цветовую температуру. Пользователь самостоятельно выбирает наиболее удобный режим.

Комбинированный вариант напоминает дневное освещение, оказывает нейтральное влияние на человека и подходит для повседневных дел.

Температурная шкала и маркировка

Температурная шкала Кельвина наглядно отображает, какой показатель ЦТ соответствует цвету излучения. Эта градация помогает определиться в выборе типа осветительного прибора.

Показатель дневного света колеблется в диапазоне 4000-5000 К. Лампы с холодными голубоватыми оттенками со значением ЦТ 5000-6500 К в жилых помещениях почти не используют, их основная сфера эксплуатации – музеи, ювелирные магазины.

Производитель на упаковке указывает характеристики осветительного прибора. Это правило действует для всех видов лампочек. Часто краткая информация дублируется на цоколе или радиаторе самой лампы.

Люминесцентные светильники маркируют согласно международным принятым стандартам. Последние три цифры на ртутной лампочке – шифр цветопередачи и цветовой температуры.

Первый маркер указывает индекс Ra. Цифра 9 соответствует высокому уровню цветопередачи Ra=90-100, величина 8 означает, что Ra находится в диапазоне 80-89 и т.д.

Например, 40 советует цветности света в 4000 К. Такая лампа имеет нейтральное свечение, пригодное для обустройства рабочих мест, кухни.

ЦТ светильников и их применение

Цветовую температурную шкалу принято делить на три категории излучаемого света: теплый, холодный и нейтральный. Каждый оттенок по-своему влияет на самочувствие человека и восприятие интерьера.

Группа #1 – теплый свет приборов

Свечение напоминает мягкие лучи утреннего солнца. Диапазон значения цветовой температуры – 2700-3000 К. Такой оттенок приятен большинству людей, он не надоедает и не раздражает. Это наиболее привычный свет, максимально приближенный к лучам от ламп накаливания.

Дизайнеры умело задействуют теплый свет для придания комнате атмосферы уюта, комфорта.

Влияние свечения на пространство следующее:

  • желтые, коричневые и красные элементы декора смотрятся насыщеннее;
  • холодные тона несколько блекнут – синий может потускнеть, фиолетовый отдаленно напоминать красный, а бирюзовый казаться зеленоватым;
  • светильники подходят для комнат, оформленных преимущественно в теплой цветовой гамме;
  • освещение оптимально подойдет для компактных помещений, в просторных апартаментах может ощущаться нехватка света.

Теплый оттенок ассоциируется со спокойствием, непринужденностью. Он отлично дополняет домашние интерьеры, Особенно актуален такой свет в пространстве, наполненном деревом, мягким текстилем, изделиями под старину.

В общественных зданиях такие лампы задействуют в студиях красоты, компактных бутиках, уютных кафе, в палатах медицинских учреждений.

Группа #2 – холодные оттенки светильников

Освещение холодного типа оптимально для работы, поэтому лампы востребованы в производственных цехах, офисных центрах, библиотеках, школах.

ЦТ холодного света превышает 4500 К. Особенности его применения в помещении следующие:

  • дома такой свет надо использовать дозировано, например, в качестве локальной подсветки рабочего стола;
  • лучи делают более яркими серые, голубые тона и другие оттенки синего спектра;
  • зеленые элементы могут «заиграть» интересным изумрудным цветом;
  • восприятие предметов теплых тонов искажается;
  • холодные лучи кажутся более яркими, поэтому их с осторожностью используют в ограниченном пространстве, предпочтение – большим помещениям.

Такой свет дизайнеры часто используют в инновационных дизайнерских направлениях. Он подчеркивает строгость линий и конструктивизм, акцентирует внимание на контрастах.

В быту он может использоваться в гардеробной или ванной комнате – для быстрого пробуждения. В интерьере гостиной, кухни холодный тон применяют аккуратно, иначе можно получить эффект «больничной палаты».

Группа #3 – нейтральный свет лампочек

Лампы с цветовым диапазоном 3200-4500 К подходят для различных помещений в доме. Это может быть основное освещение гостиной, коридора, детской комнаты, обеденной зоны или кухни.

Нейтральный свет незаменим возле туалетного столика, в прихожей – где принято одеваться и создавать образ перед выходом.

Кроме оформления жилого пространства, лампы нейтрального цвета подходят для общественных зданий, учебных залов, классов. Нейтральное освещение не создает нагрузку для глаз, поэтому часто используется в офисах.

