?>
Доминика 2011
Скажите, а где тут рай?

Не думал, не гадал, и даже в планы не ставил, как неожиданно парусная судьба занесла меня на Карибы.   

Итак, Ваш покорный слуга принял участие, в качестве шкипера яхты "Bakea IV" в регате "Карибская парусная неделя 2011". Регата проводится в третий раз и собирает все больше и больше экипажей и опытных шкиперов. В этот раз было 32 экипажа и более 200 участников. Акваторией были выбраны острова в южной части Карибского архипелага: Гваделупа, Ле Санс, Доминика

182670_1591592119079_1514177748_31417488_6308555_n.jpg 


Летели через Париж. Перелет Париж - Гваделупа, на Вoeing-747, занял 8 часов. Но время в такой компании пролетело незаметно. "Но глас, ван ботл плиииииз" еще два дня было в моих ушах. Вместе с нами, включая МТС и красные сумки, летело 570 человек! Таких самолетов я еще не видел. По прилету загрузились в автобусы и поехали в отель "Ла Креол" на берегу Карибского моря. Там, после нескольких часов битвы с персоналом отеля, таки удалось заселиться. Велкам-дринк снял некоторую напряженность. Бросили вещи и упали в море. После нескольких часов купания и продолжения знакомств выяснилось, что в Калининграде уже раннее утро. Занавес.

198885_1862184684609_1540724007_1934654_2896304_n.jpg

Через два часа сна проснулся, принял душ, и пошел гулять по окрестностям. На территории отеля с одной стороны нашелсягавайский домик с серфами, кайтами, каяками, аквабайками и прочими прибрежными забавами. С другой стороны на травке стояли пять Лазеров, один из которых со стикерами ОИ-2008 в Пекине. Неожиданная встреча. Типа тренер и заведующий матчастью сидел рядом и, никого не трогая, слушал регги и покуривал. Я не сразу понял, что он не просто рядом сидит. Дреды, регги и все такое не ассоциировались в моей голове с тренером. После трех минутного разговора на смеси нескольких языков мира, он понял, что я хочу взять в аренду Лазер, а я понял, что он против. Жаль, но ладно. Через час уже начинался первый шкипер-митинг. Он начался стремительно - Михаил Савельев, спортивный директор регаты, чуть не упал со второго этажа на первый, когда под ним провалился пол. Обсудили оргвопросы, программу на день, выселились и поехали в гавань, где и был запланирован старт регаты.

 200579_1862188324700_1540724007_1934683_5116337_n.jpg
 
Регата состояла из нескольких гонок. Яхты были разбиты на три дивизиона (38-43фт, 43-55, более 55фт), результаты исправлялись с помощью мерительного бала, который местные называют "Карибиан RC гандикап". Мы были в младшем дивизионе, вместе с нами было 16 лодок. Bakea IV (Jeanneau Sun Odyssey 40, 2000г) за несколько часов до приемки была пригнана с соседнего острова двумя туземцами. Говорили они исключительно по-французски и добиться от них полноценной передачи не удалось. Пришлось самому искать где что расположено и как включается. Лодка была изрядно ушатана, стаксель сильно изношен, лебедка одна проворачивались, стопора не держали. Но менять и выбирать было не из чего.

200515_1862192684809_1540724007_1934711_6768733_n.jpg

В общей сложности, за пять гоночных дней, прошли чуть больше 150 мм. Ветра преимущественно восточные - юго-восточные, 18-22 узла. В 4-ой гонке ветер усилился до 30 узлов, на порывах было 32-34 узла. В моем экипаже было 6 человек: Алла и Наталья,Дима и Андрей из Москвы, Висвалд из Риги, и я. Все, за исключением одной девушки, были на регате впервые. Но это не помешало, пока шли от пирса до места старта, провести инструктаж, объяснить базовые понятия, разделить обязанности.

199894_1865571969289_1540724007_1940694_6096781_n.jpg 

К старту первой гонки (Гваделупа - Ле Санс, 28мм), на выходе из бухты Bas Du Fort, мы подошли отрабатывая первый поворот и опоздав на несколько минут. Всю первую гонку продолжали изучать лодку, такелаж, паруса. Часть лодок удалось догнать. Но 90% гонки прошло одним курсом и нагнать соперников было трудно. Гонка была скучная. Результат - 12 из 16. Ночевали на якорях у города Тере-де-О. На берег мотались на тузиках, лобстеры были вкусные. Небольшой накат не позволял крепко спать.

196593_1619683613436_1276771724_31346646_5865341_n.jpg

Вторая гонка была вокруг нескольких островов, которые называются Ле Санс (26мм). Интересным было то, что все время нужно осуществлять маневры, ветер каждый раз менял силу и направление. Близко к берегам было идти опасно, а далеко идти означало проиграть. Гонка очень понравилась по тактике, технике управления и погодным условиям. Мы в этой гонке были 6-ми. Заметил, что на левом галсе в бейдевинд лодка идет на узел быстрее. На стоянке проверил затяжку вант - на 2см левая ванта короче правой, но изменить без хорошего инструмента нереально. На попутных курсах тоже проигрываем. Думаю, что из-за слишком маленького стакселя. Ночевали там же, на якорях. 