Приемы комбинирования светильников

Сочетание в одной комнате источников света различной температуры свечения крайне нежелательно. В одну люстру не рекомендуют вкручивать лампы холодного и теплого цвета или использовать их комбинацию в точечной подсветке ограниченного пространства.

Несмотря на обозначенное табу, дизайнеры выделяют 4 варианта, когда комбинирование тонов возможно:

  1. Различные цветовые температуры задействованы отдельно в доминирующем и акцентном свете. Подойдут точечные светильники другого тона. Такая подсветка предназначена для подчеркивания деталей интерьера: красивой картины, текстуры стеновой отделки и пр.
  2. Световое зонирование пространства. Этот прием подходит кухонь-студий, открытых офисов. Лампы с холодным, теплым или нейтральным светом размещают в отдельных функциональных зонах. Важно соблюдать правило минимального соприкосновения контрастных лучей.
  3. Допустима комбинация теплых и холодных тонов с универсальным светом.
  4. Реализация схем освещения. Разработка проекта требует грамотного подхода. Все сценарии должны быть автономными – лампы определенной группы цвета включаются по отдельности.

Последний вариант используют чаще всего. Например, в спальне основной свет делают теплым, а подсветку у туалетного столика – нейтральной.

Отдельно предусмотрено холодное освещение фотографий. В дизайне гостиной потоки света различной цветовой температуры не пересекаются.

Выводы и полезное видео по теме

Спектр цветовой температуры осветительных приборов, рекомендации выбора ламп для разных помещений:

Глаз человека реагирует на любые отклонения цветовой температуры. Изменение этого параметра влияет на работоспособность, психологическое и эмоциональное состояние.

Создание гармоничного интерьера, обустройство офиса или другого помещения требует обязательного учета оттенка излучения ламп и его подбора под условия эксплуатации.

Хотите рассказать о том, как подбирали лампочку в соответствии с приятной вам цветовой температурой? Расскажите, почему вы выбрали именно этот вариант? Пишите, пожалуйста, комментарии в находящемся ниже блоке, делитесь полезной информацией и задавайте вопросы по теме статьи.

Читайте также:  Цель химико термической обработки

Цветова́я температу́ра (спектрофотометрическая или колориметрическая температура; обозначается Тс и измеряется в кельвинах) — характеристика хода интенсивности излучения источника света как функции длины волны в оптическом диапазоне. Согласно формуле Планка, цветовая температура определяется как температура абсолютно чёрного тела, при которой оно испускает излучение того же цветового тона, что и рассматриваемое излучение [1] . Характеризует относительный вклад излучения данного цвета в излучение источника, видимый цвет источника. Применяется в колориметрии, астрофизике (при изучении распределения энергии в спектрах звёзд). Измеряется в кельвинах и миредах.

Коррелированная цветовая температура Ткц определяется как «Температура чёрного тела, при которой координаты цветности его излучения близки в пределах заданного допуска к координатам цветности рассматриваемого излучения на цветовом графике МКО [2] » [3] .

Содержание

Цветовая температура некоторых источников света [ править | править код ]

Шкала цветовых температур распространённых источников света [ править | править код ]

  • 800 К — начало видимого темно-красного свечения раскалённых тел;
  • 1500—2000 К — свет пламени свечи;
  • 2000 К — натриевая лампа высокого давления;
  • 2200 К — лампа накаливания 40 Вт;
  • 2680 К — лампа накаливания 60 Вт;
  • 2800 К — лампа накаливания 100 Вт (вакуумная лампа);
  • 2800—2854 К — газонаполненные лампы накаливания с вольфрамовой спиралью;
  • 3000 К — лампа накаливания 200 Вт, галогенная лампа, люминесцентная лампа тёплого белого света;
  • 3200—3250 К — типичные киносъёмочные лампы;
  • 3400 К — солнце у горизонта;
  • 3500 К — люминесцентная лампа белого света;
  • 3800 К — лампы, использующиеся для подсветки мясных продуктов в магазине (имеют повышенное содержание красного цвета в спектре);
  • 4000 К — люминесцентная лампа холодного белого света;
  • 4300—4500 К — утреннее солнце и солнце в обеденное время; [источник не указан 1302 дня]
  • 4500—5000 К — ксеноновая дуговая лампа, электрическая дуга;
  • 5000 К — солнце в полдень;
  • 5500 К — облака в полдень;
  • 5500—5600 К — фотовспышка;
  • 5600—7000 К — люминесцентная лампа дневного света;
  • 6200 К — близкий к дневному свету;
  • 6500—7500 К — облачность;
  • 7500 К — дневной свет с большой долей рассеянного от чистого голубого неба;
  • 7500—8500 К — сумерки; [источник не указан 1302 дня]
  • 9500 К — синее безоблачное небо на северной стороне перед восходом Солнца;
  • 10 000 К — источник света с «бесконечной температурой», используемый в риф-аквариумах (актиниевый оттенок голубого цвета);
  • 15 000 К — ясное голубое небо в зимнюю пору;
  • 20 000 К — синее небо в полярных широтах.

Люминесцентные лампы [ править | править код ]

Типовые диапазоны цветовой температуры при максимальной светоотдаче современных люминесцентных ламп с многослойным люминофором:

Применение [ править | править код ]

  • характеризует спектральный состав излучения источника света,
  • является основой объективности впечатления от цвета отражающих объектов и источников света.

По этим причинам она определяет ощущаемый глазом цвет предметов при наблюдении в данном свете (психология восприятия цвета).

В связи с тем, что цвет объекта зависит и от его собственных спектральных свойств, и от характера освещения, естественное и искусственное освещение регламентируется согласно СП 52.13330.2011 [4] (актуальная редакция СНиП 23-05-95) прежде всего по цветовой температуре.

Цветовая температура в фотографии, кинематографе и телевидении [ править | править код ]

Цветная фотоплёнка выпускается для определённых фиксированных цветовых температур источника света. Негативная и слайдовая плёнки выпускались сбалансированными для съёмки при дневном (5600 К) свете или при свете ламп накаливания (3200 К) — «вечерняя» плёнка. Это позволяло получать сбалансированное по цвету изображение при стандартных источниках освещения без применения конверсионных светофильтров и цветокоррекции. С появлением маскированных негативных цветных плёнок они стали выпускаться сбалансированными под промежуточную цветовую температуру — 4500 К — вследствие неизбежности цветокоррекции в процессе печати позитивного изображения. Таким образом, негативная плёнка стала пригодна для съёмки при любом освещении, обеспечивая изображение, требующее незначительной коррекции. При съёмке на обращаемую плёнку исправление готового изображения невозможно. Поэтому плёнка для слайдов и теленовостей всегда была сбалансирована для реальных источников света. При профессиональной съёмке слайдов для полиграфии применялись специальные приборы [5] для измерения цветовой температуры освещения (цветомеры) и конверсионные светофильтры. При профессиональной киносъёмке эти же технологии применялись даже при съёмке на негативную киноплёнку.

В цифровых фотоаппаратах и видеокамерах используется автоматическое определение цветовой температуры [6] или её предустановки в зависимости от сюжета съёмки. В цифровой фотографии и телевидении эта настройка называется «баланс белого». В некоторых случаях цветовую температуру можно переопределить при дальнейшей обработке цифрового снимка или видеозаписи, однако в большинстве случаев это ведёт к потере качества цветопередачи. Изменение баланса белого без потерь качества возможно при записи несжатого фото- и видеоизображения — Raw. Последнее широко применяется в цифровом кинематографе.

Источники света в полиграфии [ править | править код ]

Для получения максимально правильного цветного изображения на всех стадиях производства часто рекомендуется поддерживать стандартную цветовую температуру освещения 6500 К (источник Д65): от приёмки заказа через оценку оригиналов, сканирование, ретушь, экранную цветопробу, цифровую цветопробу, цветоделение, аналоговую цветопробу, печать пробных оттисков к печати тиража и окончательной сдаче полиграфической продукции.

Источник Д65 с цветовой температурой 6500 К имеет в своём спектре определённую стандартом ультрафиолетовую составляющую. Хотя человеческий глаз не воспринимает ультрафиолетовых лучей, многие объекты (в т. ч. красители) способны светиться под их действием. Например, без УФ-компоненты бумага будет не такой белой (в неё вводят оптические отбеливатели), а реклама — не такой яркой (в ней часто используют люминесцирующие красители). Благодаря оптическим отбеливателям белизна современной бумаги может превышать 100 %.

Смещение [ править | править код ]

Помимо цветовой температуры, выделяют ещё параметр смещения (англ. tint ) — степень отклонения цвета в зелёный или пурпурный. Вместе с температурой этот параметр позволяет описать любой монохроматический свет. Понятие смещения чаще всего используется в фотографии для определения точных параметров необходимого конверсионного светофильтра при съёмке. Различные источники света характеризуются не только различной температурой, но и смещением (например, лампы дневного света имеют смещение в пурпурный или зелёный). Большинство цветомеров кроме цветовой температуры могут непосредственно выдавать величину смещения в специальных единицах — миредах (англ. mired ), что соответствует градуировке конверсионных фильтров.