189016_1862191524780_1540724007_1934703_905028_n.jpg 

Третья гонка (Ле Санс - Доминика, 28мм) началась с обрыва блока на гика шкоте. Устранили довольно быстро, Андрей сразу понял, что я от него хочу, завели страховку, набили на ней грот, потом передернули шкот через свободный блок под мачтой. Все сделали довольно быстро, но потеряли часть высоты за счет недобитого грота и возни. Пропустили пяток лодок, две из которых потом догнали. Обогнули оттяжной знак под одним из островков и дальше одним галсом пошли к Доминике. Скучно - маневров нет, ошибок никто не делает. Интрига появилась в самом конце гонки - финиш стоял в бухте у города Портсмут, на северо-западной оконечности острова. При преобладающих восточных ветрах эта бухта в постоянной ветровой тени. И за 5 кабельтов до финиша началась тактика. Жаль, что времени до финиша было мало и мы не смогли обогнать еще две лодки.

Финишировали на 9м месте. Стали на якорь недалеко от берега, грут мягкий, якорь держит плохо. Поехали к местным пограничникам и оформили вход в Доминику. Кстати, они сидят в правом дальнем углу бухты, примерно 3 км по берегу центра. Сначала погранцы просили 17 долларов США (6чел Х 2.5 + 2.5 за лодку). Потом, увидев, что русских много, со словами "а у нас уже рабочий день закончился" подняли цену в 2.5 раза. В итоге мы заплатили чуть более 30 евро. Принимают любые деньги, сдачу дают в местных карибских долларах. Красивые деньги, жаль, что не привез. Ночь была беспокойная - туземцы шарились между яхтами и нас предупреждали о возможном воровстве. На следующий день, увидев на одном из местных дилеров туфли Sebago, у нас не было ни тени сомнения откуда они у него взялись. Кроме того постоянно яхты срывало с якорей и необходимо было нести вахту. Вокруг нас яхты постоянно перекидывали якоря, потому что якоря не держали. Мы стали удачно и якорь держал надежно. 
  
197536_1862138123445_1540724007_1934558_7171108_n.jpg 


Следующий день был объявлен ленивым и был посвящен экскурсиям по острову. А начался он с операции по предотвращению столкновения сорвавшегося с якоря катамарана с другими яхтами. И если до этого я с опаской относился к местной привычке запуска двигателя без ключа, то после этого случая я понял, что это необходимо в этих краях. Иначе мы бы не смогли отбуксировать пустой чужой катамаран. После того как я с датчанином переставили кат в безопасное место и я вернулся на борт, к нам подъехал туземец из швартовщиков и попросил завести двигатель и проверить на обратном ходу как держит якорь. Якорь держал, но этим я его подорвал. И через полчаса нашу лодку Коля Коваленко перешвартовывал самостоятельно. В тот день сорвало еще 8 яхт, но все обошлось без столкновений и происшествий. Стремное дело якорные стоянки.  

199669_1862138243448_1540724007_1934559_3300651_n.jpg 

Остров понравился, необычно густая растительность, много фруктовых деревьев, развито выращивание бананов и ананасов. На этом же острове снимали 2х и 3х "Пиратов Карибского моря". Много укромных бухт, водопадов, есть сплав по горным рекам и множество пешеходных маршрутов с маленькими отелями до пути. Остров называют жемчужиной эко-туризма. Праворульные машины, английский язык, местные деньги с изображение британской королевы. Все здесь говорит о том, что Британцы ушли не так давно. Местное население гораздо более некрасивое по сравнению с Гваделупой. Один из членов нашего экипажа выдвинул версию, что англичанам не пристало вступать в связи с рабами, потому население острова и осталось в оригинальном виде. А на Гваделупе были французы, которым все-равно с кем и во что вступать и это сильно изменило вид местных. Что же, похоже на правду.  

197326_1865572889312_1540724007_1940700_604909_n.jpg 

После ленивого дня помитинговали на судейском судне, разошлись по лодкам и приготовились к старту четвертой офшорной гонки Доминика - Гваделупа (30мм). Со старта ушли курсом галфинд на оттяжной знак в южной части Портсмутской бухты. Около знака намечалась нешуточная борьба переходящая в давку, поэтому мы ушли на несколько корпусов выше, раньше сделали поворот и прошли между знаком и кучей яхт. Потом бейдевиндом пошли на оконечность острова Доминика. Впереди нас под спинакером красиво стояла яхта "Гранитогресс". Ребята мои не могли понять зачем те поставили спинакер, ведь накануне я им объяснял курсы и несения тех или иных парусов. Оказалось, что все проще - это не столько спинакер, сколько рекламный баннер. Т.е ГГ все-равно было как и каким идти, лишь бы в каждой гонке помахать баннером. Теперь и я знаю, что ГГ это лучший в мире гранит и гресс. Обогнали и их.

В тени острова, воспользовавшись явно заметными ветровыми пятнами, обогнали еще две лодки. Вышли из-за острова, ветер усиливается, по УКВ звучит команда "одеть спасательные жилеты". Ветер все сильнее. На порывах больше 30 узлов. На двух лодках впереди берут рифы. В такую погоду с не очень подготовленным экипажем это высший пилотаж и неоправданный риск. Добил оттяжку, сбросил погон и чуть стравил грот. Лодка пошла ровнее и увереннее. Через пять часов мы увидели финиш, на котором были пятыми. Это лучший наш приход в этой регате. После финиша купались за кормой, шутили, фоткались и возвращались в гавань Бас-дю-Фор, из которой ушли несколько дней назад. На входе, в отличие от Средиземки, никто не говорит куда швартоваться, никто не помогает, никто не заводит носовой на буй, который с борта просто так не достать. "Наверно у них уже закончился рабочий день", сказал кто-то из экипажа. Наверно так и есть, подумал я и вспомнил анекдот про пальму и туземца.

196962_1862139803487_1540724007_1934573_5561113_n.jpg 

День закончился вечеринкой в легендарном кафе "Route du Rhum". Мы его обнаружили еще в первый день и выяснили из разговора с местными, что именно сюда, в эту гавань и в этот бар приходят на финиш с 1978г яхты, которые принимают участие в едва ли не самой сложной и рискованной гонке одиночек через Атлантику. Стартуют яхты в ноябре в Сент-Мало, а финишируют здесь, где был финиш у нас, у входа в гавань Бас-дю-Фор. В баре на стенах висят фото и портреты легендарных гонщиков, а в гавани стоит несколько десятков яхт, катамаранов и тримаранов, которые принимают участие в этой гонке. Здесь же есть пирс и памятная доска в честь великого французского гонщика Мишеля Малиновского, который в первом Ромовом рейсе проиграл на финише 98 секунд канадцу Бирчу.

199034_1862188244698_1540724007_1934682_1443553_n.jpg 

На следующий день была короткая финально-медальная гонка (18мм) - три петли вдоль берега. С каждым стартом чувствую лодку лучше. Поэтому не сомневаясь "ныряю" в дырку между группой яхт, которые стоят за 10 сек до старта против ветра и без хода и приводят друг друга, и судейским судном. Где-то слева сзади слышу "не пущу", но не пойму кому это? У меня достаточно места для прохода и если кто и мог бы меня приводить, так это Андрей Новиков на лодке №5. Но я привожусь раньше, чем опасно приближусь к нему и беру старт. Чуть проиграл тем, кто ближе к знаку, но выиграл в высоте. Ушел с группой яхт вправо... и проиграли - левая сторона оказалась выгоднее. На верхнем знаке в хвосте. На попутняке случайно обогнали две лодки. Хорошо обогнули знак и ушли влево в берег. Пару галсов и на знак вышли в голове дивизиона. Попутняк без ошибок. Перед нижним знаком, видимо, переинструктировал, ребята волновались и запутались в шкотах. Под ветром две лодки, которые не пускают. Пришлось отвернуть вправо по отходу. Пока разбирались, распутали шкоты, пропустили еще две лодки. Чуть отыгрались, но на финише на отходе на полкорпуса пропустили еще одну лодку. В результате 6й приход. После финиша нас извещают, что ГГ подал на нас протест. Жаль, что вместо приятного купания за бортом приходится спешить в гавань и идти на разбор. Но вариантов нет. Протестов было много, наш разбирали последним, успел устать, отдохнуть, поесть и сходить в душ еще раз. Разбор был не долгим. Нам в вину ставилось то, что мы мол опасно маневрировали между судейским и остальными участниками. Я был увереннее и аргументировал свою позицию яснее и четче. В результате протест отклонили и место оставили.

188530_1862139523480_1540724007_1934570_1022195_n.jpg 

Заправились водой и топливом, навели порядок на лодке, сдали лодку и полетели по домам. Оглядываясь можно сказать, что общее пятое место и это, в целом, неплохой результат. Для команды новичков и на такой лодке. Самое главное, что все живы, здоровы, ничего не поломали, весь экипаж получил море удовольствия и желание еще ходить и еще участвовать. Это самое главное. Да и сама регата, несмотря на некий скепсис среди виртуальных гонщиков, понравилась - организаторы делали всеправильносудьи аккуратно ставили дистанцию и вовремя реагировали на пожелания и предложения, ветра было достаточно, погода хорошая, спортивная и развлекательная часть на уровне. Мелкие шероховатости не в счет, их нет только там, где ничего нет. Ну и Карибы это действительно рай и яхтенная зимняя мекка. 

P.S. Встретил на якоре у Доминики четыре польские яхты, поднялся на борт, разговорились. Осенью 2006 года пришли со Средиземки на зиму, и все никак уйти не могут. Говорят может этой весной, но как-то очень неуверенно говорят. Видимо климат, регги и запах свободы не отпускает. 

Автор текста Дмитрий Зарицкий 2011